Автор: Саркисян Мариам Самвеловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№20
Населённый пункт: г.Мончегорск,Мурманская область
Наименование материала: выступление из опыта работы
Тема: Развитие речи детей в процессе театрализованной деятельности.
Раздел: дошкольное образование
Развитие речи детей в процессе театрализованной деятельности.
Воспитатель МБДОУ№20
Саркисян Мариам Самвеловна
Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных
приобретений ребенка в дошкольном детстве.
Театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих
личность ребенка, самостоятельное творчество, его раскрепощение. В процессе
театрализованной
игры
активизируется
и
совершенствуется
словарный
запас,
грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи.
Цель работы по теме:
Создание условий для развития речи детей посредством театрализованной
деятельности, с учётом возрастных особенностей.
Задачи:
1.
Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
2.
Обогащать словарь детей, активизировать его;
3.
Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
4.
Воспитывать положительное отношение к театральным играм.
5.
Привлечь родителей к партнерству
Развитие речи через театрализованную деятельность включает в себя несколько
этапов:
1.младший возраст- общение детей с помощью игр
2.средний возраст- интонационная выразительность речи
3.старший возраст- развитие связной речи, ее интонационной выразительности
В младшей группе знакомила детей со сказками-потешками. Учились имитации
голосов животных, произносить слова с различной интонацией, развивали речевое
дыхание. Очень нравятся детям чистоговорки с изменением силы голоса
тихо,
громче, громко, меняя интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно.
В средней группе учила детей сочетать движение и речь (пальчиковые игры)
Закрепляла
умения
детей
произносить
тексты
с
различной
силой
голоса
и
интонацией
В старшей
группе
уделяю большое внимание развитию связной речи, ее
интонационной выразительности.
Продолжаю развивать
монологическую
и
диалогическую речь. Для выразительности речи использую скороговорки.
Рассматриваем
иллюстрации в детских книжках, подходящих к прочитанному
произведению. Затем дети учатся мимикой, движениями передавать настроение и
характер героев.
1
Работа
по
развитию
у
детей
речевых
навыков
средствами
театрализованной
деятельности
проходит
через
основные
виды
детской
деятельности
и
в
их
взаимосвязи.
Работа включает:
-Просмотр кукольных спектаклей, беседы по ним, пересказы, рассказы по
картинкам.
-Игры – драматизации.
-Упражнения
по
формированию
выразительности,
развития
мимики,
пантомимики, артикуляционного аппарата, моторики.
-Настольно-печатные, дидактические и развивающие игры.
-Придумывание
начала,
середины
или
окончания
произведения
(рассказ,
рисование или драматизация), введение или замена героя произведения, смена
характера или действия.
Интеграция образовательных областей:
-
художественно-эстетическое
развитие:
рисование,
лепка,
аппликация,
нетрадиционные
методики
рисования
(кляксография,
рисование
крупой,
аппликация
из
салфеток).
Музыкальное
сопровождение
игр-драматизаций,
образовательная
деятельность,
музыкальные
игры
и
упражнения,
слушание
музыкальных сказок и произведений, движения под музыку.
-
познавательное
развитие:
конструирование
из
крупного
и
мелкого
конструктора и бумаги.
- речевое развитие: чтение художественной литературы.
- социально - коммуникативное развитие: изготовление костюмов, атрибутов,
подготовка пригласительных билетов для зрителей
- физическое развитие: подвижные игры, пальчиковая и артикуляционная
гимнастика, занятия на свежем воздухе.
Продолжаю
развивать
интерес
к
театрализованной
игре
путем
активного
вовлечения детей в игровые действия.
Большое внимание уделяю работе над ролью:
-выразительное чтение литературного произведения и рассказывание сказки.
-знакомство
с
инсценировкой
(о
чем
она,
какие
события
и
герои
в
ней
главные).
-знакомство с героями инсценировки (где они живут, какова их внешность,
одежда, манера поведения….).
-художественное описание места, проходимого действия инсценировки (лес,
дом, дорога…..).
-анализ событий, которые описаны в произведении.
-распределение ролей.
-подготовка атрибутов и костюмов для инсценировки.
−
работа
над
сценической
выразительностью:
определение
действий,
движений, жестов персонажа на игровом пространстве.
- работа над речью, интонацией, мимикой.
2
Формирование
у
воспитанников
интереса
к
театрализованной
деятельности
невозможно
без
тесного
контакта
с
семьями
воспитанников.
Родители являются активными участниками и помощниками в создании условий
для проведения игр-драматизаций ,различных видах театра, конкурсов, выставок.
Совместная
театрально-игровая
деятельность-
уникальный
вид
сотрудничества.
Тем самым я укрепляю партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
С целью привлечения родителей я использую различные формы взаимодействия:
-родительские собрания
-анкетирование
-консультирование
-совместные драматизации
-выставка совместных творческих работ родителей и детей.
Влияние
театрализованной
деятельности
на
развитие
речи
детей
неоспоримо.
Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития
речи и проявления их творческих способностей.
Благодаря проделанной работе у детей повысилась речевая активность, появился
интерес к
самостоятельному познанию и размышлению. Навыки полученные в
театральной игре можно использовать в повседневной жизни.
Ожидаемые результаты:
Дети.
Знакомясь с художественной литературой, дети учатся применять грамматические
навыки
и
умения
в
диалогической
речи
(ответы
на
вопросы,
беседы)
и
монологической
речи(словесное
творчество),
использовать
средства
художественной выразительности языка и его грамматических средств.
Родители.
Поддерживать
интерес
ребенка
к
театрализованной
деятельности.
По
мере
возможности
стараться
присутствовать
на
играх
-драматизациях.
Отмечать
достижения
детей.
Предлагать
исполнить
понравившуюся
роль
в
домашних
условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки.
И ме н н о театрализованная
игра
–
одно
из
ярких
эмоциональных
средств,
формирующих личность ребенка. Участие в театрализованных играх доставляет
детям радость, вызывает активный интерес.
Спасибо за внимание!
3