"Формирование коммуникативных способностей у учащихся на уроках истории"
Автор: Доштанов Эренцен Николаевич Должность: учитель истории Учебное заведение: КОУРК "Лаганская коррекционная школа - интернат" Населённый пункт: Республика Калмыкия Лаганский район город Лагань Наименование материала: статья Тема: "Формирование коммуникативных способностей у учащихся на уроках истории" Раздел: среднее профессиональное
учащихся через применение активных методов обучения
на уроках истории
Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему
универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной дея-
тельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компе-
тентности, определяющие современное качество содержания образования.
Компетентность – это способность человека действовать в условиях совре-
менного общества.
Коммуникативная компетентность – это способность человека вступать в
общение с целью быть понятым.
Проблема формирования и развития коммуникативной культуры учащихся
– одна из ключевых проблем анализа результативности работы учителя и
школы.
Сегодня ни для кого не секрет, что школа уделяла большое внимание раз-
витию умений учащихся в рамках подготовки к различным экзаменам в виде
письменного тестирования, неоправданно мало времени отводится на разви-
тие устной речи своих воспитанников. Часто одним из способов накопляемо-
сти оценок учащихся являются письменные работы. Да и сама технология
традиционного обучения практически не формирует навыки совместной дея-
тельности.
Интенсификация коммуникативного обучения – это возможный путь, кото-
рый поможет и учителю, и учащимся ощутить удовлетворенность и успех на
уроке.
Работа по формированию коммуникативной компетентности требует тео-
ретического осмысления этого процесса.
Прежде всего, коммуникативная направленность характеризуется тем, что
на первый план в качестве важнейшей цели обучения выдвигается формиро-
вание умений и навыков речевого общения или коммуникации.
Реализация коммуникативной цели обучения предполагает, что речевая де-
ятельность формируется во всех ее видах: чтении, говорении, письме.
Коммуникативная компетентность включает в себя знания основных поня-
тий, описание, повествование, рассуждение, умения и навыки анализа, уме-
ния и навыки речевого общения в разных сферах и ситуациях общения.
Коммуникативная культура – это сложное многоплановое и многогранное
образование, характеризующее общение, главными компонентами которого
являются: культура слушания, культура говорения и эмоциональная культура.
Принцип коммуникативности предполагает изменение характера деятель-
ности и учащихся, и учителя. Важное значение приобретает общение ученика
и учителя, речевая активность обучаемых на уроке. В контакте с учащимися
учитель сообщает им новую информацию, ученик, общаясь с учителем и друг
с другом усваивают ее, овладевая речевой деятельностью.
Важными средствами создания возможностей общения на уроке являются:
коммуникативные целевые установки, т.е. вербальные (словес-
ные) действия учителя, которые организуют деятельность уча-
щихся;
специальная система ситуативных упражнений;
использование текста в качестве дидактической единицы учебно-
го материала;
использование учебных ситуаций общения;
обучение школьников рациональным приемам работы с книгой;
формирование умений систематизировать материал;
умение работать в команде, группе и др.
Основные формы учебной коммуникации на уроке
Монологические формы речевой
коммуникации
Диалогические формы речевой
коммуникации
Выступать с готовой заранее речью
Учебная беседа учителя и ученика
Выступать с неподготовленной речью Учебная беседа в парах
Рассказывать
Учебная беседа в группах
Пересказывать
Дискуссия
Спрашивать
Дебаты
Сообщать
Переговоры
Докладывать
Ответы на вопросы
Отвечать на вопросы
Ролевая игра
Аргументировать
Театрализация
Ассоциировать
Блиц-турнир
Критиковать
Учебный ринг
Доказывать и опровергать
Открытый микрофон
Защищать и доказывать свое мнение
Защита проекта
Речевая компетентность ученика формируется:
через обучение содержанию предмета;
через развитие прикладных исследовательских умений;
через развитие социально-коммуникативных умений;
через личностно-ориентированный аспект учебной коммуникации.
Прикладной ас-
пект учебной
коммуникации
Исследовательский
аспект учебной
коммуникации
Социально-ком-
муникативный
аспект учебной
коммуникации
Личностно-ориен-
тированный ас-
пект учебной ком-
муникации
1.
Прикладные
знания по пред-
мету (факты,
правила, поня-
1.
Умение не
только отвечать на
вопрос по предме-
ту, но и ставить
1.
Развитие уме-
ний слушать.
2.
Развитие уме-
ний участвовать в
1.
Формирова-
ние навыков об-
щения.
2.
Преодоление
тия и их опреде-
ления, даты,
формулы и т.д.)
2.
Понимание
учебного мате-
риала (при-
чинно-след-
ственные связи,
терминология,
феномены).
3.
Выделение
главного и вто-
ростепенного;
установление
межпредметных
связей; поиск и
нахождение об-
основания вы-
водов и доказа-
тельств.
4.
Оценка изу-
чаемого матери-
ала (темы,
основные поло-
жения, тезисы)
его.
2.
Умение струк-
турировать учеб-
ный материал в ло-
гической последо-
вательности.
3.
Умение плани-
ровать учебную де-
ятельность в целом
и рамках изучае-
мой темы.
4.
Умение рабо-
тать со справочной
и дополнительной
литературой.
5.
Качество
оформления изуча-
емого материала.
6.
Умение пред-
ставлять и презен-
товать изучаемый
материал.
беседе.
3.
Развитие уме-
ния ставить во-
просы, каче-
ственно их фор-
мулировать.
4.
Развитие уме-
ния дискутиро-
вать и презенти-
ровать вопрос,
тему, проблему.
5.
Развитие уме-
ний интеграции и
кооперации.
6.
Развитие уме-
ний аргумента-
ции и обоснова-
ния как лич-
ностного каче-
ства коммуника-
тивного общения
учебной неуверен-
ности и неверия в
собственные
силы.
3.
Формирова-
ние учебной моти-
вации.
4.
Развитие кри-
тического мышле-
ния.
5.
Формирова-
ние вовлеченно-
сти в общее дело.
6.
Формирова-
ние доверия к дру-
гим и себе.
7.
Способность
к глубокой творче-
ской деятельно-
сти.
8.
Целеполага-
ние и определение
пути к собствен-
ным достижени-
ям.
Способствовать этому может продуманная концепция развития школьной
коммуникации, которая может иметь следующие этапы:
1 этап
На первом этапе учащиеся под руководством учителя отрабатывают в себе
следующие умения:
готовность учащихся участвовать в урочном общении;
отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ;
задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или
темой;
комментировать вопросы и ответы;
делать сообщения;
рассказывать логично и последовательно.
2 этап
На втором этапе учащиеся приобретают следующие умения:
простота и четкость речевого высказывания;
отработка умения сделать свое высказывание понятным каждому че-
ловеку;
умение высказывать свою мысль образно, ярко и кратко;
умение использовать примеры, подтверждающие высказывание;
умение использовать риторические вопросы;
умение вступать в контакт с партнером и собеседником;
умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания.
3 этап
На третьем этапе отрабатываются умения коммуникативного сотрудничества
учащихся:
умение вести беседу в паре, группе;
умение поддерживать беседу;
умение вести конструктивный диалог, дебаты;
умение построить дискуссию и вести ее;
умение участвовать в конференциях, играх и турнирах.
Таким образом, мы видим, что возможности урока, способствующие раз-
витию коммуникативной культуры ученика огромны. Для того, чтобы учащи-
еся могли научиться коммуницировать в рамках школьного урока, их нужно
учить это делать именно на школьном уроке.