Автор: Меркушева Ольга Сергеевна
Должность: педагог-психолг
Учебное заведение: КГКОУ ШИ №19
Населённый пункт: п. Березовый, Солнечный район, Хабаровский край
Наименование материала: статья
Тема: "Меры профилактики и коррекции эмоционального выгорания педагогов коррекционных школ".
Раздел: среднее профессиональное
Меры профилактики и коррекции эмоционального выгорания педагогов
коррекционных школ.
Психологи
отмечают,
что
эмоциональное
выгорание
–
процесс
довольно неоднозначный, поскольку человек, подверженный этому синдрому
часто мало осознает его симптомы. Он не может увидеть себя со стороны и
понять что происходит. Поэтому он нуждается в поддержке и внимании, а не
конфронтации и обвинении. К. Маслач считает, что “сгорание” не является
неизбежным. Скорее должны быть предприняты профилактические шаги,
которые могут предотвратить, ослабить или исключить его возникновение.
Она подчеркивает, что многие из причин эмоционального выгорания
содержатся не только в личностных особенностях людей, но и так же в
определенных социальных и ситуативных факторах.
Профилактические
и
коррекционные
меры
при
синдроме
эмоционального выгорания во многом схожи: то, что защищает от развития
данного
синдрома,
может
быть
использовано
и
при
его
лечении.
На
сегодняшний
день
используются
разнообразные
подходы
в
разрешении
обозначенных выше трудностей. Рассмотрим некоторые из них.
Важным аспектом в профессиональной деятельности педагога является
саморегуляция. Под саморегуляцией понимается сознательное воздействие
человека
на
присущие
ему
психические
явления,
выполняемую
им
деятельность, собственное поведение с целью поддержания или изменения
их характера. Необходимость саморегуляции возникает тогда, когда педагог
сталкивается с новой, необычной, трудноразрешимой для него проблемой,
которая
не
имеет
однозначного
решения
или
предполагает
несколько
альтернативных вариантов. В ситуации, когда педагог находится в состоянии
повышенного эмоционального и физического напряжения, что побуждает его
к импульсивным действиям. Или в случае если он находится в ситуации
оценивания со стороны детей, коллег, других людей.
Существуют
различные
приемы
саморегуляции,
применяемые
в
педагогической
деятельности:
аутотренинг,
нейролингвистическое
программирование, методы психокоррекции, психотехнические упражнения,
тренинги саморегуляции .
Аутотренинг
используется
в
таких
видах
деятельности,
которые
вызывают
у
человека
повышенную
эмоциональную
напряженность.
Педагогическая работа связана с интенсивным общением как с детьми, так и
с их родителями, что требует от педагога эмоционально-волевой регуляции.
Сам аутотренинг представляет собой систему упражнений для саморегуляции
психических
и
физических
состояний.
Он
основан
на
сознательном
применении человеком различных средств психологического воздействия на
собственный
организм
и
нервную
систему
с
целью
их
релаксации
и
активизации.
Использование
приемов
аутотренинга
позволяет
человеку
целенаправленно
изменить
настроение,
самочувствие,
что
положительно
отражается на его работоспособности, здоровье .
В
настоящее
время
для
саморегуляции
психических
состояний
используется так называемое нейролингвистическое программирование. В
русле данного направления Г. Дьяконовым разработан цикл упражнений,
ориентированных
на
восстановление
ресурсов
личности.
Зная
себя,
свои
потребности и способы их удовлетворения, человек может более эффективно,
рационально распределять свои силы в течении каждого дня, целого учебного
года.
Широко
используется
психокоррекция
как
с о в о ку п н о с т ь
психологических
приемов,
применяемых
психологом
для
оказания
психологического
воздействия
на
поведение
здорового
человека.
Психокоррекционная
работа
проводится
с
целью
улучшения
адаптации
человека
к
жизненным
ситуациям;
для
снятия
повседневных
внешних
и
внутренних напряжений; для предупреждения и разрешения конфликтов с
которыми сталкивается человек. Психокоррекция может осуществляться как
индивидуально,
так
и
в
группе.
Группы
людей,
создаваемые
с
психокоррекционными целями, могут быть следующих видов:
- Т- группы;
- группы встреч;
- гештальт группы;
- группы психодраммы;
- группы телесной терапии;
- группы тренинга умений.
Каждый
тип
группы
направлен
на
решение
конкретных
целей,
предполагает взаимодействие по определенным правилам. Применительно к
педагогической
деятельности
охарактеризуем
сферу
практического
применения каждого вида групп.
Т – группы (группы социально-психологического тренинга). Работа в
них направлена на то, чтобы помочь педагогу лучше узнать самого себя как
личность; выработать индивидуальный стиль деятельности, научиться лучше
понимать своих коллег и родителей с которыми приходиться вступать в
общение по поводу обучения и воспитания детей; обучение правильному
поведению в ситуациях межличностного общения.
Группы
встреч.
Основная
цель
–
осознание
и
реализация
того
потенциала
личности
и
интеллектуального
развития,
который
заложен
в
каждом
индивиде.
Эффективно
использовать
такой
вид
работы
для
начинающих
учителей
и
воспитателей
с
целью
повышения
их
уровня
самосознания и развития личности. Можно включать старшеклассников и
родителей для достижения доверия между взрослыми и детьми.
Гештальт-группы. Работа руководителя группы осуществляется не со
всеми участниками, а один на один с кем-либо из ее членов, добровольно
согласившимся на время стать главным действующим лицом. Ключевыми
понятиями
в
работе
т акой
группы
являют ся
“о сознание”
и
“сосредоточенность
на
настоящем”.
Опыт
работы
в
таком
направлении
повышает эффективность индивидуальной педагогической работы с детьми.
Группы
психодрамы.
Широко
используется
ролевая
игра,
а
так
же
элементы импровизации жизненных ситуаций, предназначенные для более
полного раскрытия внутреннего мира человека. Педагог, прошедший курс
психодрамы, с успехом может использовать соответствующие знания для
разнообразных занятий с учащимися на уроках.
В работе групп телесной терапии особое значение придается общению
с
телом
человека,
управлению
им.
Виды
телесной
терапии
являются
сильными
методами
эмоционального
высвобождения
и
эффективных
изменений в теле, чувствах личности.
Основная цель группы тренинга умений – выработка внешних форм
поведения. Способность человека к саморегуляции подвергается тренировке.
Следовательно,
эффективным
способом
повышения
здоровья
педагога
является тренинг саморегуляции .
О.И. Бабич, изучая синдром профессионального выгорания школьных
педагогов, предлагает
использовать в преодолении выгорания личностные
ресурсы.
«Личностные
ресурсы
преодоления
выгорания,
-
утверждает
исследователь,
обеспечивают
способность
личности
менять
негативное
влияние
факторов
выгорания
на
позитивное
для
личности
действие
и
направлять усилия на устранение факторов выгорания».
К
личностным
ресурсам
относятся
личностные
особенности,
способности,
состояния,
предшествующий
опыт,
устоявшиеся
формы
по-
ведения
и
многое
другое.
Внешние
ресурсы
–
это,
в
первую
очередь,
организационные факторы, социальная поддержка, стимуляция к развитию и
самореализации.
Каждый
человек
имеет
индивидуальный,
изменчивый
профиль
ресурсов преодоления выгорания. Кроме того, при объединенном влиянии
нескольких
ресурсов
(или
факторов)
сила
их
воздействия
на
личность
увеличивается.
Человек,
имеющий
ограниченные
внешние
ресурсы
для
успешного
преодоления
выгорания,
должен
иметь
сильные
внутренние
ресурсы .
О.И.
Бабич
были
определены
следующие
параметры
личностных
ресурсов,
способствующих
преодолению
синдрома
профессионального
выгорания:
1. Осмысленность включает параметры: умение черпать смысл своей жизни в
прошлом, настоящем и будущем; общее мировоззренческое убеждение в том,
что
контроль
своей жизни
возможен,
вера
в
собственную
способность
осуществлять такой контроль.
2.
Интернальность:
интернальный
локус
субъективного
контроля
над
разнообразными жизненными ситуациями. Человек считает, что большинство
событий в его жизни зависит от него.
3. Позитивное самовосприятие
и «внутренняя поддержка»: высокая степень
независимости ценностей и поведения от воздействия извне;
стремление
руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и
принципами; педагог ценит свои достоинства, уважает себя за них; принимает
себя таким, какой есть.
4. Естественность поведения: педагог принимает свое раздражение, гнев и
агрессивность как естественное проявление человеческой природы; спонтанно и
непосредственно выражает свои чувства.
5.
Межличностная чувствительность
и гибкость
поведения во
взаимоотношениях с окружающими: легко устанавливает глубокие и тесные
эмоционально
-
насыщенные контакты;
характерны
ценности,
присущие
самоактуализирующейся личности; проявляет гибкость в реализации своих
ценностей в поведении, во взаимодействии с окружающими людьми; быстро и
адекватно реагирует на изменяющуюся ситуацию.
6. Способность жить настоящим: отдает себе отчет в своих потребностях и
чувствах, хорошо ощущает и рефлексирует их; переживает настоящий момент
своей
жизни
во
всей
его
полноте;
ощущает
неразрывность
прошлого,
настоящего и будущего, то есть видит свою жизнь целостной.
7.
Свобода
и
ответственность: активная жизненная установка; принятие
собственной
свободы
выбора
и
независимости;
способность
нести
ответственность за свою жизнь, социальная зрелость и самостоятельность.
8.
Позитивное,
целостное
восприятие мира
и
человеческой природы:
склонность воспринимать природу человека в целом как положительную;
способность
к
целостному
восприятию
мира
и
людей,
к пониманию
связанности противоположностей .
Наиболее значимыми, системообразующими личностными ресурсами
преодоления
синдрома
профессионального
выгорания
являются:
осмысленность, самоактуализация и интернальность личности .
Еще одно важное условие состоит в наличии разделения между работой
и
домом,
между
профессиональной
и
частной
жизнью.
Выгорание
усиливается всякий раз, когда границы между ними начинают стираться, и
работа занимает большую часть жизни. Для психологического благополучия
педагогов
абсолютно
необходимо
ограничивать
их
работу
пределами
разумного
и
не
позволять
им
распространять
ее
на
домашнюю
жизнь.
Семейные
проблемы,
являющиеся
следствием
выгорания,
могут
быть
облегчены “снижением рутинности”, когда люди направленно участвуют в
специальных мероприятиях, полностью не связанных с работой, которые
позволяют им расслабиться, перестать думать о работе прежде, чем они
добираются
домой.
Иногда
это
могут
быть
физические
упражнения
или
уединение на некоторое время в парке, чтобы поразмышлять, или просто
горячая ванна.
Е.А. Семенова предложила программу профилактики, используемую в
работе
методического
отдела
Пошехонского
муниципального
округа.
В
профилактической
деятельности
были
определены
три
направления
профилактики
выгорания:
информирование,
эмоциональная
поддержка,
повышение значимости педагогической профессии.
1. Информирование педагогов о признаках и причинах выгорания. Первой
задачей
в
профилактике
выгорания
автор
считает
проинформировать
учителей и руководителей о том, как общедоступными методами помочь себе
не заболеть. Тем более что на первых этапах это не так сложно и зависит
только
от
самого
человека.
Авторами
был
составлен
пакет
материалов
"Помоги себе сам: способы профилактики профессионального выгорания
педагога", который может быть очень полезен педагогам и образовательным
учреждениям.
Он
использовался
авторами
при
проведении
тренингов
на
заседаниях профессионального клуба педагогов.
2.
Эмоциональная
поддержка.
В
этой
ситуации
очень
важно
научиться
находить в своей жизни то, что могло бы поддержать и порадовать. Общение
значительно повышает степень удовлетворенности трудом, помогает снять
эмоциональное
напряжение.
Эту
задачу
достаточно
успешно
решает
профессиональный клуб педагогов, созданный по инициативе методического
кабинета.
В
рамках
клуба
проводятся
круглые
столы,
психологические
практикумы.
Но учителя не ограничены в общении только представителями своей
профессии.
Многие
являются
активными
членами
общегородского
клуба
"Семья". Его главное назначение - совместное проведение досуга, здоровый
образ жизни, благотворительность. Совместные вечера, поездки с детьми,
участие
в
спортивной
жизни
города,
семейные
спортивные
праздники,
выезды в театры и музеи - все это позволяет отключиться от своих проблем,
получить заряд бодрости, желание жить.
3.
Создание
системы
дел,
повышающих
значимость
педагогической
профессии. Авторы предлагают руководителю так структурировать работу и
организовывать
рабочие
места,
чтобы
дело
стало
более
значимым
для
работника.
Для
педагога
не
всегда
самыми
важными
являются
материальные
стимулы (хотя эту базовую потребность нельзя игнорировать), но не менее
значимы и моральные .
Академик Павел Сидоров дает ряд рекомендаций, соблюдая которые
можно не только предотвратить возникновение синдрома эмоционального
выгорания, но и достичь снижения степени его выраженности:
- определить и разделить краткосрочные и долгосрочные цели;
-
использовать
"тайм-ауты",
которые
необходимы
для
обеспечения
психического и физического благополучия (отдых от работы);
- овладеть умениями и навыками саморегуляции (релаксация, идеомоторные
акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют
снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию);
- заняться профессиональным развитием и самосовершенствованием (одним
из
способов
предохранения
от
СЭВ
является
обмен
профессиональной
информацией с представителями других служб, что дает ощущение более
широкого
мира,
нежели
тот,
который
существует
внутри
отдельного
коллектива, для этого существуют различные способы - курсы повышения
квалификации, конференции и пр.);
-
уходить
от
ненужной
конкуренции
(бывают
ситуации,
когда
ее
нельзя
избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает
человека агрессивным, что способствует возникновению СЭВ);
- вовлекаться в эмоциональное общение (когда человек анализирует свои
чувства
и
делится
ими
с
другими,
вероятность
выгорания
значительно
снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным);
- поддерживать хорошую физическую форму (не стоит забывать, что между
состоянием тела и разумом существует тесная связь: неправильное питание,
злоупотребление
спиртными
напитками,
табаком,
уменьшение
веса
или
ожирение усугубляют проявления СЭВ).
- стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
- учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;
- проще относиться к конфликтам на работе;
- не пытаться быть лучшим всегда и во всем .
Таким образом, среди мер профилактики и коррекции эмоционального
выгорания
воспитателей
выделяют:
овладение
умениями
и
навыками
саморегуляции;
личностные
ресурсы
-
личностные
особенности,
способности,
состояния,
устоявшиеся
формы
поведения
и
др.;
внешние
ресурсы
–
организационные
факторы,
социальная
и
эмоциональная
поддержка,
стимуляция
к
развитию
и
самореализации,
информирование,
повышение
значимости
педагогической
профессии;
профессиональное
развитие и самосовершенствование; наличие разделения между работой и
домом, между профессиональной и частной жизнью воспитателя.