Напоминание

"Психологическая безопасность детей в ДОУ "


Автор: Казазаева Лариса Юрьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №3 "Колобок"
Населённый пункт: город Улан - Удэ
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: "Психологическая безопасность детей в ДОУ "
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультации для воспитателей

Психологическая безопасность личности ребенка в ДОУ.

Понятие психологическая

безопасностьчаще

всего

раскрывается

через

использование

понятий психическое

здоровье и угроза. При

этом

психологическая

безопасность

трактуется

как

такое

состояние, когда обеспечено успешное психическое развитие ребенка и адекватно отражаются внутренние

и

в н еш н и е

у г р о з ы

е г о

п с и х и ч е с к о м у

з д о р о в ь ю .

Само

содержание

понятия безопасность означает

отсутствие

опасностей

или

возможность

надежной

з а щ и т ы

о т

н и х .

Применительно

к

детям

дошкольного

возраста

основными

показателями

сформированности

психологического здоровья являются:

процесс адаптации при поступлении в ДОУ;

уровень развития коммуникативных навыков;

уровень положительной мотивации к социально важной для данного возраста деятельности;

отсутствие отклонений в поведении.

Опасность же рассматривается как наличие и действие различных факторов, которые являются

дисфункциональными,

дестабилизирующими

жизнедеятельность

ребенка,

угрожающими

развитию

его

личности.

Предусмотреть

возникновение

опасности

довольно

сложно.

В

настоящее

время

нет

достаточно

обоснованной

и

подробной

общей

классификации

угроз

психологической

безопасности

и

возможных

источников их в дошкольном учреждении. Но в то же время и оздоровительная программа без системы

у п р е ж д а ю щ и х

м е р

б у д е т

н е

с т о л ь

э ф ф е к т и в н о й .

Основные источники угроз психологической безопасности личности можно условно разделить на две

группы: внешние и внутренние.

К

В Н Е Ш Н И М ИСТОЧНИКАМ угроз

психологической

безопасности

ребенка

следует

отнести:

1. Манипулирование

детьми, наносящее

серьезный

ущерб

позитивному

развитию

личности.

Это

проявляется

в

том,

что

взрослые

стремятся

все

сделать

за

ребенка,

тем

самым

лишая

его

самостоятельности

и

инициативы,

как

в

деятельнос т и ,

т а к

и

в

п р и н я т и и

р е ш е н и й .

2. Индивидуально-личностные

особенности

персонала, участвующего

в

образовательном

процессе

и

е ж е д н е в н о

в с т у п аю щ е г о

в о

в з а и м о д е й с т в и е

с

д е т ь м и .

3. Межличностные отношения детейв группе. Бывает так, что детское сообщество отвергает кого-то из

сверстников, а воспитатели долгое время этого не замечают или не находят достаточно эффективных

средств

для

устранения

такого

явления.

В

результате

у

отвергаемых

детей

появляется

чувство

дезориентации в микросоциуме, каковым является для ребенка дошкольное учреждение. Кроме того, в дет-

ском коллективе уже в раннем возрасте могут проявляться грубость и жестокость, на которую также нет

д о л ж н о й

р е а кц и и

п е д а г о г о в .

4. Враждебность окружающей ребенка среды, ограничен доступ к игрушкам, не продумано цветовое и

световое оформление пространства; отсутствуют необходимые условия для реализации естественной

потребности в движении; действуют необоснованные запреты, вызванные псевдозаботой о безопасности

ребенка.

5. Несоблюдение гигиенических требованийк содержанию помещений и, в первую очередь, отсутствие

р е ж и м а

п р о в е тривания.

6. Интеллектуально-физические и психо-эмоциональные перегрузкииз-за нерационально построенного

р е ж и м а

ж и з н ед е я т е л ь н о с т и

д е т е й ,

о д н о о б р а з и е

б у д н е й .

7. Нерациональность

и

скудость

питания,

его

однообразие

и

плохая

о р г а н и з а ц и я .

8. Неправильная

организация

общения. Преобладание

авторитарного

стиля,

отс у тс т в и е

з а и н т е р е с о в а н н о с т и

р е б е н к о м

с о

с т о р о н ы

в з р о с л ы х .

9. Недооценка значения закаливания, сокращение длительности пребывания ребенка на свежем воздухе.

10. Отсутствие

понятных

ребенку

правил,

регулирующих

его

поведение

в

детском

обществе.

11. Н е б л а г о п р и я т н ы е

п о г о д н ы е

у с л о в и я .

12. Невнимание к ребенку со стороны родителей, асоциальная семейная микросреда и т. д.

ВНУТРЕННИМИ

ИСТОЧНИКАМИ угроз

психологической

безопасности

ребенка

могут

быть:

1. Сформировавшиеся в результате неправильного воспитания в семье привычки негативного поведения. В

результ а т е

м а л ы ш

с о з н а т ел ь н о

о т в е р г а ет с я

д ет ь м и

и

п о д с о з н а т ел ьно

в з р о с л ы м и .

2. Осознание ребенком на фоне других детей своей не успешности. Это способствует формированию

комплекса

неполноценности

и

зарождению

такого,

например,

отрицательного

чувства,

как

зависть.

3. Отсутствие

автономности. Прямая

зависимость

во

всем

от

взрослого,

рождающая

чувство

б е с п о м о щ н о с т и ,

к о г д а

п р и х о д и т с я

д е й с т в о в а т ь

с а м о с т о я т е л ь н о .

4. Индивидуально-личностные

особенностиребенка,

например

сформировавшиеся

(не

без

помощи

взрослых)

боязлив о с т ь

и л и

п р и в ы ч к а

п о с т о я н н о

б ы т ь

в

ц е н т р е

в н и м а н и я .

5. Патология физического развития, например нарушение зрения, слуха и т. п.

О Б Щ И М И же

источникоми

уг роз

психолог ической

безопасности

р е б е н к а

является информация, которая неадекватно отражает окружающий его мир, т. е. вводит его в

з а б л у ж д е н и е ,

в

м и р

и л л ю з и й.

Проще говоря, когда взрослые обманывают ребенка. И это может привести к психологическому срыву.

Например: убеждают, что мама скоро придет, и малыш находится в состоянии напряженного ожидания.

ПРИЗНАКИ СТРЕССОВОГО СОСТОЯНИЯ малыша при нарушении его психологической безопасности

могут проявляться:

в трудностях засыпания и беспокойном сне;

в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла;

в беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности;

в рассеянности, невнимательности;

в беспокойстве и непоседливости;

в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения

у взрослых, буквально жмется к ним;

в проявлении упрямства;

в том, что он постоянно сосет соску, палец или жует что-нибудь, слишком жадно без разбора ест,

заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита);

в боязни контактов, стремлении к уединению, в отказе участвовать в играх сверстников (часто

ребенок бесцельно бродит по групповой, не находя себе занятия);

в игре с половыми органами;

в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук;

в снижении массы тела или, напротив, начинающих проявляться симптомах ожирения;

в повышенной тревожности;

в дневном и ночном недержании мочи, которых ранее не наблюдалось, и в некоторых других

явлениях.

Все

вышеперечисленные

признаки

могут

говорить

нам,

что

ребенок

находится

в

состоянии

психоэмоционального

напряжения,

только

в

том

случае,

если

они

не

наблюдались

ранее.

Следует отметить и то, что не все признаки стрессового состояния могут быть явно выражены. Но,

беспокоиться

следует

даже

в

том

случае,

если

проявились

хотя

бы

какие-то

из

них.

Наличие

вышеуказанных

симптомов

нередко

свидетельствует

о

возникновении

психосоматических

расстройств, которые могут отрицательно сказаться на самочувствии, поведении ребенка. Игнорирование

их обычно приводит к стойким нарушениям не только в здоровье, но и в личностном развитии. Бывает, что

такие дети впоследствии становятся лживыми, неуверенными в себе, склонными к бесплодным мечтаниям,

трусливыми, некоммуникабельными. У них как способ защитного поведения очень рано появляется соци-

а л ь н а я

м а с к а .

Надежными

показателями

того,

что

средства

психологической

безопасности

выбраны

верно,

служат

хорошее настроение малыша, проявляемое им чувство бодрости, радости, уверенности.

СУЩЕСТВУЕТ НЕМАЛО ПРОГРАММ обеспечения психологической безопасности личности ребенка в

д е т с к о м

с а д у .

Например:

1.

Комфортная

для

психологического

состояния

детей

организация

режимных

моментов

2. Система профилактики психоэмоционального состояния детей средствами физического воспитания:

водные процедуры, массаж, специальные оздоровительные игры, вызывающие положительные эмоции.

3.

Арома-

и

фитотерапия

путем

подбора

специальных

растений

и

цветового

решения

интерьера,

с п о с о б с т в у ю щ и х

с н я т и ю

н а п р я ж е н и я .

4. Работа с природным материалом: глиной, песком, водой. Обычно это отвлекает детей от неприятных

эмоций.

5. Музыкальная терапия – регулярно проводимые музыкальные паузы, игра на музыкальных инструментах.

6 .

К о н т р о л ь

и

р е г у л и р о в а н и е

п с и х о э м о ц и о н а л ь н ы х

и

ф и з и ч е с к и х

н а г р у з о к .

7.

Предоставление

ребенку

максимально

возможной

в

этом

возрасте

самостоятельности

и

свободы.

8 .

К о н т р ол ь

с а м оч у в с т в и я

и

н а с т р о е н и я

р е б е н к а ,

с в о е в р е м е н н а я

и х

к о р р е к ц и я .

9.

Создание

предметно-развивающей

среды

всего

учреждения,

расширение

возможности

контактов

ребенка с другими детьми и взрослыми



В раздел образования