Напоминание

"Формирование коммуникативных способностей у учащихся на уроках истории"


Автор: Доштанов Эренцен Николаевич
Должность: учитель истории
Учебное заведение: КОУРК "Лаганская коррекционная школа - интернат"
Населённый пункт: Республика Калмыкия Лаганский район город Лагань
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование коммуникативных способностей у учащихся на уроках истории"
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Формирование коммуникативной компетентности

учащихся через применение активных методов обучения

на уроках истории
Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной дея- тельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компе- тентности, определяющие современное качество содержания образования. Компетентность – это способность человека действовать в условиях совре- менного общества. Коммуникативная компетентность – это способность человека вступать в общение с целью быть понятым. Проблема формирования и развития коммуникативной культуры учащихся – одна из ключевых проблем анализа результативности работы учителя и школы. Сегодня ни для кого не секрет, что школа уделяла большое внимание раз- витию умений учащихся в рамках подготовки к различным экзаменам в виде письменного тестирования, неоправданно мало времени отводится на разви- тие устной речи своих воспитанников. Часто одним из способов накопляемо- сти оценок учащихся являются письменные работы. Да и сама технология традиционного обучения практически не формирует навыки совместной дея- тельности. Интенсификация коммуникативного обучения – это возможный путь, кото- рый поможет и учителю, и учащимся ощутить удовлетворенность и успех на уроке. Работа по формированию коммуникативной компетентности требует тео- ретического осмысления этого процесса. Прежде всего, коммуникативная направленность характеризуется тем, что на первый план в качестве важнейшей цели обучения выдвигается формиро- вание умений и навыков речевого общения или коммуникации. Реализация коммуникативной цели обучения предполагает, что речевая де- ятельность формируется во всех ее видах: чтении, говорении, письме. Коммуникативная компетентность включает в себя знания основных поня- тий, описание, повествование, рассуждение, умения и навыки анализа, уме- ния и навыки речевого общения в разных сферах и ситуациях общения. Коммуникативная культура – это сложное многоплановое и многогранное образование, характеризующее общение, главными компонентами которого являются: культура слушания, культура говорения и эмоциональная культура. Принцип коммуникативности предполагает изменение характера деятель- ности и учащихся, и учителя. Важное значение приобретает общение ученика и учителя, речевая активность обучаемых на уроке. В контакте с учащимися учитель сообщает им новую информацию, ученик, общаясь с учителем и друг с другом усваивают ее, овладевая речевой деятельностью.
Важными средствами создания возможностей общения на уроке являются:  коммуникативные целевые установки, т.е. вербальные (словес- ные) действия учителя, которые организуют деятельность уча- щихся;  специальная система ситуативных упражнений;  использование текста в качестве дидактической единицы учебно- го материала;  использование учебных ситуаций общения;  обучение школьников рациональным приемам работы с книгой;  формирование умений систематизировать материал;  умение работать в команде, группе и др. Основные формы учебной коммуникации на уроке
Монологические формы речевой

коммуникации

Диалогические формы речевой

коммуникации
Выступать с готовой заранее речью Учебная беседа учителя и ученика Выступать с неподготовленной речью Учебная беседа в парах Рассказывать Учебная беседа в группах Пересказывать Дискуссия Спрашивать Дебаты Сообщать Переговоры Докладывать Ответы на вопросы Отвечать на вопросы Ролевая игра Аргументировать Театрализация Ассоциировать Блиц-турнир Критиковать Учебный ринг Доказывать и опровергать Открытый микрофон Защищать и доказывать свое мнение Защита проекта
Речевая компетентность ученика формируется:
 через обучение содержанию предмета;  через развитие прикладных исследовательских умений;  через развитие социально-коммуникативных умений;  через личностно-ориентированный аспект учебной коммуникации. Прикладной ас- пект учебной коммуникации Исследовательский аспект учебной коммуникации Социально-ком- муникативный аспект учебной коммуникации Личностно-ориен- тированный ас- пект учебной ком- муникации 1. Прикладные знания по пред- мету (факты, правила, поня- 1. Умение не только отвечать на вопрос по предме- ту, но и ставить 1. Развитие уме- ний слушать. 2. Развитие уме- ний участвовать в 1. Формирова- ние навыков об- щения. 2. Преодоление
тия и их опреде- ления, даты, формулы и т.д.) 2. Понимание учебного мате- риала (при- чинно-след- ственные связи, терминология, феномены). 3. Выделение главного и вто- ростепенного; установление межпредметных связей; поиск и нахождение об- основания вы- водов и доказа- тельств. 4. Оценка изу- чаемого матери- ала (темы, основные поло- жения, тезисы) его. 2. Умение струк- турировать учеб- ный материал в ло- гической последо- вательности. 3. Умение плани- ровать учебную де- ятельность в целом и рамках изучае- мой темы. 4. Умение рабо- тать со справочной и дополнительной литературой. 5. Качество оформления изуча- емого материала. 6. Умение пред- ставлять и презен- товать изучаемый материал. беседе. 3. Развитие уме- ния ставить во- просы, каче- ственно их фор- мулировать. 4. Развитие уме- ния дискутиро- вать и презенти- ровать вопрос, тему, проблему. 5. Развитие уме- ний интеграции и кооперации. 6. Развитие уме- ний аргумента- ции и обоснова- ния как лич- ностного каче- ства коммуника- тивного общения учебной неуверен- ности и неверия в собственные силы. 3. Формирова- ние учебной моти- вации. 4. Развитие кри- тического мышле- ния. 5. Формирова- ние вовлеченно- сти в общее дело. 6. Формирова- ние доверия к дру- гим и себе. 7. Способность к глубокой творче- ской деятельно- сти. 8. Целеполага- ние и определение пути к собствен- ным достижени- ям. Способствовать этому может продуманная концепция развития школьной коммуникации, которая может иметь следующие этапы:
1 этап
На первом этапе учащиеся под руководством учителя отрабатывают в себе следующие умения:  готовность учащихся участвовать в урочном общении;  отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ;  задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой;  комментировать вопросы и ответы;  делать сообщения;  рассказывать логично и последовательно.
2 этап
На втором этапе учащиеся приобретают следующие умения:  простота и четкость речевого высказывания;  отработка умения сделать свое высказывание понятным каждому че- ловеку;  умение высказывать свою мысль образно, ярко и кратко;  умение использовать примеры, подтверждающие высказывание;
 умение использовать риторические вопросы;  умение вступать в контакт с партнером и собеседником;  умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания.
3 этап
На третьем этапе отрабатываются умения коммуникативного сотрудничества учащихся:  умение вести беседу в паре, группе;  умение поддерживать беседу;  умение вести конструктивный диалог, дебаты;  умение построить дискуссию и вести ее;  умение участвовать в конференциях, играх и турнирах. Таким образом, мы видим, что возможности урока, способствующие раз- витию коммуникативной культуры ученика огромны. Для того, чтобы учащи- еся могли научиться коммуницировать в рамках школьного урока, их нужно учить это делать именно на школьном уроке.


В раздел образования