Напоминание

"Некоторые рекомендации при обучении волейболу"


Автор: Машенцева Лариса Александровна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МОБУ "СОШ № 1"
Населённый пункт: город Дальнегорск, Приморский край
Наименование материала: статья
Тема: "Некоторые рекомендации при обучении волейболу"
Раздел: полное образование





Назад




Некоторые рекомендации при обучении

волейболу

Волейбол – увлекательная игра. Она развивает скоростные, силовые способности, выно-

сливость, координацию, ловкость, быстроту реакции, скорость мышления. Учит трудолю-

бию, воспитывает чувство коллективизма, формирует положительные черты характера, повы -

шает уровень нравственных качеств, а в дальнейшем, при большом старании и достижении

высоких результатов, помогает добиться успеха и ощутить радость побед.

При наличии спортивного инвентаря и оборудования на третьем часе физкультуры вполне

приемлемо заниматься волейболом. Эта игра универсальная. Проводя уроки на улице, при

желании тоже можно играть в волейбол, но прежде хорошо продумать и распланировать, где

повесить волейбольную сетку и выполнить хорошую разминку. Для ограничения площадки

(разметки) можно использовать обычную верёвку. Такая подготовка занимает немного време -

ни, обычно дети с удовольствием помогают в организации занятия.

Волейбол – технически сложный вид. Овладеть навыками перемещений, техникой верхней

и нижней передачи, подачами, нападающими ударами и блокированием не просто. Самое

главное, было бы желание ребят научиться играть в волейбол. А учителю для педагогическо -

го творчества откроются большие возможности.

Очень важно то, чему учить и как это делать. Конечно, существуют стандартные методы

обучения, и следует их придерживаться, но имея большой стаж работы в школе и подготовив

не одну команду победителей и призёров районных соревнований по волейболу, хочу поде-

литься опытом и дать некоторые рекомендации. Поэтому предлагаю ещё раз остановиться на

вопросе техники основных приёмов игры.

Первое, с чего надо начать обучение, это со стойки волейболиста. Следует рассказать,

остановившись подробным образом, почему именно так надо занять исходную позицию, и

показать, как правильно выполнить. В таком возрасте дети с интересом слушают и выполня -

ют задания учителя. И так, стойка – это удобное положение игрока для выполнения игрового

действия: перемещения, приёма и передачи мяча. Для стойки следует одну ногу выставить

вперёд, в коленях ноги слегка согнуть (должно появиться ощущение «пружинки» в ногах),

туловище немного наклонить вперёд, предплечья согнуть в локтевых суставах на уровне поя-

са, для большей готовности к перемещению и выполнению технического приёма следует

переступать с ноги на ногу.

Перемещения – выбор и занятие места для выполнения игрового действия. Первое упраж -

нение: толчковая нога впереди, маховая сзади, согнуть в коленях. Шагать вперёд и назад сза-

ди стоящей маховой (удобной) ногой, опорная толчковая нога – на месте. При этом переме-

щаться надо, каждый раз, немного приседая (ощущение «пружинки» в ногах не должно те -

ряться). Затем сделать вперёд три шага и назад на немного согнутых в коленях ногах и с со -

гнутыми в локтях руками. Дальше это упражнение повторить с бегом. Бег вперёд и назад вы -

полняется мягко, так же за счёт неполного выпрямления ног в коленных суставах. Постепен -

но надо выработать привычку стоять и перемещаться по площадке на согнутых в коленях но -

гах и с согнутыми в локтях руками, на каждом уроке повторяя эти упражнения. И обязатель-

но движения должны быть мягкими, пружинистыми. Такими же пружинистыми должны

быть приставные шаги правым и левым боком в сторону.

Обучая технике верхней передачи, надо обратить внимание на положение тела в про -

странстве: ноги в коленях согнуты, одна нога впереди, туловище находится в вертикальном

положении, руки подняты вверх и образуют треугольник. Локти слегка разведены в стороны.

Кисти на уровне лба (по отношению к предплечью наклонены немного внутрь). Кисти обра-

зуют тоже треугольник, но маленький, ладони направлены вперёд-вверх и слегка внутрь, об -

разуя форму мяча, а пальцы, касаясь мяча последними двумя фалангами и не захватывая его,

как бы закрывают собой три плоскости: спереди (указательные и средние), сбоку (безымян-

ные и мизинцы) и снизу (большие пальцы). Большие пальцы находятся примерно на уровне

глаз и направлены в сторону нижней части лица. Встречая мяч, ноги в голеностопных и ко -

ленных суставах чуть сгибаются, тяжесть тела переносится на ногу стоящую впереди, туло-

вище отклоняется назад, руки в локтях сгибаются, как бы тормозя тем самым скорость

полёта мяча (и выполняя замах). Затем в коленях ноги чуть выпрямляются, туловище двига-

ется вперёд-вверх. Руки выпрямляются в локтевых, плечевых и лучезапястных суставах, на-

чиная движение навстречу мячу, касаются и сопровождают его, задавая направление, траек -

торию и скорость полёта мяча.

Обучая технике приёма и передаче мяча снизу, надо обязательно обратить внимание на то,

что ноги в коленях согнуты, одна нога впереди. Тяжесть тела при приёме мяча, в отличие от

верхней передачи, переносится больше на сзади стоящую ногу. Туловище наклонено вперёд,

руки выпрямлены в локтевых суставах за счёт обязательно направленных вниз кистей рук.

Пальцы левой руки согнуты в кулак, а пальцы правой «обнимают» сверху этот кулак.

Большие пальцы расположены параллельно друг другу. Принимать мяч надо на предплечья,

чуть ближе к кисти. При приёме мяча снизу ноги немного сгибаются в коленных и голено -

стопных суставах, а при передаче разгибаются. Движением рук от плеча, предплечья подни-

маются, начиная движение навстречу мячу, и одновременно поворачиваются, локти сближа-

ются. Предплечьями мяч посылается вперёд-вверх, обязательно сопровождая его. Этим дви-

жением (сопровождением) задаётся направление, траектория и скорость полёта мяча.

На этапе начального обучения часто встречаются ошибки: при верхней передаче приём

мяча на прямые руки, большие пальцы часто выставлены вперёд. При приёме мяча снизу за -

нимающиеся сгибают руки в локтях, что так же является ошибкой. Это происходит от непра -

вильного представления движения или от неверного ощущения мышечного восприятия. Надо

понимать, что по этой причине также часто наблюдается скованность в движениях. Со

своевременным исправлением ошибок и с развитием координации на этапе углубленного ра-

зучивания двигательные ощущения и навыки становятся более совершенными. На этапе за -

крепления и совершенствования двигательные навыки становятся стабильными, надо поста -

раться довести все действия до автоматизма. Это можно достигнуть количеством повторений

и объёмом выполняемых упражнений.

При формировании двигательного навыка после объяснения и показа можно начать обуче-

ние с имитации передачи в стойке, затем передачи мяча над собой, а позже с передачи после

отскока от стены. Лучше начать надо с одной передачи, а затем постепенно увеличивать их

количество на один раз. Надо сразу добиваться мягких, точных, управляемых передач. Для

этого не лишним будет напомнить занимающимся, что при приёме и передаче мяча участву -

ют все части тела (ноги, туловище, руки) и сгибаются и разгибаются все суставы (голено-

стопные, коленные, тазобедренные, плечевые, локтевые и лучезапястные).

Дальше можно осваивать передачи в парах. Подбросить мяч над собой и передача парт -

нёру (но для начала партнёр обязательно ловит мяч). После того можно выполнить две, три

передачи, затем несколько. Следующее задание: выполнить, например, десять передач. Ко -

нечно, если есть возможность, то лучше будет, если каждый ученик попробует выполнять

передачи с учителем (это получится, если заниматься будет нечётное количество детей). Для

этого можно организовать передачу мяча в парах по 10-20 передач с дальнейшим переходом

учащихся, например, 1-х номеров вправо к следующему партнёру, а каждый последний осво-

бодившийся занимающийся перебегает в начало шеренги и становится на свободное место к

партнёру 1-й пары.

Эффективно будет включить в занятие передачи мяча в парах через волейбольные сетки,

натянутые вдоль всего спортивного зала. По мере освоения волейбольных приёмов можно

дать задание выполнить, например, 10 передач, затем постепенно увеличивать количество и

довести до 100. Также можно провести соревнование и определить победителя.

Обучая детей подачам, надо также начать с объяснения и показа. Общими деталями техни -

ки для всех видов подач является стойка, удобная для удара, подбрасывание мяча, удар по

мячу. Начать надо с нижней прямой подачи. По мере освоения можно попробовать осваивать

и верхнюю прямую подачу. Главное, научить подкидывать мяч под ударяющую по мячу руку,

на определённую высоту, бить по мячу на оптимальной высоте. Удар по мячу должен быть

точным (не сверху, не снизу, не сбоку) и с применением определённых усилий (скорость бью -

щей руки должна быть достаточной).

После обучения подачам можно проводить учебные игры 2х2, 3х3, 2х3, поделив линиями

или дополнительными сетками волейбольное поле на несколько площадок, уменьшенного

размера. Это увеличит плотность урока. И не оставит равнодушными учащихся, ведь каждый

заинтересован в выигрыше. При проведении такой формы занятия занимающимся придётся

самим вести счёт и судить игру, поэтому надо заранее объяснить и научить, как это делать.

Если сетки будут легко и быстро убираться, то игру можно продолжить через обычную

сетку (желательно более лёгким волейбольным мячом) на половину, а затем и на всё волей -

больное поле.

Конечно, для того, чтобы научиться играть даже через низко натянутую сетку и на укоро-

ченной площадке, нужно время и терпение учителя и занимающихся, но уж если даже

немного начнёт получаться играть в волейбол, то, как правило, интерес обучающихся возрас-

тает в разы. И тогда уже одних уроков физкультуры становится недостаточно, дети с удоволь -

ствием начинают посещать спортивную секцию по волейболу.

Л.А. МАШЕНЦЕВА,

учитель физической культуры

высшей категории, школа № 1,

г. Дальнегорск, Приморский край



В раздел образования