Авторы: Исаева Татьяна Алексеевна, Труляева Мария Петровна
Должность: музыкальный руководитель, старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 53 "Теремок" г.Волжского Волгоградской области"
Населённый пункт: Волгоградская область, г.Волжский
Наименование материала: статья
Тема: Развитие у дошкольников песенно-игрового творчества средствами народного фольклора
Раздел: дошкольное образование
Статья «Развитие у дошкольников песенно-игрового творчества средствами народного
фольклора»
Автор: Исаева Татьяна Алексеевна, музыкальный руководитель
Труляева Мария Петровна, старший воспитатель
Место работы: МДОУ «Детский сад № 53 «Теремок» г.Волжского Волгоградской
области»
Данный материал будет интересен воспитателям, музыкальным руководителя, учителям
начальных классов.
Актуальность
Современная образовательная воспитательная ситуация акцентирована в большей степени
на интеллектуальное развитие ребенка, тогда как развитие его творческих способностей
занимает особое место во всестороннем гармоничном развитии личности. Виды
музыкальной деятельности многообразны, они включают в себя слушание музыки, пение,
музыкально-ритмические движения, знакомят с простейшими сведениями о музыкальной
грамотности, о музыке. У детей развивается интерес и эмоциональное отношение к
музыке, если детей приобщать к творческим действиям, обучение приобретает особо
развивающийся характер, устанавливаются взаимосвязи между обучением и творчеством.
Творческие задания активизируют музыкальные способности детей, что помогает им
более успешно усвоить навыки и умения, так как творческие и обучающие задания
взаимно обогащают друг друга. При выполнении заданий у детей формируются
разнообразные способы творческих действий, которые дети подбирают путем
самостоятельных проб, поисков, импровизаций, путем оценки собственных действий и
действий своих товарищей. Поэтому я считаю, что развитие музыкально-творческих
способностей - одна из наиболее актуальных современных задач музыкального
воспитания. В работе с детьми я использую широко народное творчество, так как в
народном искусстве заложены большие возможности для реализации песенно-игровых
творческих способностей детей. Народное творчество многообразно это прежде всего
множество песен, попевок, хороводов, игр с пением, приговорок, потешек, прибауток,
пестушек. Простота построения мелодии, богатство и разнообразие содержания, яркая
образность, юмор - все это вызывает у детей желание проявлять творческое начало. А
параллельно также дети знакомятся с народным искусством. Все богатство русского
народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его
черты характера. Что заботило, тревожило, радовало русских людей, чем они жили, как
трудились, о чем мыслили, рассказывали и что передавали своим детям. Знакомить детей с
прошлым -значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности своего народа.
Народное творчество является значительной частью культурного опыта человечества. Так
как же организовать специальную среду в детском саду, где бы песенное – игровое
творчество проходило бы по всем разделам программы по развитию музыкального
воспитания? Как сделать чтобы ребенок смог раскрепоститься и проявить себя на
занятии, празднике, развлечении, в проекте, конкурсе? Поэтому я решила, что начинать
работу с детьми надо её прежде систематизировать. Мною была разработана рабочая
программа по музыкальному развитию в детском саду, где знакомство с народным
фольклором проходило по всем разделам музыкального обучения. Конспекты
музыкальных занятий также были разработаны с использованием народного материала и
с песенно-игровыми творческими заданиями. Разработан перспективный план с
народным играм, инсценировкам русских народных песен и хороводов, драматизация
музыкальных сказок. Составлена картотека с народными потешками, прибаутками,
пестушками, закличками, частушками, считалками, загадками, пословицами и
поговорками. Был подобран музыкальный репертуар, записи русских народных песен и
мелодий. В своей работе по развитию у детей музыкального песенно-игрового творчества
очень мне помогает кружок по обучению детей игре на музыкальных инструментах
«Гусельки», где ребята владеют игрой на самых разных музыкальных инструментах.
Собирая опыт разных авторов, я разработала конспекты занятий, изготовила музыкально-
дидактические игры, что позволило мне раскрыть у детей ещё больше творчества и
импровизационных музыкальных способностей. На занятии разучивались ранее знакомые
детям русские народные песни, но теперь они звучали в исполнении разных инструментов.
Я не раз была свидетелем удивительных всплесков детской творческой фантазии при
оркестровки русских народных песен и мелодий, эмоционального исполнительства.
Осваивая навыки игры, дети открывали для себя мир музыкальных звуков и их
отношений. Игра на музыкальных инструментах это прекрасное средство не только
индивидуального развития, но развития музыкального мышления, слуха, творческой
инициативы, товарищества. Исполнение детьми русских народных попевок способствует
успешному развитию у детей музыкально-песенного и игрового-импровизационного
творчества. А также сочинений собственных текстов песенок и мелодий. Как итог
большой творческой работы дети непременно хотят поделиться с окружающими,поэтому
наши дети с удовольствием выступают на концертах нашего города, праздниках,
развлечениях, городских конкурсах и конкурсов ежегодно проходящим в нашем детском
саду «Созвездие талантов». Участвуют в международных конкурсах с помощью интернет
ресурсов. И конечно побеждают!Ведь номинантов конкурса поддерживают весь
педагогический коллектив и их родители. Большая роль в музыкальном творческом
развитии принадлежит руководству детского сада, воспитателям групп, специалистам
детского сада и конечно же родителям. Благодаря их поддержки в нашем детском саду
есть изба-музей. Родители, коллеги принесли от бабушек которые хранили у себя дома:
самовары, старинные утюги, прялку, ухват, берестяную посуду, деревянные ложки,
чугунки, лапти. В избе есть резной столик и лавка покрытая вышитым
подзорником.Интерьер «избы» постоянно пополняется новой утварью. Родители по своей
инициативе сшили сарафаны и косоворотки для взрослых, а руководство сада приобрела
костюмы в русском народном стиле для ребят.В нашем детском саду были организованны
проекты народной тематики «Осенние посиделки», «Ярмарка», «В гостях у домовенка
Кузи», «Пришла коляда отворяй ворота», «Широкая Масленица», «Жаворонушки».
Проекты были направлены на раскрытие у детей творческого исполнительства. Дети с
удовольствием выступали вместе с родителями. Это были и совместные номера
исполнение песен, частушек, чтение стихов, инсценировок сказок, оркестровка русских
народных мелодий, музыкальных сценок. А это хороший пример для ребенка, участие
родителей в его жизни в детском саду. Каждый специалист по изо деятельности, логопед,
психолог, хореограф, музыкальный руководитель принимал участие в проектах, у него
была определённая роль в проектах с творческими номерами и заданиями. В конце
каждого проекта всегда была совместная продуктивная деятельность детей, педагогов и
родителей. Это и творческие задание изготовление поделок из овощей , кукол-оберегов,
шумовых инструментов, рисование украшений дымковской, городецкой и хохломской
росписью, лепка сказочных птиц и даже изготовление блюд «Даров осени», а из теста дети
и взрослые лепили жаворонушков, где наши повара успевали к концу праздника испечь их.
Таким образом, развивая у детей песенно-игровое творчество мы приобщаем детей к
истокам русской народной праздничной культуры, сохраняем традиции накопленные
столетиями поколениями, передаём богатейший опыт наших предков. В заключении
своей статья могу добавить еще несколько слов. Из всей вышеперечисленной нашей
совместной работы в детском саду я уверенно могу сказать, что народные песни, игры,
хороводы обогащают детские представления, расширяют их словарный запас,
воспитывают доброту и честность. А использование народного фольклора в песенно-
игровых творческих заданиях оказывает огромное влияние, как на всестороннее развитие
ребенка, так и на развитие его творческого воображения, музыкальных способностей. Ведь
развивая творческие способности, я не ставлю перед собой задач сделать из детей поэтов и
музыкантов, артистов (хотя это тоже не маловажно). В будущем ребята выберут
профессию где перед ними откроется возможность творческого труда. А креативность
подход к своему делу в наше в
ремя ценится на любой работе!