Напоминание

Развитие у дошкольников песенно-игрового творчества средствами народного фольклора


Авторы: Исаева Татьяна Алексеевна, Труляева Мария Петровна
Должность: музыкальный руководитель, старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 53 "Теремок" г.Волжского Волгоградской области"
Населённый пункт: Волгоградская область, г.Волжский
Наименование материала: статья
Тема: Развитие у дошкольников песенно-игрового творчества средствами народного фольклора
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья «Развитие у дошкольников песенно-игрового творчества средствами народного

фольклора»

Автор: Исаева Татьяна Алексеевна, музыкальный руководитель

Труляева Мария Петровна, старший воспитатель

Место работы: МДОУ «Детский сад № 53 «Теремок» г.Волжского Волгоградской

области»

Данный материал будет интересен воспитателям, музыкальным руководителя, учителям

начальных классов.

Актуальность

Современная образовательная воспитательная ситуация акцентирована в большей степени

на интеллектуальное развитие ребенка, тогда как развитие его творческих способностей

занимает особое место во всестороннем гармоничном развитии личности. Виды

музыкальной деятельности многообразны, они включают в себя слушание музыки, пение,

музыкально-ритмические движения, знакомят с простейшими сведениями о музыкальной

грамотности, о музыке. У детей развивается интерес и эмоциональное отношение к

музыке, если детей приобщать к творческим действиям, обучение приобретает особо

развивающийся характер, устанавливаются взаимосвязи между обучением и творчеством.

Творческие задания активизируют музыкальные способности детей, что помогает им

более успешно усвоить навыки и умения, так как творческие и обучающие задания

взаимно обогащают друг друга. При выполнении заданий у детей формируются

разнообразные способы творческих действий, которые дети подбирают путем

самостоятельных проб, поисков, импровизаций, путем оценки собственных действий и

действий своих товарищей. Поэтому я считаю, что развитие музыкально-творческих

способностей - одна из наиболее актуальных современных задач музыкального

воспитания. В работе с детьми я использую широко народное творчество, так как в

народном искусстве заложены большие возможности для реализации песенно-игровых

творческих способностей детей. Народное творчество многообразно это прежде всего

множество песен, попевок, хороводов, игр с пением, приговорок, потешек, прибауток,

пестушек. Простота построения мелодии, богатство и разнообразие содержания, яркая

образность, юмор - все это вызывает у детей желание проявлять творческое начало. А

параллельно также дети знакомятся с народным искусством. Все богатство русского

народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его

черты характера. Что заботило, тревожило, радовало русских людей, чем они жили, как

трудились, о чем мыслили, рассказывали и что передавали своим детям. Знакомить детей с

прошлым -значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности своего народа.

Народное творчество является значительной частью культурного опыта человечества. Так

как же организовать специальную среду в детском саду, где бы песенное – игровое

творчество проходило бы по всем разделам программы по развитию музыкального

воспитания? Как сделать чтобы ребенок смог раскрепоститься и проявить себя на

занятии, празднике, развлечении, в проекте, конкурсе? Поэтому я решила, что начинать

работу с детьми надо её прежде систематизировать. Мною была разработана рабочая

программа по музыкальному развитию в детском саду, где знакомство с народным

фольклором проходило по всем разделам музыкального обучения. Конспекты

музыкальных занятий также были разработаны с использованием народного материала и

с песенно-игровыми творческими заданиями. Разработан перспективный план с

народным играм, инсценировкам русских народных песен и хороводов, драматизация

музыкальных сказок. Составлена картотека с народными потешками, прибаутками,

пестушками, закличками, частушками, считалками, загадками, пословицами и

поговорками. Был подобран музыкальный репертуар, записи русских народных песен и

мелодий. В своей работе по развитию у детей музыкального песенно-игрового творчества

очень мне помогает кружок по обучению детей игре на музыкальных инструментах

«Гусельки», где ребята владеют игрой на самых разных музыкальных инструментах.

Собирая опыт разных авторов, я разработала конспекты занятий, изготовила музыкально-

дидактические игры, что позволило мне раскрыть у детей ещё больше творчества и

импровизационных музыкальных способностей. На занятии разучивались ранее знакомые

детям русские народные песни, но теперь они звучали в исполнении разных инструментов.

Я не раз была свидетелем удивительных всплесков детской творческой фантазии при

оркестровки русских народных песен и мелодий, эмоционального исполнительства.

Осваивая навыки игры, дети открывали для себя мир музыкальных звуков и их

отношений. Игра на музыкальных инструментах это прекрасное средство не только

индивидуального развития, но развития музыкального мышления, слуха, творческой

инициативы, товарищества. Исполнение детьми русских народных попевок способствует

успешному развитию у детей музыкально-песенного и игрового-импровизационного

творчества. А также сочинений собственных текстов песенок и мелодий. Как итог

большой творческой работы дети непременно хотят поделиться с окружающими,поэтому

наши дети с удовольствием выступают на концертах нашего города, праздниках,

развлечениях, городских конкурсах и конкурсов ежегодно проходящим в нашем детском

саду «Созвездие талантов». Участвуют в международных конкурсах с помощью интернет

ресурсов. И конечно побеждают!Ведь номинантов конкурса поддерживают весь

педагогический коллектив и их родители. Большая роль в музыкальном творческом

развитии принадлежит руководству детского сада, воспитателям групп, специалистам

детского сада и конечно же родителям. Благодаря их поддержки в нашем детском саду

есть изба-музей. Родители, коллеги принесли от бабушек которые хранили у себя дома:

самовары, старинные утюги, прялку, ухват, берестяную посуду, деревянные ложки,

чугунки, лапти. В избе есть резной столик и лавка покрытая вышитым

подзорником.Интерьер «избы» постоянно пополняется новой утварью. Родители по своей

инициативе сшили сарафаны и косоворотки для взрослых, а руководство сада приобрела

костюмы в русском народном стиле для ребят.В нашем детском саду были организованны

проекты народной тематики «Осенние посиделки», «Ярмарка», «В гостях у домовенка

Кузи», «Пришла коляда отворяй ворота», «Широкая Масленица», «Жаворонушки».

Проекты были направлены на раскрытие у детей творческого исполнительства. Дети с

удовольствием выступали вместе с родителями. Это были и совместные номера

исполнение песен, частушек, чтение стихов, инсценировок сказок, оркестровка русских

народных мелодий, музыкальных сценок. А это хороший пример для ребенка, участие

родителей в его жизни в детском саду. Каждый специалист по изо деятельности, логопед,

психолог, хореограф, музыкальный руководитель принимал участие в проектах, у него

была определённая роль в проектах с творческими номерами и заданиями. В конце

каждого проекта всегда была совместная продуктивная деятельность детей, педагогов и

родителей. Это и творческие задание изготовление поделок из овощей , кукол-оберегов,

шумовых инструментов, рисование украшений дымковской, городецкой и хохломской

росписью, лепка сказочных птиц и даже изготовление блюд «Даров осени», а из теста дети

и взрослые лепили жаворонушков, где наши повара успевали к концу праздника испечь их.

Таким образом, развивая у детей песенно-игровое творчество мы приобщаем детей к

истокам русской народной праздничной культуры, сохраняем традиции накопленные

столетиями поколениями, передаём богатейший опыт наших предков. В заключении

своей статья могу добавить еще несколько слов. Из всей вышеперечисленной нашей

совместной работы в детском саду я уверенно могу сказать, что народные песни, игры,

хороводы обогащают детские представления, расширяют их словарный запас,

воспитывают доброту и честность. А использование народного фольклора в песенно-

игровых творческих заданиях оказывает огромное влияние, как на всестороннее развитие

ребенка, так и на развитие его творческого воображения, музыкальных способностей. Ведь

развивая творческие способности, я не ставлю перед собой задач сделать из детей поэтов и

музыкантов, артистов (хотя это тоже не маловажно). В будущем ребята выберут

профессию где перед ними откроется возможность творческого труда. А креативность

подход к своему делу в наше в

ремя ценится на любой работе!



В раздел образования