Игровая деятельность как эффективное средство воспитания у детей положительной привычки безопасного поведения на улицах города.
Автор: Комкова Ольга Алексеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ№20 Населённый пункт: Мончегорск Наименование материала: консультация Тема: Игровая деятельность как эффективное средство воспитания у детей положительной привычки безопасного поведения на улицах города. Раздел: дошкольное образование
Игровая деятельность как эффективное средство воспитания у
детей положительной привычки безопасного поведения на улицах
города.
Как сформировать у дошкольников навыки безопасного поведения на дороге?
Говоря о причинах дорожно-транспортных происшествий с участием детей,
мы часто встречаемся со словом «привычка». Привычка - это поведение
человека, закреплённое многократным повторением. Привычка
останавливаться перед проезжей частью, осматривать её слева и справа с
поворотом головы, переходить дорогу только в установленном месте,
заботиться о своей безопасности может появиться только в результате
ежедневной, кропотливой работы, когда полученные детьми теоретические
знания обязательно закрепляются многочисленным, систематическим
практическим повторением.
Чтобы научить детей азбуке безопасности и правилам дорожного движения,
в первую очередь педагог должен сам быть хорошо осведомлен в этом
вопросе и заинтересован в решении такой проблемы, как детский дорожно-
транспортный травматизм. И работа в этом направлении должна вестись не
только с детьми и родителями, а так же и с педагогами.
Для успешной работы по данной проблеме следует обратить внимание на
такие важные моменты как:
- необходимость заинтересовать детей, уточнить и систематизировать их
знания о правилах безопасного поведения на дороге;
- необходимость ввести правила дорожного движения в повседневную
жизнь
детей,
показать
разнообразие
их
проявлений
в
жизненных
ситуациях, тренировать умение применять эти правила;
- необходимость помочь осознанно овладеть реальными практическими
действиями.
Мы знаем, что в работе с детьми дошкольного возраста для лучшего
запоминания и обучения необходимо использовать игровые технологии, т. к
игра занимает ведущую роль в жизни ребёнка. Выполняя ту или иную
игровую роль, дети как бы готовятся к будущему, к серьёзной жизни
взрослых. В каждой игре решаются определенные педагогические задачи.
Наиболее доходчивой формой разъяснения детям правил дорожного
движения является игра. В своей деятельности по формированию основ
безопасного поведения на дороге можно использовать игры:
- сюжетно-ролевые;
- подвижные;
- дидактические;
- настольно-печатные;
- компьютерные;
- электронные дидактические игры.
В
нашей
группе
созданы
условия
для
сюжетно
–
ролевых
игр
по
правилам
дорожного
движения:
оформлен
макет
улицы,
переносные
дорожные знаки,
имеются жезлы, форма регулировщика, «Автосервис»,
разнообразные транспортные игрушки, светофоры. Самая желанная роль для
детей – это роль регулировщика.
В сюжетно – ролевых играх «Водители», «Поездка в автобусе», «Мы –
пешеходы», ГИБДД», «Служба спасения», «Дорожный патруль» знакомим
детей с улицей, дорогой, тротуаром, учим правильно входить в транспорт и
выходить из него, закрепляем такие понятия как «пешеход», «проезжая часть
дороги», «дорожный знак».
Проигрываем с
детьми
различные
игровые
сюжеты.
Например:
«Дети играли в футбол и мяч выкатился на дорогу, одна из девочек
побежала за мячом…», «Водитель автобуса нарушил правила движения,
поехал на красный сигнал светофора…».
Во время руководства игрой дошкольников взрослый берет на себя
второстепенную роль и ненавязчиво подсказывает правильные действия
играющим. (Например, играя в «МЧС», взрослый может взять на себя
роль «случайного прохожего», который поможет обогатить сюжет игры).
В подвижных играх у дошкольников формируются специальные
двигательные навыки, ребенок учится координировать свои движения с
движениями других, правильно двигаться в соответствии с полученным
сигналом: «Стрелка, стрелка покружись», «Светофор», «К своим знакам!»,
«Автогонки», «Красный, желтый, зеленый!», «Тише едешь, дальше будешь!»,
«Быстро шагай, смотри, не зевай!» .
Например,
в
игре
«Быстро
шагай,
смотри,
не
зевай!»
у
детей
развивается внимание, быстрота реакции, умение действовать в соответствии
с
цветовыми
сигналами.
(Если
водящий
поднимает
красный
флажок,
играющие останавливаются и замирают на месте, желтый флажок – дети
шагают на месте , зеленый флажок – играющие двигаются по всей площадке
врассыпную).
Дидактические
игры способствуют
развитию
у
дошкольников
наглядных представлений о дорожном движении. В ходе дидактических
игр закрепляются знания детей о правилах дорожного движения; «Разложи
картинки
по
порядку»,
«Сложи
знак»,
«Найди
лишнее»,
«Что
нужно
водителю», «Добрые и плохие поступки» и др.
Например,
в
игре
«Сложи
знак» дошкольники изучают
знаки,
встречающиеся
на
наших
улицах.
Детям
предлагаются
наборы
геометрических
форм
и
предлагается
(глядя
на
знак,
а
за
тем
и
по
названию) собрать правильно знак.
Настольно – печатные игры – интересное занятие для детей дошкольного
возраста. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, пазлы
и др. Настольно - печатные игры дают возможность систематизировать
знания детей о ПДД. Игровые формы придают настольно – печатным играм
занимательность и привлекательность, обучение идет через игровые правила
и действия. Можно приобрсти настольно – печатные игры с интересным
содержанием и оборудованием: «Дорожное лото», «Оживи улицу», «Дороги
нашего города», «Путешествие по городу» и др.. Например, в ходе
игры «Дорожное лото» дети классифицируют дорожные знаки на
предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные и знаки
сервиса.
Компьютерные игрыобогащают чувственный опыт ребенка, развивают
его умственные способности, воспитывают волевые качества, такие, как
самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость,
целеустремленность, а также приобщает ребенка к сопереживанию, помощи
героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему
миру. Компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального
подхода в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе деятельности
каждый ребенок выполняет задания своего уровня.
Самые любимые компьютерные игры дошкольников:
- «Правила дорожного движения для детей».
- «Нескучные уроки».
- «Дракоша изучает правила дорожного движения» и другие.
Дидактические
электронные
игрыспособствуют
обобщению
полученных
знаний,
приучают
дошкольников
к
самостоятельности,
развивают
навыки
самоконтроля. Появление
информации
на
экране
компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; красочное
оформление, веселые картинки, звук, надолго привлекают внимание ребенка.
Дошкольники с интересом осваивают такие игры, как «Светофор», «Что
лишнее?»,
«Ездит,
плавает,
летает...»,
«Сложи
автомобиль»,
«Сложи
пароход»,
«Сложи
самолет»,
«Найди
ошибки»,
«Поезд», «Путаница»,
«Поставь
фишку»,
«Силуэт».
В
игре
«Найди
отличия»
дошкольники
анализируют предложенные знаки и делают вывод об их отличительных
признаках. Важно, что дети не только закрепляют полученные знания, но и
осваивают работу с компьютером.
Таким
образом, использование игр является
эффективным средством
воспитания
у
детей
положительной
привычки
безопасного
поведения
на
улицах города.