Автор: Сальникова Нинель Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад "Малышок" п.Новоильинский
Населённый пункт: п.Новоильинский Нытвенский район Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: Индивидуализация в изобразительной деятельности детей
Раздел: дошкольное образование
Индивидуализация в изобразительной деятельности детей.
В соответствии с пунктом 6 части 1 Федерального закона от 29 декабря 2012
года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основании
приказа Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года №
1155
«Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта дошкольного образования» с 1 января 2014 года вступил в силу
федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования.
Согласно
ФГОС
ДО
одним
из
основных
принципов
дошкольного
образования является: построение образовательной деятельности на основе
индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок
становится активным в выборе содержания своего образования, становится
субъектом
образования
(далее
–
индивидуализация
дошкольного
образования).
Индивидуализация образования основана на поддержке детей в развитии их
потенциальных
возможностей,
стимулировании
стремления
детей
самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. Внимание
педагога направлено на обеспечение активного участия ребёнка в учебном
процессе.
Одной
из
задач
ФГОС
ДО
является:
создание
благоприятных
условий
развития
детей
в
соответствии
с
их
возрастными
и
индивидуальными
особенностями
и
склонностями,
развития
способностей
и
творческого
потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими
детьми, взрослыми и миром.
Изобразительная
продуктивная
деятельность
с
использованием
как
традиционных так и нетрадиционных техник изобразительной деятельности
является
наиболее
благоприятной
для
проявления
индивидуализации
ребенка, творческого развития способностей детей, так как в ней особенно
ярко
проявляются
разные
стороны
развития
ребенка,
развиваются
специальные умения и навыки.
Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные
материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность
выбора и еще многие другие факторы – вот что помогает не допустить в
детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает
живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.
Кроме того, изобразительная деятельность – это проблемная деятельность
для ребёнка: с самого начала ему предстоит выбор, так как в основе любого
изображения
лежит
проблема,
для
решения
которой
требуется
исследовательский
поиск:
как
рассказать
в
рисунке
всё,
что
хочу?
Что
рисовать? Чем рисовать? Как изобразить, чтобы было похоже? Как показать
движения? Как передать свои эмоции?
Для того чтобы индивидуализация могла состояться, от взрослых требуется
умение создать предметно- пространственную развивающую среду группы,
которая
стимулирует
ребенка
на
активную
деятельность.
В
этой
работе
учитываются
потребности
детей
в
свободном
и
самостоятельном
использовании
традиционными
и
нетрадиционными
изобразительными
материалами. Центр изобразительной деятельности расположен в удобном
месте, позволяет заниматься сразу нескольким детям. В центре постоянно
пополняется
выбор
материалов
для
изобразительной
деятельности,
систематически проводится смена материала в соответствии с темой недели.
Для
того
чтобы
индивидуализация
обучения
могла
состояться
в
ходе
осуществления деятельности, эта деятельность должна быть гибкой.
Нетрадиционные техники демонстрируют необычные сочетания материалов
и
инструментов.
Несомненно,
достоинством
таких
техник
является
универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и
доступна как взрослому, так и ребенку.
Как
мы
знаем
одним
из
критериев
индивидуализации
образовательного
процесса
является
предоставление
права
выбора.
Рассмотрим,
как
происходит
индивидуализация
в
разных
видах
изобразительной
деятельности: лепке, рисовании, аппликации.
В лепке дети получают возможность выбора:
-
фигуры лепки
и материала - пластилин разных цветов, цветное тесто,
глина, бумажная масса и т.д., например «Животные Северного полюса».
Каждый из детей может слепить любого животного Северного полюса;
-цвета материала, например «Матрёшка».
В рисовании право выбора:
-инструмента,
которым
будут
рисовать,
например
«Зимний
пейзаж».
Рисунок
может
наноситься
мятой
бумагой,
кистью
из
щетины,
ватной
палочкой, пальчиком или кистью;
-способа рисования изображений одним и тем же инструментом, например
«Цветы»;
-цвета и видов красок для рисования, например «Красивые бабочки». Они
исполнены методом предметной монотипии разного цвета и разными видами
красок: гуашью и акварелью;
-материала в виде трафаретов, например «Транспорт».
В
нетрадиционной
технике
аппликации
«Макаронопластика»
право
выбора:
- формы материала одинакового цвета и изображения аппликации, например
«Кокошник»;
-формы,
цвета
материала
и
изображения
аппликации,
например
«Матрёшка».
Во
всех
видах
изобразительной
деятельности
дети
имеют
возможность
выбора положения собственного тела (сидя, стоя и т.д.)
Задача педагога – помочь тем, кому трудно начать работу самостоятельно.
Одним
он
может
помочь
словами,
других
приободрить,
третьим
окажет
физическую помощь, если они в ней нуждаются. Более способные дети могут
сделать много различных работ, причём такой сложности, как они желают. В
ходе работы воспитатель может задать вопросы разной направленности и
сложности. Вместо того чтобы прямо указывать детям, что и как они должны
делать,
педагог
помогает
сделать
то,
что
хотят
сами
дети.
Этот
подход
обеспечивает
структуру
отношений,
при
помощи
которой
дети
могут
сохранять
самостоятельность,
а
педагог
при
необходимости
может
реагировать на их индивидуальные желания и потребности.
Современное
качественное
образование
есть,
прежде
всего,
образование,
способствующее становлению человека, обретению им своего образа, себя
как
неповторимой
индивидуальности.
Сегодня
очень
важно
не
столько
формировать
знания,
сколько
развивать
человека
в
человеке,
развивать
механизмы его саморазвития, саморегуляции, самовоспитания, самозащиты,
тем самым помочь воспитаннику стать человеком, умеющим жить в мире и
согласии с самим собой и окружающими, с природой и культурой. Начало
этого
саморазвития
и
становления
личности
закладывается
именно
в
дошкольном детстве.