Напоминание

"Обучение географии учащихся с ОВЗ в условиях дистанционного образования".


Автор: Сидякина Наталья Михайловна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: ЦДО (Центр дистанционного образования) детей-инвалидов Липецкой области структурного подразделения ГОАОУ "ЦОРиО"
Населённый пункт: город Липецк
Наименование материала: Статья
Тема: "Обучение географии учащихся с ОВЗ в условиях дистанционного образования".
Раздел: среднее образование





Назад





«Обучение географии учащихся с ОВЗ в условиях дистанционного

образования».
Из опыта работы учителя географии ЦДО детей-инвалидов Липецкой области структурного подразделения ГОАОУ «ЦОРиО» Н.М. Сидякиной. Одна из основных образовательных задач — подготовка учащихся к дальнейшей жизни и работе после окончания общеобразовательного или коррекционного учреждения. Самый важный навык, который выпускники образовательных учреждений могут получить при изучении географии, и только при изучении географии, — навык использования различных видов географических карт. Ориентирование в пространстве с помощью карты, умение читать карту — это как раз то, что необходимо каждому человеку вне зависимости от его будущей профессии, в т.ч. и человеку с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Важную роль в формировании такого рода прикладных знаний играет правильная организация систематической работы с атласом и контурными картами. Использование карт позволяет развивать у учащихся чувство пространства, умение по географической основе определять взаиморасположение объектов, особенности конкретной территории. Систематическое использование на уроках географии атласов и контурных карт способствует также формированию умения по словесной географической характеристике территории определять положение этой территории на карте. На мой взгляд, наличие именно этих навыков говорит о хорошем знании географии. Если на уроке нет работы с картами атласа (составление описания территории или географических объектов), отсутствует картографическое моделирование, то это не урок географии. Это урок литературы. В своей работе уделяю очень много внимания на уроке работе с картой. Как источник знаний использую карту для изучения географических объектов (материков, океанов, стран и т. д.). Но, как использовать атласы и контурные карты на уроках географии учащимся с ОВЗ в условиях дистанционного образования?
1. Географические атласы в электронном виде.
В географии карта – это источник знаний. Чем больше учащиеся будут работать на уроках с картами, тем лучше они будут знать предмет. Используя карту как источник знаний, необходимо решить наиболее важную методическую задачу – научить учащихся ее читать. Опыт и практика моей работы подтверждает, что для наиболее эффективного формирования знаний у учащихся, надо особое внимание на уроках уделять работе с картами. Главное, что объединяет, структурирует разнородные географические знания – карта. Лишь научившись вдумчиво всматриваться в карту, учащиеся будут воспринимать географические знания как единую систему, обладающую мощным объяснительным и развивающим потенциалом. В условиях дистанционного образования нельзя ограничиваться наличием только обычного бумажного атласа, т. к. обмен географической информацией будет крайне затруднен. Например, как показать ученику по карте к.л. географический объект, а потом попросить его выполнить то же самое? А если учесть, что у все ученики имеют
ограниченные возможности здоровья, например миопия, или косоглазие, то выполнить это будет невозможно! На помощь нам приходят школьные атласы в электронном виде, именно школьные атласы, т. к. существует огромное разнообразие интерактивных карт, глобусов, программ, которые интересны, но тяжелы для восприятия ученикам, не имеющих навыков картографического чтения. Удобство электронных атласов, в том, что они всегда под рукой, возможность быстро найти нужную тематическую карту по Содержанию и нумерованным страницам, можно ее увеличить. И, наконец, самое главное- учитель свободно (через демонстрацию экрана) показывает ученику все, что изучает на уроке. А затем и сам ученик показывает все изученные географические объекты (также через демонстрацию экрана). Т.е. существует обратная связь, ученик работает практически «у доски», показывая по карте, все, что спрашивает учитель.
2. «Немые карты».
Использование «немых» карт (карт без названий)- очень трудная, но интересная форма работы. «Немые» карты я использую в качестве закрепления и проверки знаний учащихся. Но такие карты применяются только после работы по обычным картам атласа, затем идет сопоставление карт, а уже в заключение- самый сложный этап «прочтение» карт без названий. Например, назвать Экономические районы (или субъекты РФ) по «немой» карте. Если ученик хорошо усвоил изученный материал, обычно он с удовольствием определяет нужные объекты. Если ученику сложно выполнить такое задание, упрощаю- в качестве подсказки используется обычная карта атласа с подписанными названиями. Ученик смотрит в бумажный атлас, но показывает по «немой» карте. Таким образом формируется пространственное и образное мышление.
3. Работа в контурных картах.
Работа на контурных картах, сопровождает все этапы изучения географии в школе. При этом нужно учитывать нагрузку учащихся, их возрастные и психофизические возможности, а также уровень подготовленности каждого ученика. Вот почему работу на контурной карте нужно умело дозировать, не перегружать ее наносимыми элементами, соблюдать тщательную генерализацию по степени важности. Работа на контурных картах – это важное экономное средство изучения и закрепления в памяти карты, развития столь необходимых в практической жизни географических, пространственных представлений. Работы на контурных картах корригируют пространственную ориентировку учащихся с ОВЗ, их умение сравнивать, сопоставлять, делать соответствующие выводы, осуществлять отбор главных и второстепенных признаков заданного объекта или явления. Большое количество карт имеет чрезвычайно мелкие масштабы- ребенок с нарушением зрения не может работать с такой картой. На помощь приходит карта в электронном виде, в которой можно все географические объекты увеличить до нужных для каждого ученика масштабов, подписать и затем уже готовую работу сохранить в первоначальном виде. Дети с разной степенью тяжести ДЦП в 6- 7 классах учатся проводить и обводить линии (границы государств, климатических поясов, природных зон и др.). Ученики лучше
понимают карту, более свободно ориентируются по карте, у них увеличивается объём картографических и географических знаний. Т.о., в результате работы на к/к, учащиеся старших классов научились давать сложные связные описания географических объектов. Частично научились делать суждения о тех свойствах предметов, которые выражены самим рисунком на карте и прежде всего в умении воссоздавать пространственное представление о размещении и взаимном расположении предметов. Также ученики усвоили навык связного чтения картографического текста. Овладели правильной терминологией и, вообще, развили свою речь и мышление. Особо следует отметить, что у детей появилась мотивация к учебе и желание работать с картой. Повысилась самооценка своих сил. Дети стали более активны, увеличилась работоспособность и уменьшилось количество времени на выполнение задания при работе с картой. Хотя самой сложной работой с географической картой овладевают не все ученики с ОВЗ. Наряду с обычными (бумажными) картами и электронными картами, работаю с онлайн- платформой «Twiddla». Данная платформа имеет широкие возможности: позволяет и учителю и ученику чертить схемы, делать диаграммы, крепить стикеры и оставлять комментарии на загруженных картах (картинках) или скриншотах; при этом еще и поддерживает синхронизацию файлов и документов. Мною составлена памятка "Как работать с электронной картой" (для операционной системы Макинтош): 1. Выполняем работу в программе Просмотр. 2. Находим на верхней панели значок ручка (карандаш) и нажимаем на нее (см. снимок экрана-1)- откроется еще одна панель меню, на которой находите значок Текст (см. снимок экрана-2)- нажимаем на него. 3. На географическом объекте (материке, стране и т.д.) левой кнопкой чертим прямоугольник нужного размера и пишем в нем название (материка, страны и т. д.) по образцу (см. снимок экрана-3). Цвет и размер шрифта выбираете здесь же. Красными стрелками все показано. 4. На вертикально расположенных объектах (океанах, материках) чертим вытянутые прямоугольники и в них подписываем как на образце. Чтобы получились записи в столбик- после каждой буквы- нажимаем на Энтер (enter). 5. Сохраняем (Экспортировать) в нужную папку. Опираясь на собственный опыт работы с контурными картами и опыт работы других учителей, выскажу ряд предложений, которые могут повысить эффективность использования на уроках географии этого важного и нужного учебного пособия. Необходимо: —создавать тематические контурные карты, связывать то содержание, которое будет на них нанесено, с содержанием конкретных тем программы и с изучаемым учебным материалом; — к каждой из контурных карт давать систему заданий числом не более трех, лучше дифференцированных по уровню сложности, выполнение которых позволит наиболее эффективно использовать эту карту при обучении географии;
—при подготовке комплекта контурных карт стараться использовать масштабы, позволяющие разместить контурную карту на одной полосе, а карты мира и России на одном развороте; —заранее наносить на контурную карту часть географических объектов (в соответствии с тематикой и содержанием), которые могут служить в качестве образца для заполнения, и ориентиров, облегчающих «картосоставительскую» деятельность учащихся. Количество заранее нанесенных объектов целесообразно сокращать от класса к классу по мере овладения учащимися приемами работы с контурной картой.
Пример оформления контурной карты
1. Показ учителем на электронной карте, глобусе расположения географического объекта (моря, острова, полуострова и т.д.) со словесным сопровождением. 2. Показ картины или другой наглядности с изображением изучаемого объекта. 3. Выяснение знаний учащихся по изучаемому объекту. 4. Рассказ учителя об изучаемом объекте с выделением главного, характерного, с использованием занимательного материала. 5. Запись новых названий учителем на доске, а учащимися в тетрадях. 6. Повторный показ объекта на стенной карте и глобусе учителем, а затем учениками. 7. Нахождение объекта учащимися в атласах, а затем на контурных картах. Этот момент очень важен именно в коррекционной школе, т.к. масштабы электронных и контурных карт не всегда совпадают. 8. Просмотр учителем объекта, намеченного учеником на контурной карте. 9. Подписывание и закрашивание объекта.
Работа на контурных картах
На зачетный урок в 9 классе по теме: Россия на карте мира можно использовать следующий прием: План Действия, входящие в состав приема 1. Границы России и пограничные государства. 1. Моря, омывающие Россию. Обвести на контурной карте России границы РФ и подписать пограничные государства: Норвегия, Финляндия, Эстония, Литва, Латвия, Польша, Белоруссия, Украина, Грузия, Азербайджан, Казахстан, Монголия, Китай, КНДР. Подписать моря : Балтийское, Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно – Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Черное, Азовское.


В раздел образования