Авторы: Микова Елена Анатольевна, Сафарова Ильсияр Магфуровна
Должность: учитель математики, учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Сургутский естественно-научный лицей
Населённый пункт: город Сургут, Тюменская область
Наименование материала: Статья
Тема: Индивидуальная образовательная траектория обучающегося девятого класса при подготовке к ОГЭ
Раздел: среднее образование
Микова Елена Анатольевна
Учитель математики
МБОУ Сургутский естественно-научный лицей
Индивидуальная образовательная траектория обучающегося девятого класса при
подготовке к ОГЭ
Введение государственной итоговой аттестации по математике в новой форме (ОГЭ) в
9 классе вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя.
Данная
необходимость
обусловлена
тем,
что
изменились
требования
к
знаниям,
умениям и навыкам учащихся в материалах экзамена по математике. Само содержание
образования существенно не изменилось, но в рамках реализации ФГОС второго поколения
существенно сместился акцент к требованиям УУД.
На
мой
взгляд,
важным
условием
успешной
подготовки
к
экзаменам
является
тщательность в отслеживании результатов учеников по всем темам, входящим в материалы
ОГЭ,
и
в
своевременной
коррекции
уровня
усвоения
учебного
материала.
Эта
работа
осуществляется в течении всего учебного года.
Представляю
свой
опыт
по
организации
и
внедрению
технологии
мониторинга
качества знаний учащихся в процессе подготовки к Государственной итоговой аттестации по
математике в 9-х классах.
В технологию включена автоматизированная программа (в электронных таблицах
EXCEL, файл «Приложение» к данной статье) промежуточного и финального контроля
результатов обучения, программа по устранению пробелов в знаниях.
Автоматизированная
программа
позволяет
создать
у
каждого
учащегося
полную
целостную картину его подготовки к аттестации и наглядно представить качество усвоения
учебного
материала.
Рационально
организованный
мониторинг
позволяет
повысить
эффективность
управления
качеством
образования,
а
также
практически
осмыслить
вскрытые в процессе мониторинговых исследований негативные (или позитивные) факты и
факторы.
Мониторинговые
результаты,
их
динамика
становятся
основой
для
серьезной
рефлексивно-аналитической
деятельности
и
успешной
реализации
функций
оценки,
прогноза, коррекции и планирования. Однако, чтобы оценить знания каждого учащегося,
проследить динамику достижений, выявить проблемы, учителю приходится переработать
огромное количество информации. Поэтому актуальным становится вопрос о разработке
современных
качественных
программ,
позволяющих
быстро,
надёжно
осуществлять
обработку статистических данных.
Практическая
значимость
данной
технологии
-
автоматизация
промежуточного
и
финального контроля результатов обучения учащихся позволяет значительно сократить время
анализа
результатов
и
при
этом
повышает
их
информативность
и
наглядность.
Мониторинговые
карты
с
использованием
компьютерных
технологий
повышают
эффективность работы самого учителя, своевременно выявляют потенциал каждого ученика.
Компьютерная
система
обработки
данных
позволяет
получить
информацию
о
степени
достижения цели обучения отдельным учеником и группой в целом; ориентирует учащихся в
их
затруднениях
и
достижениях,
указывает
им
направления
приложения
сил
по
совершенствованию знаний и умений, побуждает более серьезно и регулярно контролировать
себя при выполнении заданий. Результаты исследования мониторинговых карт помогают
учителю выбрать наиболее интенсивные технологии обучения.
Компьютерная
система
обработки
данных
содержит
несколько
модулей,
которые
выбираются в зависимости от объекта контроля: контроль усвоения материала по алгебре, по
геометрии, реальной математике; повышенного уровня (II часть). Каждая мониторинговая
карта
представляет
собой
электронную
книгу
(файл
«Приложение»
к
данной
статье),
структура которой такова:
диаграммы;
таблица итоговых данных;
индивидуальная траектория;
статистические листы.
Учителю необходимо создать список учащихся только на первом стат. листе (другие
заполнятся
автоматически),
ввести
данные
о
выполнении
каждого
задания.
Остальные
операции
(общая
сумма
баллов
по
выполнению
модуля
алгебры,
геометрии,
реальной
математики, зачёт/незачёт, отметка, процент выполнения заданий каждым учеником и класса
в
целом,
количество
учащихся,
верно
выполнивших
задание,
диаграммы)
программа
выполнит автоматически.
В процессе работы количество написанных работ, списочный состав класса может
меняться, что приведет к необходимости некоторой корректировки и редактирования формул,
с
чем
современный
учитель,
владеющий
компьютерными
технологиями,
безусловно,
справится.
Кроме того, каждый учитель в зависимости от уровня подготовки класса может внести
коррективы в формулы критериев оценки. Для профильных классов критерии оценивания
взяты чуть выше рекомендованных «4» с 16 баллов, а «5» с 24.
Статистический лист №1 является основным: его удалять нельзя.
Рабочие листы (листы статистики) представляют собой таблицы, в которых учитель
отмечает выполнение учащимися заданий теста. Показатели качества выполнения заданий и
отметка выставляется автоматически
На основе рабочих листов формируется лист «индивидуальная траектория», где в
автоматическом
режиме
вычисляется
процент
качества
выполнения
каждого
задания
учеником за определенный период
Графическое представление данных по каждому учащемуся из листов «Отчет» и
«Индивидуальная траектория» представлено в виде диаграмм.
Универсальность технологии позволяет эффективно использовать ее при обработке
данных не только учителями математики, но и других дисциплин.
Идея данной разработки принадлежит учителю кафедры математики МОУ «Лицей
«Дубна» Ганиной Оксане Валерьевне, мы её адаптировали для учащихся 9 класса.
На
этапе
корректировки
пробелов
знаний
по
определенным
темам
можно
использовать сайт UZtest. Преимущество его в том, что учитель составляет адресный тест по
устранению конкретных ошибок.
По
окончании
всей
работы
можно
проконсультировать
родителей
на
предмет
готовности учащегося к Государственной итоговой аттестации.
Кропотливая
совместная
работа
учителя
и
учеников
при
подготовке
к
итоговой
аттестации - вот залог успешной сдачи экзаменов.