Напоминание

"Диагностический речевой профиль"


Автор: Кондрашова Гоар Генриковна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 2057
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Диагностический речевой профиль"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Диагностический речевой профиль

Автор-составитель: учитель-логопед

Кондрашова Г.Г.

Пояснительная записка

Коммуникативная функция является важнейшей составляющей в отношениях

между людьми. Различные нарушения речи препятствуют нормальному общению и

влияют на психологическое развитие детей. Процесс овладения речью происходит у

детей не одинаково. В период формирования устной, а потом и письменной речи могут

возникнуть различные нарушения, которые будут затруднять общение с окружающими

и создавать препятствия для успешного овладения системой знаний при обучении.

Данный

речевой

профиль

представляет

собой

разработку

диагностических

упражнений, направленных на определение актуального уровня развития речи в ходе

первичной

диагностики,

и

прослеживание

динамических

изменений

состояния

речевого развития в процессе проведения коррекционно-развивающей работы.

Представленные диагностические упражнения позволяют исследовать уровень

речевого

развития

у

детей

дошкольного

и

школьного

возраста

и

подбираются

в

соответствии с возрастом ребенка и уровнем его речевого развития. При проведении

диагностики обязательным

является соблюдение структурных частей профиля, а

речевой

материал

может

быть

разнообразным

и

самостоятельно

подбираться

специалистом.

Первый

раз

речевой

профиль

составляется

учителем-логопедом

после

диагностического исследования. В ходе коррекционно-развивающей работы речевой

профиль является показателем промежуточной диагностики и составляется каждый

раз,

когда

необходимо

выявить

наличие

динамических

изменений.

Полученные

результаты подсчитываются в баллах, переводятся в проценты и представляются в

графическом изображении (см. Приложения №№ 1,2).

Данная диагностика поможет

увидеть актуальное состояние уровня развития

речи у обследуемых детей, что важно для выстраивания дальнейшей коррекционной

работы, а так же проследить динамические изменения в процессе коррекции.

Цель

диагностики

уровня

речевого

развития

выявление

актуального

состояния

речевого

развития

и

динамических

изменений

у

детей

дошкольного

и

школьного возраста с различными речевыми отклонениями.

Задачи диагностики:

- определение уровня речевого развития;

-определение уровня сформированности навыков письма и чтения;

-определение динамических изменений после проведенной диагностической

работы.

Диагностический профиль разработан для детей дошкольного возраста 4-7 лет и

учащихся

1-х-5х

классов, имеющих

разный

уровень

интеллектуально

и

речевого

развития.

Срок

реализации

диагностики: диагностический

речевой

профиль

выстраивается после проведенного первичного исследования уровня речевого развития

и в процессе коррекционно-развивающей работы.

Форма проведения: индивидуальные диагностические занятия с детьми.

Время проведения:

- для детей дошкольного возраста до 30 минут на прием,

- для учащихся от 30-ти до 45-ти минут на прием.

Ожидаемые

результаты:

речевой

профиль

позволит

увидеть

имеющиеся

нарушения в развитии речевой системы и проследить динамику после проведения

коррекционно-развивающей работы у дошкольников и учащихся.

Протокол исследования

ФИО ребенка________________________________________________________

1. Исследование артикуляторной моторики.

Инструкция: «Смотри, как я выполняю, и повторяй за мной движения»

- губы в улыбке;

-губы «трубочкой» - округлены и вытянуты вперед;

-язык «лопаткой» - широкий, распластанный язык неподвижно лежит на нижней губе,

рот приоткрыт;

-язык «иголочкой»

-

узкий

язык

с

заостренным

кончиком

выдвинут

изо

рта,

рот

приоткрыт;

-язык «чашечкой» - рот открыт, широкий язык с загнутыми вверх краями образует

подобие чашечки или ковша;

-цоканье языком;

-«кошка

сердится» - рот открыт, кончик языка упирается в нижние альвеолы, спинка

языка сильно выгнута, посередине образуется «желобок»;

-«качели» - рот открыт, язык поочередно касается то верхней, то нижней губы;

-«маятник» - рот открыт, язык высунут наружу и равномерно передвигается от одного

уголка рта к

другому;

-чередование движений губ: «улыбка» - «трубочка».

Итого: ____________________________________________

Оценка:

3 балла - правильное выполнение;

2 балла - замедленное и напряженное выполнение;

1 балл - выполнение с ошибками;

0 баллов - задание не выполнено.

Максимальный балл за серию упражнений - 30.

Оценка при первичном исследовании Оценка при повторном исследовании

_______________________

__________________________

Получено баллов

Успешность:

2. Исследование звукопроизношения.

Инструкция: «Повторяй за мной», при необходимости - с опорой на картинки.

Собака-маска-нос

Сено-косить-высь

Шапка-мышка-душ

Жук-ёжик-уж

Щука-ящик-плащ

Чай-мячик-грач

Зонт-ваза-таз

Цапля-улица-кузнец

Рыба-ворона-топор

Рис-гриб-фонарь

Лодка-кукла-стол

Липа-клетка-пыль

Итого: ____________________________________________

Оценка:

3 балла - правильное выполнение;

2 балла - замедленное и напряженное выполнение;

1 балл - выполнение с ошибками;

0 баллов - задание не выполнено.

Максимальный балл за серию упражнений - 36.

Оценка при первичном исследовании Оценка при повторном исследовании

_______________________

__________________________

Получено баллов

Успешность:

3. Исследование восприятия неречевых звуков

Инструкция: «Угадай, что звучало»

шум воды

шелест бумаги

стук в дверь (стол)

звон бубна

Итого: ____________________________________________

Оценка:

3 балла - правильное выполнение;

2 балла - замедленное и напряженное выполнение;

1 балл - выполнение с ошибками;

0 баллов - задание не выполнено.

Максимальный балл за серию упражнений - 3 .

Оценка при первичном исследовании Оценка при повторном исследовании

_______________________

__________________________

Получено баллов

Успешность:

4.

Исследование ритмических способностей

Инструкция: «Похлопаем».

! - !

!

-

!!

-

!

!! - ! -

!!

!

-

!

-

!!

-

!

! ! - ! ! - ! - !

Итого: ____________________________________________

Оценка:

3 балла - правильное выполнение;

2 балла - замедленное и напряженное выполнение;

1 балл - выполнение с ошибками;

0 баллов - задание не выполнено.

Максимальный балл за серию упражнений - 3.

Оценка при первичном исследовании Оценка при повторном исследовании

_______________________

__________________________

Получено баллов

Успешность:

5. Исследование фонематического слуха.

Инструкция: «Хлопни в ладоши, когда услышишь заданный звук».

А-у-ы-и-а-е-у-о-ё

Р, л, к, н, ,м, п, с, ж

п-т-к-ф-ш-р-м-ж-е-ц-в-р

Итого: ____________________________________________

Инструкция: «Хлопни в ладоши, когда услышишь правильный звук».

Ш (мягкий) – Ш (м/з) – Ш (бок) - Ш

Р (увулярный) – Р (боковой) – Р

Итого: ____________________________________________

Инструкция: «Повторяй за мной гласные звуки».

АО, УА, АИ, ИО, ИУ, ЫИ

АИУ, ИАО, УИО, ОИЫ, ИОИ, ИЫО

АОИУ, УОИЫ, АУОИ, ОЫИУ, ИАУИ, ЫИАУ

Итого: ____________________________________________

Инструкция: «Повторяй за мной».

ТА-ДА, БА-МА, ДА-ГА, ВАТА,

НЯ-НА, КА-ГА, ФА-ФЯ, МА-КА,

БА-НА-БА, КА-КА-ГА, НА-НЯ-НА,

СА-ТА-СА, ЗА-ЗА-ЖА, ЦА-СА-ЦА

Итого: ________________________________________

Оценка:

3 балла - правильное выполнение;

2 балла - замедленное и напряженное выполнение;

1 балл - выполнение с ошибками;

0 баллов - задание не выполнено.

Максимальный балл за серию упражнений - 12.

Оценка при первичном исследовании Оценка при повторном исследовании

_______________________

__________________________

Получено баллов

Успешность:

6. Исследование фонематического восприятия.

Инструкция: «Игра «Услышь и повтори»»

Т А - Т А - Д А .

Д А - Д А - Т А

Н А - Н А - Б А ,

Б А - Б А - Н А

Н А - Б А - Н А ,

К А - К А - Г А ,

ГА - ГА - К А ,

К А - Г А - К А

К О Т - Г О Т - К О Т ,

Т О М - Д О М - Т О М

Итого: ____________________________________________

Инструкция: «Игра «Повторяй за мной»

АСА-АША, СТА-ШТА, ИШ-СЯ-ГОРДИШЬСЯ

УЧА-УЩА, СЧА-СЩА, ИЧ-ЩА-ЧАЩА

СТА-СДА, ИТА-ИДА, ИТ-УД-ТРУД

АКА-АГА, ТКА-ТГА, ТЯ-ГА-ТРУДЯГА

Итого: ____________________________________________

Оценка:

3 балла - правильное выполнение;

2 балла - замедленное и напряженное выполнение;

1 балл - выполнение с ошибками;

0 баллов - задание не выполнено.

Максимальный балл за серию упражнений - 6 .

Оценка при первичном исследовании Оценка при повторном исследовании

_______________________

__________________________

Получено баллов

Успешность:

7.

Исследование

фонематиче ского

ана лиза,

синтеза

и

фонематических представлений.

Фонематический анализ

Инструкция: «Есть ли звуки в М, Ч в словах»

1 )

М Ы Ш К А ,

Д Е Р Е В О ,

РА М А ,

РА К ,

Д О М ,

К О Ш К А ,

К О М Н А Т А ,

Л А М П А

2) ЧУЛОК, ГОРКА, КАЧЕЛИ,

ЧИСТЫЙ, ДРОВА, НОЧЬ

ПЕЧКА, ТАБУРЕТКА

Итого: ____________________________________________

Инструкция: «Назови первый звук в слове»

АСТРА,УДОЧКА,ИНЕЙ,

МУХОМОР,СОЛОВЕЙ,ШКАФ

КРАН, ГРЕБЕШОК, СВИСТОК,

ДРОВА, РВАНЫЙ

Итого: ____________________________________________

Инструкция: «Назови последний звук в слове».

МАК, КАРАНДАШ, ДОМ, АИСТ

ПАЛЕЦ, КРОВАТЬ, ТАНКИСТ

МИЛЛИЦИОНЕР, АВТОМОБИЛЬ

РАДУГА

Итого: ____________________________________________

Инструкция: «Определи место звука в слове»

Р) РАКЕТА, АРБУЗ, ДРОВА

САМОВАР, ПАРКЕТ, КРУГ

МОРЖ, КОРКА, ДВОР

Ц) ЦАПЛЯ, ЦВЕТОК,

НАСТУРЦИЯ, ОГУРЦЫ

ПАЛЕЦ, ЦЫПЛЕНОК, ПЕРЕЦ

Итого: ____________________________________________

Инструкция: «Посчитай, сколько звуков в слове».

ДЫМ, КАША, ШАПКА,

КРЫШКА, ЧЕРЕМУХА, СТЕНА

ОВЦЫ, КАЛИТКА, ДИКТАНТ

Итого: ____________________________________________

Инструкция: «Какой по счету звук Р? Назови соседей звука Ш»

1) РЫБА, ПАРОХОД, АРКА

ДОРОГА, ТРАВА, ФЕВРАЛЬ

ЗАВТРАК, АРМИЯ

2) КОШКА, СМЕШНО, УШКИ

СОЛНЫШКО, ПОРОША, СЛЫШНО

Итого: ____________________________________________

Оценка:

3 балла - правильное выполнение;

2 балла - замедленное и напряженное выполнение;

1 балл - выполнение с ошибками;

0 баллов - задание не выполнено.

Максимальный балл за серию упражнений - 18 .

Оценка при первичном исследовании Оценка при повторном исследовании

_______________________

__________________________

Получено баллов

Успешность:

Фонематический синтез

Инструкция: «Произнеси слитно слова из звуков»

С - А - Д ,

Г - В - О - З - Д - И ,

А - Л - Ф - А - В - И - Т ,

Р - У - К - А ,

С - Т - К - А - Н ,

П - А - С - Т - А ,

В - О - Р - О - Н - А

Итого: ________________________________________

Инструкция: «Составь слова из звуков»

М-О-С, О-Л-Б, У-Ш-А-Б

А-М-Р-К-А

Итого: ________________________________________

Оценка:

3 балла - правильное выполнение;

2 балла - замедленное и напряженное выполнение;

1 балл - выполнение с ошибками;

0 баллов - задание не выполнено.

Максимальный балл за серию упражнений - 6 .

Оценка при первичном исследовании Оценка при повторном исследовании

_______________________

__________________________

Получено баллов

Успешность:

Фонематические представления

Инструкция: «Назови слова, в которых есть звук Ш, С, Ж и т.д.»

Итого: ____________________________________________

Инструкция: «Назови слова, в которых 4 и 5 звуков»

Итого: ____________________________________________

Инструкция: «Отбери картинки, в названии которых 5 звуков».

РОЗА, КРЫША, МАШИНА, ЗАЯЦ

ЛАМПА, САХАР, СКАМЕЙКА, ДИВАН

ВОЛК, МАРКА, ЧАЙНИК

КНИГА, СКАТЕРТЬ

Итого: ____________________________________________

Оценка:

3 балла - правильное выполнение;

2 балла - замедленное и напряженное выполнение;

1 балл - выполнение с ошибками;

0 баллов - задание не выполнено.

Максимальный балл за серию упражнений - 9.

Оценка при первичном исследовании Оценка при повторном исследовании

_______________________

__________________________

Получено баллов

Успешность:

8.

Исследование языкового анализа и синтеза

Анализ и синтез предложений

Инструкция: «Определи количество и последовательность слов в предложении»

«Катя идет гулять», «На столе лежит книга», «Около дома стоит высокая береза»

Итого: ____________________________________________

Инструкция: «Составь предложения из следующих слов»

Сын, купить, шар, красный, мама

Солнце, земля, освещаться

Буря, разрушать, рыбак, страшный, избушка

Итого: ____________________________________________

Слоговой анализ и синтез

Инструкция: «Назови количество слогов в слове»

СУМКА, ВАТА, СУШКИ, КАПУСТА, ЕЖЕВИКА

Итого: ____________________________________________

Оценка:

3 балла - правильное выполнение;

2 балла - замедленное и напряженное выполнение;

1 балл - выполнение с ошибками;

0 баллов - задание не выполнено.

Максимальный балл за серию упражнений - 9.

Оценка при первичном исследовании Оценка при повторном исследовании

_______________________

__________________________

Получено баллов

Успешность:

9.

Исследование связной речи.

Инструкция: «Составь рассказ по картине»

Итого: ____________________________________________

Инструкция: «Составь рассказ по серии картин»

Итого: ____________________________________________

Инструкция: «Составление рассказа на заданную тему»

Итого: ____________________________________________

Оценка:

3 балла - правильное выполнение;

2 балла - замедленное и напряженное выполнение;

1 балл - выполнение с ошибками;

0 баллов - задание не выполнено.

Максимальный балл за серию упражнений - 9.

Оценка при первичном исследовании Оценка при повторном исследовании

_______________________

__________________________

Получено баллов

Успешность:

10. Исследование процесса чтения.

Инструкция: «Прочти слова, текст»

Итого: ____________________________________________

Оценка:

3 балла - правильное выполнение;

2 балла - замедленное и напряженное выполнение;

1 балл - выполнение с ошибками;

0 баллов - задание не выполнено.

Максимальный балл за серию упражнений - 3.

Оценка при первичном исследовании Оценка при повторном исследовании

_______________________

__________________________

Получено баллов

Успешность:

11. Исследование различных видов письма.

Списывание

Инструкция: «Спиши слова, текст»

Итого: ____________________________________________

Диктант

Инструкция: «Слушай внимательно, сначала я прочитаю текст, а потом ты будешь

писать под диктовку»

Итого: ____________________________________________

Инструкция: «Составление рассказа на заданную тему»

Итого: ____________________________________________

Оценка:

3 балла - правильное выполнение;

2 балла - замедленное и напряженное выполнение;

1 балл - выполнение с ошибками;

0 баллов - задание не выполнено.

Максимальный балл за серию упражнений - 9.

Оценка при первичном исследовании Оценка при повторном исследовании

_______________________

__________________________

Получено баллов

Успешность:

Приложение № 1

Индивидуальный речевой профиль

Показатель успешности выполнения речевых проб

Ваня А.

Параметры исследования:

1.

Артикуляционная моторика

2.

Звукопроизношение

3.

Восприятие неречевых звуков

4.

Ритмические способности

5.

Фонематический слух

6.

Фонематическое восприятие

7.

Навыки фонематического анализа, синтеза и фонематических

представлений

8.

Исследование языкового анализа и синтеза

9.

Исследование связной речи

10. Исследование процесса чтения

11. Исследование различных видов письма

Приложение № 2

Индивидуальный речевой профиль

Показатель успешности выполнения речевых проб

ФИО_____________________________________________

Первичная диагностика

После проведенной коррекционно-развивающей работы

Параметры исследования:

1.

Артикуляционная моторика

2.

Звукопроизношение

3.

Восприятие неречевых звуков

4.

Ритмические способности

5.

Фонематический слух

6.

Фонематическое восприятие

7.

Навыки фонематического анализа, синтеза и фонематических

представлений

8.

Исследование языкового анализа и синтеза

9.

Исследование связной речи

10. Исследование процесса чтения

11. Исследование различных видов письма

Приложение № 3

Групповой речевой профиль

Показатель успешности выполнения речевых проб

Группа______________________________________

Первичная диагностика

После проведенной коррекционно-развивающей работы

Параметры исследования:

1.

Фонематический слух

2.

Фонематическое восприятие

3.

Навыки фонематического анализа, синтеза и фонематических

представлений

4.

Исследование языкового анализа и синтеза

5.

Исследование связной речи

6.

Исследование процесса чтения

7.

Исследование различных видов письма

Приложение № 4

Материал для диктантов

1 класс

Все задания представлены в порядке усложнения материала

(начало-середина-конец учебного года)

Диктант слогов:

Ас, мо, осе, лы, ри, але, яр, мя, жу, са, шо, чи, ац, бапо, дожу, лери,

шази, жне, ащу, зню, лох, кор, пла, кро, аст, глу, арк, сми, кра, гро, астка,

глор, ижбо, щац, вздро, чит, щус, хвы, айка, шос, крет, вач.

Диктант слов различной структуры:

Лыжи

Грач

Жили

Шарф

Куст

Природа

Бант

Убрал

Уснет

Круги

Чищу

Заснуть

Глазок

Улитка

Пружина

Насмешка

Ключ

Утки

Старушка

Крыльцо

Щука

Сильный

Аист

Чтение

Тексты для слухового диктанта:

У ёлки пушистый зайка.

Птицы, тишина, защита, деньки, капельки, ключ, глазок, малина, бодрость.

(13 слов)

КОТ

У Миши жил кот. Звали кота Рыжик. Хвост у Рыжика пушистый. Мальчик

часто играл с котом. Они были друзьями. (20 слов)

НАСТУПИЛА ВЕСНА

Ясный день. Хорошо греет солнышко. На дворе у крыльца лужи.

Журчит ручей. Галя и Юра играют у пруда. За домом собака Дружок и

щенок Фомка. (27 слов)

Приложение № 5

Материал для диктантов

2 класс

Все задания представлены в порядке усложнения материала

(начало-середина-конец учебного года)

Тексты для слухового диктанта:

КОТ

У Миши жил кот. Звали кота Рыжик. Хвост у Рыжика пушистый. Мальчик

часто играл с котом. Они были друзьями. (20 слов)

НАСТУПИЛА ВЕСНА

Ясный день. Хорошо греет солнышко. На дворе у крыльца лужи.

Журчит ручей. Галя и Юра играют у пруда. За домом собака Дружок и

щенок Фомка. (27 слов)

ЗИМА

Наступила зима. Дуют ветры. Кругом сугробы. Тихо в лесу. Птицы

улетели. Звери ушли в норы.

Дети рады зиме. Они встали на лыжи. Взяли санки и катаются с

горы. Заливают катки. (31 слово)

ЗАЯЦ

К

зиме

заяц

в

новой

шубке.

Летняя

шерсть

у

зайца

вылезает,

отрастает

светлая,

пушистая.

Трудно

различить

зайца

на

снегу.

Нет

у

зайчика норы, нет запасов. Страшны зайчику не мороз и вьюга, а охотники,

волки, лисы и совы. Спасает его от различных врагов светлая шубка да

бойкие прыжки. (48 слов)

Приложение № 6

Материал для диктантов

3 класс

Все задания представлены в порядке усложнения материала

(начало-середина-конец учебного года)

Тексты для слухового диктанта:

СЕНТЯБРЬ

Пришел сентябрь. Наступила осень. На лесных полянах

краснеет рябина. Ветер гонит по дороге золотые листочки. На старых пнях

растут опята. По небу быстро бегут облака. Птицы готовятся к отлету в

теплые края. В шумящие стайки собрались скворцы. (38 слов)

ЗИМОЙ В ЛЕСУ

Наступает

раннее

зимнее

утро.

Мягко

хрустит

под

ногами

снег.

Веточки

берез

украшены

пушистым

инеем.

Цепочка

следов

вьется

по

лесной опушке. По самому краю полянки пробежал зайка. Веселая стайка

птиц пронеслась над опушкой леса. Она разместилась на верхушке старого

дерева. Хорошо пахнет в лесу смолой и хвоей. (49 слов)

РАССКАЗ МАЛЬЧИКА

Моя кормушка висит в саду на дереве. Это настоящая столовая. Там

есть крыша и по краям прибиты дощечки, чтобы ветер не разносил зерна.

В такой кормушке корм не засыпает снег. Как только я насыплю корм и

постучу по кормушке, все птицы усаживаются на яблоню и ждут, когда я

отойду. К ней слетаются воробьи, синицы, снегири, галки и другие птицы.

(61 слово)

Письмо предложений под диктовку

Час в добре пробудешь – все горе позабудешь.

За битого двух небитых дают, да и то не берут.

Голодный откусил бы и от камня.

Фома не купит ума.

Слово – серебро, молчание – золото.

Из ежовой кожи шубу не сошьешь.

Не учи щуку плавать.

Счастье в воздухе не вьется, а руками достается.

Приложение № 7

Материал для диктантов

4 класс

Все задания представлены в порядке усложнения материала

(начало-середина-конец учебного года)

Тексты для слухового диктанта:

ВЕЧЕРОМ В ЛЕСУ

Солнце

село,

но

в

лесу

еще

светло.

Воздух

чист

и

прозрачен.

Птицы

болтливо

лепечут.

Молодая

трава

блестит

веселым

блеском. В лесу постепенно темнеет. Алый свет вечерней зари скользит по

стволам деревьев. Вот и верхушки потускнели.

Повеяло теплой сыростью. Птицы засыпают. В лесу все

темней и темней. Деревья сливаются в темные массы. На синем небе робко

выступают первые звездочки.(61 слово)

ДОБРЫЙ ХЛЕБ

Выросла в поле густая пшеница с тяжелым колосом. Добрый хлеб!

Пора убирать урожай.

Вывел отец на пшеничное поле комбайн. Комбайн сам косит, сам

молотит, а чистое зерно ссыпает в грузовик.

Весело в поле! Хороший урожай!

Все лето хорошо помогало солнышко людям, хлеб растило. А теперь

шоферы чистое зерно на мельницу повезут.

Шумят машины на дорогах, отвозят зерно на мельницу.

Станет пшеница мукой. А из муки напекут белого хлеба. (70 слов)

ЛЕСНЫЕ РЫЦАРИ

Я бродил по токовищу. Вдруг я услышал шум близкой борьбы. На

краю зеленой поляны я увидел дерущихся глухарей. Это был настоящий

рыцарский турнир. Одетые в бронзовые латы лесные рыцари бились на

покрытой бархатным мхом арене. Их прекрасные дамы сидели на березах.

Я

близко

видел

надувшиеся

черные

шеи

и

красные

брови.

Громкое

хлопанье крыльев наполняло лес. Лесные рыцари то расходились, то вновь

сходились

и

бились

своим

оружием.

Вдруг

один

лесной

рыцарь

не

выдержал и бросился наутек. Его преследовал победитель. (80 слов)

Приложение № 8

Материал для диктантов

5 класс

Все задания представлены в порядке усложнения материала

(начало-середина-конец учебного года)

Тексты для слухового диктанта:

ПРЕДМЕТЫ СТАРИНЫ

Многие

вещи

наших

предков

сгорели,

и с тл е л и ,

рассыпались в пыль. Еще больше предметов старины в свое время было

использовано для изготовления новых изделий и пошло в переделку. Но

очень

многие

вещи

были

просто

выброшены,

как

износившиеся,

бесполезные.

Человек

беззаботно

выкидывает

разбитую

тарелку,

прогоревшую

сковородку,

источенный

нож,

изломанную

ложку.

Ветер

исподволь заметает их пылью, и эти выброшенные вещи оказываются

погребенными под слоем земли. Некоторые из них ржавеют, растворяются,

истлевают, сами превращаются в землю. Но не все исчезают бесследно.

Многие хорошо сохраняются и впоследствии, при раскопках, рассказывают

о своем времени. (91 слово)

ГНЕЗДО СОВЫ

В

каменных

россыпях

мы

нашли

жилое

гнездо

полярной

совы.

Огромная белая птица бесшумно слетела почти у самых ног. Хорошо видна

круглая голова, раскрытые широкие крылья сливаются с белизной снегов.

В устланном пухом гнезде я увидел два насиженных яйца. Несмотря

на мороз, яйца были теплые, в них наклевывались птенцы.

Эта замечательная птица очень рано начинает откладывать яйца.

Самое удивительное, что даже в самые сильные морозы, сохраняемые

родителями,

насиженные

яйца

не

застывают.

Нередко

в

гнезде

совы

находят оперившихся птенцов и только что снесенные, еще не насиженные

яйца.

Полярные совы зимуют в тундре. В ночной темноте пролетают они

над

мерцающими

в

звездном

свете

снегами.

Обычным

кормом

птиц

являются полярные мыши – пеструшки, зимой живущие под снегом. Там,

где водятся зайцы, полярные совы беспощадно преследуют беспомощных

зверьков. Редкий заяц не побывал в когтях полярной совы. (133 слова)



В раздел образования