Авторы: Драчёва Людмила Емельяновна, Щеголихина Наталья Борисовна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №15"
Населённый пункт: город Березники, Пермский край
Наименование материала: газета
Тема: "PRO Речь"
Раздел: дошкольное образование
Газета
PRO Речь
Подготовил воспитатели:
Драчёва Л.Е.
Щеголихина Н.Б.
Комитет по вопросам
образования администрации
г. Березники
Муниципальное автономное
дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад № 15»
комбинированного вида
Содержание
1
Что такое речь?.........................................................................Стр.1
Речевая среда в семье……………………………………..Стр. 2-4
Развитие речи в общении со сверстниками………….Стр. 5-6
Развитие
речи
при
ознакомлении
детей
с
художественной
литературой……………………………………………………...Стр. 7
Дидактическая игра как средство развития речи….......Стр. 8
Дидактические игры…………………………….................Стр. 9-10
Р а з в и т и е
р е ч и
п о
с р е д с т в а м
т е а т р а л и з о в а н н о й
деятельности…………………………………………………….Стр. 11
Кроссворд-раскраска……………………………………….Стр. 12
Веселый сканворд……………………………………………..Стр. 13
Речь
—
исторически
сложившаяся
форма
общения
людей
посредством
языковых
конструкций,
создаваемых
на
основе
определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны,
формирование
и
формулирование
мыслей
языковыми
(речевыми)
средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и
их понимание
Важнейшим
достижением
человека,
позволившим
ему
использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий,
явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой
деятельности.
Речь — это язык в действии. Язык же — это система знаков,
включающая слова с их значениями плюс синтаксис — набор правил,
по которым строятся предложения. Слово является разновидностью
знака,
поскольку
последние
присутствуют
в
различного
рода
формализованных языках.
Выделяют следующие основные функции языка:
средство
существования,
передачи
и
усвоения
общественно-
исторического опыта
средство общения (коммуникации)
орудие
интеллектуальной
деятельности
(восприятия,
памяти,
мышления, воображения)
Что такое речь?
1
Речь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному
языку
малыш
входит
в
наш
мир,
получает
широкие
возможности
общения
с
другими
людьми.
Речь
помогает
понять
друг
друга,
формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в
познании мира, в котором мы живем.
Речь, чудесный дар природы, не дается человеку от рождения.
Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить
Иногда родители считают, что плохая речь их ребёнка исправится
сама собой и для этого ничего не надо делать. Другие считают, что
развитие речи требует особой ограничивающей среды, как в школе,
специально
подготовленных,
учебных
занятий
и
откладывают
её
развитие до преддошкольного возраста. Третьи думают, если ребёнок
узнает все буквы в 2 года, научиться читать и будет знать наизусть
стихи К.И.Чуковского, то речь их ребёнка будет правильной, понятной
и
чёткой.
А
есть
внимательные
родители,
которые
задумываются,
почему одни дети начинают говорить позже, а другие раньше? Что
нужно делать для того, чтобы речь ребёнка развивалась как можно
раньше?
Среди множества слагаемых успеха в жизни не последнее место
имеет
чёткая
и
ясная
речь.
Поэтому
учить
малыша
говорить
правильно надо начинать чуть ли не с пелёнок.
Залог успеха – это речевая среда, в которой он находится с
момента рождения, оказывает большое влияние на формирование его
речи. Развитие речи идёт постоянно, в течение всего дня, а если он
насыщен событиями и впечатлениями, то он вдвойне стимулирует
ребёнка к общению. Речевая среда это не только общение с ребёнком,
а многие факторы, которые собраны воедино, которые положительно
или отрицательно влияют на развитие ребёнка. Главную роль играет
обогащённая или необогащённая среда.
Речевая среда в
семье
2
Физическое,
психическое
и
интеллектуальное
воспитание
ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в
семье,
в
том
числе
и
навык
правильной
речи.
Речь
ребенка
формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери,
отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Бытует глубоко
неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи
ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и
помощи
взрослых,
будто
бы
ребенок
сам,
постепенно
овладевает
правильным произношением
В
действительности
же
невмешательство
в
процесс
формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание
в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим
трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда
старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с
самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с раннего
возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой
формируется его собственная речь.
Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для
ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с
маленькими
детьми.
Взрослые
должны
говорить
правильно,
не
искажая
слов,
четко
произнося
каждый
звук,
не
торопиться,
не
«съедать» слогов и окончаний слов.
Особенно
четко
нужно
произносить
незнакомые,
новые
для
ребенка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или
дочери,
родители
должны
побуждать
их
отвечать,
а
они
имеют
возможность внимательно прислушиваться к вашей речи.
Родители
должны
приучить
малыша
смотреть
прямо
на
говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых.
Неправильное
произношение
закрепляется
в
результате
следующих причин:
Речевая среда в
семье
3
Неправильная речь окружающих. Встречающиеся в ней некоторые
из перечисленных недочетов поддерживаются в речи детей.
Недостаточный
учет
взрослыми
тенденций
ребенка
к
усвоению
речи
окружающих.
Они
не
показывают
в
трудных
случаях,
как
следует артикулировать данный звук, не поправляют ребенка, не
вызывают его интереса к произношению. Предоставленный своим
собственным силам, он не всегда удачно и вовремя преодолевает
трудности произношения.
Непосильная
для
ребенка
речевая
нагрузка.
Взрослые
часто
побуждают детей заучивать слишком обширный и трудный для них
речевой
материал.
Нередко
«усердные»
родители
форсируют
изжитие
возрастных
особенностей
речи
настойчивыми
исправлениями и требованием говорить правильно. В результате
переутомления
физиологических
механизмов
речи
речевые
неправильности еще более закрепляются и даже преумножаются.
Кроме того, у ребенка тускнеет интерес к речи, к правильности ее,
так как энергия его к изучению языка напряжена до тех пор, пока он
видит перед собой нужное и необходимое, и падает, когда он
чувствует, что от него требуется непосильное.
Неблагоприятная
обстановка,
среди
которой
живет
ребенок
в
период
развития
своей
речи:
постоянный
шум,
крики,
суета,
оглушающие ребенка, утомляющие его и мешающие ему четко
воспринимать речь окружающих.
Речевая среда в
семье
4
Всегда помните –
благополучие малыша
целиком и полностью
зависит от родителей!
Общение
со
сверстниками. Взрослые до конца дошкольного
возраста остаются источником новой информации и оценки. Тем не
менее, в дошкольном возрасте в жизни ребенка все больше места
занимают другие дети. В 4 - 5 лет ребенок уже точно знает, что ему
нужны другие дети и явно предпочитает общество сверстников.
Особенности общения со сверстниками:
Разнообразие
коммуникативных
действий. О б щ а я с ь
с о
сверстниками, ребенок способен не только спорить, и требовать,
но уже обманывает и жалеет. Впервые проявляются: кокетство,
притворство, фантазирование. По отношению к сверстнику с 3 -4
лет ребенок решает следующие задачи: управление действиями
партнера, контроль, оценка действий, сравнивание с собой.
Яркая
эмоциональная
насыщенность. Эмоциональность
и
раскованность отличает общение со сверстниками от общения со
взрослыми.
Действия,
адресованные
сверстнику,
более
аффективны. Дошкольник в 3 раза чаще одобряет сверстника и в 9
раз чаще конфликтует с ним, чем со взрослым. С 4 лет сверстник
становится более привлекательным и предпочитаемым партнером.
Нестандартность и нерегламентированность общения. Если в
общении
со
взрослыми
дети
придерживаются
определенных
правил
поведения,
то
в
общении
со
сверстниками
используют
самые
неожиданные
действия: передразнивают,
кривляются,
сочиняют небылицы.
Такая
свобода
общения
позволяет
ребенку
проявить
свою
оригинальность и индивидуальность.
Преобладание
инициативных
действий
над
ответными. Для
ребенка еще трудно поддерживать и развивать диалог. Для него
важнее собственные высказывания, чем речь другого. Инициативу
взрослого
он
поддерживает
в
2
раза
чаще,
чем
предложения
другого ребенка.
Развитие речи в
общении со
сверстниками
5
В общении со сверстниками наблюдаются два переломных момента в
4 года и 6 лет:
В
4
года дети
явно
предпочитают
общество
сверстника
взрослому и одиночной игре.
В
6
л е т начинает
ярко
проявляться
избирательная
привязанность, возникает дружба
Формы общения со сверстниками
Эмоционально - практическая форма общения. (2-4года)
Ребенок
ждет
от
сверстников
соучастия
в
забавах
и
жаждет
самовыражения. Ему достаточно, если сверстник присоединился к его
игре
и
усилил
веселье.
При
этом
каждый
стремиться
привлечь
внимание к себе.
Ситуативно-деловая форма общения (4-6 лет)
Этот
период
-
расцвета
ролевой
игры.
Сюжетно
-
ролевая
игра
становится коллективной. За пределами игры: ребята договариваются
о распределении ролей, условиях игры)
Внеситуативно - деловая форма общения (6-7лет)
Половина
речевых
обращений
к
сверстникам
приобретает
внеситуативный характер: то есть они рассказывают о том, где были,
что делали, оценивают действия товарища. Становится возможным
«чистое общение», не связанное действием или игрой. Все больше
наблюдается контактов детей на уровне реальных отношений, все
меньше - на игровом уровне.
Н а р я д у
с
п от р е б н о с т ь ю
в
с от р уд н и ч е с т в е ,
ч е т к о
выделяется потребность в признании и уважении сверстниками.
Развитие речи в
общении со
сверстниками
6
Чтение литературных произведений
доводит
до
словесного
творчества,
для
этого необходима специальная работа по
анализу
литературных
произведений,
в
результате
которой
дети
научатся
различать литературные жанры, понимать
и х
с п е ц и ф и ч е с к и е
о с о б е н н о с т и ,
чувствовать
образность
языка
сказок,
рассказов,
стихотворений,
взаимосвязь
содержания и художественной формы.
Н е о б х о д и м о
д а в а т ь
д е т я м
творческие
задания
на
придумывание
сравнений,
эпитетов,
с и н о н и м о в ,
антонимов, на словоизменение и подбор
рифмы к заданному слову.
Развитие речи при
ознакомлении детей с
художественной литературой.
7
При
ознакомлении
с
синонимами
ребенок
почувствует
многообразие значений и оттенков значений слова, он будет выбирать
наиболее удачное слово или словосочетание для точного и яркого
выражения своей мысли.
Тем
же
целям
служит
и
ознакомление
с
антонимами,
которые
помогают уяснить противоположное значение слова.
Такой прием, как изменение слова, помогает детям уловить тонкости
смысловых нюансов.
Дети, с которыми ведется углубленная работа по ознакомлению
со
средствами
художественной
выразительности
литературных
произведений, хорошо запоминают эти произведения.
Таким
образом,
ознакомление
с
художественной
литературой
влияет на всестороннее развитие речи.
Дошкольный возраст - короткий, но важный период развития
ребенка. Основной вид деятельности детей этого возраста - игра, в
процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка;
его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость.
Игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ
усвоения общественного опыта.
Дидактическая игра как
средство развития речи
.
8
он будет выбирать наиболее удачное слово или
словосочетание для точного и яркого выражения своей мысли.
Тем
же
целям
служит
и
ознакомление
с
антонимами,
которые
помогают уяснить противоположное значение слова.
Такой прием, как изменение слова, помогает детям уловить тонкости
смысловых нюансов.
Дети, с которыми ведется углубленная работа по ознакомлению
со
средствами
художественной
выразительности
литературных
произведений, хорошо запоминают эти произведения.
Таким
образом,
ознакомление
с
художественной
литературой
влияет на всестороннее развитие речи.
В
ней
формируются
все
стороны
личности
р ебе н к а ,
п р о и с х о д я т
з н а ч и т е л ь н ы е
и з м е н е н и я
в
е го
п с и х и к е ,
подготавливающие
переход
к
новой,
более
высокой
стадии
развития.
При
ознакомлении
с
синонимами ребенок почувствует
м н о г о о б р а з и е
з н а ч е н и й
и
оттенков значений слова,
«Какая картинка не нужна?»
Цель: научить находить лишние для данного рассказа детали.
Ход
игры.
Перед
ребёнком
выкладывают
серию
картинок
в
правильной последовательности, но одну картинку берут из другого
набора. Ребёнок должен найти ненужную картинку, убрать ее, а затем
составить рассказ.
Дидактические
игры
9
«Слоговое лото»
Цель: учить выделять из слов – названий картинок первый слог,
составлять новое слово; развивать фонематическое восприятие.
Ход игры: играет 1-2 ребёнка, детям раздают карточки, на которых
изображены картинки. На карточке спрятано новое слово. Его надо
составить, выделив из каждого слова на картинке первый слог, а затем
сложить слово.
Дидактические
игры
10
Дети
с
восторгом
принимают
театрализованные
игры
и
с
удовольствием
участвуют
в
них.
Вовлекая
в
это
«действо»
неуверенных
в
себе,
стеснительных
детей
мы
приучаем
их
к
выступлениям перед публикой, они учатся преодолевать свой страх,
не боятся проявлять свои эмоции, чувства. В процессе участия в
театрализованной
деятельности
у
детей
наблюдается
повышение
показателей по уровню речи. Активизируется речь за счет расширения
словарного
запаса,
совершенствуется
артикулярный
аппарат,
интонационный строй. Ребенок постигает богатство родного языка,
учится
пользоваться
его
выразительными
средствами
в
процессе
театрализованной деятельности.
Так развивается выразительность речи начиная от непроизвольной
эмоциональной у малышей к интонационной речевой в средней группе
и к языковой выразительности у старших дошкольников.
Роль исполняемая ребенком, произносимые реплики требуют от него
выражаться ясно и четко. Так формируется правильная диалогическая
речь, ее грамматический строй.
Театрализованные
занятия
затрагивают
и
эмоциональную
сторону
наших
воспитанников.
Они
учатся
сопереживать,
сочувствовать
персонажам. Играя роль, ребенок передает характеры своих героев:
хитрость, доброжелательность, жадность, щедрость, злость, усваивая
тем самым и невербальные средства выразительности: мимику жесты,
позы.
Развитие речи по средствам
театрализованной
деятельности.
11
Совместная
т во рч е с к а я
работа
приносит
огромную
пользу:
дети
не
тольк о
получают знания, умения и
н а в ы к и ,
р а з в и в а ю т
творческие
способности,
но
и
получают
возможность
вступать в контакты с детьми
из других групп.
Кроссворд
Раскраска
12
Веселый сканворд
13