Автор: Казазаева Лариса Юрьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №3 "Колобок"
Населённый пункт: город Улан - Удэ
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: "Психологическая безопасность детей в ДОУ "
Раздел: дошкольное образование
Консультации для воспитателей
Психологическая безопасность личности ребенка в ДОУ.
Понятие психологическая
безопасностьчаще
всего
раскрывается
через
использование
понятий психическое
здоровье и угроза. При
этом
психологическая
безопасность
трактуется
как
такое
состояние, когда обеспечено успешное психическое развитие ребенка и адекватно отражаются внутренние
и
в н еш н и е
у г р о з ы
е г о
п с и х и ч е с к о м у
з д о р о в ь ю .
Само
содержание
понятия безопасность означает
отсутствие
опасностей
или
возможность
надежной
з а щ и т ы
о т
н и х .
Применительно
к
детям
дошкольного
возраста
основными
показателями
сформированности
психологического здоровья являются:
процесс адаптации при поступлении в ДОУ;
уровень развития коммуникативных навыков;
уровень положительной мотивации к социально важной для данного возраста деятельности;
отсутствие отклонений в поведении.
Опасность же рассматривается как наличие и действие различных факторов, которые являются
дисфункциональными,
дестабилизирующими
жизнедеятельность
ребенка,
угрожающими
развитию
его
личности.
Предусмотреть
возникновение
опасности
довольно
сложно.
В
настоящее
время
нет
достаточно
обоснованной
и
подробной
общей
классификации
угроз
психологической
безопасности
и
возможных
источников их в дошкольном учреждении. Но в то же время и оздоровительная программа без системы
у п р е ж д а ю щ и х
м е р
б у д е т
н е
с т о л ь
э ф ф е к т и в н о й .
Основные источники угроз психологической безопасности личности можно условно разделить на две
группы: внешние и внутренние.
К
В Н Е Ш Н И М ИСТОЧНИКАМ угроз
психологической
безопасности
ребенка
следует
отнести:
1. Манипулирование
детьми, наносящее
серьезный
ущерб
позитивному
развитию
личности.
Это
проявляется
в
том,
что
взрослые
стремятся
все
сделать
за
ребенка,
тем
самым
лишая
его
самостоятельности
и
инициативы,
как
в
деятельнос т и ,
т а к
и
в
п р и н я т и и
р е ш е н и й .
2. Индивидуально-личностные
особенности
персонала, участвующего
в
образовательном
процессе
и
е ж е д н е в н о
в с т у п аю щ е г о
в о
в з а и м о д е й с т в и е
с
д е т ь м и .
3. Межличностные отношения детейв группе. Бывает так, что детское сообщество отвергает кого-то из
сверстников, а воспитатели долгое время этого не замечают или не находят достаточно эффективных
средств
для
устранения
такого
явления.
В
результате
у
отвергаемых
детей
появляется
чувство
дезориентации в микросоциуме, каковым является для ребенка дошкольное учреждение. Кроме того, в дет-
ском коллективе уже в раннем возрасте могут проявляться грубость и жестокость, на которую также нет
д о л ж н о й
р е а кц и и
п е д а г о г о в .
4. Враждебность окружающей ребенка среды, ограничен доступ к игрушкам, не продумано цветовое и
световое оформление пространства; отсутствуют необходимые условия для реализации естественной
потребности в движении; действуют необоснованные запреты, вызванные псевдозаботой о безопасности
ребенка.
5. Несоблюдение гигиенических требованийк содержанию помещений и, в первую очередь, отсутствие
р е ж и м а
п р о в е тривания.
6. Интеллектуально-физические и психо-эмоциональные перегрузкииз-за нерационально построенного
р е ж и м а
ж и з н ед е я т е л ь н о с т и
д е т е й ,
о д н о о б р а з и е
б у д н е й .
7. Нерациональность
и
скудость
питания,
его
однообразие
и
плохая
о р г а н и з а ц и я .
8. Неправильная
организация
общения. Преобладание
авторитарного
стиля,
отс у тс т в и е
з а и н т е р е с о в а н н о с т и
р е б е н к о м
с о
с т о р о н ы
в з р о с л ы х .
9. Недооценка значения закаливания, сокращение длительности пребывания ребенка на свежем воздухе.
10. Отсутствие
понятных
ребенку
правил,
регулирующих
его
поведение
в
детском
обществе.
11. Н е б л а г о п р и я т н ы е
п о г о д н ы е
у с л о в и я .
12. Невнимание к ребенку со стороны родителей, асоциальная семейная микросреда и т. д.
ВНУТРЕННИМИ
ИСТОЧНИКАМИ угроз
психологической
безопасности
ребенка
могут
быть:
1. Сформировавшиеся в результате неправильного воспитания в семье привычки негативного поведения. В
результ а т е
м а л ы ш
с о з н а т ел ь н о
о т в е р г а ет с я
д ет ь м и
и
п о д с о з н а т ел ьно
в з р о с л ы м и .
2. Осознание ребенком на фоне других детей своей не успешности. Это способствует формированию
комплекса
неполноценности
и
зарождению
такого,
например,
отрицательного
чувства,
как
зависть.
3. Отсутствие
автономности. Прямая
зависимость
во
всем
от
взрослого,
рождающая
чувство
б е с п о м о щ н о с т и ,
к о г д а
п р и х о д и т с я
д е й с т в о в а т ь
с а м о с т о я т е л ь н о .
4. Индивидуально-личностные
особенностиребенка,
например
сформировавшиеся
(не
без
помощи
взрослых)
боязлив о с т ь
и л и
п р и в ы ч к а
п о с т о я н н о
б ы т ь
в
ц е н т р е
в н и м а н и я .
5. Патология физического развития, например нарушение зрения, слуха и т. п.
О Б Щ И М И же
источникоми
уг роз
психолог ической
безопасности
р е б е н к а
является информация, которая неадекватно отражает окружающий его мир, т. е. вводит его в
з а б л у ж д е н и е ,
в
м и р
и л л ю з и й.
Проще говоря, когда взрослые обманывают ребенка. И это может привести к психологическому срыву.
Например: убеждают, что мама скоро придет, и малыш находится в состоянии напряженного ожидания.
ПРИЗНАКИ СТРЕССОВОГО СОСТОЯНИЯ малыша при нарушении его психологической безопасности
могут проявляться:
в трудностях засыпания и беспокойном сне;
в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла;
в беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности;
в рассеянности, невнимательности;
в беспокойстве и непоседливости;
в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения
у взрослых, буквально жмется к ним;
в проявлении упрямства;
в том, что он постоянно сосет соску, палец или жует что-нибудь, слишком жадно без разбора ест,
заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита);
в боязни контактов, стремлении к уединению, в отказе участвовать в играх сверстников (часто
ребенок бесцельно бродит по групповой, не находя себе занятия);
в игре с половыми органами;
в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук;
в снижении массы тела или, напротив, начинающих проявляться симптомах ожирения;
в повышенной тревожности;
в дневном и ночном недержании мочи, которых ранее не наблюдалось, и в некоторых других
явлениях.
Все
вышеперечисленные
признаки
могут
говорить
нам,
что
ребенок
находится
в
состоянии
психоэмоционального
напряжения,
только
в
том
случае,
если
они
не
наблюдались
ранее.
Следует отметить и то, что не все признаки стрессового состояния могут быть явно выражены. Но,
беспокоиться
следует
даже
в
том
случае,
если
проявились
хотя
бы
какие-то
из
них.
Наличие
вышеуказанных
симптомов
нередко
свидетельствует
о
возникновении
психосоматических
расстройств, которые могут отрицательно сказаться на самочувствии, поведении ребенка. Игнорирование
их обычно приводит к стойким нарушениям не только в здоровье, но и в личностном развитии. Бывает, что
такие дети впоследствии становятся лживыми, неуверенными в себе, склонными к бесплодным мечтаниям,
трусливыми, некоммуникабельными. У них как способ защитного поведения очень рано появляется соци-
а л ь н а я
м а с к а .
Надежными
показателями
того,
что
средства
психологической
безопасности
выбраны
верно,
служат
хорошее настроение малыша, проявляемое им чувство бодрости, радости, уверенности.
СУЩЕСТВУЕТ НЕМАЛО ПРОГРАММ обеспечения психологической безопасности личности ребенка в
д е т с к о м
с а д у .
Например:
1.
Комфортная
для
психологического
состояния
детей
организация
режимных
моментов
2. Система профилактики психоэмоционального состояния детей средствами физического воспитания:
водные процедуры, массаж, специальные оздоровительные игры, вызывающие положительные эмоции.
3.
Арома-
и
фитотерапия
–
путем
подбора
специальных
растений
и
цветового
решения
интерьера,
с п о с о б с т в у ю щ и х
с н я т и ю
н а п р я ж е н и я .
4. Работа с природным материалом: глиной, песком, водой. Обычно это отвлекает детей от неприятных
эмоций.
5. Музыкальная терапия – регулярно проводимые музыкальные паузы, игра на музыкальных инструментах.
6 .
К о н т р о л ь
и
р е г у л и р о в а н и е
п с и х о э м о ц и о н а л ь н ы х
и
ф и з и ч е с к и х
н а г р у з о к .
7.
Предоставление
ребенку
максимально
возможной
в
этом
возрасте
самостоятельности
и
свободы.
8 .
К о н т р ол ь
с а м оч у в с т в и я
и
н а с т р о е н и я
р е б е н к а ,
с в о е в р е м е н н а я
и х
к о р р е к ц и я .
9.
Создание
предметно-развивающей
среды
всего
учреждения,
расширение
возможности
контактов
ребенка с другими детьми и взрослыми