Напоминание

Формирование исследовательских умений у младших школьников


Автор: Прогалкина Наталья Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №2 с углубленным изучением английского языка"
Населённый пункт: город Сосновый Бор Ленинградской области
Наименование материала: статья
Тема: Формирование исследовательских умений у младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование исследовательских умений у младших школьников.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

с углубленным изучением английского языка

город Сосновый Бор, Ленинградской области

учитель начальных классов

Прогалкина Наталья Евгеньевна

В современном обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих,

активных, творческих, способных нестандартно решать поставленные цели и задачи.

Поэтому сейчас в образовании широко обсуждается вопрос о создании условий для

повышения качества учебно – воспитательного процесса. В арсенале инновационных

педагогических средств и методов особое место занимает учебная исследовательская

деятельность. Очень важно, чтобы эта работа была хорошо поставлена уже с начальной

школы, так как именно в этом возрасте у детей должен закладываться фундамент знаний,

умений

и

навыков

активной,

творческой

и

самостоятельной

деятельности

учащихся,

приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности. А исследовательская

работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Подобная деятельность,

ставящая учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в современных

системах развивающего обучения.

Для развития у учащихся исследовательских умений, учителю необходимо создание таких

условий, которые бы отвечали поставленной цели. В методике начального обучения

выделяют следующие:

1.Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений

должна проходить как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

2. Мотивированность. Учащиеся должны видеть смысл своей творческой самостоятельной

деятельности, чтобы они могли реализовать свои таланты, способности и возможности.

3. Учёт возрастных особенностей. Исследование должно быть посильным, интересным,

увлекательным и полезным. Все этапы исследовательской работы должны строиться на

доступном для младшего школьника уровне.

4. Психологический комфорт. Учитель должен каждому ребёнку дать возможность

поверить в себя, проявить себя с лучшей стороны, поддержать, если что-то не получается,

помочь, подбодрить.

5. Личность учителя. Для того, чтобы исследовательская работа была результативной,

нужен высокообразованный учитель, творчески относящийся к своей работе, стремящийся

к новому, прогрессивному.

6. Творческая среда. Учитель способствует созданию творческой, рабочей атмосферы.

При организации учебной деятельности, учитель должен работать над формированием

следующих умений:

1. Умение организовать свою работу (организация рабочего места, планирование работы).

2. Умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования,

планирование этапов исследования, поиск информации, подбор методов решения

проблемы).

3. Умение работать с источниками информации (Интернет, словари, энциклопедии,

научные статьи, детские газеты и журналы, школьные учебники, телепередачи, кино и

мультфильмы и др.)

4. Умение представить результаты своей творческой работы выполнение требований к

речи выступающего, грамотное построение выступления, оформление работ (проектов) в

рукописном, печатном, электронном, художественном или др. вариантах).

Исследовательская деятельность в начальном звене может быть организована учителем

эпизодически или фрагментарно на определённом этапе урока, рассчитана на весь урок

или долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений.

Таким образом, в процессе осуществления исследования у детей нарабатываются

теоретические знания и практические умения и навыки.

Я включаю этот вид деятельности во все образовательные области

начальной

школы

с

целью формирования у ребёнка способности творчески осваивать

и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Формы работы:

индивидуальный

подход

на

уроках,

использование

в

практике

элементов

дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;

дополнительные занятия с одарёнными детьми по предметам;

участие в школьных и городских олимпиадах;

проектная деятельность учащихся;

посещение кружка «Я – исследователь», внеклассных мероприятий;

конкурсы, интеллектуальные игры, викторины;

Внедрение технологии исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной

деятельности в течение 4-х лет:

1 КЛАСС

В первом классе исследовательская работа по полной структуре невозможна, так как

дети не умеют читать, писать, анализировать.

Поэтому в первом полугодии я провожу подготовительный этап, в который включаю

творческие работы учащихся (рисунки), устные рассказы, в которых дети с помощью

учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное.

Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма,

могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, можно расширить рамки

исследовательской работы и включить сюда не только рисунки, но и сбор информации по

плану, составленному совместно с учителем.

Учитывая особенности развития младших школьников, первокласснику необходимо

предлагать темы, которые наиболее близки и значимы для него, для его «маленького

мира».

Варианты

тем:

«Моё

имя»,«Моя

семья»,

«Моя

родословная»,

«Моя

любимая

игрушка».

Первоклассникам даю небольшие, простые задания исследовательского характера.

Например, по окружающему миру: «Какие цветы растут на вашей домашней клумбе?»,

«Какие комнатные растения есть у вас дома?». Каждому раздаю памятку – помощницу, в

которой

записан

порядок

выполнения

мини

исследования.

Дети

дома

должны

рассмотреть домашние декоративные и комнатные цветы, побеседовать с родителями,

записать

названия

растений,

нарисовать

цветок,

который

больше

всего

нравится,

с

помощью родителей найти загадку, стихотворение о комнатном или декоративном цветке.

В

своей

работе

я

использую

игры

и

задания

позволяющие

активизировать

исследовательскую

деятельность

детей,

тренировочные

занятия

с

классом,

дающие

возможность

познакомить

каждого

ребенка

с

алгоритмом

проведения

исследования.

Обучающиеся

узнают,

откуда

можно

получит

информацию:

спросить

у

взрослого

человека, найти в книгах, понаблюдать, посмотреть в компьютере, провести опыт и т.д.

Например:

приготовить

рассказ

о

необычном

животном.

Тема

специально

не

конкретизируется,

так

как

интересы

у

детей

совершенно

разные.

Определяем

последовательность выполнения работы. Выясняем, что всем ещё трудно делать много

записей, поэтому ищем выход из этой проблемной ситуации - сделать рисунок и записать

лишь опорные слова.

В 1 классе отдельных занятий, посвящённых исследовательской деятельности не

проводится.

На

уроках

и

внеклассных

занятиях

возможно

включение

заданий,

направленных

на

овладение

общелогическими

умениями:

анализа,

синтеза,

классификации, обобщения, сравнения. Достичь этого можно проблемным, эвристическим

или частично- поисковыми методами. Подобная работа проводится на уроках обучения

грамоте, окружающего мира, математики, технологии, музыки и т.д.

2 КЛАСС

Во 2 классе на уроках использую поисковые и проблемные методы, предлагаю задания

на выявление различных свойств, действий предметов, множества предметов, выявляются

причинно-следственные

связи,

дети

обучаются

наблюдению

и

описанию

явлений,

предметов. Формирую умение видеть проблемы, задавать вопросы, давать определения

понятиям, наблюдать, проводить эксперименты.

Для выявления проблемы нужно пробовать изменять собственную точку зрения,

смотреть на объект исследования с разных сторон, тогда обязательно увидишь то, что

исчезает

от

традиционного

взгляда

и

часто

не

замечается.

Для

этого

выполняются

следующие упражнения:

- продолжи неоконченный рассказ;

- составь рассказ от имени другого персонажа (представь, что на какое-то время ты стал

капелькой воды и т. д.).

Умение задавать вопросы является важнейшим умением для исследования. Ведь любое

познание начинается с вопроса.

На уроках предлагаются следующие задания:

- угадай, о чем спросили;

- вопросы домашних животных.

Обязательным условием для развития исследовательской деятельности является

умение давать определение понятиям. Обычные загадки и кроссворды будут для этого

самыми лучшими упражнениями. Хорошим заданием может стать сочинение загадок.

На уроках с детьми

учимся проводить не только реальные, но и мысленные

эксперименты. Например: «Что произойдет, если листья с деревьев не опадут осенью? Что

произойдет, если в нашем городе не будет ни одной собаки? ».

Дети уже способны собирать информацию не только из устных источников, но и

пользоваться дополнительной ненаучной литературой.

3 КЛАСС

В третьем классе работа - исследование более расширена и начинается с первой

четверти. Дети могут работать с научной дополнительной литературой (справочники,

энциклопедии, сборники), устную информацию преобразовывать в письменную и делать

первоначальный анализ полученной информации.

В 3 классе исследовательской работе отводится также 1 час в неделю. Учащиеся

продолжают знакомиться с теорией и методами исследования. Задание исследовательского

характера обычно выполняет группа ребят, в отдельных случаях - индивидуально, с

помощью родителей.

Большое внимание уделяю развитию умения детей работать с добытой информацией:

обрабатывать тексты, выделять главный, значимый материал и логически выстраивать его,

составлять таблицы, модели, схемы, подтверждать свои открытия цитатами известных

личностей, аргументировано представлять результаты своей творческой работы.

4 КЛАСС

В четвёртом классе планирую продолжить работу в данном направлении.

Полезно вводить во всех классах игровые моменты, решение нестандартных задач,

заочные путешествия, сказочный, либо другой занимательный материал.

В 3-4 классах многие дети уже знают, какой предмет им интересен или учебный

материал усваивается без труда, поэтому могут сами выбирать тему исследования.

Учитель только должен направить их к правильному выбору, сделав примерный опрос:

- Что тебе интересно больше всего?

– Чем ты хочешь заниматься в первую очередь?

– Чем ты чаще всего занимаешься в свободное время?

– По каким предметам у тебя хорошие оценки?

- О чём хотелось бы узнать как можно больше?

– Чем и кем ты мог бы гордиться?

Чтобы провести исследование применяю следующую последовательность:

1.Актуализация проблемы.

(Найти проблему и определить направление будущего исследования).

2.Определение

сферы

исследования.

(Сформулировать

основные

вопросы,

ответы

на

которые хотели бы найти).

3.

Выбор

темы

исследования.

(Попытаться,

как

можно

строже

обозначить

границы

исследования).

Выбрать тему несложно, если учащийся точно знает, что его интересует в данный момент.

Если же ученику трудно определиться с темой, то ему можно предложить ответить на

следующие вопросы. Если эти вопросы не помогли, то посоветовать ученику, обратиться к

взрослым или одноклассникам. Может быть, кто-то подскажет интересную идею, тему

будущего исследования, пускай порой даже фантастическую- в этом случае помогает

методика «мозгового штурма».

4. Выработка гипотезы. (Разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть

высказаны и нереальные – провокационные идеи).

Для решения проблемы потребуется гипотеза или даже несколько гипотез-предположений

по теме исследования. Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать: самую важную,

поставить на первое место.

5. Выявление и систематизация подходов к решению. (Выбрать методы исследования).

Для этого надо определить, какими методами можно пользоваться, а затем выстроить

алгоритм действия.

Подумать самостоятельно;

Посмотреть книги о том, что исследуешь;

Спросить у других людей;

Познакомиться с кино и телефильмами по теме своего исследования;

Обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет;

Понаблюдать;

Провести эксперимент.

Учащиеся выбирают методы, которые помогут проверить гипотезы.

6. Определить последовательность проведения исследования.

7. Сбор и обработка информации.

(Зафиксировать полученные знания).

Методы выбраны и начинается исследовательская деятельность,

сбор и обработка

информации, на помощь приходят родители. Ученики активно работают, анализируют и

обобщают полученные материалы, проводят исследование. Желательно, чтобы данный

этап работы проходил краткосрочно, так как дети младшего школьного возраста быстро

теряют

интерес

к

проделанной

работе.

В

это

время

организую

индивидуальные

консультации.

Во

время

консультаций

помогаю

систематизировать

собранную

информацию.

8. Анализ и обобщение полученных материалов.

(Структурировать полученный материал, используя известные логические правила и

приёмы).

Собраны

все

сведения,

сделаны

все

необходимые

выписки

из

книг

и

проведены

наблюдения и эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и

рассказать об этом людям. Что же для этого требуется?

9. Подготовка отчёта.

(

Дать

определения

основным

понятиям,

подготовить

сообщение

по

результатам

исследования).

Выделить из текста основные понятия и дать им определения.

Классифицировать

(разбить

на

группы)

основные

предметы,

процессы,

явления

и

события.

Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.

Выстроить по порядку (ранжировать) основные идеи.

Предложить примеры, сравнения и сопоставления.

Сделать выводы и умозаключения.

Указать возможные пути дальнейшего изучения.

Подготовить текст сообщения.

Приготовить рисунки, схемы, чертежи и макеты.

Приготовиться к ответам на вопросы.

Возможные результаты исследовательской деятельности- представление газеты, альбома,

гербария, журнала, книжки-раскладушки, коллаж, костюма, макета, модели наглядного

пособия, плаката, плана, реферата, серия иллюстраций, справочника.

10. Защита.

(Защитить публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).“От чего

зависит успех”

Есть

несколько

правил,

которых

необходимо

придерживаться

в

работе,

если

ученик

желает, чтобы его работа была успешной. Правила эти несложны, но эффект от них велик.

Эти правила выдаю учащимся в виде памяток.

В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для

себя овладевают некоторыми нравственными нормами, усваивают моральные требования,

у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения,

т.е.

формируются

так

называемые

«нравственные

привычки».

Трудолюбие,

ответственность, самостоятельность, предприимчивость - такими качествами личности

овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе.

В

планируемых

результатах

освоения

обучающимися

начальной

школы

основной

образовательной

программы

начального

общего

образования

(ФГОСНОО

второго

поколения), красной нитью проходит то, что именно исследовательская деятельность

становится основой обучения.

К

числу

регулятивных

универсальных

учебных

действий

отнесены

следующие

результаты:

- определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению

проблемы;

- осуществлять действия по реализации плана;

- соотносить результат своей деятельности с целью и оценить его;

К числу познавательных:

- извлекать информацию;

- ориентироваться в своей системе знаний;

- осознавать необходимость нового знания;

- самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной задачи,

состоящей из нескольких шагов;

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать

наиболее удобную для себя.

- Коммуникативных:

- доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической

речи;

- понимать другие позиции и взгляды;

- договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы, для того чтобы сделать что-то

сообща.

В

ходе

систематического

проведения

интегрированных

уроков,

организации

индивидуальных и групповых исследований

повысились:

а) уровень качества знаний учащихся;

б) уровень сформированности мыслительной деятельности.

в) стали ярче проявляться познавательные интересы детей,

их творческое участие в

проектах, конкурсах, выставках.



В раздел образования