Автор: Мухина Валентина Радомировна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: ЧОУ "Экономический лицей города Гуково" Населённый пункт: город Гуково Ростовской области Наименование материала: разработка урока Тема: Нравы города Калинова Раздел: полное образование
Нравы города Калинова
Цель: проследить характеры «хозяев» и «жертв» «темного царства»;
рассмотреть позицию автора в изображении нравов города Калинова;
выявить приемы и способы их обрисовки, подвести учащихся к выводу, на чем основана
сила «хозяев» и слабость «жертв», зафиксировать выводы в таблице;
сформулировать основные проблемы пьесы;
формировать умение получать знания посредством анализа текста;
способствовать осознанности выбора активной жизненной позиции.
В «Грозе» улеглась широкая картина
национального быта и нравов.
И.А.Гончаров
За образами Катерины, Кабановой,
Феклуши раскрывается душа и характер
русской нации как целого, душа и характер
России как государства.
В. И. Влащенко
1
Ход урока
1 Актуализация знаний
- Мы с вами гуляем по бульвару города Калинова. Перед нами проходят его жители.
Узнайте их в лицо и назовите по имени.
На фоне мелодии песни «Среди долины ровныя...» звучат слова, персонажи в костюмах
героев пьесы «Гроза» проходят, сменяя друг друга.
- Эта ночь, песни, свидания! Ходят обнявшись. Это так ново... так хорошо, так
весело! Вот и я жду чего-то!
- Очень хорошо, сударь, гулять теперь. Тишина, воздух отличный, из-за Волги с
лугов цветами пахнет, небо чистое... Вид необыкновенный! Красота! Душа
радуется!
- Баклуши ты, что ль бить сюда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом! Раз
тебе сказал, два тебе сказал: «Не смей мне на встречу попадаться»; тебе все
неймется! Мало тебе места-то? Тьфу ты, проклятый! Провались ты! Я с тобой и
говорить-то не хочу, с езуитом.
- Молодость–то что значит! Смешно смотреть-то даже на них! Кабы не свои,
насмеялась бы досыта. Ничего не знают, никакого порядка. Хорошо еще, у кого
в доме старшие есть, ими дом-то и держится, пока живы. А ведь тоже, на свою
волю хотят, а выдут на волю-то, так и путаются на покор да смех добрым
людям. Так-то вот старина и выводится.
- Оттого у вас тишина в городе, что многие люди, вот хоть бы вас взять,
добродетелями, как цветами, украшаются, оттого и делается прохладно и
благочинно.
- Вот, какой, сударь, у нас городишко! Бульвар сделали, а не гуляют. Гуляют
только по праздникам, а то один вид только делают, что гуляют. Бедным гулять
некогда, у них день и ночь забота. И спят всего часа три в сутки. А богатые-то что
делают? У всех давно ворота, сударь, заперты и собаки спущены. Вы думаете,
они дело делают, либо Богу молятся? Нет, сударь! И не от воров они
запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да
семью тиранят.
2
2 Коммуникативная часть урока
Беседа
-Кто прошел перед нами?
- На что обратили внимание в высказываниях калиновцев?
- Что противопоставлено в экспозиции пьесы? Как называется такой прием? (выносим
выводы в таблицу
Фон пьесы (песни, пейзаж)
«...Какая красота в природе разлита!»
АНТИТЕЗА
ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ
НРАВЫ
«Вот увас в такой прекрасный вечер редко кто и за вороты-то выдет
посидеть...»
Проверка домашнего задания
Назовите наиболее явных выразителей «жестоких нравов» города Калинова.
Расскажите о них.
Словарная работа
-Как жители называют Марфу Игнатьевну Кабанову? (Ханжа) Дайте определение этому
понятию. Сверимся с толкованием этого слова у С.И.Ожегова
3
-Н.А. Добролюбов в своей статье «Темное царство» характеризует жизнь купечества как
« мир тупой, ноющей боли, мир гробового безмолвия, лишь изредка оживляемый глухим
бессильным ропотом, робко замирающим при самом зарождении». Устроителей таких
порядков критик очень точно назвал «самодурами русской жизни». Кто такой, по вашему
определению, самодур?
- Сверимся со словарем С.И. Ожегова. Кого из персонажей пьесы вы узнаете в этом
определении? Докажите ваши суждения, опираясь на текст пьесы.
Работа с таблицей
- Всем ли по душе «жестокие нравы»? Кто страдает от них и почему?
-Назовите жертв калиновских самодуров. Докажите примерами из текста свою точку
зрения.
-Можно ли Катерину к жертвам? Почему так считаете?
- Какова роль Кулигина и Феклуши в пьесе?
4
Фон пьесы (песни, пейзаж)
«...Какая красота в природе разлита!»
Хозяева Жертвы
антитеза
конфликт
«Нешто они обращение
понимают?»
Дикой
Борис
«Изругает на чем свет стоит»» «Эх, кабы сила...»
АНТИТЕЗА
ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ
Домашние Дикого
«Батюшки, не рассердите!
Голубчики не рассердите!»
Кулигин
«Нечего делать, надо покориться!»
Кабанова Тихон
«Точит она его теперь, как ржа «Что я за несчастный такой человек?»
железо...»
НРАВЫ
«Вот у вас в такой прекрасный вечер редко кто и за вороты-то выдет
посидеть...»
5
- Давайте понаблюдаем, что же происходит в семействе Кабановых.
Смотрим инсценировку эпизода из пятого явления первого действия или читаем
выразительно.
-Нравятся ли вам такие отношения? Как ведут себя персонажи?
-Что такое домострой? (обращение к словарю)
-Если предположить, что Марфа Игнатьевна говорит искренно, что можно сказать о ее душе?
Есть ли нечто трагическое в ее облике? (обращаемся ко второму эпиграфу).
- Как относятся к поучениям Кабановой ее дети?
-Есть ли будущее у таких отношений? Какова авторская позиция в изображении семейства
Кабановых?
Вернемся на бульвар города Калинова и послушаем разговор двух его обитателей
Смотрим инсценировку эпизода из второго явления четвертого действия или читаем по
ролям.
- На что обратили внимание?
- Удалось ли исполнителям передать характеры персонажей Островского?
-В чем различие противостояния «хозяев» и «жертв» в рассмотренных эпизодах?
-Можно ли считать, что взаимоотношения в семье Кабановых иллюстрируют конфликт
домашний, а противоречия между Диким и Кулибиным- социальный? Докажите свою точку
зрения.
-На чем основана власть «хозяев» и покорность «жертв» «темного царства»? Подберите ряд
существительных, характеризующих образ жизни одних и других. Продолжите заполнение
таблицы самостоятельно.
Фон пьесы (песни, пейзаж)
«...Какая красота в природе разлита!»
Хозяева Жертвы
антитеза
конфликт
«Нешто они обращение
понимают?»
Дикой
Борис
«Изругает на чем свет стоит»» «Эх, кабы сила...»
6
АНТИТЕЗА
ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ
Домашние Дикого
«Батюшки, не рассердите!
Голубчики не рассердите!»
Кулигин
«Нечего делать, надо покориться!»
Домашние Дикого
«Батюшки, не рассердите!
Голубчики не рассердите!»
Кабанова Тихон
«Точит она его теперь, как ржа «Что я за несчастный такой человек?»
железо...»
ДЕСПОТИЗМ, НЕВЕЖЕСТВО,
ГРУБОСТЬ, ЗАБИТОСТЬ,
ОТСУТСТВИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗВОЛИЕ,
И ОБРАЗОВАННОСТИ, СЛАБОСТЬ,
ОБМАН, ПРИНИЖЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ,
ХАНЖЕНСТВО, ОТСУТСТВИЕ ЧУВСТВА
НАГНЕТАНИЕ СТРАХА, СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА,
СТРОГОСТЬ, ПЕРЕХОДЯЩАЯ РАЗГУЛ.
В ЖЕСТОКОСТЬ,
ОТСУТСТВИЕ МИЛОСЕРДИЯ
-Что получилось? Поделитесь своими находками.
7
- В каком действии «жестокие» нравы торжествуют? К чему привела жизнь в соответствии с
такими принципами?
- Как вы думаете, почему Островский назвал свою пьесу «Гроза»? Случайно ли оно?
- Чем опасна власть человека над окружающими?
3 Итоги урока
- Какой композиционный прием лежит в основе пьесы? (Что противопоставлено в драме?)
-Зачем, на ваш взгляд, драматургу понадобилось изобразить такие отношения людей?
- О чем пьеса побуждает задуматься современного читателя?
4 Оценивание ответов
Критерии оценивания:
- Умение при чтении голосом подать основную мысль фрагмента.
- Знание текста пьесы, умение опереться на нужную цитату при ответе.
- Убедительная аргументация, умение отстоять свою точку зрения.
-Способность поддержать диалог на уроке.
-Правильное, последовательное речевое оформление ответа, точность и ясность мысли.
- Использование в речи терминов, умение определить авторскую позицию.
5 Домашнее задание
Перечитать второе действие пьесы. Рассказать о жизни Катерины в родной семье и о ее
характере. Чем эта героиня отличается от других калиновцев? Какое значение приобретает
образ птицы в изображении этой героини?
Самоанализ урока
8
Урок «Нравы города Калинова» - третий-четвертый в изучении пьес
А.Н.Островского. Первый урок посвящен жизни, творчеству и обзору некоторых
произведений драматурга. Второй урок отведен особенностям драмы как рода литературы,
творческой истории пьесы «Гроза», ее композиции и идейно-художественному содержанию.
Спаренные третий-четвертый уроки посвящены исследованию системы действующих лиц,
устоев города, основанных на конфликте между старыми социально-бытовыми принципами
и новыми стремлениями к равноправию, к свободе человеческой личности. Ещё два урока
посвящены взаимоотношению Катерины с миром «темного царства», последний урок-
тестирование.
Задача представленного урока - научить детей извлекать знания из прочитанного,
сопоставлять характеры героев пьесы, делать выводы, определяя принцип расстановки
действующих лиц и авторскую позицию в их обрисовке; формировать опыт правильного
разрешения конфликтной ситуации, исключающий трагический исход.
Целеполагание рассматриваемого урока сформулировано так, чтобы учащиеся смогли
выйти на проблематику произведения и в какой-то мере способствовать выбору активной
жизненной позиции.
На этапе актуализации знаний вниманию учащихся предложено выразительное чтение
наизусть монологов, своего рода коллаж суждений калиновцев об укладе общественной
жизни. Содержание высказываний работает на тему урока и логику его построения. Цель
такого вида деятельности – интерес, эстетическое наслаждение языком произведения, жанр
которого предполагает слушание, а не чтение. Кроме того, это ещё и ситуация успеха.
Читающие ученики легко определят, кому из персонажей принадлежат монологи, вычленят
авторскую позицию в звучании мелодии «Среди долины ровныя...», в восхищении
окружающей красотой, в констатации фактов неприглядных отношений среди людей. Этот
этап подготавливает общение на уроке.
Главная часть занятия - коммуникативная, в ней беседа построена вокруг двух
инсценированных или выразительно прочитанных эпизодов. На этом этапе урока
реализована возможность коллективного общения, обмена мнениями, организовано
осуществление логической операции. Цель беседы – выявить характер противостояния
хозяев жизни и их жертв. Результат работы отражается в таблице поэтапно, её составление
помогает ясно увидеть архитектонику пьесы, основанную на многоярусном
противопоставлении, понять, что, построив таким образом произведение, драматург отразил
сложность жизни в городе Калинове, которая состоит из столкновений и противоречий.
Логические действия по составлению таблицы помогают выйти на характеры действующих
лиц, на суть их взаимоотношений, на истолкование проблем пьесы и объяснение смысла её
названия. На этапе реализации коммуникативной части урока применены аудио-
визуальный метод (словарь незнакомых выражений), сочетание словесных и наглядных
методов, элементы анализа текста, гностический метод.
9
10