Автор: Овчинникова Наталья Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: КГОБУ "Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с. Покровка"
Населённый пункт: село Покровка
Наименование материала: урок литературного чтения во 2 классе
Тема: В. Осеева "Почему?"
Раздел: начальное образование
Урок литературного чтения во 2 классе по теме: Валентина Осеева «Почему?»
Цель:
1.
Научить определять главную мысль изучаемого произведения, дать представление, что каждая
деталь в художественном произведении имеет свой смысл и помогает понять поступки героев.
2.
Научить детей анализировать текст и находить глубинный смысл.
Задачи:
Образовательные:
- расширить сведения о жизни и творчестве В. Осеевой
- актуализировать имеющиеся у учащихся знания в связи с изучаемым материалом
Развивающие
-развивать самостоятельное мышление, умение сравнивать, анализировать, речь, память, внимание;
- расширять кругозор
Воспитательные:
-формирование внимания к внутреннему состоянию героя и поступка, вызванного им
-воспитание чуткого отношения к живой природе
-обогащение нравственного опыта младших школьников
-обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе.
Оборудование:
Ход урока.
1.
Организационный момент.
Дорогие ребята, посмотрите все на меня.
Сегодня учителем у вас буду я. Зовут меня Н.В..
Давайте наш урок начнём с пожелания друг другу удачи и добра. Я надеюсь, что
вы будете моими хорошими помощниками, умными собеседниками и
внимательными слушателями.
2. Актуализация знаний.
I стадия вызова. Учитель: Литературное чтение –прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ-
Вы учите их – они учат вас! (Слайд 1.)
Ребята, произведения какого автора, вы читали на прошлом уроке?
Дети: Мы читали рассказ В. Осеевой.
Учитель: Правильно вы знакомились с произведениями Валентины Александровны
Осеевой. (слайд 2)
Перед вами 3 портрета известных писательниц, под какой буквой портрет В.Осеевой?
(слайд. 3)
Дети: Под буквой Б)
Учитель: Правильно. Какое произведение вы прочитали на прошлом уроке? Слайд. 4 (1
шелч.)
Дети: Мы прочитали рассказ «Почему?» Слайд 4 (2 шелч.)
Учитель: Глядя на доску сформулируйте тему урока.
Дети: Продолжим изучать рассказ В. Осеевой «Почему?»
Учитель: исходя из темы урока, используя опорные слова, поставьте цель урока.
Слайд 4 (3 шелч.)
Дети: 1.Расширить сведения о творчестве В. Осеевой.
2.
Учиться правильно читать, говорить и анализировать рассказ «Почему?»
Слайд4.(4 шелч.)
3. Речевая разминка
1
. Упражнения для дыхания:
а) вдох, на выдохе: а,о,у,е;
б) вдох, на выдохе проговариваем поговорку:
«Хуже всех слышит, тот кто не хочет слушать».
2. Чтение слогов. Та-да-ла-ма-на-ра-ва
Мал-люб-чит-пом-рос-гор-пос
3.
Скороговорка. Среди всех зверей, однако, людям лучший друг- собака.
2. «В гости к автору»
Учитель: Начнём работу над первой частью цели урока. Я приглашаю вас в гости к
автору. Вы получите небольшое послание от Валентины Осеевой.
Будем работать в парах.
Каждая пара определённого ряда получит свой текст. Читая текст, вы можете
делать пометки, подчёркивать непонятные слова. А самое главное найти ответ на
поставленный вопрос, который написан после текста.
1 ряд . В гостях у автора.
Дорогие ребята!
Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла
читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:
- Понравился тебе рассказ?
Я ответила:
- Не знаю. Я о нем не думала.
Мама огорчилась.
- Мало уметь читать, надо уметь думать, - сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и
мальчиков, а иногда и своих собственных.
И так как в жизни мне это помогло, то я написала и для вас короткие рассказы, чтобы вам было легче
научиться читать и думать
.
Какие мудрые слова сказала мама маленькой Валентине?
2 ряд.
В гостях у автора
.
Дорогие ребята!
Когда я была такой, как вы, я убегала к Волге. Меня манили гудки пароходов, суета пристани.
В то время по берегам Волги бродили бездомные дети и я, любила с ними петь, играть или
разыгрывать сценки. Мечтала я стать актрисой.
Став взрослой, я пошла работать воспитателем в детский дом. Своим воспитанникам я
сочиняла сказки, рассказы с продолжением.
Я писала пьесы, ставила и разыгрывала их вместе с
ребятами. Мне хотелось заронить в душу детей искру чистоты и доброты.
В каждом из вас, ребята,
есть волшебная сила – сила ваших слов и поступков. Помните об этом.
Что хотела заронить В. Осеева в детские души?
3.
Составление кластера.
На доске появляется кластер
Мало уметь читать, надо уметь думать. Учитесь быть честными, добрыми, …
Синие листья Плохо
не быть жадными не быть равнодушными
Волшебное слово Хорошее
вежливости Валентина Осеева доброте
Сыновья Почему?
помощи ?
Учитель: Какие рассказы, вы уже знаете В. Осеевой?
Давайте с помощью иллюстраций правильно назовём рассказы.
(на слайдах появляются иллюстрации) Слад 5.
На доске продолжается создаваться кластер.
Дети: «Почему?» , «Синие листья». «Плохо». «Волшебное слово». «Хорошее».
Учитель: Чему научили нас эти рассказы?
Какой рассказ вас научил быть вежливыми? Не быть равнодушными, а отзывчивыми?
Помогать взрослым (помощи), не думать о хороших поступках, о делать добро? Не
быть жадными?
Дети: Волшебное слово – вежливости
Синие листья- не быть жадными
Плохо- не быть равнодушными (отзывчивости)
Сыновья – помогать взрослым (помощи)
Хорошее – доброте
Учитель: Какой рассказ у нас остался без главной мысли?
Дети: рассказ « Почему?»
Учитель: Чему учит? О чём заставляет задуматься? На эти вопросы нам предстоит
ответить в конце урока.
II стадия осмысления. Слайд 8.
4.Поработаем над содержанием текста с помощью простых (тонких) и проблемных
(толстых)вопросов .
Доказываем словами из текста.
Простые
Проблемные
1.
Что разбил мальчик?
1. Почему разбилась чашка?
2.
Кого обвинил мальчик?
2. Почему мальчик не признался?
3.Расстроилась ли мама?
3. Почему расстроилась мама?
4. Было ли герою стыдно?
4. Почему герою было стыдно?
5. Где оказался Бум в наказании?
5. Почему меня наказали?
Когда мальчик решил признаться?
Почему мой сын не сказал правду
Бранила ли мама героя?
Почему мама нисколько не бранила
меня?
5. Выборочное чтение.
Учитель: Прочитаем отрывок рассказа и пронаблюдаем за душевным состоянием
главного героя. Слайд 9. (после чтения)
Что происходило с мальчиком?
-на сердце становилось тяжелее.
- я боялся за Бума
-мурашки пробегали по спине
-я боялся, что не сознался сразу
-я обманул
Учитель: Перед вами 3 цвета, характеризующие душевное состояние, какой цвет
вы бы выбрали, покажите (на столах карточки: красная, чёрная и серая).
Учитель: Многие из вас показали чёрный цвет – цвет страха. Все вокруг переживали
вместе с мальчиком. Вот и природа тоже переживала. За окном было черно.
Всё что накопилось, вырывается наружу.
Отработка выразительного чтения.
Давайте прочитаем отрывок, передавая душевное состояние мальчика.
(звучит музыка шума дождя и ветра) Слайд.10
Беседа после прочитанного.
Учитель: Что заставило мальчика признаться?
Дети: Совесть.
Учитель: А что это такое –совесть?
Это то, что живёт в сердце каждого человека, показывает, как правильно жить и как
правильно поступать. Каждый человек имеет право на ошибку, главное, уметь вовремя
найти правильное решение, исправить её.
Поработаем над понятием совести в группах
6. Творческая работа по группам.
1 группа – соберёт синквейн. (разрезан на части)
1.
Совесть.
2.
Чистая, беспокойная.
3.
Мучает, побуждает, грызёт.
4.
Стыд не дым, а глаза ест.
5.
Честь.
2 группа – работает со скороговорками. (Есть начало, найди окончание)
1.
Нечистая совесть спать не даёт.
2.
Ошибайся, да сознавайся.
3.
Сумел провиниться, сумей и повиниться
4.
Совесть без зубов, а грызёт
Выберите из них ту, которая выражает, какой урок вы вынесли для себя,
познакомившись с произведением В. А. Осеевой “Почему?”.
3 группа – чтение по ролям (инсценирование отрывк с. 100
(Я вышел на крыльцо и сел рядом с Бумом….Иди спать -сказала мама.)
-ребята распределяют роли в группе самостоятельно: мама, мальчик, автор
- выразительное чтение стихотворения.
«Не хочу я маме врать» (Т. Дубовская)
Я посуду утром мыла.
Стала чашку вытирать
И нечаянно разбила.
Как же маме рассказать?
Может, я скажу сначала,
Что сама она упала,
Да еще пожму плечом
Я, мол, вовсе ни причем.
Или все свалю на Вовку.
Будто Вовка чай просил,
Но такой, уж, он не ловкий:
Чашку на пол уронил!
Нет, скажу наоборот,
Что расквасил чашку кот.
Непослушный Мурзик был.
Прыгал, прыгал и разбил.
Хороши мои уловки,
Только совесть не молчит.
Вдруг коту иль брату Вовке
Из-за этого влетит.
Целый день хожу и маюсь:
Что про чашку рассказать?!
Врать бессовестно
– стесняюсь.
Лучше я во всем
признаюсь!
Не хочу я маме врать!
5. Итог урока. Рефлексия.
- Давайте посмотрим на цели, которые мы с вами поставили в начале урока.
Получилось ли у нас реализовать эти цели урока?
-Смогли ли мы ответить на самый главный вопрос ПОЧЕМУ?
-Сейчас, каждый из вас должен задать себе такой вопрос: “Чему я научился на этом
уроке?”
-Оцените свою работу.
Дома перечитайте рассказ и выполните задание №2 с. 103., можно нарисовать рисунок