Напоминание

Привитие интереса к чтению в начальных классах


Автор: Коркина Татьяна Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№6"
Населённый пункт: ЯНАО, город Салехард
Наименование материала: статья
Тема: Привитие интереса к чтению в начальных классах
Раздел: начальное образование





Назад




Литературное чтение в начальной школе.

Привитие интереса к чтению у младших школьников.

Любой школьный предмет, кроме литературы, даёт ученику готовые

знания, которые он должен усвоить, запомнить и в нужный момент

применить. В литературе ученик добывает знания сам, сопереживая

персонажам и автору произведения. Только через сопереживание ребёнок

может познать чужую боль и радость, огорчение и отчаяние и таким

путём приумножить свой жизненный опыт, пережить разные состояния

души, закрепить их не только в памяти ума, но и сердца. Вымышленная

жизнь добавляет к настоящей то, чего в ней не было и даже то, чего

вообще не может быть. Она дарит читателю возможность

перевоплотиться в героя произведения, побывать в прошлом или будущем.

Только литература способна дать человеку пережить в одной жизни

множество других, испытать неиспытанное, пережить непережитое.

Литературное чтение обеспечивает детям общение с самыми разными,

непременно чем-то особенными, замечательными людьми через созданное

ими художественное произведение. На таких уроках ребёнок приобретает

способность, как можно более полноценно осваивать художественную речь

писателя, обращённую к нему, учится понимать о чём, что и как ему

говорит автор. Постепенно в ребёнке пробуждается интерес и внимание к

собеседнику-рассказчику и к себе как слушателю. Прислушиваясь к себе, он

пытается ответить на вопросы: (Слайд 2)

Понимаю ли я автора?

Трудно мне или легко читать его произведение?

Нравится оно мне или нет?

Весело мне или грустно, когда я читаю?

Что бы сделал я в подобной ситуации?

ФОРМИРОВАНИЕ, РАЗВИТИЕ И ПОДДЕРЖАНИЕ ИНТЕРЕСА

К ЧТЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Изучаемое произведение чаще не рассматривается ребенком как нечто

созвучное настоящей и будущей его жизни, его внутреннему "Я". А если

этого нет, нет и интереса к чтению, нет мотивации, идущей изнутри

("хочу"), она всецело подчинена мотивации, идущей извне ("велели").

Как говорит известный критик и философ И. Ф. Карякин: "Пока ученик

относится к литературе лишь как к свидетельству того, что происходит с

другими, а не с ним самим, пока он в чужом не узнает своё… пока не

обожжётся этим открытием — до той поры нет и интереса к чтению,

нет и потребности в нём".

Положительное отношение к чтению, по его мнению, начинается с той

минуты, когда:

(Слайд 3)

ребёнок почувствует себя участником событий, которые изображены

писателем,

— когда он откроет личный смысл в читаемом,

когда книга предстанет перед ним в роли пространства для реализации его

собственного творческого потенциала.

Работа учителя по анализу художественного произведения будет

эффективна только в том случае, когда ребёнок испытывает интерес к

чтению, к литературе в целом. Только тогда на уроке будут вестись не

просто разговоры о каком-то произведении, а будет идти доверительная

беседа, которая глубоко затронет ребёнка, заставит задуматься о чём-то и

что-то важное для себя приобрести. Только тогда каждое новое

произведение будет для ребёнка как открытие чего-то нового лично для

него.

(Слайд 4 (не читать))

Сухомлинский писал: «То, что ребёнку необходимо запомнить и чему

научиться, прежде всего должно быть для него интересным».

Поэтому проблема пробуждения и развития ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ

как к уникальному виду деятельности и явлению культуры приобретает

особое значение.

Существует мнение, что чем раньше начинаешь приучать ребёнка к

тому или иному виду деятельности, тем лучше будет результат. Чтобы

добиться результата, необходима СИСТЕМА.

Начало этой системы – в семье. Прежде всего ребёнок перенимает

то отношение к чтению и книге, которое существует у его родителей.

Недаром ещё в 16 веке были написаны строчки:

(Слайд 5)

Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, - родители пример ему.

И если родители – люди грамотные и думающие, то они первыми начнут

работу по формированию интереса ребёнка к книге. Как они это могут

сделать? Родительское чтение вслух обычно считается необходимым,

когда ребёнок ещё не умеет читать сам. Когда же он – школьник, тогда

родительское чтение для него многие считают излишним. Но это

убеждение неверно. Самостоятельное чтение детей надо дополнять

совместным чтением и в школьном возрасте. Не годится для этого чтение

по школьному типу. Лучше сесть рядом в уютном тихом месте и читать

произведение попеременно, часть читает взрослый, часть – ребёнок.

Хорошо, если привычка к семейному чтению станет ритуалом проведения

каждодневного досуга. Сам процесс чтения может сопровождаться

ненавязчивой беседой: всё ли понятно, какие у него и у вас возникли

предположения о дальнейшем развитии сюжета. Специалисты по

семейному чтению предупреждают: не превращать беседу о книге в

экзамен, избегать разговора проверочного характера, заставлять ребёнка

пересказывать.

Но ведущая роль в решении этой задачи принадлежит урокам чтения.

Анализ существующих программ по литературному чтению младших

школьников показывает, что, несмотря на позитивные изменения в системе

работы по литературному образованию младших школьников программы

все же несовершенны.

Так, например, основное внимание уделяется развитию технической

стороны чтения (техника чтения) и смысловой (обучение анализу

художественного произведения). Требования, предъявляемые к ребёнку на

начальном этапе литературного образования, в основном направлены на

знания, умения и навыки ребёнка, а не на его индивидуальное развитие.

Как же действовать учителю? Конечно же начать надо с учета

возрастных особенностей младших школьников.

В возрасте 7-9 лет идёт чрезвычайно быстрое развитие эмоциональной

сферы, так называемого чувственного интеллекта.

Обращая большое внимание на эту особенность младшего школьного

возраста, учитель может добиться высокой эффективности в своей

работе по литературному чтению.

Именно в младшем школьном возрасте семимильными шагами идет

накопление чувств и переживаний. Поэтому младшие школьники ищут в

чтении занимательности, сильных эмоциональных переживаний. Их

воображение захватывают остросюжетные произведения, героические

подвиги кажутся нормой жизни, а любимые герои – это прежде всего герои

действия.

Для детей младшего школьного возраста нужны произведения, которые

учат их удивляться. Способность удивиться событию, явлению, человеку

для ребёнка очень необходима: из удивления рождается интерес к жизни,

жажда познания, умение видеть прекрасное и дорожить им.

Игнорируя литературные пристрастия учащихся этого возраста, можно на

долгие годы «убить» у них всякий интерес не только к литературе как к

учебному предмету, но и к чтению вообще.

Какие же особенности читателей младшего школьного возраста следует

учитывать учителю при подготовке к уроку?

(Слайд 6))

1.Маленький читатель реагирует на текст в первую очередь эмоционально.

Детские переживания, связанные с текстом, - большая ценность для

начальной школы. О важности для ребёнка способности чувствовать,

переживать писалось не раз. Вспомним известные слова В. Г. Белинского,

считавшего, что главное в процессе чтения, чтобы дети как можно

"больше чувствовали":

"Пусть поэзия слова действует на них, как музыка, прямо через сердце,

мимо головы, для которой ещё настанет своё время"

В. Г. Белинский.

2.Другая особенность читателей младшего школьного возраста -

отождествление художественного мира и реального. Не случайно этот

период в развитии читателя называют возрастом "наивного реализма". Это

выражается в отношении к персонажу как к живому, реальному; в

проявлении доверчивости к его изображению. Мысля конкретно, дети

постоянно спрашивают: "А это на самом деле было?"

3.Следует отметить наличие у младших школьников чуткости к слову и к

художественной детали. Ребёнок реагирует подчас на такие

психологические тонкости, которые взрослые порой не замечают.

4.Присущ младшим школьникам так называемый эффект присутствия,

означающий способность ребёнка жить в образе.

5.Последняя особенность читателя младшего возраста - отсутствие

реакции на художественную форму.

Эти качества восприятия младших школьников и являются для учителя

опорой в процессе развития у них интереса к литературному произведению,

а значит и к уроку чтения.

На уроке учителю необходимо показывать детям, что чтение - это

общение, диалог читателя и автора. Но это общение не непосредственное,

а общение через текст, созданный автором.

Если учитель будет придерживаться той установки, что в

художественном произведении важно не только то, что написано, но и как

написано, с помощью каких средств, то дети обязательно будут обращать

внимание на художественную форму произведения, которая более важна в

художественной речи, чем в обычном общении.

(Слайд7) “Школьный материал не может волновать каждым разделом…

Значит, учебное – обязательно скучное? Нет, волнение, радость приносит

не сам материал, а выполненная учеником работа, преодоление трудности,

маленькая победа мысли, маленькая победа над собой. Вот где исток

интереса, который может быть постоянным.

В. Сухомлинский.

Главный учебный итог уроков чтения в начальной школе должен состоять в

том, чтобы они рождали у детей ИНТЕРЕС к последующему

литературному образованию, пробуждали жажду собственно

литературных знаний для ответа на всё новые и новые вопросы: не только о

том, что и как рассказала им книга и кто был их собеседником, но и

ПОЧЕМУ автор говорит об ЭТОМ, ПОЧЕМУ говорит именно ОН,

ПОЧЕМУ говорит ТАК, а не иначе и ПОЧЕМУ автору УДАЁТСЯ вызвать у

читателей ТАКИЕ мысли и чувства. Закончить свое выступление мне

хотелось бы словами:

(Слайд 8) "Чтение – это окошко, через которое дети видят

и познают мир и самих себя.

Оно открывается перед ребёнком лишь тогда,

когда, наряду с чтением,

одновременно с ним и даже раньше,

чем впервые раскрыта книга,

начинается кропотливая работа над словами."

В.А. Сухомлинский



В раздел образования