Автор: Коркина Татьяна Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№6"
Населённый пункт: ЯНАО, город Салехард
Наименование материала: статья
Тема: Привитие интереса к чтению в начальных классах
Раздел: начальное образование
Литературное чтение в начальной школе.
Привитие интереса к чтению у младших школьников.
Любой школьный предмет, кроме литературы, даёт ученику готовые
знания, которые он должен усвоить, запомнить и в нужный момент
применить. В литературе ученик добывает знания сам, сопереживая
персонажам и автору произведения. Только через сопереживание ребёнок
может познать чужую боль и радость, огорчение и отчаяние и таким
путём приумножить свой жизненный опыт, пережить разные состояния
души, закрепить их не только в памяти ума, но и сердца. Вымышленная
жизнь добавляет к настоящей то, чего в ней не было и даже то, чего
вообще не может быть. Она дарит читателю возможность
перевоплотиться в героя произведения, побывать в прошлом или будущем.
Только литература способна дать человеку пережить в одной жизни
множество других, испытать неиспытанное, пережить непережитое.
Литературное чтение обеспечивает детям общение с самыми разными,
непременно чем-то особенными, замечательными людьми через созданное
ими художественное произведение. На таких уроках ребёнок приобретает
способность, как можно более полноценно осваивать художественную речь
писателя, обращённую к нему, учится понимать о чём, что и как ему
говорит автор. Постепенно в ребёнке пробуждается интерес и внимание к
собеседнику-рассказчику и к себе как слушателю. Прислушиваясь к себе, он
пытается ответить на вопросы: (Слайд 2)
Понимаю ли я автора?
Трудно мне или легко читать его произведение?
Нравится оно мне или нет?
Весело мне или грустно, когда я читаю?
Что бы сделал я в подобной ситуации?
ФОРМИРОВАНИЕ, РАЗВИТИЕ И ПОДДЕРЖАНИЕ ИНТЕРЕСА
К ЧТЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Изучаемое произведение чаще не рассматривается ребенком как нечто
созвучное настоящей и будущей его жизни, его внутреннему "Я". А если
этого нет, нет и интереса к чтению, нет мотивации, идущей изнутри
("хочу"), она всецело подчинена мотивации, идущей извне ("велели").
Как говорит известный критик и философ И. Ф. Карякин: "Пока ученик
относится к литературе лишь как к свидетельству того, что происходит с
другими, а не с ним самим, пока он в чужом не узнает своё… пока не
обожжётся этим открытием — до той поры нет и интереса к чтению,
нет и потребности в нём".
Положительное отношение к чтению, по его мнению, начинается с той
минуты, когда:
(Слайд 3)
ребёнок почувствует себя участником событий, которые изображены
писателем,
— когда он откроет личный смысл в читаемом,
когда книга предстанет перед ним в роли пространства для реализации его
собственного творческого потенциала.
Работа учителя по анализу художественного произведения будет
эффективна только в том случае, когда ребёнок испытывает интерес к
чтению, к литературе в целом. Только тогда на уроке будут вестись не
просто разговоры о каком-то произведении, а будет идти доверительная
беседа, которая глубоко затронет ребёнка, заставит задуматься о чём-то и
что-то важное для себя приобрести. Только тогда каждое новое
произведение будет для ребёнка как открытие чего-то нового лично для
него.
(Слайд 4 (не читать))
Сухомлинский писал: «То, что ребёнку необходимо запомнить и чему
научиться, прежде всего должно быть для него интересным».
Поэтому проблема пробуждения и развития ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ
как к уникальному виду деятельности и явлению культуры приобретает
особое значение.
Существует мнение, что чем раньше начинаешь приучать ребёнка к
тому или иному виду деятельности, тем лучше будет результат. Чтобы
добиться результата, необходима СИСТЕМА.
Начало этой системы – в семье. Прежде всего ребёнок перенимает
то отношение к чтению и книге, которое существует у его родителей.
Недаром ещё в 16 веке были написаны строчки:
(Слайд 5)
Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, - родители пример ему.
И если родители – люди грамотные и думающие, то они первыми начнут
работу по формированию интереса ребёнка к книге. Как они это могут
сделать? Родительское чтение вслух обычно считается необходимым,
когда ребёнок ещё не умеет читать сам. Когда же он – школьник, тогда
родительское чтение для него многие считают излишним. Но это
убеждение неверно. Самостоятельное чтение детей надо дополнять
совместным чтением и в школьном возрасте. Не годится для этого чтение
по школьному типу. Лучше сесть рядом в уютном тихом месте и читать
произведение попеременно, часть читает взрослый, часть – ребёнок.
Хорошо, если привычка к семейному чтению станет ритуалом проведения
каждодневного досуга. Сам процесс чтения может сопровождаться
ненавязчивой беседой: всё ли понятно, какие у него и у вас возникли
предположения о дальнейшем развитии сюжета. Специалисты по
семейному чтению предупреждают: не превращать беседу о книге в
экзамен, избегать разговора проверочного характера, заставлять ребёнка
пересказывать.
Но ведущая роль в решении этой задачи принадлежит урокам чтения.
Анализ существующих программ по литературному чтению младших
школьников показывает, что, несмотря на позитивные изменения в системе
работы по литературному образованию младших школьников программы
все же несовершенны.
Так, например, основное внимание уделяется развитию технической
стороны чтения (техника чтения) и смысловой (обучение анализу
художественного произведения). Требования, предъявляемые к ребёнку на
начальном этапе литературного образования, в основном направлены на
знания, умения и навыки ребёнка, а не на его индивидуальное развитие.
Как же действовать учителю? Конечно же начать надо с учета
возрастных особенностей младших школьников.
В возрасте 7-9 лет идёт чрезвычайно быстрое развитие эмоциональной
сферы, так называемого чувственного интеллекта.
Обращая большое внимание на эту особенность младшего школьного
возраста, учитель может добиться высокой эффективности в своей
работе по литературному чтению.
Именно в младшем школьном возрасте семимильными шагами идет
накопление чувств и переживаний. Поэтому младшие школьники ищут в
чтении занимательности, сильных эмоциональных переживаний. Их
воображение захватывают остросюжетные произведения, героические
подвиги кажутся нормой жизни, а любимые герои – это прежде всего герои
действия.
Для детей младшего школьного возраста нужны произведения, которые
учат их удивляться. Способность удивиться событию, явлению, человеку
для ребёнка очень необходима: из удивления рождается интерес к жизни,
жажда познания, умение видеть прекрасное и дорожить им.
Игнорируя литературные пристрастия учащихся этого возраста, можно на
долгие годы «убить» у них всякий интерес не только к литературе как к
учебному предмету, но и к чтению вообще.
Какие же особенности читателей младшего школьного возраста следует
учитывать учителю при подготовке к уроку?
(Слайд 6))
1.Маленький читатель реагирует на текст в первую очередь эмоционально.
Детские переживания, связанные с текстом, - большая ценность для
начальной школы. О важности для ребёнка способности чувствовать,
переживать писалось не раз. Вспомним известные слова В. Г. Белинского,
считавшего, что главное в процессе чтения, чтобы дети как можно
"больше чувствовали":
"Пусть поэзия слова действует на них, как музыка, прямо через сердце,
мимо головы, для которой ещё настанет своё время"
В. Г. Белинский.
2.Другая особенность читателей младшего школьного возраста -
отождествление художественного мира и реального. Не случайно этот
период в развитии читателя называют возрастом "наивного реализма". Это
выражается в отношении к персонажу как к живому, реальному; в
проявлении доверчивости к его изображению. Мысля конкретно, дети
постоянно спрашивают: "А это на самом деле было?"
3.Следует отметить наличие у младших школьников чуткости к слову и к
художественной детали. Ребёнок реагирует подчас на такие
психологические тонкости, которые взрослые порой не замечают.
4.Присущ младшим школьникам так называемый эффект присутствия,
означающий способность ребёнка жить в образе.
5.Последняя особенность читателя младшего возраста - отсутствие
реакции на художественную форму.
Эти качества восприятия младших школьников и являются для учителя
опорой в процессе развития у них интереса к литературному произведению,
а значит и к уроку чтения.
На уроке учителю необходимо показывать детям, что чтение - это
общение, диалог читателя и автора. Но это общение не непосредственное,
а общение через текст, созданный автором.
Если учитель будет придерживаться той установки, что в
художественном произведении важно не только то, что написано, но и как
написано, с помощью каких средств, то дети обязательно будут обращать
внимание на художественную форму произведения, которая более важна в
художественной речи, чем в обычном общении.
(Слайд7) “Школьный материал не может волновать каждым разделом…
Значит, учебное – обязательно скучное? Нет, волнение, радость приносит
не сам материал, а выполненная учеником работа, преодоление трудности,
маленькая победа мысли, маленькая победа над собой. Вот где исток
интереса, который может быть постоянным.
В. Сухомлинский.
Главный учебный итог уроков чтения в начальной школе должен состоять в
том, чтобы они рождали у детей ИНТЕРЕС к последующему
литературному образованию, пробуждали жажду собственно
литературных знаний для ответа на всё новые и новые вопросы: не только о
том, что и как рассказала им книга и кто был их собеседником, но и
ПОЧЕМУ автор говорит об ЭТОМ, ПОЧЕМУ говорит именно ОН,
ПОЧЕМУ говорит ТАК, а не иначе и ПОЧЕМУ автору УДАЁТСЯ вызвать у
читателей ТАКИЕ мысли и чувства. Закончить свое выступление мне
хотелось бы словами:
(Слайд 8) "Чтение – это окошко, через которое дети видят
и познают мир и самих себя.
Оно открывается перед ребёнком лишь тогда,
когда, наряду с чтением,
одновременно с ним и даже раньше,
чем впервые раскрыта книга,
начинается кропотливая работа над словами."
В.А. Сухомлинский