Автор: Попова Валентина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №10 "Чебурашка"
Населённый пункт: Забайкальский край, город Краснокаменск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Познавательно-иследовательский проект "Ветер, ветерок, ветрище"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №10 «Чебурашка»
г. Краснокаменск, Забайкальский край
Проект
«Ветер, ветерок, ветрище»
по познавательному развитию
Направление: познавательно-исследовательский
Вид: краткосрочный- 1 неделя
Участники: средняя группа №9
Руководители: Попова В.А., Мунгалова В.С.
Г. Краснокаменск,2017г.
I этап- Постановка проблемы
Детская проблема:
Однажды мы не пошли на прогулку, воспитательница сказала, что на улице
сильный ветер. Нам захотелось узнать- как можно определить сильный или
слабый ветер на улице?
Цель взрослая:
Познакомить детей с приборами- помощниками для измерения силы ветра.
.
Задачи:
1.
Научить детей изготавливать игрушки для игр с ветром.
2.
Сформирование представления о силе ветра.
3.
Развивать исследовательские умения (умение выявлять проблему,
наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать);
4.
Развивать семейное творчество и будет способствовать сотрудничеству
семьи и детского сада.
5.
Обогащать словарный запас детей.
6.
Пополнять предметно-пространственную среду.
Методы исследования:
подумать самостоятельно;
спросить родителей и воспитателя;
провести наблюдение на прогулке за силой ветра;
почитать литературу познавательного характера;
провести опытно-экспериментальную деятельность;
рассмотреть иллюстрации;
посмотреть в сети Интернета.
Результативность проекта: приборы-помощники- ветрячки, чашечный
анемометр; научаться изготавливать игрушки для игр с ветром;
сформируются представления о силе ветра; разовьются исследовательские
умения (умение выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент,
анализировать, обобщать); разовьется семейное творчество и будет
способствовать сотрудничеству семьи и детского сада; обогатится словарный
запас детей; пополниться предметно-пространственная среда.
II этап- создание копилки
1.
Сбор информации о ветре.
2.
Была подобрана информация из энциклопедий, интернета
3.
Был собран занимательный материал (сказки, загадки, пословицы,
поговорки, логические задачки)
4.
Приготовлено оборудование к проведению опытов.
5.
Привлечение родителей к участию в проекте: сделать чашечный
анемометр
III этап- Картотека
- Картотека произведений познавательной и художественной литературы:
- Картинки и картины по теме «Какой ветер»;
- Картотека опытов;
- Проблемные ситуации по теме «Ветер»
- Картотека физкультминуток.
- Д/и «Какой ветер?».
- Речевое упражнение «Какой бывает ветер?»
IV этап- Cоздание собственного продукта, его описание
Изготовленные
детьми
Cултанчики
из бумаги
Чтобы изготовить султанчики из бумаги.
Понадобится: плотная бумага, карандаш, линейка,
ножницы, палочка, кнопка, клей.
1.
Отмеряем квадрат 15х15, вырезаем.
2.
Соединяем линиями углы квадрата. В центре
образовалась точка пересечения линий. От
нее в сторону отмеряем по 1 см по каждой
линии и ставим заметку.
3.
Прорезаем от углов к центру до заметки.
4.
Берем клей и наносим его в центр квадрата.
Берем угол и сгибаем его в середину.
Придерживаем, чтобы приклеился. Внимание:
двигаться желательно по часовой
5.
Затем опять наносим клей, загибаем второй
угол и приклеиваем. Так со всеми 4 углами.
Даём время склеиться всем частям.
6.
Берём кнопку и в центре протыкаем .
7.
Далее необходимо взять палочку и конец
кнопки вставить в палочку.
Султанчики
из дождика
Для изготовления султанчиков потребуется:
новогодний дождик, количество подбирайте сами в
зависимости от того, какую пышность хотите
получить; палочка; ножницы; скотч.
1.
Отмеряем необходимую длину, перематываем
пучок дождика скотчем. Оставляем хвостик
той же длины и отрезаем.
2.
Сгибаем пополам- один пучок из дождика для
султанчика готов. Делаем необходимое число
пучочков, от их количества будет зависеть
пышность самого веничка. Лучше делать
несколько небольших пучков 4-5, чтобы
равномерно распределить их вокруг палочки.
3.
Палочки,
если
необходимо
отпиливаем
до
нужной длины.
4.
Подготовленные
пучочки
из
мишуры
приматываем плотно скотчем к палочке.
Изготовленные
совместно с
родителями
Чашечный
анемометр
Анемометр- прибор для измерения скорости ветра
Чтобы изготовить чашечный анемометр нам
понадобилось: 2 деревянные планки длиной 35см и
шириной 1,25см; длинный гвоздь; деревянные
бусины; 3 желтых пластиковых стаканчика и один
красного цвета; клей для дерева.
1.
Сначала мы склеили две перекрещенные
деревянные планки посередине.
2.
Сделали отверстие, в которое можно вставить
гвоздь с бусинами.
3.
Затем три желтых и один красный стаканчик
приклеили к концам планок, так чтобы все
стаканчики были направлены в одну сторону.
Фабричные
ветрячки
V этап- Презентация проекта
VI этап- Постановка новой проблемы
Тема эта весьма актуальна по целому ряду причин. Во первых, знакомый
дошкольникам процесс наблюдения за явлениями погоды можно сделать
значительно более интересным, сделать на территории детского сада
метеоплощадку;
Во вторых, занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как
новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их
с метеорологическими приборами и способами их применения на практике.
Картотека произведений познавательной и художественной литературы
Сказка про ветер
На пригорке лежал теплый воздух и грелся на солнышке. Позади за лесом
прятался холодный воздух. Теплый воздух тонким неженкой, а холодный –
могучим великаном.
Теплый воздух уже совсем высох и был лёгким, как пёрышко. И чем теплее
грело солнышко, тем легче он становился. И когда тёплый воздух уже не мог
вынести жары, он поднялся и улетел кверху. Этого как раз и ждал холодный
воздух и сейчас же выскочил из-за леса.
«У-у-у-у-у-у-у!» - загудел он и полетел туда, где раньше лежал тёплый воздух.
Так бывает всегда.
Откуда улетает один воздух, туда сразу же бросается другой. Холодный
воздух подхватил с собой тучи снега и стал носится с ними по округи
разбрасывая снег повсюду, создавая вьюгу и метель.
Русская народная сказка
Мороз, солнце и ветер
Шёл старик по дороге. Смотрит — навстречу ему три мужика идут. Старик
посередь дороги остановился, мужикам низёхонько поклонился, а потом ещё
поклон отвесил и дальше себе пошёл.
А эти трое были Мороз, Солнце и Ветер.
Вот и заспорили они между собой, кому это старик на особицу поклонился.
Солнце говорит:
— Это он меня уважить хотел, чтобы я пекло, да не припекало.
А Мороз говорит:
— Нет, это он мне поклонился, чтобы я его не шибко донимал. Жáра-то он
не так боится, как холода.
Не стерпел тут Ветер:
— Много вы понимаете! — говорит. — Это он мне поклон отвесил, потому
как меня он больше всех почитает.
— Как же, почитает он тебя, Ветродуя! Да кому ты нужен, скажи на
милость!
Ну, слово за слово — до того дошло, что за чубы схватились. Треплют друг
дружку, а толку никакого. Никто никому не уступает.
Солнце кричит:
— Да разве есть кто меня сильнее!
Мороз кричит:
— Да разве есть кто меня лютее!
А Ветер словно дразнится:
— Да я вас обоих за пояс заткну!
Спорили они, спорили и решили самого старика спросить.
Догнали его и говорят:
— Послушай, приятель, реши ты наш спор, скажи: кому это ты на особицу
поклонился?
А старик говорит:
— Ветру. Кому ж, как не ему!
Доволен Ветер.
— Ну что? — посмеивается. — Чья взяла?
И в ус себе тихонько дует.
— Ладно же, — говорит Солнце, — я твоего старика, словно рака, испеку.
Будет меня помнить!
— А ничего ты ему не сделаешь, — говорит Ветер. — Я как повею, сразу
холодком и потянет.
— Ну, так я его, голубчика, как сосульку заморожу! — кричит Мороз.
— Не пугай, — говорит Ветер, — не страшно: не буду я поддувать, так
ничего ты своей силой не сделаешь. Уж это дело известное — мороз не
мороз, когда ветра нет. Вот почему мне и почёту всех больше. Старик-то,
видать, умудренный, а вам, простакам, и невдомёк!
Загадки про ветер
Неизвестно, где живет.
Налетит - деревья гнет.
Засвистит - по речке дрожь.
Озорник, а не уймешь
Без рук, без ног стучит-
В избу просится.
Рукой махнул,
Дерево погнул.
Кто зимой в трубе гудит?
(Ветер)
Без рук, без ног
По свету рыщет,
Поет да свищет. (Ветер)
Бежит по снегу,
А следу нету. (Поземка)
Вдруг зима нагонит тучи.
Снег в лицо летит колючий.
Ветер воет, снег швыряет,
По домам всех разгоняет.
Стелет снежную постель
И гудит-метёт … (метель).
Сердитый дворник у ворот
Метлою белою метёт.
Всю ночь работал до утра,
А снегу больше, чем вчера.
(Метель)
У метели есть подруга, звать подружку эту. (вьюга)
Не найти мне домик друга - замела дороги. (вьюга)
Пятна синие над лесом.
Снега мелкого завеса.
Чуть морозы ослабели.
Ветер с юга. Жди. (метели)
Буря снегом закружила,
Город мой запорошила.
А когда угомонится,
Всё вокруг засеребрится.
(Пурга)
Пословицы и поговорки про ветер
Ветер без крыльев летает.
Когда ветер не дует, так и не холодно.
Бей по ветру, а против ветра глаза запорошит.
Ветер попутный — прямо в зубы.
Куда ветер дует, туда и тучки бегут.
Куда ветер дует, туда и дым пойдет.
Стихотворения про ветер
Я. Аким
Ветер, ветер, ветрище…
Ты чего по свету рыщешь?
Лучше улицы мети
Или мельницы крути!
М. Придворов
Ветер с юга дул на север,
Подметал с дороги пыль,
Колыхал на поле клевер
И расчёсывал ковыль.
Перелистывал травинки,
Всё отметил, всё учёл,
Всех козявок на тропинке,
Всех кузнечиков и пчёл.
Растрепал кусты и сходу
За жужжание и гул
Взял и овода на воду
С камыша сердито сдул.
По реке прошёл волнами,
Поплавком, шутя, качнул,
Влез на лодку между нами
Повозился и уснул.
Г. Лагздынь
Видел я, как ветерок
К нам летел на огонек!
Скрипнул он оконной рамой,
Тихо форточку толкнул,
Поиграл моей панамой,
Повозился и уснул.
Спал он тихо,
Спал спокойно,
Не вертелся, не мешал,
Сел потом на подоконник,
Чуть бумагой пошуршал,
Покрутил в углу вертушкой
И улегся за подушкой.
Всё я видел. Только ветер
Меня, видно, не приметил
В. Лунин
-Скажи-ка нам, ветер,
Какого ты цвета?
- Я цвета заката,
Я – цвета рассвета,
Я – снежного цвета,
Я – цвета огня…
Такой я, каким
Ты увидишь меня
.
С. Козлов
Ветер дул всю ночь,
Шумели
Ели,
Морщилась вода.
Сосны
Старые
Скрипели,
Ивы
Гнулись
У пруда.
Выло.
Дуло,
Завывало,
А когда пришел
Рассвет,
Ветра
Будто не бывало,
Будто не было
И нет
И. Токмакова
Ветрено,
Ветрено,
Вся земля
Проветрена!
Ветер листья с веток
Разогнал по свету:
Липовый,
Берёзовый,
Жёлтый лист и
розовый,
Красный
Разноцветный,
Старый лист
газетный…
Солнечно,
Ветрено…
Ветрено,
Ветрено!
Т. Прокушева
Колыбельная ветра
Поигрался ветерок
В бархатных листьях.
Покачал в лесу
цветок
Кашки душистой.
-Где ты, ветер, мой
малыш,
Почему ещё не
спишь?
Постучался ветерок
В двери - окошки,
Покружил совсем
чуток
Пыль на дорожке.
-Где ты, ветер, мой
малыш,
Почему ещё не
спишь?
Помотался ветерок
Много по свету.
И услышал шепоток
Ласковый этот:
-Где ты, ветер, мой
малыш,
Почему ещё не
спишь?
И помчался ветерок
Ветра быстрее,
И обняться скоро
смог
С мамой своею.
-Тише - тише, мой
малыш,
Засыпай и слушай
тишь...
Картинки и картины по теме «Какой ветер»
Картотека опытов
Опыт №1»Кораблики»
Пустите
кораблики
на
воду.
Подуйте
на
кораблик
сильно,
что
вы
заметили?
Кораблик поплыл быстро. А почему- ветер сильный.
Подуйте медленно.
Как поплыли кораблики -медленно. Значит ветер какой?
слабый
Опыт №2 «Веер»
Сделайте веер из полоски бумаги, сложив ее «гармошкой». Или возьмите готовый
веер. Попросите
помахать веером перед лицом медленно. Что он чувствует?
(ветер) Ветер какой? А теперь пусть попробует помахать веером быстро. Что он
чувствует? (ветер) Какой?
Опыт №3 «С соломинкой»
Приготовьте на столиках мисочки с водой для каждого ребенка. В каждой мисочке -
свое «море». Красное, черное, желтое (подкрасьте воду акварельной краской). Дети
- это ветры. Они дуют на воду через соломинку.
Что получается? Волны. Чем
быстрее дуть- тем сильнее ветер.
Опыт №4 «Сильный ветер, слабый ветер»
Воспитатель
предлагает
детям
рассмотреть
лежащие
на
столе
коробочки.
Предлагает потрогать их, определить какие они по весу: лёгкие или тяжёлые. Затем
воспитатель проводит эксперимент. Берёт трубочку и начинает дуть через неё на
коробочки, они остаются лежать на столе. Ветер слабый не сдувает предметы.
Затем воспитатель берёт фен и направляет его на детей они «трогают» воздух.
Затем воспитатель направляет струю воздуха на коробочки, и они падают со стола
на
пол.
Ветер
сильный
–
сдувает
предметы.
После
проведения
эксперимента
воспитатель подводит детей к выводу о силе ветра.
Проблемные ситуации по теме «Ветер»
1.
Миша оделся, чтобы пойти в детский сад. Мама подошла к закрытому окну,
посмотрела на улицу и сказала: «Какой сильный ветер! Одевайся теплее».
Как мама узнала, что на улице сильный ветер, ведь окно было закрыто?
(варианты ответов):
- мама увидела, что за окном сильно раскачиваются деревья;
- мама заметила, что на улице вьюга, метель.
2.
Дима проснулся утром и увидел в окне ясное голубое небо и солнышко. Он
подбежал к окну и воскликнул: «Ой, какой сильный ветер был ночью!».
Откуда он узнал, что ночью был ветер, ведь ночью он крепко спал?
он увидел заметенные дорожки, поломанные ветки деревьев.
3.
Посмотри на картинки и догадайся, есть ли ветер? Как ты догадался? Очень
важно, чтобы ребенок смог доказать свое мнение. Можно немножко смутить
его, не согласившись и приведя свой противоположный аргумент. Это
поможет ребенку научиться корректно и убедительно доказывать свою точку
зрения, даже если она не совпадает с мнением других людей, приводить
аргументы. Например, скажите: «А почему ты решил, что на второй картинке
ветра нет, ведь девочка с зонтиком?» (Мы-то взрослые знаем, что наличие
зонтика — признак не ветра, а дождя. Но отнюдь не все дети это понимают, и
многие соглашаются: «А, да, я ошибся, ветер там есть».) Тогда еще раз
внимательно посмотрите на картинку с ребенком и обсудите, по каким
признакам мы узнаем, есть ли ветер?
Картотека физкультминуток
1.
«Непоседа - ветер».
2.
«Ветер веет над полями».
3.
«Ветер тихо клен качает».
4.
«Сильный ветер».
1.
«Непоседа- ветер»
Непоседа-ветер (взмахи руками над головой)
Знает всё на свете.
Знает, как поёт лягушка: (приседаем и прыгаем, имитируя движения лягушек)
«Ква-ква-ква».
Знает, как шумит ракушка: (складываем ладони лодочкой и подносим к правому, а
затем к левому уху) «Шу-шу-шу».
Знает, как кричит ворона: (машем руками, как крыльями) «Кар-кар-кар».
Знает, как мычит корова: (хлопаем в ладоши) «Му-му-му».
2.
«Ветер веет над полями»
Ветер веет над полями, ветер веет над полями,
и качается трава. (дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
словно белая гора. (потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
вправо-влево, взад-вперёд,
а потом наоборот. (наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мы взбираемся на холм, (ходьба на месте.)
Там немного отдохнём. (дети садятся.)
3.
«Ветер тихо клен качает»
Ветер тихо клен качает,
Влево, вправо наклоняет.
Раз — наклон
И два наклон.
Зашумел листвою клен. Руки подняты вверх, движения по тексту.
4.
«Сильный ветер»
Я ветер сильный, я лечу, лечу, куда хочу. (Плавные движения рук вверх, вниз)
Хочу налево посвищу, (наклон влево)
Могу подуть направо, (наклон вправо)
Могу подуть вверх – в облака, (медленно поднимают руки вверх - наклоны)
А пока - я тучи разгоняю. (Кружатся на месте)
Ветер дует нам в лицо, (взмахи ладонями перед собой)
Закачалось деревцо, (плавные движения рук слева на право)
Ветерок все тише – тише, (плавно приседаем)
Деревцо все выше – выше! (встаем на носочки)
Речевое упражнение «Какой бывает ветер?»
Подберите с ребенком как можно больше слов, которые описывают какой бывает
ветер. С помощью подобных упражнений Вы не только обогатите словарный запас
ребенка, но и приучите его внимательно относиться к подбору слов и замечать
интересные образные слова в рассказах и сказках.
Какой ветер? Он бывает сильный. Как сказать по-другому? Буйный, быстрый,
бешеный
ветер, лихой,
неистовый,
напористый,
нещадный,
порывистый,
свирепый,
свистящий,
стремительный,
ужасный,
ураганный,
шквальный,
яростный,
могучий,
неугомонный,
пронизывающий,
холодный,
злой.
лютый,
сердитый, скверный, заунывный, угрюмый, страшный, ледяной.
А бывает наоборот — какой ветер? Да, слабый, легкий. Как сказать по-другому?
Нежный, тихий, теплый, веселый, южный, весенний.
Теперь подберем слова, что делает ветер? Он дует, завывает, шумит, свистит,
качает деревья, разгоняет тучи, гонит листья, доносит до нас звуки.
Как называется легкий ветер? Ветерок. А если ветер сильный? Ветрище. А если
очень сильный? Буря, ураган, шторм, торнадо.
Д/и «Какой ветер?»