Автор: Штомпиль Юлия Михайловна
Должность: заместитель директора по вр
Учебное заведение: ГКУСО РО Таганрогский центр помощи детям №7
Населённый пункт: Ростовская область, г. Таганрог
Наименование материала: Сценарий
Тема: Спортивно - интеллектуальная игра "Космическое путешествие"
Раздел: дополнительное образование
Сценарий мероприятия, посвященный
«Дню Космонавтика»
Спортивно – интеллектуальная игра
«Космическое путешествие»
Зам. директора по ВР
Штомпиль Ю.М
ГКУСО РО Таганрогский центр помощи детям №7
Цель: ознакомление детей с историей освоения космоса, развитие
любознательности, творческих способностей.
Предварительная подготовка:
1.
Выпустить стенгазету на заданную тему.
2.
Подготовиться к викторине по астрономии и космонавтике.
3.
Подготовить попурри из песен на космическую тематику.
4.
Распределить ребят по командам.
5.
Темы для стенгазет:
Первый полет человека в космос.
Первый выход человека в открытый космос.
Первая женщина – космонавт.
Игра проходит в форме путешествия по станциям. Время пребывания
команды на каждой станции – 10 мин.
Оформление: портреты космонавтов (Ю. Гагарина, В. Терешковой, А.
Леонова); обручи; красные и синие звезды; карточки с цифрами;
иллюстрированная книжная выставка о космосе; фонограмма песни «Я –
Земля» слова Э. Долматовского, музыка В. Мурадели; фонограмма песен
на космические темы.
Ход мероприятия
Звучит музыка Г. Свиридова из к/ф «Время, вперед»
Ведущий: Здравствуйте, ребята! 12 апреля в нашей стране отмечается День
космонавтика. А вы знаете, кто такие космонавты? (Заслушиваю ответ детей).
Многие из вас мечтают стать космонавтами, побывать в неведомых
просторах вселенной.
Чтец: Есть звездный корабль,
«Землей» называемый,
К звездам отправлен
В дальнее плаванье.
Вы – экипаж, землян содружество:
Всяк пассажир и всяк капитан,
Путь проложив, не оставляя тайн,
Если хватит мужества.
Ведущий: Если раньше полет в космос был почти недосягаемой мечтой, то
теперь мечта может стать реальностью.
Итак мы начинаем.
I этап. Каждая команда представляет свое название, девиз, эмблему, сдает
стенгазеты в жюри.
Ведущий объявляет правила игры и вручает маршрутные листы. С этого
момента каждая команда становится экипажем космического корабля,
которому предстоит совершить путешествия по планетам (станциям).
Чтец: Чтобы в космос нам слетать, нужно много, много знать. Через
звездный океан долетим до марсиан.
Ведущий: Проверим готовность экипажей к космическому путешествию.
Космонавты, вы готовы? Вы, конечно, знаете свой адрес и можете сказать, в
каком доме, на какой улице живете? Знаете? (ответ детей). Где находится ваш
город? А где находится ваша страна? А можете ли вы ответить: где живет
Земля? (ответ экипажей).
Звучит песня «Я – Земля» слова Э. Долматовского, музыка В. Мурадели.
Ведущий: Земля! Земля! Скажи нам свой адрес. Помоги нам!
Слайды планеты
Земля: Слышу! Слышу! Хоть и некогда мне разговаривать – кручусь – верчусь
весь день и ночь. Слушайте. Мой родной район – Солнечная система, своё
имя получившая в честь щедрого светила – Солнца, которое сияет в самом
центре. Солнце одаривает теплом и светом всех.
Ведущий: И не скучно ли тебе вдвоем с Солнцем?
Земля: А я не одна, нас много! Жителями Солнечной системы являются
звезды, кометы, спутники, планеты.
Ведущий: Земля! А где находится твой район – Солнечная система, в нашем
городе?
Слайд ночного неба
Земля: Город этот называется «Галактика». И таких районов, как мой,
бесконечно много. Взгляните ночью на небо, и вы увидите звезды. Это огни
моего города.
Ведущий: Спасибо, Земля, за твой рассказ. Мы тоже с ребятами сейчас
отправимся в космическое путешествие.
Звучит музыка из к/ф «Время, вперед».
II этап. Экипажи расходятся по «планетам».
I
планета «IQ». Здесь надо продемонстрировать знание астрономии и
истории освоения космоса.
Космическая викторина.
1.
Что такое звезды? (Огромные газовые шары)
2.
Что влияет на цвет звезд, видимый на небе с земли? (температура
звезд)
3.
Какую форму имеет галактика? (Эллипс)
4.
Какая планета Солнечной системы самая большая? (Юпитер)
5.
Звездой какого цвета является наше Солнце? (желтой)
6.
Кто из ученых открыл закон Всемирного тяготения и создал теорию
движения небесных тел? (И. Ньютон)
7.
В каком году совершила полёт вокруг Земли первая в мире женщина –
космонавт Валентина Терешкова? (1963)
8.
В каком году впервые осуществился полет человека в космос, как звали
первого космонавта? (1961, Ю.А. Гагарин)
9.
В 1969 году была произведена первая высадка на луну. Какой стране
принадлежит космический корабль? (США)
10.В каком году был запущен первый искусственный спутник Земли?
(1957)
11.У какой планеты есть «кольца»? (Сатурн)
II планета. На планете «До – ре – ми» надо исполнить песни на
космическую тему (1 балл за каждую песню).
III планета. Планета загадок.
1.
«Угли тают, совком не достать, ночью их видно, а днем не видать. Что
это?» (Звезды)
2.
То он блин, то он клин, ночью на небе один. (Месяц)
3.
Крыльев нет у этой птицы, но нельзя не подивиться: Лишь распустит
птица хвост, и поднимется до звезд. (Ракета)
4.
Летит жар – птица, хвостом гордится. (Комета)
5.
Днем спит, ночью глядит. (Луна)
6.
Золотой клубочек по небу катится. (Солнышко)
7.
Написана грамотка по синему бархату, кто ее читает – много познает.
(Звездное небо)
8.
Синенькая шубенка весь мир покрыла. (Небо)
9.
Рассыпался горох на сто дорог, нельзя его поднять, ни гороха взять.
(Звездное небо)
10. В синем небе светлячки, не дотянешь к ним руки, а один большой
светляк изогнулся как червяк. (звезды и месяц)
11. Как за нашим за двором весит ватрушка с творогом. (полнолуния)
12. Над бабушкиной избушкой висит хлеба горбушка, собаки лают –
достать не могут. (Месяц)
13. Кто 12 раз в году родился и 12 раз умирает. (месяц)
14. Сестра и братец играют в прятки и догонялки. Сестра к брату в гости
идет, а он от нее прячется. (Солнце и месяц)
15. Летит птица – небылица, а внутри народ сидит. (Самолет)
16.Заворчу, зажурчу, в небеса улечу. (Вертолет)
IV Планета. «Космические игры» (обе команды)
1.
Игра «Звездный букет» (2 капитана)
На полу раскладывают синие звезды. Ребятам показывают их, после
чего им завязывают глаза. Добавляются красные звезды. Нужно
собрать как можно больше синих звезд, не взяв ни одной красной.
2.
Игра «Слепой полет»
Игроку завязывают глаза и раскручивают его. Надо пройти по прямой
линии и не сбить кеглю, стоящую на пути.
3.
Игра «Живой кроссворд»
Команды получают карточки с цифрами от 1 до 5, карточки крепятся на
груди участников и запоминаются ими. Ведущий начинает рассказ: «От
нашего города до космодрома расстояние не маленькое – 354 км. На
космодром отправилась группа ребят в количестве 15 человек. Сегодня
стартует ракета под номером 21 – 35». Задача участников – быстро
перестроиться так, чтобы получилось названное число. Та команда
которая справится с заданием быстрее и точнее, выигрывает.
4.
Игра «Космонавты»
Ведущий: Собраться в дорогу нетрудно для вас, проверим готовность к
полету сейчас!
Раскладываются обручи – «ракеты», все участники делают общий круг
и, взявшись за руки, идут вокруг.
Ведущий:
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулки по планетам,
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет –
Опоздавшим места нет!
Кто быстрее забежит в свою «ракету»? (Обручей на 1 меньше, чем
участников. Игра проводится несколько раз).
Слайд Ю. А. Гагарина
Ведущий: Закончить наше путешествие по планетам хочу словами
первого в мире космонавта Ю.А. Гагарина: «Облетев Землю в корабле-
спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить
и приумножать эту красоту, а не разрушать её!»
V. Подведение итогов. Награждение.
ЛИТЕРАТУРА
1.
А. Дихтярь «Жизнь – прекрасное мгновенье», Москва «Молодая
Гвардия», 1974 год.
2.
Журнал «Классный руководитель» №8, 2015 год
3.
Ю. Колесников «Космос – земле», Москва, «Детская литература»,
1981 год
4.
О. Колпакова «Занимательная география», Москва, Белый город,
2010 год
5.
Л. Обухова «Звездный сын земли», Москва «Детская литература»,
1974 год.
6.
Энциклопедия «Я познаю мир. Космос», Москва, ООО
«Издательство АСТ», 2003 год