Напоминание

"Многогранность профессии концертмейстер на примере работы в классе духовых инструментов".


Автор: Болихова Светлана Евгеньевна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: ГБУДО г. Москвы "ДШИ "Центр"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Многогранность профессии концертмейстер на примере работы в классе духовых инструментов".
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Статья

«Многогранность профессии концертмейстер на примере

работы в классе духовых инструментов».

Данная работа написана на основе опыта работы в классах духовых

инструментов с учениками Детских музыкальных школ и студентами ВУЗа.

Концертмейстер класса духовых инструментов должен знать особенности строения и

звукоизвлечения инструмента, с которым ему предстоит играть в ансамбле. Для яркого,

образного воплощения характера музыкального произведения необходимо учитывать и

тембровую окраску и динамические возможности инструментов, так как у медных

духовых и деревянных духовых они существенно различаются. Звучание трубы, валторны,

горна рождает у слушателя ассоциации с призывом, сигналом, тогда как мягкий тембр

флейты, кларнета, гобоя рисует в воображении пасторальную картину, более спокойный,

умиротворенный образ. Различный диапазон звучания духовых инструментов вносит свои

коррективы в достижении ансамблевой целостности музыкального произведения. Это

касается конкретно нюансировки аккомпанемента. Учитывая сложности звукоизвлечения

в низком регистре у некоторых инструментов следует подбирать соответствующую

динамическую окраску и артикуляционные приемы во время ансамблевой работы с

данным инструментом.

Концертмейстер должен уметь грамотно использовать педализацию, контролируя баланс

звучания с солистом-исполнителем, не «размывая» четких ритмических фигур

чрезмерным использованием правой педали и не заглушая значимые интонационные

обороты в мелодии нагромождением гулко звучащих гармоний.

В звукоизвлечении исполнителя-духовика первостепенное значение имеет дыхание. От

умения правильно распределить дыхание, исходя из физических возможностей учащегося

зависит степень выразительности исполнения произведения, грамотность построения

фраз, темповые изменения, яркость кульминационных моментов, плавность

голосоведения. Концертмейстер должен проработать с солистом все моменты взятия

дыхания, а также места в произведении, в которых аккомпанемент играется на фоне долго

тянущегося звука. Здесь вполне логично будет чуть ускорить сопровождение, придав тем

самым музыке стремление вперед и облегчив задачу солиста в контроле чистоты звучания

длинных нот.

На дальнейших примерах более подробно рассмотрим работу концертмейстера с

отдельно взятыми духовыми инструментами, обучиться игре на которых можно в детских

музыкальных школах.

Блокфлейта. Начальный этап обучения на духовых инструментах-освоение игры на

блокфлейте. Инструмент относится к типу свистковых. Диапазон звучания – чуть более

двух октав. Разновидности блокфлейты по высоте звучания: сопранино, сопрано, альт,

тенор, бас. В музыкальных школах, как правило, работают с блокфлейтой сопрано, но

иногда можно услышать звучание и других видов ( например, в ансамбле

блокфлейтистов). Звук этого инструмента в высоком регистре яркий, пронзительный, тогда

как тоны нижнего регистра более приглушенные, мягкие и требуют особого контроля

чистоты звучания. В целом, блокфлейта обладает нежным, прозрачным тембром и

«переносит» слушателя в атмосферу сказочности, волшебства. Музыкальное

сопровождение должно быть грациозным, филигранным, с четко выверенной

динамической градацией. Концертмейстер должен постоянно контролировать звуковой

баланс в ансамбле, всегда находясь на втором плане по отношению к солисту. Сила звука

в аккомпанементе не должна выходить за пределы форте, так как велика вероятность

заглушить хрупкое звучание блокфлейты. Инструмент обладает хроматическим

звукорядом, что позволяет играть пьесы в разных тональностях. Исходя из этого

концертмейстеру нужно постоянно совершенствовать навыки транспонирования с листа.

Как правило, транспорт произведения осуществляется в пределах кварты, и, если в

простых пьесах перенос аккордового аккомпанемента в другую тональность происходит

легко, то при игре вокальных произведений на блокфлейте транспонирование

усложняется более насыщенной фактурой аккомпанемента, и здесь концертмейстеру

полезно будет выработать для себя небольшие хитрости-подсказки. Например, при

транспонировании на терцию вверх партию правой руки следует читать в басовом ключе,

но с изменившимися ключевыми знаками и в соответствующей написанному октаве. Еще

одним важным навыком концертмейстера при транспонировании является умение

быстро считывать строение аккорда ( трезвучие, секстаккорд, септаккорд и т.д. )

Отдельно следует остановиться на важной роли фортепианных вступлений и проигрышей

в ансамбле с блокфлейтистом. Даже в сольных эпизодах концертмейстер должен

контролировать силу звука, избегать неоправданно ярких контрастов и подводить

звуковой баланс к общей нюансировке с партией солиста в моменты его вступления.

Флейта. Инструмент, пользующийся большой популярностью среди учащихся детских

музыкальных школ. В отличии от блокфлейты обучение игре на поперечной флейте –

более сложный процесс, требующий большей физической подготовки учащегося и

обладания им таких качеств, как терпение, усидчивость и трудолюбие. Кроме того, на

данном этапе обучения у ребенка уже должен начать формироваться музыкальный слух и

эстетический вкус, которые помогут ему контролировать процесс звукоизвлечения, следя

за чистотой и тембровой окраской звука. Флейта обладает мягким, красивым тембром.

Этот инструмент позволяет исполнять подвижные, виртуозные пьесы с обилием

шестнадцатых длительностей, пассажей, арпеджио. Гораздо сложнее играть на флейте

кантиленные эпизоды, так как они требуют большого расхода дыхания.

Концертмейстер должен подробно изучить все тонкости и особенности исполнения

музыкальных произведений на флейте и выстраивать свою работу в ансамбле, опираясь

на эти знания. Необходимо чувствовать физические возможности каждого учащегося;

понимать, когда ребенок доигрывает фразу на исходе своих сил и небольшими

темповыми изменениями помогать ему в сложных моментах. Напротив, в виртуозных

эпизодах уместны будут едва заметные цезуры в местах взятия дыхания, небольшие

расширения в аккомпанементе при исполнении солистом быстрых пассажей, дающие ему

возможность четкого выигрывания мелких длительностей.

Динамический диапазон флейты невелик, поэтому выразительность, образность, яркость

исполнения является, в большей степени, задачей концертмейстера. В отличии от

блокфлейты, у поперечной флейты более густой и насыщенный тембр, поэтому не

возникает опасений заглушить аккомпанементом сольную партию, и концертмейстеру

доступен больший диапазон нюансировки музыкального материала. Но, несмотря на это,

как и в любом ансамбле, необходимо следить за соотношением звукового баланса

инструментов и не забывать о второплановости аккомпанемента.

Таким образом, основные различия в работе с блокфлейтой и поперечной флейтой

заключаются в расширении динамических возможностей аккомпанемента последней, и

большей свободой концертмейстера в темповом плане.

Труба. Самый яркий по звучанию, высокотехничный духовой инструмент. Относится к

группе медных духовых. Главное отличие медных духовых от деревянных в способе

звукоизвлечения. Сила и высота звука трубы зависит от напряженности амбушюра

( способа сложения губ музыканта) и выбранной вентилями длины воздушного столба,

тогда как у деревянных духовых высота звука меняется методом закрывания или

открывания отверстий в корпусе инструмента. Работая с духовиками, концертмейстер

должен знать основные приемы исполнения: атака, артикуляция, штрих.

Атака-момент взятия звука; импульс, влияющий на характер исполнения последующего

музыкального материала. По времени атака занимает меньше секунды, но по внутренней

собранности, нацеленности на дальнейшую игру, эмоциональной связи солиста и

концертмейстера- это очень важное мгновение в произведении.

Артикуляция-способ сложения губ при игре на инструменте. Подразумевает произнесение

шепотом некоторых слогов ( разных для каждого инструмента) с целью достижения

определенной степени четкости при исполнении.

Артикуляция и штрих взаимосвязаны. Точное соблюдение штрихов, указанных в нотах

способствует выразительному исполнению произведения, а достигается это путем

правильной работы голосового аппарата. К примеру, штрих staccato подразумевает

резкие, быстрые толчки воздуха языком в инструмент ( слоги та-ка ), тогда как исполнению

legato характерно плавное соединение звуков ( слоги та-а) без участия языка.

Концертмейстер должен соблюдать соответствие штрихов между аккомпанементом и

сольной партией, а также артикуляционных приемов исполнения.

Следует отдельно сказать о тембровых возможностях трубы. Труба характеризуется ярким,

мощным звучанием и ассоциируется с сигналом, призывом. Фортепианное

сопровождение отличается плотностью, насыщенностью, громкостью. Динамический

диапазон трубы приближен к форте ( f, mf ). Для приглушения звука и изменения тембра

применяется сурдина, которая вставляется в раструб инструмента. Таким образом

воздушный поток проходит через отверстия в сурдине, что придает звучанию

своеобразную окраску. Сурдину широко используют в джазовых пьесах. Аккомпанемент в

этих случаях приобретает шутливый оттенок. В джазе допустимы некоторые «вольности»

импровизационного характера, особенно если сопровождение выписано буквенными

обозначениями. Здесь ценится умение концертмейстера свободно владеть инструментом,

выстраивая в уме сложные гармонии с неаккордовыми, альтерированными звуками и

применяя их на практике.

Опираясь на вышесказанное можно сделать вывод о том, какими навыками должен

обладать профессиональный концертмейстер. Прежде всего, это безупречное владение

инструментом, умение справляться с техническими и кантиленными сложностями

произведения. Нужно обладать развитым музыкальным слухом, чтобы грамотно

выстраивать звуковой баланс в ансамбле. Во время репетиций концертмейстер должен,

наряду с педагогом, проявлять инициативу в работе над произведением; тактично,

опираясь на мнение педагога, предлагать и свои варианты решения возникающих

вопросов: особенно это уместно в случаях подбора аккомпанемента на слух или

расшифровки цифрованного баса. Необходимо установить тесную эмоциональную связь с

учениками, которая поможет настроиться на успешное концертное выступление. Солист

должен чувствовать опору и поддержку в лице концертмейстера, а достичь этого можно

лишь искренней увлеченностью своим делом, доброжелательностью и открытостью по

отношению к ребенку, нацеленностью на успех, которая передается и ученику.

Трудолюбием и кропотливой работой во время занятий концертмейстер должен подавать

пример детям и воспитывать в них такие качества, как усидчивость, выносливость,

эстетический вкус и увлеченность совместным творчеством.

Таким образом, помимо основных функций на концертмейстера, в какой-то мере, наряду

с педагогом, ложится ответственность и за моральное воспитание подрастающего

поколения.

Чтобы достичь высот на своем поприще концертмейстер должен постоянно

самосовершенствоваться, повышать свой профессиональный уровень, стремиться к

освоению оригинальных методик и новшеств, а главное - быть творческим, активным

человеком, легко находящим общий язык с детской аудиторией.

Литература:

1.

Усов Ю.А. «Методика обучения игре на трубе» Изд. « Музыка» 1984 Москва

2.

Харитонов А.Е. Звукоизвлечение на медных духовых инструментах как

артикулляционно-штриховой феномен» Изд. Водолей 2010 Москва

3.

Рябинина Е.Н. «Специфика работы концертмейстера в классе деревянных духовых

инструментов ДШИ» Методическая разработка 2013 г. г. Долгопрудный

4.

Туркина Е.Е, « Творческие и педагогические аспекты деятельности концертмейстера

ДМШ» Методический доклад

5.

Музыкальный энциклопедический словарь ред.Келдыш издание 2-е М: Большая

Российская Энциклопедия 1998

6.

Шендерович Е.М. «В концертмейстерском классе. Размышления педагога». М.

Музыка 1996



В раздел образования