Напоминание

Особеннности обучения рисованию детей старшего дошкольного возраста


Автор: Воробьева Наталия Константиновна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО "Станция юных техников"
Населённый пункт: г. Новоуральск, Свердловская область
Наименование материала: Статья
Тема: Особеннности обучения рисованию детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад





Особенности обучения рисованию

детей старшего дошкольного возраста
Рисование в детском саду – это художественно–творческая деятельность, так же, как и деятельность художника, включает определённую технику. Овладеть этой техникой ребёнку необходимо для того, чтобы он мог свободно ею распорядиться при решении различных изобразительных задач, наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления от происходящих в жизни событий и явлений. В процессе целенаправленного обучения у детей вырабатывается смелость действий, уверенность, свобода владения инструментами и материалами. Вместе с освоением технических навыков рисунка, ребёнок обретает лёгкость и свободу, которая является одним из стимулов рисования, создания образа предмета или явления. При обучении графическим навыкам и умениям детей старшего школьного возраста наиболее эффективным оказывается метод подражания. Объяснить это можно тем, что у старших дошкольников благодаря накопленному опыту зрительные впечатления от демонстрируемых движений вызывают двигательные представления (формируется зрительно-моторная связь) и дети способны воспроизвести движение, внимательно просмотрев показ педагога. Используя подражание как способ обучения техническим навыкам и умениям, нужно как можно больше активизировать детей, развивая их самостоятельность в усвоении двигательного опыта. В связи с этим педагог должен показать тот или иной приём выполнения движения только в том случае, если этот приём демонстрируется впервые. Если же он знаком и его следует только напомнить, то нужно предложить вспомнить необходимое движение. Для усвоения способов действия, овладения навыком нужно, чтобы ребёнок не только зрительно воспринял действия педагога, но и неоднократно повторил их. Если дети неправильно держат карандаш (в результате того, что им своевременно не показали, как это нужно делать, и у них закрепилась неправильная хватка) – щепотью, в кулаке, скрюченными пальцами, то рука быстро устаёт, изображение искажается. И как результат – неудовлетворённость, огорчение, потеря интереса. Если ребёнок не достаточно владеет своей рукой, каждое изображение даётся ему с трудом, и процесс рисования не приносит радости. Вместе с тем овладеть линией, штрихом, пятном как выразительными средствами, научиться правильно держать карандаш, кисть, рациональным способом их
использовать – это очень сложная задача, решить которую самостоятельно ребёнок не может. Формирование умения свободно владеть карандашом возможно только в том случае, если в предшествующих группах детского сада (младшая, средняя) детей научили правильно держать карандаш. Если к моменту прихода в старшую группу данный навык не сформирован, отработка его потребует большого труда и долгого времени. Это можно объяснить, прежде всего, тем, что неправильный навык сильно укрепился, он настолько автоматизирован, что не вызывает никаких усилий, и внимание ребёнка переключается на изображение. Овладение новым навыком требует переучивания, нужно деавтоматизировать старый, неправильный навык и выработать новый. Выработка нового навыка требует постоянного внимания к выполнению действия. Наблюдая за действиями взрослого, ребёнок, прежде всего, обращает внимание на их результат. Подражая этим действиям, он также ориентируется на результат, пытаясь его добиться с помощью любых уже известных ему приёмов, не заботясь об их усовершенствовании даже тогда, когда педагог показывает наиболее правильные. Достижение эффекта в овладении навыком требует переключения цели деятельности ребёнка с результата на способы её осуществления. Постепенно подражание становится осознанным: ребёнок начинает сознательно усваивать заданный образец движения, всё более и более осознанно подравнивать способ выполнения воспринятому. Необходимо сопровождать показ способа действия объяснением. Ребёнок, понимая, что означает то или иное слово, какое движение с ним связано, в дальнейшем по словесному указанию сможет правильно выполнить нужное движение. Существенное влияние на процесс формирование навыков оказывает умение детей предварительно объяснить способ действия. Большое значение в формировании правильных способов действия карандашом и кистью имеет организация совместной деятельности ребёнка и взрослого. Поэтому необходимо, чтобы ребёнок правильно воспринял способы действия с инструментом в рисовании от взрослого, который раскрывает перед ним этот опыт. Показ взрослого является для ребёнка образцом действия, которому нужно следовать и усвоить который дети могут только благодаря обучению. Освоив основы техники рисования, дети смогут свободно использовать их при решении любой изобразительной задачи и наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления. В детском саду крайне важно в доступных пределах формировать правильную технику рисования у всех детей, чтобы в дальнейшем не пришлось переучивать. Таким образом, развитие моторики на основе изобразительных техник у дошкольников приводит к возможности наиболее полно выразить в рисунке свои
впечатления от происходящих в жизни событий и явлений. Отработка техники в рисовании способствует формированию умелости рук, необходимой для осуществления многих других видов деятельности.


В раздел образования