Напоминание

"PRO Речь"


Авторы: Драчёва Людмила Емельяновна, Щеголихина Наталья Борисовна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №15"
Населённый пункт: город Березники, Пермский край
Наименование материала: газета
Тема: "PRO Речь"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Газета

PRO Речь

Подготовил воспитатели:

Драчёва Л.Е.

Щеголихина Н.Б.

Комитет по вопросам

образования администрации

г. Березники

Муниципальное автономное

дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад № 15»

комбинированного вида

Содержание

1

Что такое речь?.........................................................................Стр.1

Речевая среда в семье……………………………………..Стр. 2-4

Развитие речи в общении со сверстниками………….Стр. 5-6

Развитие

речи

при

ознакомлении

детей

с

художественной

литературой……………………………………………………...Стр. 7

Дидактическая игра как средство развития речи….......Стр. 8

Дидактические игры…………………………….................Стр. 9-10

Р а з в и т и е

р е ч и

п о

с р е д с т в а м

т е а т р а л и з о в а н н о й

деятельности…………………………………………………….Стр. 11

Кроссворд-раскраска……………………………………….Стр. 12

Веселый сканворд……………………………………………..Стр. 13

Речь

исторически

сложившаяся

форма

общения

людей

посредством

языковых

конструкций,

создаваемых

на

основе

определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны,

формирование

и

формулирование

мыслей

языковыми

(речевыми)

средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и

их понимание

Важнейшим

достижением

человека,

позволившим

ему

использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий,

явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой

деятельности.

Речь — это язык в действии. Язык же — это система знаков,

включающая слова с их значениями плюс синтаксис — набор правил,

по которым строятся предложения. Слово является разновидностью

знака,

поскольку

последние

присутствуют

в

различного

рода

формализованных языках.

Выделяют следующие основные функции языка:

средство

существования,

передачи

и

усвоения

общественно-

исторического опыта

средство общения (коммуникации)

орудие

интеллектуальной

деятельности

(восприятия,

памяти,

мышления, воображения)

Что такое речь?

1

Речь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному

языку

малыш

входит

в

наш

мир,

получает

широкие

возможности

общения

с

другими

людьми.

Речь

помогает

понять

друг

друга,

формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в

познании мира, в котором мы живем.

Речь, чудесный дар природы, не дается человеку от рождения.

Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить

Иногда родители считают, что плохая речь их ребёнка исправится

сама собой и для этого ничего не надо делать. Другие считают, что

развитие речи требует особой ограничивающей среды, как в школе,

специально

подготовленных,

учебных

занятий

и

откладывают

её

развитие до преддошкольного возраста. Третьи думают, если ребёнок

узнает все буквы в 2 года, научиться читать и будет знать наизусть

стихи К.И.Чуковского, то речь их ребёнка будет правильной, понятной

и

чёткой.

А

есть

внимательные

родители,

которые

задумываются,

почему одни дети начинают говорить позже, а другие раньше? Что

нужно делать для того, чтобы речь ребёнка развивалась как можно

раньше?

Среди множества слагаемых успеха в жизни не последнее место

имеет

чёткая

и

ясная

речь.

Поэтому

учить

малыша

говорить

правильно надо начинать чуть ли не с пелёнок.

Залог успеха – это речевая среда, в которой он находится с

момента рождения, оказывает большое влияние на формирование его

речи. Развитие речи идёт постоянно, в течение всего дня, а если он

насыщен событиями и впечатлениями, то он вдвойне стимулирует

ребёнка к общению. Речевая среда это не только общение с ребёнком,

а многие факторы, которые собраны воедино, которые положительно

или отрицательно влияют на развитие ребёнка. Главную роль играет

обогащённая или необогащённая среда.

Речевая среда в

семье

2

Физическое,

психическое

и

интеллектуальное

воспитание

ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в

семье,

в

том

числе

и

навык

правильной

речи.

Речь

ребенка

формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери,

отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Бытует глубоко

неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи

ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и

помощи

взрослых,

будто

бы

ребенок

сам,

постепенно

овладевает

правильным произношением

В

действительности

же

невмешательство

в

процесс

формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание

в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим

трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда

старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с

самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с раннего

возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой

формируется его собственная речь.

Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для

ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с

маленькими

детьми.

Взрослые

должны

говорить

правильно,

не

искажая

слов,

четко

произнося

каждый

звук,

не

торопиться,

не

«съедать» слогов и окончаний слов.

Особенно

четко

нужно

произносить

незнакомые,

новые

для

ребенка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или

дочери,

родители

должны

побуждать

их

отвечать,

а

они

имеют

возможность внимательно прислушиваться к вашей речи.

Родители

должны

приучить

малыша

смотреть

прямо

на

говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых.

Неправильное

произношение

закрепляется

в

результате

следующих причин:

Речевая среда в

семье

3

Неправильная речь окружающих. Встречающиеся в ней некоторые

из перечисленных недочетов поддерживаются в речи детей.

Недостаточный

учет

взрослыми

тенденций

ребенка

к

усвоению

речи

окружающих.

Они

не

показывают

в

трудных

случаях,

как

следует артикулировать данный звук, не поправляют ребенка, не

вызывают его интереса к произношению. Предоставленный своим

собственным силам, он не всегда удачно и вовремя преодолевает

трудности произношения.

Непосильная

для

ребенка

речевая

нагрузка.

Взрослые

часто

побуждают детей заучивать слишком обширный и трудный для них

речевой

материал.

Нередко

«усердные»

родители

форсируют

изжитие

возрастных

особенностей

речи

настойчивыми

исправлениями и требованием говорить правильно. В результате

переутомления

физиологических

механизмов

речи

речевые

неправильности еще более закрепляются и даже преумножаются.

Кроме того, у ребенка тускнеет интерес к речи, к правильности ее,

так как энергия его к изучению языка напряжена до тех пор, пока он

видит перед собой нужное и необходимое, и падает, когда он

чувствует, что от него требуется непосильное.

Неблагоприятная

обстановка,

среди

которой

живет

ребенок

в

период

развития

своей

речи:

постоянный

шум,

крики,

суета,

оглушающие ребенка, утомляющие его и мешающие ему четко

воспринимать речь окружающих.

Речевая среда в

семье

4

Всегда помните –

благополучие малыша

целиком и полностью

зависит от родителей!

Общение

со

сверстниками. Взрослые до конца дошкольного

возраста остаются источником новой информации и оценки. Тем не

менее, в дошкольном возрасте в жизни ребенка все больше места

занимают другие дети. В 4 - 5 лет ребенок уже точно знает, что ему

нужны другие дети и явно предпочитает общество сверстников.

Особенности общения со сверстниками:

Разнообразие

коммуникативных

действий. О б щ а я с ь

с о

сверстниками, ребенок способен не только спорить, и требовать,

но уже обманывает и жалеет. Впервые проявляются: кокетство,

притворство, фантазирование. По отношению к сверстнику с 3 -4

лет ребенок решает следующие задачи: управление действиями

партнера, контроль, оценка действий, сравнивание с собой.

Яркая

эмоциональная

насыщенность. Эмоциональность

и

раскованность отличает общение со сверстниками от общения со

взрослыми.

Действия,

адресованные

сверстнику,

более

аффективны. Дошкольник в 3 раза чаще одобряет сверстника и в 9

раз чаще конфликтует с ним, чем со взрослым. С 4 лет сверстник

становится более привлекательным и предпочитаемым партнером.

Нестандартность и нерегламентированность общения. Если в

общении

со

взрослыми

дети

придерживаются

определенных

правил

поведения,

то

в

общении

со

сверстниками

используют

самые

неожиданные

действия: передразнивают,

кривляются,

сочиняют небылицы.

Такая

свобода

общения

позволяет

ребенку

проявить

свою

оригинальность и индивидуальность.

Преобладание

инициативных

действий

над

ответными. Для

ребенка еще трудно поддерживать и развивать диалог. Для него

важнее собственные высказывания, чем речь другого. Инициативу

взрослого

он

поддерживает

в

2

раза

чаще,

чем

предложения

другого ребенка.

Развитие речи в

общении со

сверстниками

5

В общении со сверстниками наблюдаются два переломных момента в

4 года и 6 лет:

В

4

года дети

явно

предпочитают

общество

сверстника

взрослому и одиночной игре.

В

6

л е т начинает

ярко

проявляться

избирательная

привязанность, возникает дружба

Формы общения со сверстниками

Эмоционально - практическая форма общения. (2-4года)

Ребенок

ждет

от

сверстников

соучастия

в

забавах

и

жаждет

самовыражения. Ему достаточно, если сверстник присоединился к его

игре

и

усилил

веселье.

При

этом

каждый

стремиться

привлечь

внимание к себе.

Ситуативно-деловая форма общения (4-6 лет)

Этот

период

-

расцвета

ролевой

игры.

Сюжетно

-

ролевая

игра

становится коллективной. За пределами игры: ребята договариваются

о распределении ролей, условиях игры)

Внеситуативно - деловая форма общения (6-7лет)

Половина

речевых

обращений

к

сверстникам

приобретает

внеситуативный характер: то есть они рассказывают о том, где были,

что делали, оценивают действия товарища. Становится возможным

«чистое общение», не связанное действием или игрой. Все больше

наблюдается контактов детей на уровне реальных отношений, все

меньше - на игровом уровне.

Н а р я д у

с

п от р е б н о с т ь ю

в

с от р уд н и ч е с т в е ,

ч е т к о

выделяется потребность в признании и уважении сверстниками.

Развитие речи в

общении со

сверстниками

6

Чтение литературных произведений

доводит

до

словесного

творчества,

для

этого необходима специальная работа по

анализу

литературных

произведений,

в

результате

которой

дети

научатся

различать литературные жанры, понимать

и х

с п е ц и ф и ч е с к и е

о с о б е н н о с т и ,

чувствовать

образность

языка

сказок,

рассказов,

стихотворений,

взаимосвязь

содержания и художественной формы.

Н е о б х о д и м о

д а в а т ь

д е т я м

творческие

задания

на

придумывание

сравнений,

эпитетов,

с и н о н и м о в ,

антонимов, на словоизменение и подбор

рифмы к заданному слову.

Развитие речи при

ознакомлении детей с

художественной литературой.

7

При

ознакомлении

с

синонимами

ребенок

почувствует

многообразие значений и оттенков значений слова, он будет выбирать

наиболее удачное слово или словосочетание для точного и яркого

выражения своей мысли.

Тем

же

целям

служит

и

ознакомление

с

антонимами,

которые

помогают уяснить противоположное значение слова.

Такой прием, как изменение слова, помогает детям уловить тонкости

смысловых нюансов.

Дети, с которыми ведется углубленная работа по ознакомлению

со

средствами

художественной

выразительности

литературных

произведений, хорошо запоминают эти произведения.

Таким

образом,

ознакомление

с

художественной

литературой

влияет на всестороннее развитие речи.

Дошкольный возраст - короткий, но важный период развития

ребенка. Основной вид деятельности детей этого возраста - игра, в

процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка;

его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость.

Игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ

усвоения общественного опыта.

Дидактическая игра как

средство развития речи

.

8

он будет выбирать наиболее удачное слово или

словосочетание для точного и яркого выражения своей мысли.

Тем

же

целям

служит

и

ознакомление

с

антонимами,

которые

помогают уяснить противоположное значение слова.

Такой прием, как изменение слова, помогает детям уловить тонкости

смысловых нюансов.

Дети, с которыми ведется углубленная работа по ознакомлению

со

средствами

художественной

выразительности

литературных

произведений, хорошо запоминают эти произведения.

Таким

образом,

ознакомление

с

художественной

литературой

влияет на всестороннее развитие речи.

В

ней

формируются

все

стороны

личности

р ебе н к а ,

п р о и с х о д я т

з н а ч и т е л ь н ы е

и з м е н е н и я

в

е го

п с и х и к е ,

подготавливающие

переход

к

новой,

более

высокой

стадии

развития.

При

ознакомлении

с

синонимами ребенок почувствует

м н о г о о б р а з и е

з н а ч е н и й

и

оттенков значений слова,

«Какая картинка не нужна?»

Цель: научить находить лишние для данного рассказа детали.

Ход

игры.

Перед

ребёнком

выкладывают

серию

картинок

в

правильной последовательности, но одну картинку берут из другого

набора. Ребёнок должен найти ненужную картинку, убрать ее, а затем

составить рассказ.

Дидактические

игры

9

«Слоговое лото»

Цель: учить выделять из слов – названий картинок первый слог,

составлять новое слово; развивать фонематическое восприятие.

Ход игры: играет 1-2 ребёнка, детям раздают карточки, на которых

изображены картинки. На карточке спрятано новое слово. Его надо

составить, выделив из каждого слова на картинке первый слог, а затем

сложить слово.

Дидактические

игры

10

Дети

с

восторгом

принимают

театрализованные

игры

и

с

удовольствием

участвуют

в

них.

Вовлекая

в

это

«действо»

неуверенных

в

себе,

стеснительных

детей

мы

приучаем

их

к

выступлениям перед публикой, они учатся преодолевать свой страх,

не боятся проявлять свои эмоции, чувства. В процессе участия в

театрализованной

деятельности

у

детей

наблюдается

повышение

показателей по уровню речи. Активизируется речь за счет расширения

словарного

запаса,

совершенствуется

артикулярный

аппарат,

интонационный строй. Ребенок постигает богатство родного языка,

учится

пользоваться

его

выразительными

средствами

в

процессе

театрализованной деятельности.

Так развивается выразительность речи начиная от непроизвольной

эмоциональной у малышей к интонационной речевой в средней группе

и к языковой выразительности у старших дошкольников.

Роль исполняемая ребенком, произносимые реплики требуют от него

выражаться ясно и четко. Так формируется правильная диалогическая

речь, ее грамматический строй.

Театрализованные

занятия

затрагивают

и

эмоциональную

сторону

наших

воспитанников.

Они

учатся

сопереживать,

сочувствовать

персонажам. Играя роль, ребенок передает характеры своих героев:

хитрость, доброжелательность, жадность, щедрость, злость, усваивая

тем самым и невербальные средства выразительности: мимику жесты,

позы.

Развитие речи по средствам

театрализованной

деятельности.

11

Совместная

т во рч е с к а я

работа

приносит

огромную

пользу:

дети

не

тольк о

получают знания, умения и

н а в ы к и ,

р а з в и в а ю т

творческие

способности,

но

и

получают

возможность

вступать в контакты с детьми

из других групп.

Кроссворд

Раскраска

12

Веселый сканворд

13



В раздел образования