Автор: Коломыткина Елена Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Гимназия №16
Населённый пункт: г.Волгорад
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Урок русского языка с применением ИКТ
Раздел: начальное образование
УРОК ИЗУЧЕНИЯ И ПЕРВИЧНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ.
Тема урока: «Словосочетание сущ. + прил. Главное и зависимое слово в
словосочетании».
Цели урока: изучение и первичное осознание нового учебного материала, осмысление
связей и отношений в объектах изучения; формирование определения понятия
словосочетание, сущ.+ прил.,
о главном и зависимом слове в словосочетание.
Оборудование: учебник по русскому языку для 4-го класса (авт. Е.В. Бунеева, Р.Н.
Бунеев, О.В. Пронина), «Дидактический материал по русскому
языку» (авт. Л.Комиссарова), таблички для составления алгоритмов о
слове, словосочетании, предложении.
(1 слайд)
Ход урока.
1.
Организация начала урока.
(2 слайд)
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
- Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки, думаю, что сегодняшний урок
принесет нам всем радость общения друг с другом.
- Сегодня мы продолжим работать над прилагательными. И совершим путешествие в
зимний сказочный лес. (3 слайд)
Отправимся мы туда по следам. Следы необычные - из букв.
(За каждый правильный ответ вы получаете след-букву).
Как только мы откроем это слово мы узнаем тему нашего урока.
(С Л О В О С О Ч Е Т А Н И Е)-следы
- Ребята, легко ли вам будет идти по зимнему лесу? Почему? …… (нет)
- Дорога дальняя зимняя, возможно немного сложная, но вместе мы можем её
преодолеть.
2.Актуализация опорных знаний. ПЕРВОЕ ИСПЫТАНИЕ
Орфографическая минутка
- Запишите число, классная работа.
- Перед вами два предложения. Какое из двух предложений вам больше нравится? Почему?
Снежинки кружились в воздухе. ИЛИ
Колючие снежинки кружились в морозном воздухе.
(Более яркое, красочное, богатое.)
– Какое задание вы бы могли предложить одноклассникам?
(Запишите предложение.. Вставьте орфограммы. Выделите грамматическую основу.)
- Чем отличаются эти два предложения? (Во втором предлож Прилагательные.)
- Зачем в речи используются прилагательные? (Яркое, эмоциональное)
Испытание пройдено, идем дальше.
ВТОРОЕ ИСПЫТАНИЕ :
Работа в группах с переменным составом (на парте в конверте лежат детали.)
Правила работы в паре
- Из деталей собрать образ Прилагательного (дети работают, звучит музыка.)
По окончанию работы сравнение с эталоном на доске.
(4 слайд)
Давно живу я в мире этом,я
Даю я признаки предметам. Дают имя. (ПРИЛАГАШКА)
открывается буква
2.Подготовка уч-ся к усвоению знаний.
- Что мы знаем о прилагательном? (самостоятельная часть речи)
- На какие вопросы отвечает? (отвечает на вопросы КАКОЙ? …….)
- Что обозначает имя прилагательное? (обозначает признак предмета)
- Какими членами предложения являются чаще всего? (второстепенными)
Вывод: Прилагательные нашу речь делают более яркой, выразительной, красочной.
- Ребята, может кто-то из вас уже может назвать слово? (Открывается слово)
С Л О В О С О Ч Е Т А Н И Е
3. Формулирование темы и цели урока:
Итак, мы открыли все буквы. Какова тема нашего урока? СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
- Как вы его понимаете? (………….).
- Какие цели перед собой мы поставим?
Вывод: Тема урока - Словосочетание. Сегодня мы узнаем, что такое словосочетание.
Работа с учебником. Правило стр. 38 (чтение вслух)
- Определите опорные слова в правиле.
вопрос главное слово зависимое слово
(5 слайд)
Ф И З М И Н У Т КА (6 слайд)
4. Изучение нового материала ТРЕТИЕ ИСПЫТАНИЕ: (7 слайд)
- Перед вами словосочетания слов, которые записал Прилагашка. Вот они:
СНЕЖИНКИ КОЛЮЧИЕ
ЗАКРУЖИЛИСЬ В МОРОЗНОМ
В МОРОЗНОМ ВОЗДУХЕ
ЗАКРУЖИЛИСЬ СНЕЖИНКИ
ЗАКРУЖИЛИСЬ В ВОЗДУХЕ
- Правильно ли он выполнил. Докажите. Что нужно определить?
(Определите род, число, падеж)
ВЫВОД: Имена прилагательные согласуются с именами сущ-ми в роде, числе и падеже.
Идем дальше.
5. Первичное закрепление материала.
ЧЕТВЕРТОЕ ИСПЫТАНИЕ
- ЦОРЫ (2 предложения) в тетрадь запись
6. Контроль знаний.
- Давайте с вами организуем проверку. Это испытание для тех, кто самый внимательный.
Пройдя тест мы сможем сделать вывод легко ли нам было во время путешествия.
Работа с тестом
1. Из данных определений выберите верное. Словосочетание – это…
А) два слова
Б) два или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически
В) слова, связанные по смыслу
Г) два слова с предлогом
2. Словосочетание состоит из…?
А) двух слов
Б ) двух слов с предлогом
В) главного и зависимого слова
Г) равноправных слов
3. Выберите, что из перечисленного не является словосочетанием?
А) подлежащее и сказуемое
Б) прилагательное + существительное
В) существительное + существительное
Г) глагол + глагол
4. Определите словосочетание.
А) прозвенел звонок
Б) начался урок
В) вошел в класс
Г) листья падают.
Вывод: Всё ли у нас получилось…. Значит…..
7. ИТОГ УРОКА. Рефлексия.
- Что же нового вы узнали на уроке? Чему учились? Что было самым интересным?
Если вы не справились с заданиями или некоторые из них вызвали у вас затруднения,
то свою снежинку расположите в нижней части картины.
Если вы справились практически со всеми заданиями, но иногда сомневались, то
свою снежинку расположите в средней части картины.
Если вам было легко, и вы справились со всеми заданиями, то свою снежинку
расположите в верхней части картины.
(Снежинки приклеить на картину). (Слайд 8)
- Все вы сегодня старались, были внимательны, наблюдательны, путешествуя по
зимнему лесу.
Выйдя из леса составьте словосочетания по картине, в то же время свои мироощущения…
Я: Зимний лес ………………..
- Очень много использовали в своей речи – имен прилагательных.
Оценки за урок.
8. Домашнее задание. Составить текст-описание «Зимний лес» (предложений 8-10 )
Спасибо всем!