Особеннности обучения рисованию детей старшего дошкольного возраста
Автор: Воробьева Наталия Константиновна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МАУ ДО "Станция юных техников" Населённый пункт: г. Новоуральск, Свердловская область Наименование материала: Статья Тема: Особеннности обучения рисованию детей старшего дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
детей старшего дошкольного возраста
Рисование в детском саду – это художественно–творческая деятельность, так же,
как и деятельность художника, включает определённую технику. Овладеть этой техникой
ребёнку необходимо для того, чтобы он мог свободно ею распорядиться при решении
различных изобразительных задач, наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления
от происходящих в жизни событий и явлений.
В
процессе
целенаправленного
обучения
у
детей
вырабатывается
смелость
действий,
уверенность,
свобода
владения
инструментами
и
материалами.
Вместе
с
освоением технических навыков рисунка, ребёнок обретает лёгкость и свободу, которая
является одним из стимулов рисования, создания образа предмета или явления.
При
обучении
графическим
навыкам
и
умениям
детей
старшего
школьного
возраста наиболее эффективным оказывается метод подражания. Объяснить это можно
тем, что у старших дошкольников благодаря накопленному опыту зрительные впечатления
от
демонстрируемых
движений
вызывают
двигательные
представления
(формируется
зрительно-моторная
связь)
и
дети
способны
воспроизвести
движение,
внимательно
просмотрев показ педагога.
Используя подражание как способ обучения техническим навыкам и умениям,
нужно
как
можно
больше
активизировать
детей,
развивая
их
самостоятельность
в
усвоении двигательного опыта. В связи с этим педагог должен показать тот или иной
приём выполнения движения только в том случае, если этот приём демонстрируется
впервые. Если же он знаком и его следует только напомнить, то нужно предложить
вспомнить необходимое движение. Для усвоения способов действия, овладения навыком
нужно,
чтобы
ребёнок
не
только
зрительно
воспринял
действия
педагога,
но
и
неоднократно повторил их.
Если дети неправильно держат карандаш (в результате того, что им своевременно
не показали, как это нужно делать, и у них закрепилась неправильная хватка) – щепотью, в
кулаке, скрюченными пальцами, то рука быстро устаёт, изображение искажается. И как
результат – неудовлетворённость, огорчение, потеря интереса. Если ребёнок не достаточно
владеет своей рукой, каждое изображение даётся ему с трудом, и процесс рисования не
приносит радости. Вместе с тем овладеть линией, штрихом, пятном как выразительными
средствами, научиться правильно держать карандаш, кисть, рациональным способом их
использовать – это очень сложная задача, решить которую самостоятельно ребёнок не
может.
Формирование
умения
свободно
владеть
карандашом
возможно
только
в
том
случае, если в предшествующих группах детского сада (младшая, средняя) детей научили
правильно держать карандаш. Если к моменту прихода в старшую группу данный навык
не сформирован, отработка его потребует большого труда и долгого времени. Это можно
объяснить, прежде всего, тем, что неправильный навык сильно укрепился, он настолько
автоматизирован, что не вызывает никаких усилий, и внимание ребёнка переключается на
изображение.
Овладение
новым
навыком
требует
переучивания,
нужно
деавтоматизировать старый, неправильный навык и выработать новый. Выработка нового
навыка требует постоянного внимания к выполнению действия.
Наблюдая за действиями взрослого, ребёнок, прежде всего, обращает внимание на
их результат. Подражая этим действиям, он также ориентируется на результат, пытаясь его
добиться
с
помощью
любых
уже
известных
ему
приёмов,
не
заботясь
об
их
усовершенствовании
даже
тогда,
когда
педагог
показывает
наиболее
правильные.
Достижение эффекта в овладении навыком требует переключения цели деятельности
ребёнка с результата на способы её осуществления. Постепенно подражание становится
осознанным: ребёнок начинает сознательно усваивать заданный образец движения, всё
более и более осознанно подравнивать способ выполнения воспринятому.
Необходимо сопровождать показ способа действия объяснением. Ребёнок, понимая,
что
означает
то
или
иное
слово,
какое
движение
с
ним
связано,
в
дальнейшем
по
словесному указанию сможет правильно выполнить нужное движение. Существенное
влияние
на
процесс
формирование
навыков
оказывает
умение
детей
предварительно
объяснить способ действия. Большое значение в формировании правильных способов
действия карандашом и кистью имеет организация совместной деятельности ребёнка и
взрослого. Поэтому необходимо, чтобы ребёнок правильно воспринял способы действия с
инструментом в рисовании от взрослого, который раскрывает перед ним этот опыт. Показ
взрослого является для ребёнка образцом действия, которому нужно следовать и усвоить
который дети могут только благодаря обучению.
Освоив основы техники рисования, дети смогут свободно использовать их при
решении любой изобразительной задачи и наиболее полно выразить в рисунке свои
впечатления.
В
детском
саду
крайне
важно
в
доступных
пределах
формировать
правильную
технику
рисования
у
всех
детей,
чтобы
в
дальнейшем
не
пришлось
переучивать. Таким образом, развитие моторики на основе изобразительных техник у
дошкольников
приводит
к
возможности
наиболее
полно
выразить
в
рисунке
свои
впечатления
от
происходящих
в
жизни
событий
и
явлений.
Отработка
техники
в
рисовании способствует формированию умелости рук, необходимой для осуществления
многих других видов деятельности.