Напоминание

Индивидуальная образовательная траектория обучающегося девятого класса при подготовке к ОГЭ


Авторы: Микова Елена Анатольевна, Сафарова Ильсияр Магфуровна
Должность: учитель математики, учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Сургутский естественно-научный лицей
Населённый пункт: город Сургут, Тюменская область
Наименование материала: Статья
Тема: Индивидуальная образовательная траектория обучающегося девятого класса при подготовке к ОГЭ
Раздел: среднее образование





Назад




Микова Елена Анатольевна

Учитель математики

МБОУ Сургутский естественно-научный лицей

Индивидуальная образовательная траектория обучающегося девятого класса при

подготовке к ОГЭ

Введение государственной итоговой аттестации по математике в новой форме (ОГЭ) в

9 классе вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя.

Данная

необходимость

обусловлена

тем,

что

изменились

требования

к

знаниям,

умениям и навыкам учащихся в материалах экзамена по математике. Само содержание

образования существенно не изменилось, но в рамках реализации ФГОС второго поколения

существенно сместился акцент к требованиям УУД.

На

мой

взгляд,

важным

условием

успешной

подготовки

к

экзаменам

является

тщательность в отслеживании результатов учеников по всем темам, входящим в материалы

ОГЭ,

и

в

своевременной

коррекции

уровня

усвоения

учебного

материала.

Эта

работа

осуществляется в течении всего учебного года.

Представляю

свой

опыт

по

организации

и

внедрению

технологии

мониторинга

качества знаний учащихся в процессе подготовки к Государственной итоговой аттестации по

математике в 9-х классах.

В технологию включена автоматизированная программа (в электронных таблицах

EXCEL, файл «Приложение» к данной статье) промежуточного и финального контроля

результатов обучения, программа по устранению пробелов в знаниях.

Автоматизированная

программа

позволяет

создать

у

каждого

учащегося

полную

целостную картину его подготовки к аттестации и наглядно представить качество усвоения

учебного

материала.

Рационально

организованный

мониторинг

позволяет

повысить

эффективность

управления

качеством

образования,

а

также

практически

осмыслить

вскрытые в процессе мониторинговых исследований негативные (или позитивные) факты и

факторы.

Мониторинговые

результаты,

их

динамика

становятся

основой

для

серьезной

рефлексивно-аналитической

деятельности

и

успешной

реализации

функций

оценки,

прогноза, коррекции и планирования. Однако, чтобы оценить знания каждого учащегося,

проследить динамику достижений, выявить проблемы, учителю приходится переработать

огромное количество информации. Поэтому актуальным становится вопрос о разработке

современных

качественных

программ,

позволяющих

быстро,

надёжно

осуществлять

обработку статистических данных.

Практическая

значимость

данной

технологии

-

автоматизация

промежуточного

и

финального контроля результатов обучения учащихся позволяет значительно сократить время

анализа

результатов

и

при

этом

повышает

их

информативность

и

наглядность.

Мониторинговые

карты

с

использованием

компьютерных

технологий

повышают

эффективность работы самого учителя, своевременно выявляют потенциал каждого ученика.

Компьютерная

система

обработки

данных

позволяет

получить

информацию

о

степени

достижения цели обучения отдельным учеником и группой в целом; ориентирует учащихся в

их

затруднениях

и

достижениях,

указывает

им

направления

приложения

сил

по

совершенствованию знаний и умений, побуждает более серьезно и регулярно контролировать

себя при выполнении заданий. Результаты исследования мониторинговых карт помогают

учителю выбрать наиболее интенсивные технологии обучения.

Компьютерная

система

обработки

данных

содержит

несколько

модулей,

которые

выбираются в зависимости от объекта контроля: контроль усвоения материала по алгебре, по

геометрии, реальной математике; повышенного уровня (II часть). Каждая мониторинговая

карта

представляет

собой

электронную

книгу

(файл

«Приложение»

к

данной

статье),

структура которой такова:

диаграммы;

таблица итоговых данных;

индивидуальная траектория;

статистические листы.

Учителю необходимо создать список учащихся только на первом стат. листе (другие

заполнятся

автоматически),

ввести

данные

о

выполнении

каждого

задания.

Остальные

операции

(общая

сумма

баллов

по

выполнению

модуля

алгебры,

геометрии,

реальной

математики, зачёт/незачёт, отметка, процент выполнения заданий каждым учеником и класса

в

целом,

количество

учащихся,

верно

выполнивших

задание,

диаграммы)

программа

выполнит автоматически.

В процессе работы количество написанных работ, списочный состав класса может

меняться, что приведет к необходимости некоторой корректировки и редактирования формул,

с

чем

современный

учитель,

владеющий

компьютерными

технологиями,

безусловно,

справится.

Кроме того, каждый учитель в зависимости от уровня подготовки класса может внести

коррективы в формулы критериев оценки. Для профильных классов критерии оценивания

взяты чуть выше рекомендованных «4» с 16 баллов, а «5» с 24.

Статистический лист №1 является основным: его удалять нельзя.

Рабочие листы (листы статистики) представляют собой таблицы, в которых учитель

отмечает выполнение учащимися заданий теста. Показатели качества выполнения заданий и

отметка выставляется автоматически

На основе рабочих листов формируется лист «индивидуальная траектория», где в

автоматическом

режиме

вычисляется

процент

качества

выполнения

каждого

задания

учеником за определенный период

Графическое представление данных по каждому учащемуся из листов «Отчет» и

«Индивидуальная траектория» представлено в виде диаграмм.

Универсальность технологии позволяет эффективно использовать ее при обработке

данных не только учителями математики, но и других дисциплин.

Идея данной разработки принадлежит учителю кафедры математики МОУ «Лицей

«Дубна» Ганиной Оксане Валерьевне, мы её адаптировали для учащихся 9 класса.

На

этапе

корректировки

пробелов

знаний

по

определенным

темам

можно

использовать сайт UZtest. Преимущество его в том, что учитель составляет адресный тест по

устранению конкретных ошибок.

По

окончании

всей

работы

можно

проконсультировать

родителей

на

предмет

готовности учащегося к Государственной итоговой аттестации.

Кропотливая

совместная

работа

учителя

и

учеников

при

подготовке

к

итоговой

аттестации - вот залог успешной сдачи экзаменов.



В раздел образования