Автор: Кускулакова Ольга Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад №238
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проектная деятельность в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Проект в средней группе «В гостях у сказки»
Вид проекта: творческий.
Срок реализации проекта: краткосрочный (3 недели)
Участники проекта:
Дети средней группы
Воспитатели группы
Родители воспитанников
Актуальность темы:
Сказка учит добро понимать,
О поступках людей рассуждать,
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый – его защитить!
Дети учатся думать, мечтать,
На вопросы ответ получать.
Каждый раз что-нибудь узнают,
Родину свою познают! А. Лесных
Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное
народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем
выполняла литература. Для детей народ создал замечательные сказки,
песенки, загадки, поговорки. Произведения народного творчества не
утратили своего воздействия на ребенка и в наши дни. В устных
произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и
убеждения народа.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на
протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.
Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости,
эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу
могущественных сил зла с силами добра. Сказка рассказывает нам о
чрезвычайно важном в жизни, она учит нас быть добрыми и справедливыми,
противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Она утверждает народные
принципы жизни: честность, смелость, преданность, коллективизм.
Сказка знакомит с языком народа, нравственными устоями, бытом и укладом
жизни. Она отражает мечты народа, передает его мысли. Со сказки
начинается знакомство ребенка с миром литературы, с миром человеческих
взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Именно из сказки
ребенок узнает, что без труда и стойких нравственных принципов
невозможно счастье.
Проблема:
К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках,
а на современных мультфильмах. Большинство родителей не находят
времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это
большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Анкетирование
родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских
книг уделяется очень мало времени. На самом деле сказка представляет собой
одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а
так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого
общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно
русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.
Участники проекта: Дети средней группы, воспитатели, родители.
Срок реализации: 1 месяца
Тип проекта: творческий
Цель: воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам, как к
произведению искусства.
Задачи:
•Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к
традициям народной культуры.
•Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского
народа.
•Расширять представление детей о сказках.
•Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами
родственных отношений, развивать связную речь.
•Развивать художественно-творческие способности дошкольников в
театрализованной деятельности.
Ожидаемые результаты:
1. У детей сформировано представление о богатстве русской народной
культуры, национальных особенностях характера и быта русского человека.
2. В процессе знакомства со сказкой активизируется словарь, развивается
связная речь, расширяется кругозор детей
3.У детей сформирован устойчивый интерес к играм, драматизациям,
театральной деятельности.
4. Обогащенная среда в группе.
5. Активное участие родителей в жизни группы
Формы и методы работы:
- Чтение художественной литературы
- Беседы
- Иры-драматизации, настольно-печатные, дидактические игры
- Слушание музыкальных произведений, аудиосказок
- Экскурсия в Кукольный театр
- Рассматривание иллюстраций к сказкам
- Продуктивная деятельность
- Выставка детских работ
Материально-технические ресурсы:
- подборка книг со сказками
- аудио, видеоматериалы, обучающая презентация;
- телевизор, магнитофон;
- костюмы для театрализованной деятельности;
- атрибуты для разных видов театра.
Этапы реализации проекта
1 этап: подготовительный
Задача
Мероприятия
Ожидаемый
результат
Ответствен
ный
Анализ
имеющегося
материала
-пересмотр литературы,
аудио видеоматериала;
-составление списка
необходимого материала;
- включение в
календарно-тематическое
планирование
мероприятий по
реализации проекта
- список
необходимого
методического
материала
- дополненный
календарно-
тематический план
Воспитатели
группы
Создать интерес
у участников
проекта
- составление плана
мероприятий по
реализации проекта
совместно с детьми
- информирование
родителей о проекте
-заинтересованность
детей и родителей
Воспитатели
группы
Сбор и анализ
информации для
реализации
проекта
- сбор атрибутов для
театрализованных игр
- подбор дидактических,
настольно-печатных игр
- подбор материала для
презентации
- список имеющихся
и недостающих
материалов,
атрибутов
Воспитатели
группы
2 этап: Основной
Задача
Мероприятия
Ожидаемый
результат
Ответственный
Создать условия
для реализации
проекта
- подбор аудио,
видеоматериала
согласно списку;
- подбор сказок
для чтения,
драматизации и
театрализованных
игр;
- создание
презентации о
театрах.
- сказки и
иллюстрации к
ним;
- аудио-
видеоматериалы;
- игры-
драматизации;
- презентация.
Воспитатели
группы
Обогатить среду
-книги – сказки
для
драматизации;
- коллекция аудио
и видео
материала;
- игрушки и
атрибуты для
театрализованных
игр.
Обогащенная
среда
Воспитатели
группы
Обогатить знания
детей о сказках,
театре.
Совершенствовать
исполнительские
умения
- Беседы;
- Просмотр
видео материала;
- Чтение
художественной
литературы
(сказок);
- Творческие
мастерские;
- игры-
драматизации;
- Заучивание
стихов;
- Слушание
музыкальных
произведений;
- Отгадывание
загадок о героях
сказок;
- дидактические,
Сформировано
представление о
театре,
расширены
знания о сказках,
активизируется
словарь детей
Воспитатели
группы
настольно –
печатные игры;
- Драматизация
сказки «Колобок»
на новый лад;
- Показ сказки
«Колобок» для
родителей
Включение
родителей в
педагогический
процесс
- Привлечь
родителей к
сбору атрибутов,
костюмов для игр
драматизаций,
-создание
совместно с
детьми книжек-
малышек,
-изготовление
театров
(пальчиковый,
конусный,
теневой и др.);
-приглашение
родителей
принять участие
совместно с
детьми в
драматизации
сказок.
Активное
участие
родителей в
реализации
проекта
Воспитатели
группы
Родители детей
группы
3 этап: Итоговый
Задача
Мероприятия
Ожидаемый
результат
Ответственный
Анализ и
подведение
итогов по проекту
- Анализ работы
по проекту;
- Выставка
детских работ;
- Фотоотчёт о
проекте в
родительском
уголке и на сайте
группы;
- Отзывы
Положительные
отзывы о проекте
Воспитатели
группы
родителей о
проекте
План реализации проекта
№
Мероприятия
Результат
1
Анализ имеющегося материала
Список имеющихся и
недостающих материалов
2
Информирование родителей о
проекте
Готовность родителей оказать
помощь в проекте
3
Составление плана-сетки
мероприятий
План-сетка мероприятий
4
Чтение художественной
литературы (сказок):
«Гуси-лебеди»
«Сестрица Алёнушка и братец
Иванушка»
«По щучьему велению»
«Морозко»
«Снегурочка»
«Три поросенка»
«Заюшкина избушка»
«Курочка Ряба»
«Колобок»
«Репка»
«Царевна лягушка»
«Зимовье зверей»
«Снегурушка и лиса»
«Маша и медведь»
«Кот, Петух и Лиса»
«Теремок»
«Лиса и заяц»
«Лиса и журавль»
«Жихарка»
«Смоляной бычок»
Знакомство со сказками,
решение речевых задач
5
Слушание:
- аудио сказок «Лисичка со
скалочкой», «Медвежонок
Невежда», «Теремок»;
- игры на музыкальных
инструментах;
- русских народных песен
Просмотр:
Решение познавательных задач
- презентации на тему
«Правила поведения в театре»;
- сказок о дружбе(«Кот, Петух
и Лиса», «Теремок»,«Лиса и
заяц»), о добре и зле («Гуси-
лебеди»
«Сестрица Алёнушка и братец
Иванушка).
6
Беседы:
-«Кто рисует картинки к
сказкам»
-«На кого из сказочных героев
я похож» (отождествление себя
с полюбившимся героем)
-«Что я знаю о театре»
(работники театра, виды
театров, правила поведения в
театре)
Решение речевых и
познавательных задач
7
Творческая мастерская:
- рисование «Лиса-
Патрикеевна»,
- коллективная аппликация
«Афиша для театра»;
- лепка героев сказки
«Колобок»
Развитие художественно-
творческих способностей
8
Сюжетно-ролевая игра
«Театр»
Развитие речевых и творческих
способностей
9
Дидактические игры:
«Расскажи сказку по серии
картинок»
«Составь сказку»
«Узнай по описанию»
«Назови сказку»
«Узнай сказку по зачину»
«Что сначала, что потом»
«Из какой сказки пришёл
герой (героиня)?»
«Из какой сказки волшебная
вещь?»
«Подбери иллюстрацию к
сказке»
Настольно-печатные игры:
«Сложи картинку и узнай
Развитие речи, памяти.
Внимания, умения
устанавливать смысловую связь
сказку»
«Сложи сказку», «Что
лишнее?»
«Путаница».
10
Игры-драматизации:
- игры-имитации образов
животных, людей,
литературных персонажей;
- инсценировка сказок
«Колобок», «Репка»,
«Теремок», «Под грибом»;
- кукольный театр «Три
медведя», «Маша и медведь»
- плоскостной театр «Кот,
петух и лиса»
- настольный театр «Лиса и
волк»
- театр на магнитах
«Заюшкина избушка»,
«Колобок».
Развитие артистических
навыков
11
Выбор сказки для
театрализованной постановки,
распределение ролей
12
Заучивание ролей в
стихотворной форме к сказке
«Колобок»
13
Изготовление родителями
атрибутов и костюмов к сказке
«Колобок»
-создание совместно с детьми
книжек-малышек на тему
«Моя сказка» (сочинить сказку
и оформить в виде книжки);
- изготовление театра
(пальчиковый, конусный,
настольный, плоскостной и
др.)
- участие совместно с детьми в
показе сказки «Под грибом»,
«Мама для козленка»
Активное участие родителей в
жизни группы
14
Подготовка к театрализации
Совершенствование
артистических навыков
15
Показ сказки «Колобок» на
новый лад
Итоговые мероприятия:
- театрализация сказки
«Колобок» на праздник «День
матери»;
- выставка детско-
родительского творчества
(книжки – малышки, театры)