Напоминание

Методические рекомендации по выполнению курсовой работы


Автор: Гайфуллина Фирюза Рафаиловна
Должность: методист заочного отделения
Учебное заведение: ГБПОУ РБ Башкирский республиканский колледж культуры и искусства
Населённый пункт: город Стерлитамак, Республика Башкортостан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методические рекомендации по выполнению курсовой работы
Раздел: дополнительное образование





Назад




Министерство культуры Республики Башкортостан

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Башкирский республиканский колледж культуры и искусства

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

по учебной дисциплине ОП.01 Педагогика

специальности 44.02.03 «Педагогика дополнительного образования»

по видам - Музыкальная деятельность, Сценическая деятельность

Стерлитамак - 2017

1

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..………..…..…4

1. Общие рекомендации .................................................................................... 4

2.Требования к структуре и содержанию курсовой работы ………….….….. 6

2.1. Требования к составлению введения …………………………………….…6

2.2. Требования к основной части курсовой работы ……………..…….…….. 8

2.3. Требования к написанию и оформлению второй части ……………….…9

2.4. Требования к написанию заключения …………………….…………......10

2.5. Список использованной литературы ……………………………….……10

2.6.

Оформление приложения ……………………………….……..……… 11

3. Методы научного исследования ……………………………………… 12

4.Требования к оформлению курсовой работы ………………………..……. 16

5. Порядок защиты курсовой работы………………………….…………….. 16

6. Критерии оценки курсовой работы ……………………………………...... 17

Приложения

Приложение 1. Образец оформления титульного листа

Приложение 2. Образец оформления Содержания

Приложение 3. Образец отзыва на курсовую работу

Приложение 4. Пример оформления списка литературы к курсовой работе

Приложение 5. Образец изложения диагностических методик

ВВЕДЕНИЕ

Выполнение

и

оформление

курсовых

работ

один

из

важных

и

перспективных

видов

исследовательской

деятельности

в

системе

педагогического образования.

Курсовая

работа

- исследование

научно-практического

характера,

позволяющее

судить

о

приобретенных

студентом

знаниях

и

умении

2

применять

их

на

практике. В

творческом

взаимодействии

студента

и

преподавателя формируется личность будущего педагога, развивается умение

решать

актуальные

педагогические

и

методические

проблемы,

самостоятельно

ориентироваться

в

научной

педагогической

и

психологической литературе, успешно применять на практике теоретические

з н а н и я . Самостоятельная

учебно-исследовательская

деятельность

обучающихся

при

её

организации

и

квалифицированном

руководстве

со

стороны

опытных

педагогов

призвана

способствовать

повышению

эффективности

профессиональной

подготовки,

развивать

способности

и

творческое

мышление,

формировать

исследовательские

навыки

и

умения

применять теоретические знания в профессиональной деятельности.

Курсовая работа – это либо небольшая по объему самостоятельная

работа, либо фрагмент будущей дипломной работы, посвященная изучению

какой-либо проблемы или явления в социально - культурной сфере. В любом

случае

курсовая

работа

должна

содержать

элементы

самостоятельного

научного творчества, исследовательской деятельности. Возможна курсовая

работа реферативного характера (изучение по литературным источникам), но

и

в

этом

случае

её

выполнение

предполагает

теоретический

анализ

и

самостоятельно сформулированные выводы.

Выполнение

курсовой

работы

предусмотрено

учебным

планом

и

обязательно для каждого студента.

1. Общие рекомендации

Курсовая

работа

является

видом

самостоятельной

исследовательской

деятельности студентов в рамках избранной педагогической специальности.

Цели написания курсовой работы - углубленное освоение лекционного

курса; приобретение умений и навыков в области решения педагогических

задач и ситуаций. В результате выполнения курсовой работы студент должен

показать

готовность

к

овладению

основными

умениями

ве сти

исследовательскую деятельность.

Задачи курсовой работы по педагогике:

а)

закрепить,

углубить

и

расширить

теоретические

знания,

практические умения и навыки в соответствии с содержанием дисциплины;

б) овладеть навыками самостоятельной работы;

в) выработать умения формулировать суждения и выводы, логически

последовательно и доказательно их излагать;

г) выработать умение публичной защиты.

Текст курсовой работы должен демонстрировать:

знакомство автора с основной литературой вопроса;

умение выделить проблему и определить методы её решения;

умение последовательно изложить существо рассматриваемых вопросов;

владение соответствующим понятийным и терминологическим аппаратом;

3

уровень навыков по сбору и анализу собранного материала;

уровень навыков библиографической работы;

умение грамотно изложить состояние изучаемого вопроса в современной

литературе на основе ее анализа;

умение выполнить фрагмент опытно-экспериментальной работы;

ум е н и е

о б р а б от ат ь

п ол у ч е н н ы й

э м п и р и ч е с к и й

м а т е р и а л ,

проанализировать, систематизировать, интерпретировать и делать выводы;

творческий подход к работе.

Курсовая работа по педагогике может быть теоретической, теоретико-

экспериментальной или проектной.

Как

правило,

теоретическая

работа

посвящается

историко-

педагогической проблематике. Тем не менее, в теоретической работе вполне

возможно

использование

эмпирического

материала

каче стве

аргументирования,

иллюстрирования

тех

или

иных

теоретических

положений).

Курсовая работа практической направленности раскрывает проблемы

современной

дидактики,

поэтому

выход

на

реальную

действительность,

практическую

деятельность

в

этих

работах

необходим.

Опытно-

экспериментальная

работа,

либо

педагогический

эксперимент

является

обязательной частью курсовых работ по педагогике.

Проектная курсовая работа представляет собой методическое описание

какой-либо

разработки,

проекта,

авторской

методики

с

необходимыми

расчетами эффективности использования данного проекта.

Тематика

курсовых

работ

должна

отвечать

учебным

задачам

теоретического курса, быть увязана с практическими задачами общего и

профессионального образования, теорией и историей педагогики, так или

иначе связанными с педагогикой и образованием.

Выбор

темы

исследования. Конкретная

тематика

курсовых

работ

должна отвечать следующим требованиям:

• соответствовать задачам подготовки специалистов;

учитывать

направления

и

проблематику

современных

научно-

педагогических исследований;

учитывать

разнообразие

интересов

студентов

в

области

психолого-

педагогической теории и практики;

• разрабатывать актуальные проблемы воспитания и обучения детей.

Темы

курсовых

работ

определяются

преподавателем

совместно

со

студентом.

Студент

работает

по

теме,

соответствующей

его

интересам.

Выбирая тему, нужно исходить из реальных возможностей студента собрать

необходимый материал – фактический, исследовательский, документальный,

библиографический и т.п.

После

того,

как

тема

курсовой

работы

выбрана

и

согласована

с

научным

руководителем,

составляется

календарный

план,

в

котором

определяются сроки выполнения основных этапов курсовой работы. План

4

облегчает контроль за ходом выполнения исследования и помогает студенту

самостоятельно и осознанно выполнять курсовую работу.

2.

Требования к структуре и содержанию курсовой работы

Структура курсовой работы: титульный лист, содержание, введение,

основная часть, заключение, список используемой литературы, приложение.

Титульный лист. Он оформляется с учетом следующих требований.

Вверху

название

учебного

заведения.

В

середине

листа

указывается

наименование

дисциплины,

ниже

название

темы

курсовой

работы;

фамилия, имя, отчество студента, а также курс и факультет указываются

ниже справа, под ними – фамилия, имя, отчество научного руководителя.

Внизу – год написания курсовой работы.

Содержание. В нем последовательно излагаются названия пунктов и

подпунктов плана курсовой работы. При этом их формулировки должны

точно

соответствовать

содержанию

работы,

быть

краткими,

четкими,

последовательно

и

точно

отражать

ее

внутреннюю

логику.

Обязательно

указываются страницы, с которых начинается каждая часть или параграф

работы.

Введение,

каждая

новая

часть

и

заключение

всегда

начинаются

с

новой страницы. Выводы могут быть представлены отдельной частью или

завершать отдельным параграфом эмпирическую часть.

Наиболее распространенными ошибками этой части курсовой работы

являются

1)

отсутствие

названий

у

частей

(они

не

могут

быть

озаглавлены

«Теоретическая часть» и «Эмпирическая часть»);

2) отсутствие страниц или их двойное указание (например, 19 – 26);

3) неправильная нумерация параграфов (например, §1 вместо 1.1.).

2.1.

Требования к составлению введения

Введение. Эта часть работы содержит обоснование актуальности темы

исследования, основные характеристики курсовой работы (проблема, объект,

предмет, цель, задачи, гипотезу исследования, методы и базу исследования).

Объект

круг

педагогических

явлений,

на

которые

направлено

внимание исследователя. Отвечает на вопрос: «Что рассматривается?»

Предмет – относительно чего исследователь пытается получить новое

знание. Предмет отвечает на вопрос «как» - как рассматривается объект

именно

в

данном

исследовании

и

обозначает

средство,

условие

формирования, развития или совершенствования какого-либо процесса.

Цель

конечный

результат

исследования,

то,

ради

чего

оно

проводится.

5

Задачи исследования – промежуточные этапы, достижение которых

необходимо

для

реализации

поставленных

целей.

Задачи

отвечают

на

вопрос: «Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута».

Гипотеза

исследования

выдвинутое

научное

предположение,

которое

либо

подтверждается,

либо

опровергается

в

ходе

исследования.

Гипотеза

формулируется

так,

чтобы

ее

можно

было

развернуть

в

виде

утверждения

«если

…,

то….».

Гипотеза

представляет

собой

знание

не

достоверное,

а

вероятное.

Это

такое

высказывание,

истинность

или

ложность которого не установлена. Процесс установления истинности или

ложности гипотезы и есть процесс познания.

Актуальность курсовой

работы

обосновывается,

с

одной

стороны,

анализом

сложившейся

ситуации,

выделением

некоторого

социального

противоречия, с другой – отсутствием необходимой научной информации или

приемов

и

методов

воздействия

с

целью

разрешения

выявленного

противоречия. Актуальность поднимает вопрос: почему именно эту проблему

нужно в настоящее время изучать.

Новизна

работы

описание

вклада,

сделанного

в

работе,

в

педагогическую науку; раскрытие нового подхода, успешно проверенного в

курсовой работе. Значимость работы – раскрытие либо теоретического, либо

практического «выхода», описание того, как могут применяться полученные

результаты. Объем введения – 2-3 страницы текста.

Для того чтобы проверить правильно ли сформулированы основные

характеристики

исследования,

постарайтесь

ответить

на

следующие

вопросы:

– при выявлении проблемы исследования: – Что надо изучить из того, что

ранее не было изучено?

при

выборе

темы

исследования: –

Нашло

ли

отражение

проблема

исследования в его названии?

при

обосновании

актуальности: –

Почему

эту

проблему

необходимо

изучать именно сегодня?

– при определении объекта исследования: – Что будет исследоваться?

при

определении

предмета

исследования:

– Какие новые отношения,

свойства,

аспекты,

стороны,

функции

и

т.

д.

объекта

подлежат

исследованию или углубленному изучению?

– при формулировке цели исследования: – Какой результат исследования

Вы намерены получить?

– при определении задач исследования: – Что нужно сделать, чтобы цель

была достигнута? Позволяет ли последовательное решение этих задач

достичь поставленную цель?

– при выдвижении гипотезы исследования: – Каким из возможных путей

следует идти, чтобы достичь цель исследования?

– при выдвижении положений, подлежащих публичной защите: – Что не

очевидно в объекте и предмете исследования, что в нем такого, что не

замечают другие?

6

Во

введении

также

отражается

краткая

информация

о

замысле

исследования.

Здесь

не

следует

увлекаться

ссылками

на

литературу

и

особенно

цитатами.

Оно

должно

занимать

не

более

2–3

страниц

машинописного текста.

2.2.

Требования к основной части курсовой работы

Основная часть курсовой работы включает в себя содержание не менее

двух

частей. В первой (теоретической) части

работы представлен обзор

литературы

по

выбранной

теме. В ней раскрываются история и теория

исследуемого

вопроса,

дается

критический

анализ

литературы,

показываются

позиции

автора. Обзор

литературы

подразумевает

не

реферирование,

а

углубленный

анализ

и

систематизацию

имеющихся

п о д хо д о в

и с с л е д о в а н и я . А в т о р

к у р с о в о й

р а б о т ы

д о л ж е н

продемонстрировать

свое

понимание

развития

проблемы.

Завершать

литературный

обзор

рекомендуется

четко

сформулированным

резюме,

содержащим

краткие

выводы.

Следует

обратить

особое

внимание

на

цитирование. Рекомендуется использовать один из двух основных способов

ссылок:

Возможны два способа цитирования:

1.

прямое цитирование, в этом случае в кавычках дословно повторяется

текст из соответствующего источника (в ссылке на источник в этом случае

через

точку

с

запятой

требуется

точно

указать

страницу,

на

которой

начинается данная цитата);

2.

косвенное цитирование, когда одна или несколько мыслей, возможно из

разных мест цитируемого источника излагаются автором диплома своими

словами, но более или менее близко к оригинальному тексту и со ссылками

на первоисточники.

Работу следует начинать с подбора литературы по теме исследования.

Следует

правильно

понимать

метод

теоретического

анализа

и

не

сводить курсовую работу к переписыванию целых страниц из 2-3 источников.

Чтобы исключить плагиат, теоретические положения необходимо приводить

со ссылкой на источник, в качестве которого не рекомендуется использовать

учебники. Написание курсовой работы предполагает более глубокое изучение

избранной темы, чем она раскрывается в учебной литературе.

Не следует перегружать работу длинными цитатами из авторитетной

теоретической

публикации.

Например,

характеризуя

какое-либо

понятие,

надо своими словами пересказать, кто из ученых и в каких источниках дает

определение (понятие) этого термина, и обязательно сравнить разные точки

зрения, показать совпадения и расхождения, а также наиболее доказательные

выводы в рассуждениях ученых.

При

написании

курсовой

работы

следует

просмотреть

журналы:

«Педагогика»,

«Народное

образование»,

«Мир

образования»

и

другие

педагогические журналы.

7

Перед составлением обзора необходимо определить основные понятия

по теме исследования, чтобы использование их было однозначным. Это

означает, что-то или иное понятие, которое в педагогике разными авторами

может

трактоваться

по-разному

(например,

воспитание

в

“широком”

и

“узком” смыслах) должно во всем тексте данной работы, от начала до конца,

иметь лишь одно, четко определенное автором значение. После того, как

определение понятий будет сделано, начинается поиск их толкований в

следующих источниках:

• энциклопедии: общие (БСЭ, МСЭ и др.) и специальные (например,

педагогическая, психологическая, философская и др.);

• толковые словари: общие (С. Ожегова, В. Даля и др.) и специальные

(например, педагогический, психологический, социологический);

• учебники и монографии по теме исследования.

Для

написания

обзора

по

теме

исследования

целесообразно

использовать не менее 20 источников.

2.3.

Требования к написанию и оформлению второй части

Во

второй

части теоретико-экспериментальной

курсовой

работы

следует описание опытно-экспериментальной работы, если она имеет место.

В

ней

излагаются

методы,

организация

и

результаты

самостоятельно

проведенного фрагмента исследования и заканчивается раздел подведением

итогов.

Подробно

дается

характеристика

испытуемых,

возраст,

количество,

описывается

материал,

используемый

в

опытной

работе,

и,

если

он

представляет

собой

изображение

предметов,

то

вставляется

в

текст

или

приложение. Здесь указывается, какое оборудование (например, аппаратура)

использовалось;

необходимо

описать

и

весь

ход

работы,

включая

инструкцию,

которая

давалась

испытуемым.

Следует

упомянуть,

каким

способом обрабатывались полученные данные.

Опытная или опытно-экспериментальная работа, являющаяся частью

курсовых

работ

по

педагогике,

должна

быть

спланирована

студентом,

утверждена

научным

руководителем

и

подтверждена

анкетами,

записями

интервью и т.д. Рекомендуемое количество опрошенных воспитанников - 10-

15.

Следующим

важным

моментом

в

работе

является

объяснение

результатов, в ходе которого необходимо ответить на такие вопросы: Почему

так получилось? В чем причины? Как можно объяснить тот или иной факт?

На

этом

этапе

работы

необходимо

объяснить

полученные

данные.

Необходимо выяснить, подтвердилась или нет гипотеза исследования.

Результаты

опытно-экспериментальной

работы

могут

быть

представлены

в

таблицах,

графиках,

диаграммах

и

т.

д.

К

таблицам,

рисункам следует сделать подписи – краткие, понятные, под рисунками

поместить

пояснения,

расшифровку

сокращений

т.

д.

Все

иллюстрации

8

нужно

выполнять

аккуратно.

Здесь

же

можно

привести

выдержки

из

словесных отчетов.

Теоретическая и эмпирическая части работы (имеющие каждая свое

название)

должны

быть

примерно

равными

по

объему.

Если

обзор

литературы составляет 12 страниц, то описание проведенного исследования

должно быть 10 - 12 страниц.

Выводы представляют собой краткое и емкое изложение по пунктам

основных

результатов

исследования

и

должны

соответствовать

поставленным в исследовании целям.

Не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного

числа: “я наблюдал”, “я считаю”, “по моему мнению” и т. п. Корректнее

использовать

местоимение

“мы”,

но

желательно

обойтись

и

без

него.

Допускаются обороты с сохранением первого лица множественного числа, в

которых

исключается

местоимение

“мы”,

т.

е.

фразы

строятся

с

употреблением

слов

“наблюдаем”,

“устанавливаем”,

“имеем”.

Можно

использовать выражения: “на наш взгляд”, “по нашему мнению”, однако

предпочтительнее

писать

“по

мнению

автора”

(курсовой

работы)

или

выражать ту же мысль в безличной форме: “изучение педагогического опыта

свидетельствует о том, что...”, “на основе выполненного анализа можно

утверждать, что...”, “проведенные исследования подтвердили, что ...” и т. п.

В курсовой работе должно быть соблюдено единство стиля изложения,

обеспечена орфографическая, синтаксическая и стилистическая грамотность

в

соответствии

с

нормами

современного

русского

языка.

Не

следует

употреблять

как

излишне

пространных

и

сложно

построенных

предложений, так и чрезмерно кратких, лаконичных фраз, слабо между

собой связанных, допускающих двойное толкование и т. п.

2.4. Требования к написанию заключения

В

заключении

содержатся

итоги

работы,

важнейшие

выводы,

к

которым

пришел

автор;

указываются

их

практическая

значимость,

возможность

внедрения

результатов

работы

и

дальнейшие

перспективы

исследования темы. Важнейшее требование к заключению – его краткость и

обстоятельность; в нем не следует повторять содержание введения работы. В

целом заключение должно давать ответ на следующие вопросы:

• зачем предпринято студентом исследование;

• что сделано;

• к каким выводам пришел автор.

2.5.Список использованной литературы

Список

использованной

литературы

составляется

в

алфавитном

порядке

фамилий

авторов

или

названий

произведений

(при

отсутствии

фамилии автора).

9

Обращается

внимание

на

год

издания

библиографических

ссылок.

Рекомендуется преимущественно использовать публикации последних лет.

Допустимы ссылки на интернет-источники. В этом случае следует указать

фамилию автора, название работы, год издания, адрес сайта. Нежелательно

давать больше 3-4 ссылок на интернет-источники.

Типичные ошибки работы с библиографией:

1. расположение литературных источников не в алфавитном порядке;

2. отсутствие года издания и количества страниц;

3.

нарушение

единообразия

оформления

(нельзя

в

одном

пункте

указывать полные выходные данные, а в другом – минимальные);

4. вынесение инициалов автора перед фамилией.

В

список

включаются

все

использованные

автором

работы

и

литературные источники независимо от того, имеются ли в тексте ссылки на

не включенные в список произведения или последние не цитировались, но

были использованы автором в ходе работы.

В списке применяется общая нумерация литературных источников.

При оформлении исходных данных источника указываются фамилия и

инициалы автора, название работы, место и год издания, общее количество

страниц.

Например:

Образец оформления монографии

1. Карпова Е.В. Введение в специальность и культура умственного

труда. – Ярославль, 1994. – 116 с. Если это коллективный сборник, то

оформлять нужно следующим образом:

Введение

в

научное

исследование

по

педагогике

/Под

ред.

В.И.

Журавлева. – М., 1988. – 239 с.

Образец оформления статьи

Пидиповский

В.Я.

Требования

к

личности

учителя

в

условиях

высокотехнологического общества // Педагогика. –2011. – № 5. – С. 97-103.

Если

журнал

не

является

центральным

изданием,

то

указывается

место издания. Например:

Кузьмина Н.В. Творческий потенциал специалиста. Акмеологические

проблемы развития // Гуманизация образования. – Бийск, 2001, – № 1. – С.

41-54,

При оформлении газетной статьи после номера газеты пишутся три

начальные буквы названия месяца, в котором вышла газета. Например:

Петражицкий

Л.И.

Техника

научного

самообразования

//

Татьянин

день. – 2001. – №3(23). – авг. – С 8-10.

2.6. Оформление приложения

Обычно оформляются на отдельных листах, причем каждое из них

должно

иметь

свой

тематический

заголовок

и

в

правом

верхнем

углу

10

надпись:

«Приложение»

с

указанием

его

порядкового

номера;

если

приложений несколько, то: «Приложение 1», «Приложение 2» и т. д.

В приложении помещаются анкеты (составленные самостоятельно), с

помощью

которых

осуществляется

сбор

эмпирического

материала,

конспекты

уроков

или

воспитательных

мероприятий,

протоколы

наблюдений, сценарии праздников, детские рисунки, фотографии и т. д.

3. Методы научного исследования

В соответствии с логикой научного поиска осуществляется разработка

методики исследования. Она представляет собой комплекс теоретических и

эмпирических методов, сочетание которых дает возможность с наибольшей

достоверностью исследовать такой сложный и многофункциональный объект,

каким является образовательный процесс. Применение целого ряда методов

позволяет всесторонне изучить исследуемую проблему, все её аспекты и

параметры.

Методы исследования в отличие от методологии – это сами способы

изучения

явлений,

получения

научной

информации

о

них

с

целью

установления

закономерных

связей,

отношений

и

построения

научных

теорий.

Методы

исследования

это

совокупность

действий,

которые

предпринимает

исследователь,

чтобы

в

заданных

условиях

решить

поставленные задачи и достичь цели работы. Методы исследования должны

удовлетворять

общеметодологическим

принципам

и

требованиям:

объективности,

научности,

доказательности,

достоверности,

единства

логического

и

исторического,

изучение

фактов,

явлений

и

процессов

во

взаимосвязи и развитии, соотнесения существующего и должного, единства

исследовательской и практической деятельности.

К

важнейшим

методам

исследования

о т н о с я т с я : изучение

литературных,

архивных

и

других

источников;

изучение

и

обобщении

опыта; изучение продуктов деятельности

документации, планов, работ,

журналов,

протоколов

и

т.д.);

наблюдение;

методы

опроса

(беседы,

интервью,

анкетирование);

эксперимент;

математические

методы

обработки данных и статистические методы. Перечисленные методы ещё

называют методами эмпирического познания явлений. Они служат средством

сбора научно-педагогических фактов, которые подвергаются теоретическому

анализу, поэтому и выделяется специальная группа методов теоретического

исследования.

3.1 Изучение литературных источников

Один

из

основных

методов,

с

которого

начинается

исследование.

Работа по изучению литературы предполагает:

составление библиографического списка (в алфавитном порядке);

поиск необходимой литературы по каталогам в библиотеках;

11

прочтение литературных источников и составление библиографических

карточек на них;

повторное углубленное изучение литературных источников, фиксирование

и систематизация литературных данных.

При работе с литературой рекомендуется следующее:

нецелесообразно начинать с детального изучения отдельных источников,

надо лишь в общих чертах ознакомиться с содержанием книги (можно

выписать оглавление и отдельные карточки);

начинать изучение литературы с работ более общего характера, затем –

переходить к источникам, где освещаются более частные проблемы;

при первом прочтении книги необходимо выяснить её структуру и главное

содержание,

обратить

внимание

на

выводы

и

список

рекомендуемой

литературы,

определить

пригодность

источника

и

данных

в

нем

рекомендаций для целей курсовой работы;

при повторном чтении выделить главные мысли и основные положения,

провести анализ изложенных выводов;

важно критически относиться к сведениям и сопоставлять их с данными

собственных наблюдений и точками зрения других исследователей.

Существуют три основных формы записи «чужих мыслей»:

Конспект – (о лат. conspektus – обзор) – это обзор прочитанного, в

котором дается последовательное описание основного содержания книги или

статьи в повествовательной форме. Обязательное требование – краткость,

запись только положений и их аргументации без деталей и мелочей.

Тезис

основополагающее

суждение,

кратко

излагающее

одну

из

основных мыслей произведения (текста).

Цитата – дословная выдержка из подлинного текста, в которой четко

выражена мысль высказавшего её автора. Обязательно берется в кавычки,

сопровождается ссылками на автора и источник. Пропуски и незаконченные

фразы в тексте цитаты, допускаемые в целях её сокращения (без искажения

смысла), заменяются тремя точками.

Если текст сопровождается библиографическим списком, то в скобках

(чаще

всего

квадратных)

после

цитаты

указывается

номер

источника

по

прилагаемому списку и страница, с которой взята цитата: [12, с.16]. Все

литературные источники, приведенные в списке литературы должны быть

обязательно так или иначе использованы в тексте работы, то есть на них

обязательно должны быть ссылки.

3.2. Методы изучения опыта

Это

способы

исследования

реально

складывающегося

опыта

организации

процесса. При изучении, например, педагогического опыта

применяются

такие

методы,

как

наблюдение,

беседа,

интервью,

анкетирование,

изучение

письменных,

графических

и

творческих

работ

12

учащихся,

педагогической

документации.

Эти

работы

могут

дать

необходимые сведения об индивидуальности учащегося, о его отношении к

работе и о достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области.

3.3. Методы опроса

Беседа

– самостоятельный или дополнительный метод исследования,

применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения

того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по

заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения.

Беседа ведется в свободной форме без записывания ответов собеседника.

Разновидностью беседы является интервьюирование, привнесенное в

педагогику

из

социологии.

При

интервьюировании

исследователь

придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной

последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.

Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те,

кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Беседу и

интервью

называют

опросом

«лицом

к

лицу»,

анкетирование

заочным

опросом.

Результативность

всех

видов

опроса

зависят

от

содержания

и

структуры задаваемых вопросов. План беседы, интервью и анкета – это

перечень вопросов (вопросник).

Наблюдение проводится

обычно

по

заранее

намеченному

плану

с

выделением конкретных объектов наблюдения. Этапы наблюдения:

определение задач и цели (для чего, с какой целью ведется наблюдение);

выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать);

выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и

наиболее

обеспечивающего

сбор

необходимой

информации

(как

наблюдать);

выбор способов регистрации полученной информации (каков результат).

Различают

наблюдение включенное, если

наблюдатель является для

испытуемых

«привычным»,

сам

участвует

в

педагогическом

процессе,

взаимодействует с детьми, наблюдая за ними;

невключенное наблюдение,

когда

исследователь находится в среде детей (в группе, в классе), но не

взаимодействует, оценивая происходящее «со стороны»; открытое и скрытое

(инкогнито); сплошное и выборочное. Наблюдение – это очень доступный

метод, но он имеет свои недостатки, связанные с тем, что на результаты

наблюдения

оказывают

влияние

личностные

особенности

(установки,

интересы, психические состояния) исследователя.

Эксперимент

Этот метод является наиболее интересным и специфическим для

исследований.

Эксперимент

предполагает

вмешательство

исследователя

в

различные

стороны

объекта

изучения,

в

его

функционирование

и

представляет собой научно поставленный опыт, связанный с наблюдением

исследуемых

явлений

или

процессов

в

специально

создаваемы

13

контролируемых

исследователем

условиях.

То

есть,

в

эксперименте

специально создаются условия, при которых может проявиться или быть

обнаружена

закономерная

связь

между

явлениями

действительности

и

условиями их возникновения и протекания.

Проведение

эксперимента

требует

тщательной

подготовки

и

организации, которая начинается с четкого представления исследователем

цели, характера изменения условий, предполагаемых этапов и возможных

результатов эксперимента.

3.4. Математические методы

Применяются

для

обработки

полученных

методами

опроса

и

эксперимента данных, а также установления количественных зависимостей

между

изучаемыми

явлениями.

Они

помогают

оценить

результаты

эксперимента,

повышают

надёжность

выводов,

дают

основания

для

теоретических обобщений. Наиболее распространенными из математических

методов, применяемых в педагогике, являются регистрация, ранжирование,

шкалирование.

Регистрация

метод

выявления

наличия

определенного

качества

у

каждого члена группы и общего подсчета количества тех, у кого данное

качество

имеется

или

отсутствует

(например,

количество

активно

работающих на занятии и пассивных).

Ранжирование - (или метод ранговой оценки) требует расположения

собранных данных в определенной последовательности (обычно в порядке

убывания

или

нарастания

каких-либо

показателей)

и,

соответственно,

определения места в этом ряду каждого из исследуемых данных.

Шкалирование – введение цифровых показателей в оценку отдельных

сторон явлений. Для этой цели испытуемым задают вопросы, отвечая на

которые

они

должны

выбрать

одну

из

указанных

оценок.

Например,

в

вопросе о занятиях какой-либо деятельностью в свободное время выбрать

один из оценочных ответов: увлекаюсь, занимаюсь регулярно, занимаюсь

нерегулярно,

ничем

не

занимаюсь.

Сравнение

полученных

результатов

с

нормой (при заданных показателях) предполагает определение отклонения от

неё и соотнесение результатов с допустимыми интервалами.

Результаты, обработанные с помощью этих методов, позволяют показать

количественную зависимость в виде графиков, диаграмм, таблиц.

4.Требования к оформлению курсовой работы

Объем

курсовой

работы

25-30

страниц

печатного

текста

(без

приложения), выполненного через 1,5 межстрочных интервала 14 шрифтом

Times New Roman со следующими полями: левое – 3 см, правое – 1,5 см,

верхнее и нижнее – 2 см.

14

Страницы

нумеруются

(на

титульном

листе

и

содержании

номер

страницы не ставится, хотя эти 2 листа входят в общую нумерацию страниц,

поэтому нумерация основного текста работы начинается с 3 страницы).

Заголовки и подзаголовки отделяются от основного текста сверху и

снизу пробелом.

Результаты

опытно-экспериментальной

работы

могут

быть

представлены в таблицах, графиках, диаграммах и т.д. К таблицам, рисункам

следует сделать надписи – краткие, понятные, под рисунками поместить

пояснения, расшифровку сокращений т.д.

Список

литературы

составляется

в

алфавитном

порядке

фамилий

авторов или названий произведений (при отсутствии фамилии автора). В

списке

применяется

общая

нумерация

литературных

источников.

При

оформлении исходных данных источника указываются фамилия и инициалы

автора, название работы, место и год издания, общее количество страниц.

Приложения оформляются на отдельных листах, причем каждое из них

должно иметь свой тематический заголовок и в правом верхнем углу надпись:

«Приложение»

с

указанием

его

порядкового

номера;

если

приложений

несколько, то: «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д.

5.

Порядок защиты курсовой работы

Курсовая работа подлежит публичной защите.

Защита курсовых работ может проходить в форме научного доклада или

выступления - презентации. Автор работы выступает с коротким сообщением

и отвечает на вопросы преподавателей и студентов. Сообщение включает

состояние проблемы, результаты опытно-экспериментальной работы (если

она проводилась), выводы и предложения, перспективы исследования.

Комиссия (члены предметно – цикловой комиссии, включая научного

руководителя)

заслушивает

публичное

выступление

студента.

На

защите

студент кратко излагает содержание работы, после чего дает исчерпывающие

ответы на вопросы членов комиссии. Окончательная оценка курсовой работы

выставляется комиссией по качеству выполнения и итогам защиты курсовой

работы и с учетом отзыва научного руководителя.

При оценке работы учитываются: содержание работы, ее актуальность,

степень

самостоятельности,

оригинальность

выводов

и

предложений,

качество используемого материала, а также уровень грамотности (общий и

педагогический).

6.

Критерии оценки курсовой работы и процедура защиты

Оценка «отлично» выставляется за следующие показатели:

-

содержание

работы:

проанализирована

основная

литература

по

проблематике курсовой работы; суждения и выводы, теоретически и опытно

доказанные, носят самостоятельный характер; структура работы логична,

15

материал излагается научно и доказательно; научный аппарат адекватен цели

исследования и непротиворечив; отмечается творческий подход к раскрытию

темы курсовой работы.

- актуальность работы вытекает из современных научно-педагогических и

образовательных

реалий,

логично

и

доказательно

обосновывается

как

во

введении, так и в ходе всей работы.

-

степень

самостоятельности:

авторская

позиция,

проявляющаяся

в

сопоставлении уже известных подходов к решению проблемы; предложение

собственных оригинальных решений; отсутствует плагиат.

- оригинальность выводов и предложений: выводы содержат новые варианты

решений поставленной проблемы.

-

качество

используемого

материала:

первоисточники,

авторитетные

источники

по

данной

проблематике;

источники

на

иностранном

языке;

опытные данные, качественно собранные и обработанные в соответствии с

требованиями, предъявляемыми к опытным и экспериментальным работам.

-

уровень

грамотности:

владение

общенаучной,

общепедагогической

и

специальной

педагогической

терминологией;

отсутствие

стилистических,

речевых и грамматических ошибок.

Оценка «хорошо», выставляется за следующие показатели:

-

содержание

работы:

проанализирована

литература

по

проблематике

курсовой

работы,

содержатся

самостоятельные

суждения

и

выводы,

теоретически и опытно доказанные; структура работы логична, материал

излагается

доказательно;

в

научном

аппарате

содержатся

некоторые

логические расхождения.

- актуальность работы вытекает из современных научно-педагогических и

образовательных реалий, логично и доказательно обосновывается.

- степень самостоятельности: отсутствует плагиат.

- оригинальность выводов и предложений: выводы содержат как новые, так и

уже существующие варианты решений поставленной проблемы.

-

качество

используемого

материала:

первоисточники,

авторитетные

и

вторичные источники по данной проблематике; опытно-экспериментальные

данные, в сборе и обработке которых отмечаются недостатки, не носящие

принципиального характера.

-

уровень

грамотности:

владение

общепедагогической

и

специальной

педагогической терминологией; стилистические, речевые и грамматические

ошибки присутствуют в незначительном количестве.

Оценка «удовлетворительно», выставляется за следующие показатели:

-

содержание

работы:

проанализирована

литература

по

проблематике

курсовой работы, однако суждения и выводы не являются самостоятельными;

имеются

незначительные

логические

нарушения

в

структуре

работы,

материал излагается ненаучно и часто бездоказательно; в научном аппарате

содержатся существенные логические нарушения.

16

- актуальность работы вытекает из современных научно-педагогических и

образовательных реалий, однако слабо обосновывается во введении и не

раскрывается в ходе всей работы.

- степень самостоятельности: компилятивность.

-

оригинальность

выводов

и

предложений:

выводы

содержат

уже

существующие варианты решений поставленной проблемы.

-

качество

используемого

материала:

вторичные

источники

по

данной

проблематике,

учебники;

опытно-экспериментальные

данные

собраны

и

обработаны не качественно или отсутствуют.

- уровень грамотности: слабое владение общепедагогической и специальной

педагогической терминологией; стилистические, речевые и грамматические

ошибки.

Оценка «неудовлетворительно», выставляется за следующие

показатели:

-

содержание

работы:

не

проанализирована

литература

по

проблематике

курсовой работы, суждения и выводы отсутствуют; логика работы нарушена,

материал излагается бездоказательно.

- актуальность работы не обосновывается.

- степень самостоятельности: наличие плагиата.

- оригинальность выводов и предложений: выводы отсутствуют.

-

качество

используемого

материала:

вторичные

источники

по

данной

проблематике,

учебники;

опытно-экспериментальные

данные

отсутствуют

при их необходимости.

- уровень грамотности: употребление общепедагогической и специальной

педагогической терминологии сигнализирует о незнании студентом основ

педагогических

наук;

большое

количество

стилистических,

речевых

и

грамматических ошибок.

Выполненная

работа

предоставляется

научному

руководителю

к

проверке и допуск к защите.

Приложение № 1

Образец оформления титульного листа

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

БАШКИРСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

17

Курсовая работа

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ

КУЛЬТУРЫ СРЕДСТВАМИ

МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Выполнил(-а): студент(-ка) Иванова Татьяна

Специальность: 44.02.03 «Педагогика дополнительного

образования»

Курс 2, группа ПДО МД, заочное отделение

Руководитель: Абдулганиева Фирюза Рафаиловна,

преподаватель колледжа

Стерлитамак – 2017

Приложение № 2

Образец оформления Содержания

Содержание

Введение………………………………………………….…………….…...3

1.

Теоретические аспекты разработки ……………….………....…...5

1.1.

……………..……………………………….…………………....….. 5

1.2.

………………………...…………………………….………...…...... 9

1.3.

……………………...……………………………….…….……...… 12

Выводы по первой части…………………………………………..…...….…....15

2.

Практические аспекты применения …………………..………..... 16

2.1.

……………………………...…………………………...…….…..... 16

18

2.2.

…………………………………………………………...………... ..20

Выводы по второй части ……………………………………………….....25

Заключение…………………………………………………......................33

Список литературы …………………………………………………........35

Приложение

Приложение 3

Образец отзыва на курсовую работу

ГБПОУ РБ Башкирский республиканский колледж культуры и искусства

Заочное отделение

Отзыв

на курсовую работу

По дисциплине/ разделу ________________________________________________________

Тема _________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Студента (ки) _______ курса, специальность__________________ вид ________________

Соответствие курсовой работы заявленной теме ____________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Анализ структуры курсовой работы _____________________________________________

19

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Полнота теоретической части курсовой работы

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Оценка практической части курсовой работы

__________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Оформление курсовой работы

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Оценка работы

___________________/__________/__________________________________

(подпись рецензента с расшифровкой фамилии)

«_____»______________20___ г.

Приложение № 4

Пример оформления списка литературы к курсовой работе

Образец оформления монографии:

Карпова Е.В. Введение в специальность и культура умственного труда.

– Ярославль, 1994. – 116 с.

Если это коллективный сборник, то оформлять нужно следующим

образом:

Введение

в

научное

исследование

по

педагогике/

Под

ред.

В.И.

Журавлева. – М., 1988. – 239 с.

Образец оформления статьи:

Пидиповский

В.Я.

Требования

к

личности

учителя

в

условиях

высокотехнологического общества // Педагогика. –1997. – № 5. – С. 97-103.

Если журнал не является центральным изданием, то указывается

место издания. Например:

Кузьмина Н.В. Творческий потенциал специалиста. Акмеологические

проблемы развития// Гуманизация образования. – Бийск, 2001, – № 1. – С.

41-54.

При оформлении газетной статьи после номера газеты пишутся три

начальные буквы названия месяца, в котором вышла газета. Например:

20

Петражицкий Л.И. Техника научного самообразования// Татьянин день.

– 2001. – №3(23). – авг. – С 8-10.

Приложение № 5

Образец изложения диагностических методик

Тест «Кто больше знает о себе?»

Цель: определить уровень представлений детей о своих движениях и их

особенностях: назначении (перемещение, изменение), характере (быстрые,

точные,

плавные),

направленности

(созидательное,

разрушительное),

о

практических связях между движениями и изменениями в жизни и природе.

Процедура: детям предлагают поиграть. Они по очереди отвечают на

вопросы: «Что умеют делать мои руки? Мои ноги? Голова?...». Выигрывает

тот, кто назовёт больше движений.

Затем задание усложняют:

а).предлагают

показывать

движение

(показ

должен

б ы т ь

выразительным);

б) рассказать о движениях, нарисованных на картинках.

Оценка результатов:

Высокий

уровень

5баллов:

ребёнок

активно

участвует

в

игре,

выполняет

всё

самостоятельно,

выразительно

показывает

движения,

рассказывает о назначении, характере, направленности.

21

Средний уровень – 3балла: ребёнок выполняет задание с помощью

экспериментатора.

Низкий уровень – 2балла: отказывается выполнять.

Диагностическое задание-игра «Да-Нет»

Ц е л ь : исследование

динамики

развития

любознательно сти

(исследовательской активности) в форме вопросов, умения видеть проблему,

находить неизвестное в известном, необычное в обычном.

Процедура: чтобы

отгадать,

что

спрятано

в

шкатулке,

ребёнку

необходимо

задавать

взрослому

вопросы,

не

задавая

при

этом

прямых

вопросов по типу «Что это?»

Качественный

и

количественный

анализ

вопросов.

Оценивается

по

следующим критериям:

общее количество вопросов,

ориентация ребёнка на поиск ответа, а не на последующие вопросы,

попытку с помощью вопросов проверить свои конкретные гипотезы (Это

кукла? ...машина? ...медведь?)

типы вопросов.

Данные заносятся в таблицу.

Имя

ребёнка

Продуктив-

ность

(общее

кол-во

заданных

вопросов)

Кол-во

вопросов

высокого

уровня

Кол-во

прямых

вопросов

Гибкость

(изменение

стратегии

постановки

вопросов)

Кол-во

абсурдных

вопросов

Решение

задачи

Сумма

Средний

балл

22



В раздел образования