Напоминание

Развитие музыкальных способностей посредством декламации


Автор: Гладий Любовь Николаевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО "ГДШИ им. Г.В. Свиридова
Населённый пункт: г. Губкинский
Наименование материала: методический доклад
Тема: Развитие музыкальных способностей посредством декламации
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методический доклад с иллюстрацией учащихся фортепианного класса.

«Развитие музыкальных способностей посредством

декламации».

Преподаватель по классу фортепиано Гладий Л.Н.

Метод игры с параллельной декламацией заключается в том, что исполнение

музыкального произведения сопровождается чтением стихотворного текста. За основу

берется соответствие размера и метра размеру и ритму стиха. На начальном этапе

обучения игре на фортепиано, желательно использовать стихотворные тексты, которые

будут способствовать повышению интереса ребят к занятиям, помогать лучше усваивать

материал Среди методических пособий, в которых присутствует декламация для

обучения начинающих пианистов - И.Королькова « Крохе музыканту»,

А.Д.Артоболевская « Первая встреча с музыкой», Е.А.Стрельбицкая «Начинаю играть на

рояле»,Л.Хересно «Музыкальные картинки», Н.Э.Сафарова «Игры» для организации

пианистических движений, А.Коновалов « Донотыши», П.И.Чайковский «Детский

альбом»- стихи В.В.Лунина, с иллюстрацией В.В.Павловой, П.И.Чайковский «Детский

альбом» со стихами, в переложении для фортепианного ансамбля.Довольно много

текстов в стихах для начинающих пианистов у преподавателя Перфильевой И.Д.

В разборе произведения можно предложить учащемуся самому придумать текст,

воспользоваться помощью родителей, педагога.

Собрав все эти материалы и распределив их по направленности, получилось несколько

групп стихов:

для освоения нотной грамоты;

«Поучи басовый ключ»

Ты басы запомни точно:

Соль,си, ре,фа,ля- построчно

Между ля и до, ми, соль,

Си над всеми как король.

для первых уроков с начинающими:

«В царстве музыки и звука

Два приятеля живут

Как коснутся клавиш руки,

Так они и запоют.

Первый- крупный и солидный

А зовут его рояль.

На концерте очень видный,

Посылает звуки в даль.

Пианино друг рояля

В классной комнате стоит,

И сегодня ты узнаешь,

Как он весело звучит».

Формирование приема звуковедения legato:

Исполняет уч-ся второго класс Алена Паскаль

«Упражнение играю,

Свои пальцы обучаю

Надо их тренировать

На legato все играть».

При игре упражнения ребенок поет слова стихотворения. Звук идет ровный, певучий, т.к.

в стихотворении есть установка - «на legato все играть»

В освоении приема игры legato слова, дающие образ:

«Нежно песенку пою,

Очень музыку люблю»

Исполняет уч-ся первого класса Аня Елизарьева

для декламационного сопровождения первых пьес учащихся пьесы из сборника

И.Корольковой « Крохе музыканту»:

« Дождик» «Гром гремит над головой

Я скорей бегу домой

А из тучки невелички

Льется дождик проливной»

«Снежная баба» «Снежную бабу лепили вчера

Шляпа у бабы была из ведра

Нос из морковки, руки из палки

Рот до ушей и коса из мочалки»

для психологической подготовки учеников:

Во время концертного исполнения, ученик, пропевая стихотворный текст, ярче

«проживает» на эмоциональном уровне образ пьесы, проникаясь в содержание пьесы.

для освоения аппликатуры:

«Не смотри на пальцы хмуро

Поучи аппликатуру.

Ты узнаешь очень скоро

Пальцы гаммы до мажора»

Исполняет Алена Паскаль

для выработки артикуляции:

«Цапля важная прошла

И лягушку не нашла

А с лягушкой лягушонок

Он расплакался спросонок»

Декламация благотворно влияет на изучение гамм на начальном этапе

Темп медленный

« Очень медленно и тихо здесь прошла одна слониха»

Темп живее

«А за ней бежит слоненок. Заплетается спросонок»

Еще живее

«Пальцы ставлю по порядку, с ними делаю зарядку»

Быстрее

« Наши пальцы не скучали, все как следует сыграли»

Исполняет Паскаль Алена

Потребность в декламации с начинающими пианистами чувствуется особенно

явно при развитии музыкальных способностей :ритма, музыкальной памяти.

В пьесе «Ежик» Д.Кабалевского, которую играет Аня Елизарьева, ритм изложен

восьмыми при размере 2-4, но встречающиеся в конце текста паузы, не всегда

получаются, декламация помогает ритмической схеме пьесы, к тому же подтекстовка

помогает в приеме штриха стаккато, и что немаловажно, характер исполнения пьесы

становится более выразительным:

«Ах, какой колючий еж,

Он на елочку похож.

Есть у елочки иголки,

И иголки у ежа,

Хороша, нарядна елка

И ежиха хороша.»

Результат игры с декламацией стал более высоким. Ученица исполнила пьесу более

свободно, при этом пела слова текста. Штрих стаккато был выполнен. В тексте есть такие

слова, как «колючий», «иголки» они настраивают ребенка на игру staccato.

При разборе произведения, мы обратили внимание на то, что каждая новая фраза,

начинается с секунды, и в каком направлении секунды движутся.

Текст был выучен очень быстро.

Кроме развития ритма и музыкальной памяти, декламация имеет дополнительный эффект

- вызывает интерес у ребят и помогает преодолеть волнение, так как в процессе

декламации дети переключаются на чтение с игрой и забывают о скованности. Так же с

помощью стихов можно добиться более качественной игры, но главный акцент делается

на развитие музыкальных способностей. Довольно часто стихотворные тексты

сочиняются по необходимости, так как в этом есть потребность для выполнения

методических материалов: например знакомство с регистрами и клавиатурой.

Аня Елизарьева:

Наш комарик здесь живет Тонким голосом поет:

Зу-зу-зу-зу-зу-зу-зу

Зу-зу-зу,зу-зу-зу

Здесь медведь лежит в берлоге черная «тройняшка»

Промочил он сильно ноги:

Ух-ох-ох, ух-ох-ох Полетел комар к соседу-

Укусил комар медведя От обиды наш

медведь Заворчал и стал кряхтеть

2-3-4 пальчиками л.р.

В контроктаве

Спускаемся «двойняшками» Вниз к

медведю «укусил» сильный акцент!

«кряхтим» «тройняшками»

черная «двойняшка»

2

и

3

пальчиками

пр.р.

В

4

октаве

Ух-ох-ох, ух-ох-ох! Комаришка

маленький Улетел удаленький

поднимаемся вверх по «двойняшкам»

пр.р. В гнездышко

Для развития ритма:

Шли мы с мамой по бульвару:

«Мама шаг, а я два, вот такие вот дела»

Очень много подтекстовок для развития пальчиков у

И.Э Сафаровой:

Наша то хозяюшка

Пальцы правой руки положить

Сметлива была

поперек

ладони левой, затем

Всем в избе работушку поменять местами.

К празднику дала

Чашечку собака

третий палец правой руки

Моет язычком

«язычок собачки»

Мышка собирает

1 и2 пальчики составляют

Крошки под окном

колечко, затем 1-3, 1-4,1-5

По столу котище

Пальцы пр.р. скребут по

Лапою скребет

выпрямляной ладони л.р

Половицы курочка

пальчики пр.р. «подметают

Веничком метет

пыль» на ладони л.р

В этюде К. Черни ор.777№2,мы, совместно с учащейся второго класса Алией

Исламгуловой, придумали подтекстовку, которая нам позволила сыграть этюд ритмично,

ровно, эмоционально. Техническое произведение стало звучать образно, выразительно.

«За окном льет, дождик

Но не грустно мне!

И гром гремит так сильно!

Я не унываю, лишь о том мечтаю:

Погулять по лужицам скорей!

Капли капают стуча в окошко,

Я люблю гулять с зонтом и кошкой!

Я не унываю, лишь о том мечтаю Погулять по

лужицам скорей.

Для работы над музыкальным произведением в процессе разучивания этот способ

вполне оправдан и полезен.

Взяв произведение П.И.Чайковского «Камаринская», со стихами В.В.Лунина, мы с ученицей

немного изменили текст, поскольку произведение не получалось в ритмическом отношении

точно.

Стихи

располагают

к

определенности,

четкости

в

проговаривании.

в

них

есть

особая

непрерывность, которая

необходима в игре.

До чего сегодня весело у нас

Под камаринскую все пустились в пляс

Пляшет мама, пляшет папа, пляшу я

Пляшут сестры, пляшет вся моя семья.

Пляшет бабка, пляшет дедка, пляшет братик

Пляшет также и сестренка и соседка

Пляшет кошка, пляшет котик, пляшет рыбка

Пляшет Жучка, пляшет зайка, пляшет еж.

И кадка и ушат

И грабли и ухват

И веник и метла

И ножки у стола

Пляшут чашки, пляшут ложки и горшки

Сковородки, поварешки, котелки

Пляшут миски, пляшут ведра, пляшет таз

До чего сегодня весело у нас!

В исполнении пьесы П. И. Чайковского «Камаринская» под декламацию Алена Паскаль

перестала

пропускать

похожие

предложения,

стаккато

стало

определенным,

четким,

произведение стало звучать в характере: ярче, веселее.

Проверку знаний терминологии у начинающих пианистов можно определить, загадками в

стихотворной форме:

Села Маша за рояль, не смогла достать...» (педаль)

«Был Сережа очень горд, взял он правильный...» (аккорд) «Очень низок и могуч с нотой «фа»

какой же ключ?»

«Он помощник нам отличный, с нотой «соль» есть ключ...» (скрипичный)

«Я для папы и для мамы вечерком сыграю...» (гаммы)

«Катя с музыкой дружна, колыбельную она пропоет для брата Яна очень тихо на...» (пиано)

«Труд, терпенье и таланты, вот и вышли...» (музыканты» Для работы над музыкальным

произведением, декламационный способ оправдан и полезен. В работе над полифонией И. С.

Баха

Прелюдией

fis

dur

из

1

тома,

чтение

стихотворного

текста

параллельно

с

игрой

позволяет исправить неточности в ритме, решить ряд других задач - добиться ровности,

качества звучания ансамбля между партиями обеих рук. а также решить задачи текучести,

непрерывности

звучания,

поработать

над

артикуляцией.

Кроме

того,

восприятие

музыкального образа, усиливается за счет того, что литературные и музыкальные образы

созвучны.

Филосовская

природа

музыки

И.

С.

Баха

в

данном

с.:>

чае

вполне

удачно

сочетается с филосовской природой стихотворения М. Ю. Лермонтова «Тучи». Оба автора

тонко чувствуют и передают глубокие переживания человека, наводят на размышления о

смысле жизни, обращаются к внутреннему, духовному миру человека.

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы. будто, как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

Выводы использования декламации:

1.

С помощью декламации узко специальные задачи решаются в ходе работы (ритм,

темп, артикуляция, ровность исполнения, свобода аппарата как следствие переключения

внимания).

2.

Раскрывается единство замысла. Восприятие образа

усиливается за счет сопровождения созвучным по образу стихотворным текстом.

3.

Игра становится осмысленной. Ученик в игре демонстрирует понимание задач.

4.

Подобная работа способствует эмоциональному пробуждению личности.

5.

Педагог и ученик проявляют себя в сотворчестве, вместе

совершают выбор.

6.

С помощью данного метода усиливается слуховое восприятие музыки, развивается

искусство слышать и слушать.

7.

Развивает кругозор учащегося

8.

Вызывает у ребенка интерес к занятиям.

9.

Способствует гармоническому развитию ребенка

10.

Преодолевается психологический барьер в игре ученика.

Заключение

В

завершении

методического

доклада

можно

сделать

вывод,

что

использование

декламационного

материала

целесообразно

в

развитии

музыкальной

памяти,

ритма,

эмоционального отношения к произведениям, творческого развития учащихся.

Помимо развития музыкальной памяти, он позволяет включить словесный, эмоциональный,

наглядно-образный типы памяти, что усиливает общее воздействие на ученика. Игра с

параллельной

декламацией

помогает

создавать

ассоциации

по

смежности

или

сходству,

благодаря

чему

процесс

запоминания

происходит

быстрее,

а

память

получает

дополнительную тренировку.

Еще более результативной и полезной «помощницей» становится декламация в работе по

развитию ритма начинающего пианиста. В процессе игры с параллельным чтением стихов

вырабатывается четкость, ровность в исполнении, а при умелом подборе стихотворного

текста

в

соответствии

с

музыкальным

размером

можно

быстро

решить

и

проблему

метроритмической

устойчивости.

Благодаря

использованию

декламации,

на

занятиях

у

начинающих пианистов появляется уверенность в игре, нет скованности и волнения. Работа

интересна, неисчерпаема, кроме того, помогает наладить творческий контакт ученика и

преподавателя, что немаловажно в развитии учащегося.

Используемая литература:

Артоболевская А. Д. «Первая встреча с музыкой»

Коновалов А. «Донотыши»

Сафарова И. Э. «Игры» для организации пианистических движений»

Смирнова Т. П. «Воспитание искусством»

Перфильева И. Д. «Метод игры с параллельной декламацией»

Кончаловская Н. «Нотная азбука»



В раздел образования