Авторы: Андреева Анна Викторовна, Труляева Мария Петровна
Должность: педагог-психолог, старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 53 "Теремок" г. Волжского Волгоградской области"
Населённый пункт: Волгоградская область, г. Волжский
Наименование материала: статья
Тема: "Роль развития мелкой моторики и координации движений рук в дошкольном возрасте"
Раздел: дошкольное образование
«Роль развития мелкой моторики и координации движений рук в
дошкольном возрасте»
Я работаю в должности педагога-психолога в дошкольном
учреждении много лет. Исходя из своего опыта работы, обратила
внимание на один вопрос, который волнует как многих родителей, так
и педагогов. Как правильно подготовить ребёнка к школе? В своей
работе выделила один из аспектов развития ребёнка дошкольного
возраста – это развитие мелкой моторики и координация движений
пальцев рук. Давно доказано учёными, что развитие речи и мышления
ребёнка напрямую зависит от развития его руки. Один из показателей
готовности к школьному обучению – это уровень развития мелкой
моторики. Ребёнок, у которого высокий уровень развития мелкой
моторики, умеет логически рассуждать, у него на достаточном уровне
развиты память и внимание, связная речь. Часто первоклассники
испытывают трудности с овладением навыков письма, как отмечают
учителя начальных классов. Письмо- это сложный навык, включающий
выполнение тонких координированных движений руки. Техника
письма требует хорошо развитого зрительного восприятия,
произвольного внимания и конечно, слаженной работы мелких мышц
кисти и всей руки. Недостаточное развитие всего выше перечисленного
может привести к возникновению негативного отношения к учёбе и
тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном
возрасте, я считаю важно уделять особое внимание развитию мелкой
моторики и координации движений рук. На встречах с родителями
воспитанников нашего дошкольного учреждения я обращаю внимание
на то, что начинать работу по развитию мелкой моторики надо с самого
раннего возраста. Говорю о том, что малышам от года до трёх лет
даются простые упражнения, доступные их возрасту. Детям постарше
задания усложняются. Очень важно, чтобы задания приносили детям
радость и носили систематический характер. Разработала
рекомендации для родителей и педагогов о мерах, способствующих
развитию мелкой моторики рук.
Что благотворно влияет на развитие мелкой моторики:
нанизывание крупных пуговиц, шариков, бус на нитку;
завязывание узлов на шнуре;
застегивание пуговиц, молний;
закручивание крышек;
игры с конструктором;
игры с мозаикой;
игры с песком;
игры с водой;
складывание матрёшек;
игры с вкладышами;
рисование;
аппликация;
лепка;
раскрашивание картинок;
штриховка;
вырезание ножницами;
пальчиковые игры;
плетение из бумаги, ткани;
складывание из бумаги;
оригами;
вязание;
вышивание;
шитьё;
пришивание пуговиц;
графические упражнения;
обведи рисунок;
соедини по точкам;
нарисуй такую же картинку;
продолжи узор;
дорисуй картинку;
нарисуй по клеточкам;
срисуй фигуры по точкам;
графический диктант;
нарисуй такую же фигуру.
Очень важно, чтобы в повседневной деятельности детей развивались
точность движений руки, ловкость пальцев, сила кисти и другие
качества которые будут необходимы для успешного обучения письму.