Напоминание

Психолого – педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта.


Автор: Канисева Галина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ "Ашапская ОШИ"
Населённый пункт: Пермский край, Ординский район, село Ашап
Наименование материала: Статья
Тема: Психолого – педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Психолого – педагогическая характеристика детей с нарушением

интеллекта.

Умственная отсталость, как отмечает С.Д. Забрамная, это не просто

«малое количество ума», это качественные изменения всей психики, всей

личности в целом, явившейся результатом перенесённых органических

повреждений центральной нервной системы. Это такая атипия развития, при

которой страдают не только интеллект, но эмоции, воля, поведение,

физическое развитие. Такой диффузный характер умственно патологического

развития детей c нарушением интеллекта вытекает из особенностей их

высшей нервной деятельности.

Исследования А.Р. Лурня , М.С. Певзнер показали, что у детей с

отклонениями в развитии имеются довольно грубые изменения в условно –

рефлекторной деятельности, разбалансированность процессов возбуждения и

торможения, а также нарушения взаимодействия сигнальных систем. Всё это

является физиологической основой для аномального психического развития

ребёнка, включая процессы познания, эмоции, волю, личность в целом.

Особенности психики умственно отсталых детей исследованы достаточно

полно в работах С.Я. Рубинштейна, Ж.И. Шиф, М.С. Певзнер.

Для умственно отсталых характерно недоразвитие познавательных

интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные

сверстники, испытывают потребность в познании. Как показывают данные

исследований, у умственно отсталых детей на всех этапах процесса познания

имеют элементы недоразвития, а в некоторых случаях атипичное развитие

психических функций. В результате эти дети получают неполные, а порой

искажённые представления об окружающем мире. Их опыт крайне беден.

Известно, что при умственном недоразвитии оказывается дефектной уже

первая ступень познания – восприятие. Часто восприятие умственно

отсталых детей страдает из – за снижения у них слуха, зрения, недоразвития

речи. Но и в тех случаях, когда анализаторы сохранны, восприятие этих детей

отличается рядом особенностей. Главным недостатком является нарушение

обобщённости восприятия, отмечается его замедленный темп по сравнению с

нормальными детьми. Умственно отсталым требуется значительно больше

времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал. Замедленность

восприятия усугубляется ещё и тем, что из – за умственного развития они с

трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями,

персонажами. Поэтому восприятие их отличается и меньшей

дифференцированностью. Эти особенности при обучении проявляются в

замедленном темпе узнавания, а также в том, что учащиеся часто путают

графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки,

слова.

Все отмеченные недостатки протекают на фоне недостаточной

активности этого процесса, в результате чего снижается возможность

дальнейшего понимания материала. Их восприятием необходимо руководить.

Так, при предъявлении детям картины с изображением нелепых ситуаций

(нелепость изображённого им понятна) не отмечается выражением

эмоциональных проявлений, подобных тем, которые наблюдаются у детей с

нормальным интеллектом. Это объясняется не только различиями их

эмоциональных реакций, но и пассивного процесса восприятия. Они не

умеют вглядываться, не умеют самостоятельно рассматривать, увидев какую

– то нелепость, они не переходят к поискам остальных, им требуется

постоянное побуждение. В учебной деятельности это приводит к тому, что

дети без стимулирующих вопросов педагога не могут выполнить доступное

их пониманию задание.

Для умственно отсталых людей характерны трудности восприятия

пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем

мире. Часто даже в 8 – 9 летнем возрасте эти дети не различают правую и

левую сторону, не могут найти в помещении школы свой класс, столовую,

туалет. Они ошибаются при определении времени на часах, дней недели,

времени года. Значительно позже своих сверстников с нормальным

интеллектом умственно отсталые дети начинают различать цвета. Так, по

данным Ж.И. Шиф, в 14 % случаев к образцу тёмно – синего цвета

участниками коррекционной школы подбирался объект тёмно – зелёного

цвета и наоборот.

Восприятие неразрывно связано с мышлением. Если ученик воспринял

только внешние стороны учебного материала, не уловил главное, внутренние

зависимости, то понимание, усвоение и выполнение задания будет

затруднено. Мышление является главным инструментом познания. Оно

протекает в форме таких операций, как анализ, синтез, сравнение,

обобщение, абстракция, конкретизация. Исследования показывают, что эти

операции у умственно отсталых людей недостаточно сформированы и имеют

своеобразные черты.

Так, анализ предметов они проводят бессистемно, пропускают ряд

важных свойств, вычленяя лишь наиболее заметные части. В результате

такого анализа они затрудняются определить связи между частями предмета.

Устанавливают обычно лишь такие зрительные свойства объектов, как

величину, цвет при анализе предметов, а не их индивидуальные признаки. Из

– за несовершенства анализа затруднён синтез предметов. Выделяя в

предметах отдельные их части, они не устанавливают связи между ними,

поэтому затрудняются составить представление о предметах в целом.

С.Д. Забрамная отмечает, что у умственно отсталых ярко проявляются

специфические черты мышления в операции сравнения, в ходе которого

приходится проводить сопоставительный анализ и синтез. Не умея выделить

главное в предметах и явлениях, они проводят сравнение по несущественным

признакам, а часто – по несоотносимым. Затрудняются устанавливать

различия в сходных предметах и общее в отличающихся. Так, сравнивая

ручку и карандаш, они отмечают: «Похожи тем, что длинные, а ещё у них

кожа одинаковая».

Отличительной чертой мышления умственно отсталых является некри-

тичность, невозможность самостоятельно оценивать свою работу. Они часто

не замечают своих ошибок. Это особенно ярко проявляется у психически

больных детей, у детей с поражением лобных отделов головного мозга и у

имбецилов. Для всех умственно отсталых детей характерны сниженная

активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль

мышления. Умственно отсталые дети обычно начинают выполнять работу, не

дослушав инструкции, не поняв цели задания, без внутреннего плана

действия, при слабом самоконтроле.

«Особенности восприятия и осмысливания детьми учебного материала

неразрывно связаны с особенностями их памяти. Основные процессы памяти

– запоминание, сохранение и воспроизведение – у умственно отсталых детей

имеют специфические особенности, так как формируются в условиях

аномального развития. Они лучше запоминают внешние, иногда случайные

зрительно воспринимаемые признаки. Труднее ими осознаются и

запоминаются внутренние логические связи. У умственно отсталых позже,

чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, при

этом преимущество преднамеренного запоминания у умственно отсталых

выражено не так ярко, как у школьников с нормальным интеллектом».

Необходимо указать и на такую особенность памяти как эпизодическая

забывчивость. Она связана с переутомлением нервной системы из-за общей

её слабости. У умственно отсталых чаще чем у нормальных сверстников

наступает состояние охранительного торможения.

«У детей с умственной отсталостью отмечаются трудности в

воспроизведении образов восприятия – представлений.

Недифференцированность, фрагментарность, уподобление образов и иные

нарушения представлений отрицательно влияют на развитие познавательной

деятельности умственно отсталых».

Для того чтобы обучение детей протекало успешней и носило

творческий характер, необходимо достаточно развитое воображение. У детей

с нарушением интеллекта оно отличается фрагментарностью, неточностью и

схематичностью. Так как их жизненный опыт беден, а мыслительные

операции несовременны, формирование воображения идёт на

неблагоприятной основе.

Наряду с указанными особенностями психических процессов у

умственно отсталых детей отмечаются недостатки в развитии речевой

деятельности, физиологической основой которой являются нарушение

взаимодействия между первой и второй сигнальными системами.

Из наблюдений видно, что у умственно отсталых страдают все стороны

речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Отмечаются трудности

звуко – буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи. В

результате наблюдаются различные виды расстройства письма, трудности

овладения техникой чтения, снижена потребность в речевом общении.

У детей с отклонениями в развитии более, чем у нормальных сверстников,

выражены недостатки внимания: малая устойчивость, трудности

распределения внимания, замедленная переключаемость. Сильно страдает

непроизвольное внимание, однако преимущественно недоразвита именно его

произвольная сторона. Это связано с тем, что умственно отсталые дети при

возникновении трудностей не пытаются их преодолеть. Они, как правило, в

этом случае бросают работу. Однако если работа интересна и посильна, она

поддерживает внимание детей, не требует от них большого напряжения.

Слабость произвольного внимания проявляется и в том, что в процессе

обучения отмечается частая смена объектов внимания, невозможность

сосредоточиться на каком то одном объекте или на одном виде деятельности.

Умственная отсталость проявляется не только в несформированности

познавательной деятельности, но и в нарушении эмоционально – волевой

сферы, которая имеет ряд особенностей. Отмечается недоразвитие эмоций,

нет оттенков переживаний. Характерной чертой являются неустойчивость

эмоций. Состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех –

слёзами.

Необходимо учитывать и состояние волевой сферы умственно отсталых.

Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость –

отличительные качества их волевых процессов. Как отмечают исследователи,

умственно отсталые дети предпочитают в работе лёгкий путь, не требующий

волевых усилий. Именно поэтому в их деятельности часто наблюдаемы

подражание и импульсивные поступки. Из – за непосильности

предъявляемых требований у некоторых детей развивается негативизм,

упрямство.

Все эти особенности психических процессов учащихся влияют на

характер протекания их деятельности. Отмечая несформированность навыков

учебной деятельности, следует прежде всего отметить недоразвитие

целенаправленности деятельности, а также трудности самостоятельного

планирования собственной деятельности . Умственно отсталые приступают к

работе без необходимой предшествующей ориентировки в ней, не

руководствуются конечной целью. В результате в ходе работы они часто

уходят от правильно начатого выполнения действия, соскальзывают на

действия, производимые ранее, причём переносят их в неизменном виде, не

учитывая того, что имеют дело с иным заданием. Этот уход от поставленной

цели наблюдается при возникновении трудностей, а также в случаях, когда

ведущими являются ближайшие мотивы деятельности («лишь бы сделать»).

Некритичность к своей работе также является особенностью деятельности

этих детей.

Таковы наиболее характерные особенности протекания познавательных и

эмоциональо – волевых процессов детей с нарушением интеллекта.

Все отмеченные особенности психической деятельности умственно

отсталых детей носят стойкий характер, поскольку являются результатом

органических поражений на разных этапах развития (генетические,

внутриутробные, во время родов, постнатальные).

Таким образом, при обучении таких детей педагогам нужно учитывать все

эти особенности.

ЛИТЕРАТУРА

1.

Забрамная С.Д. Психолого - педагогическая диагностика умственного

развития детей. М., 1995.

2.

Лурня А.Р. Умственно отсталый ребёнок. М., 1960.

3.

Певзнер М.С. Дети – олигофрены. М., 1959.

4.

Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М.,

1986.

5.

Шиф. Ж.И. Особенности умственного развития учащихся

вспомогательной школы. М., 1965.



В раздел образования