Рекомендации по планированию НОД по экологическому воспитанию "Как помочь детям открыть удивительный мир природы и научить его беречь"
Автор: Гудкова Ирина Алексеевна Должность: воспитатель, высшая квалификационная категория Учебное заведение: МБДОУ - детский сад комбинированного вида № 144 Населённый пункт: г. Екатеринбург Наименование материала: методическая разработка Тема: Рекомендации по планированию НОД по экологическому воспитанию "Как помочь детям открыть удивительный мир природы и научить его беречь" Раздел: дошкольное образование
Вступление
В связи с усилившимся воздействием человека на природу экология
приобрела огромное значение в жизни современного общества. И если
школьники начальных классов уже ведут эколого-краеведческую работу, то и
нам необходимо уделять огромное внимание экологическому образованию
дошкольников.
Мы должны научить наших воспитанников беречь природу: если это
растение, не срывать его; если насекомое, то полюбоваться им и отпустить.
Мы должны воспитывать в них любовь ко всему живому и бережное
отношение к нашему природному дому.
Эколого-этическая деятельность в работе с дошкольниками связана с
освоением культуры отношения к окружающему миру. И детский сад
является точкой отсчёта экологических знаний детей и формирования у них
этой деятельности.
Рекомендации по планированию НОД
по экологическому воспитанию
При разработке конспекта НОД по экологии нужно учитывать
принципы планирования :
интеграция различных видов деятельности;
системность (последовательное и логичное распределение
программного материала);
научность (содержание должно отражать современные требования к
планированию);
связь теории с практикой детей;
доступность (задачи, методы и приёмы должны соответствовать
объёму знаний и умений детей, их возрастным особенностям и
возможностям);
региональность (при планировании следует учитывать этнокультурную
составляющую содержания образования).
В основе экологического воспитания дошкольников должен лежать
проблемно-поисковый подход.
Поэтому планирование НОД экологического содержания начинается с
выделения проблемы , интересующей детей.
Затем вместе с ними определяется
цель образовательной деятельности, и
ставятся необходимые задачи .
Одной из важных задач воспитания детей является формирование у них
современной, экологически ориентированной картины мира, воспитание
любви и уважения к природе. Мы должны у них сформировать образ
окружающего мира как дома для всего живого. И этот образ послужит
основой для развития ценнейших личностных качеств у детей. Ведь кроме
развития у детей познавательных процессов, речи, творческих способностей,
формирования предпосылок учебной деятельности, к задачам воспитателя
относится развитие у них положительных личностных качеств:
ответственности, терпимости, доброты.
К конкретным задачам НОД могут, например, относиться такие:
убедить детей в необходимости соблюдения чистоты в природном
окружении;
научить устанавливать связь между деятельностью людей и состоянием
окружающей среды;
сформировать у детей представления об источниках загрязнения
окружающей среды и способах их утилизации;
познакомить детей со способами защиты окружающей среды от
загрязнений;
обеспечить опыт выработки элементарных эколого-этических норм;
научить формулировать правила поведения в природе.
В конспекте НОД экологического содержания важным пунктом является
характеристика планируемых достижений воспитанников. Например:
научиться объяснять, почему в лесу нужно соблюдать тишину (шумом
мы пугаем животных, мешаем им, а сами не сможем увидеть всей
прелести леса и услышать красивое пение птиц);
уметь объяснять, почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек
(страдают беззащитные живые существа, исчезает красота природы);
усвоить, что заводы, фабрики, автомобили загрязняют Землю, что
людям необходимо защищать её от загрязнений;
усвоить, что небрежное отношение к природе рождает большую
проблему, которую приходится решать всем людям.
Надо работать над тем, чтобы каждый воспитанник достиг планируемого
результата, при этом продумывать минимальный уровень требований к детям.
Также необходимо отразить формируемые у детей в процессе занятия
речевые умения . А для детей старшего дошкольного возраста важно указать
формируемые предпосылки к учебной деятельности : умение видеть
разнообразие свойств живых организмов, рассматривать их с разных точек
зрения, предвидеть последствия воздействия на них, прогнозировать развитие
ситуаций, устанавливать связи между объектами природы, осуществлять
практическую деятельность в природе, гуманно относиться к природе;
формирование системных знаний о природных сообществах, о ценности
природы и правилах поведения в ней.
Нужно отразить деятельность детей и деятельность педагога .
Затем необходимо перечислить необходимые материалы и оборудование
(желательно отдельно у воспитателя и у детей). Кроме того, на занятиях
должны присутствовать куклы-персонажи , которые оживают и принимают
активное участие в работе. Это могут быть готовые игрушки, либо сделанные
самостоятельно педагогом или родителями. Роли этих героев может
исполнять сам воспитатель, используя приём театрализации. Одна кукла
задаёт проблемные вопросы, другая делает выводы, с которыми дети потом
сравнивают свои выводы.
Также при выполнении заданий могут потребоваться карандаши, клей,
бумага и т.п.
Всё оборудование желательно в тексте конспекта НОД выделить особым
шрифтом: это поможет воспитателю сориентироваться, на каких этапах
занятия и каким образом оно будет применяться.
Также в конспекте НОД должен быть пункт « предварительная работа »
(это то, что должно быть проведено заранее педагогом или педагогом вместе
с детьми). Например:
приглашение какого-либо гостя (заранее нужно с ним договориться,
обсудить содержание беседы и т.д.);
прогулка для наблюдения за объектами природы.
Затем в конспекте следует описание хода НОД .
Продумывая ход НОД по экологическому образованию, воспитатель должен
определить формы организации деятельности : будут ли это
индивидуальные задания (с учётом интересов и склонностей детей) или
работа в подгруппах, или в парах. Важная роль отводится коллективному
решению вопросов.
Желательно, чтобы тема НОД формулировалась уже в виде проблемных
вопросов, на которые дети сами ищут ответы: предлагают пути решения
задач , выдвигают свои версии, гипотезы .
Помощь воспитателя должна заключаться только в направлении детей к
нужному решению. Информация, которую сообщает воспитатель, должна
быть минимальной, но дети должны использовать её для поиска ответа на
вопрос.
Проблемно-поисковый подход при работе с дошкольниками можно
успешно реализовать с использованием общей игровой канвы занятия .
Для изучения природы и бережного к ней отношения необходимым
дополнением к экологической деятельности является технология
моделирования , которая позволяет переходить от наглядно-действенного и
наглядно-образного мышления к формированию теоретических знаний.
Использование макетов и моделей помогает детям научиться выделять
существенные признаки объектов и классифицировать их.
Особое внимание нужно обращать на практическую работу с моделями,
природными объектами. Ведь практическими методами дети исследуют
окружающий мир, причём в этом процессе задействованы все органы чувств:
обоняние, слух, вкус и др.
Иллюстрации в детских книгах природоведческого содержания, общение
со сказочными героями, разнообразные творческие задания являются
действенным средством развития творческих способностей и воображения
детей. Давая знания о реальном мире природы, воспитатель не должен
забывать, что дошкольники продолжают одновременно жить в мире сказок и
фантазий , который близок их душе и актуален для них. Поэтому наряду с
реальным, необходимо выстроить сказочный мир. Хорошо давать задания,
связанные с выдуманным миром. Например: «Придумай сказку о том, как…»
или «Нарисуй сказочных героев, которые…
Такие творческие задания экологического содержания усиливают
личностную значимость получаемых знаний для ребёнка, придают им
индивидуальные черты. А приобретаемые детьми экологические знания не
только образно выражены, но и имеют эмоционально-ценностную окраску.
Также обеспечить яркое, образное раскрытие экологической
деятельности помогут стихи, загадки, фрагменты сказок и другие
литературные материалы . Всё это оказывает благоприятное влияние на
развитие эмоционального мира ребёнка. Дети не только знакомятся с
окружающим миром и способами бережного к нему отношения, но
постигают его сердцем и душой.
Обязательным условием успешного экологического воспитания является
использование интегрирования различных видов деятельности , то есть их
смена на протяжении занятия. С познавательным развитием хорошо сочетать
такие виды детской деятельности как составление описательных или
сравнительных рассказов об объектах природы, дидактическую игру,
пальчиковую игру, а также самостоятельную продуктивную деятельность
(дети рисуют, раскрашивают картинки, наклеивают детали). Таким образом,
замысел воспитателя ребёнок обогащает результатами собственной
познавательной деятельности, дополняет чем-то личностно значимым для
него, а также достраивает содержание НОД на основе личных впечатлений,
размышлений, собственного жизненного опыта.
Кроме вышеупомянутых, в образовательной деятельности могут быть
использованы другие разнообразные методы и приёмы , способствующие
проявлению гуманного отношения к природе:
наблюдение;
экспериментирование;
участие в уходе за растениями;
выполнение заданий в рабочих тетрадях.
Хорошо известно, что при проведении образовательной деятельности с
дошкольниками обязательно использование физкультминуток . Их педагог
может организовать по своему усмотрению, но, как правило, особый интерес
у детей вызывают те, которые тематически связаны с содержанием НОД.
В конце занятия обязательно обсуждение полученных результатов
выхода из проблемной ситуации: дети выясняют причины своих неудач и
радуются успехам.
ФГОС ДО нацеливает педагогов на постоянное взаимодействие с
родителями, поскольку они могут оказать ребёнку неоценимую помощь в
познании окружающего мира и воспитать в нём чувство бережного
отношения к природе.
Поэтому желательно, чтобы конспект НОД по экологическому
воспитанию детей заканчивался рекомендациями родителям .
Это могут быть наблюдения окружающего мира, чтение ребёнку
дополнительной литературы, просмотр познавательных телепередач
экологической направленности, проведение несложных опытов и т.д. Эти
занятия не являются обязательными, но они важны для воспитания ребёнка.
Заключение
Кроме проведения с детьми непосредственно образовательной
деятельности, воспитатель ежедневно организовывает для детей труд в
природе . Также в экологическом воспитании очень важны прогулки «в
природу», экскурсии . Их воспитатель должен обязательно согласовывать с
руководителем образовательной организации.
Данные методические рекомендации можно использовать при
составлении перспективных планов занятий по экологическому воспитанию
детей разных возрастных групп.