Напоминание

Камчатка-край родной и любимый


Автор: Смирнова Ольга Константиновна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ " СШ № 4п. Ключи
Населённый пункт: Усть-Камчатский район Камчатский край
Наименование материала: конспект
Тема: Камчатка-край родной и любимый
Раздел: среднее образование





Назад




Я родилась в Сибири… детство, школьные годы, студенчество провела там. Моей любимой песней была: «Сибирь, Сибирь, люблю твои снега, навек ты мне родная дорога…» и думала ,что так будет всегда. Но в1973г,окончив Иркутский Государственный педагогический институт, я получила(даже сама попросила)направление на Камчатку. Приехав в далекие 70е годы прошлого столетия, я попала в среднюю школу №4 п. Ключи и вот уже 40 с лишним лет работаю в родной школе в должности учителя истории и обществознания. Здесь я вышла замуж, родила, воспитала и выучила троих детей. И давно пою другой гимн: «…здесь начинается, здесь и кончается дальневосточная наша земля.» Кроме уроков истории и обществознания, я преподаю историю Камчатки, поэтому решила рассказать читателю с каким удовольствием я провожу эти уроки, тем самым продолжаю формировать чувство патриотизма и гражданской позиции учащихся. Программа по краеведению в нашей школе предусматривает очень небольшой объем времени :17 часов в 7 классе,17 часов –в 8-м. Но даже за этот кроткий промежуток времени ребята успевают полюбить этот предмет, с удовольствием сами находят дополнительный материал, беседуют со старожилами поселка, изучают топонимику района, создают презентации, участвуют в конкурсах: районных, краевых, федеральных, занимая достойные места. Хочу поделиться методикой проведения открытого урока(открытый не только для коллег, а скорее для учащихся школы, урок проходит не в классе, а в рекриации) Тема: : « Камчатка –край родной и любимый» Цель: познакомить учащихся с донаучной историей края, используя мифы, легенды ,сказания.
Ключи — не совсем обычный населённый пункт. Располагается он у подножия высочайшего действующего вулкана Евразии — Ключевской сопки (4850 м над уровнем моря), близ посёлка находится небезызвестный ракетный российский полигон Кура, а под тем же Толбачиком в советские времена испытывали первый в СССР луноход… Немногие знают, что в советские и постсоветские времена (с 1979г)Ключи имели статус города, но в 2004 его утратили… А как жили в стародавние времена жители поселка мы постараемся узнать из мифов, сказок, преданий на этом уроке. Оборудование урока: карта Камчатки, презентация Васильковой Натальи Геннадьевны, главного библиотекаря Елизовской центральной библиотеки,
учебное пособие «Страницы истории Камчатки», В.Д.Сергеев, Камчатка XVII – ХХ вв. Историко-географический атлас / Под ред. Н.Д.Жданова, Б.П.Полевого. – М.: Федеральная служба геодезии и картографии России, 1997; рабочая тетрадь. В начале урока класс делится на5 групп: 1-ительмены 2-коряки 3-чукчи 4-эвены 5-алеуты проводиться игра «Отгадай!» Из 1 группы ученик предлагает классу ительменские загадки. 1. Зеленый, пахучий, колючий, а раны лечит людям и зверям (кедрач). 2. Ветвистая, по берегам рек растет, краску дает (ольха). 3. Желтый, круглый, как луна, бита палкою спина, коль хозяин его бьет – сам танцует и поет (бубен). Из 2 группы ученик предлагает классу корякские загадки. 1. Белые рукавички на дереве висят (куропатки). 2. Что значит – болото для дров? (огонь) 3. Все время ест, а не наестся? (дверь) После такой разминки я ставлю перед классом вопрос: О чем говорит содержание загадок? Как вы думаете, почему мы начали урок с ительменских и корякских загадок? Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке? Учащиеся определяют тему урока и задачи. Вступительное слово учителя: Не зря Камчатку называют самой удивительной частью нашей страны. Здесь и обилие озер, многие из которых являются нерестилищами лососевых рыб, край более 300 вулканов,28 из которых действующие, и один из крупнейших в мире и самый высокий в Азии вулкан Ключевской, много гейзеров, горячих источников, знаменитая долина гейзеров и т.д. Богатейший растительный и животный мир суши и водного пространства, поэтому туристы из всех уголков земного шара не просто едут сюда посмотреть эту красоту, но и желают « прикоснуться» к этой первозданности,
рискуя жизнью и здоровьем ,близко подбираются к вулканам в момент их «работы». На нашем уроке мы должны понять ,как в мифах и легендах коренные жители полуострова объясняют главный вопрос «откуда есть пошла земля Камчатская…» В течение всего урока на экране демонстрируются слайды презентации: вулканы, кадры растительного и животного мира, звучат песни о Камчатке. На предыдущем уроке ребята получили опережающее задание : изучить соответствующий текст учебника с.14-36,где описано их место пребывание, занятия, праздники. На уроке ребята, имея элементы одежды своей группы ,рассказывают об образе жизни, читают на смешном корякском, ительменском или другом каком-либо языке сказки, стихи. Например, стихотворение Георгия Поротова, талантливого камчатского писателя «Хололо» Когда мы пляшем хололо- На сердце радость и тепло. Хололо, хололо. Разнаряжены, как в сказках, Веселятся люди в масках. Хололо, хололо. Кто ты, в маске? Я не знаю: Может, Ое, может ,Ая, Хололо, хололо. Знай ,коль пляшет все село, Это пляшут хололо. Хололо, хололо. На уроке группы получают конкретные задания(использую рекомендации поурочных разработок КОСТЫРЯ А. В
.
, ст. преподаватель каф.отечественной истории КамГУ им. В.Беринга
1-я

Прочитайте сказки в пособии В. Д. Сергеева на с. 31-32, ответьте на вопросы. 1. Что вы узнали из сказок о нравах, обычаях народов Камчатки? 2. Чему учит эти сказки? 3. Составьте краткое сообщение на основании этих вопросов(2 минуты)
2-я
Познакомьтесь с содержанием мифа в пособии В. Д.Сергеева на с. 25 - 26.. Ответьте на вопросы. 1. О чем вы узнали из мифа? 3. В чем своеобразие камчатских мифов? 4. Составьте краткое сообщение на основании этих вопросов (2 минуты) Ительмены о сотворении своего народа. Кутху до сотворения земли жил на небе…Кутху по сотворении земли оставил небо и поселился на Камчатке, где родил сына именем Тыжил- Кутху да дочь Сидуку… Между тем как сам Кутху, так и его жена и дети носили платье из листьев шитое, питались березовою и таловою коркою, ибо звери, по их объявлению, сотворены тогда не были, а рыбы ловить не умели их боги. Кутху, оставя сына своего и дочь, с Камчатки отбыл, а куда девался, не ведают, токмо то объявляют, что он пошел с Камчатки на лыжах, и что горы и долы сделались от его путешествия, ибо земля под ним гнулась, как тонкий лед, и таким образом лишена своей ровности и плоскости. У Тыжил-кутхи после отца родился сын Амлея да дочь Сидукам- шичь… То утверждают за истину, что народ их размножился от объявленных праотцов… по С. П. Крашенинникову.
3-я
Познакомьтесь с содержанием поверий. Ответьте на вопросы. 1. Как религиозные взгляды народов Камчатки нашли отражение в приметах? 2. Что можно узнать о быте и нравах народов? 4. Составьте краткое сообщение на основании этих вопросов (2 минуты) Поверья. Через дорогу зверь перебежит – возвращайся: несчастье будет. На закате в лесу плакать не надо: себе боли наживешь. Не плюй в огонь и в след товарищу – закоростишься (покроешься болячками). Если хочешь, чтобы повезло – перешагни через костер. Паучок задом наперед ходит – гости будут. Не ругайся – Кутха за язык повесит. Когда заблудишься в лесу – стельку в торбасах поверни передом назад.
Не засматривайся на луну – одна ленивая девушка засмотрелась на нее, луна и вздернула ее к себе. Когда кушаешь, смеяться нельзя – сделаешь боль другим.
4-я
Познакомьтесь с описанием праздника в пособии В. Д. Сергеева на с. 27- 29. Ответьте на вопросы. 1. Когда проходил праздник? 2. Что на нем делали? 3. Что вам больше всего понравилось в празднике? 4. Составьте краткое сообщение на основании этих вопросов (2 минуты)
5-я

Задание.
Прочитайте информацию в пособии В. Д. Сергеева со с.24 - 25. Ответьте на вопросы.
1.
Во что верили народы Камчатки?
2.
Какие боги у них были?
3.
Кто такие шаманы и чем они занимались?
4.
Составьте от группы краткое сообщение на основании этих вопросов ( 2 минуты)
3. Подведение итогов – 10 минут.
Представители групп предлагают вниманию присутствующих свои сообщения. На уроке есть приглашенные жители, которые помнят рассказы своих предков и рассказывают интересные случае из жизни коренных народов Севера .Танцевальная группа « Завина» (учащиеся нашей школы) представила изумительно красивый танец «Чайка»
В ходе урока ребята в группах выполняют задания в рабочих тетрадях, пишут синквейн по теме: «Камчатка» В качестве домашнего задания я предлагаю начать выполнение индивидуального проекта «История моей семьи в истории Камчатки». Для этого необходимо попытаться найти ответ на следующие вопросы: Фамилии, имена, отчества, годы жизни ваших родственников. Ваши предки - коренные жители Камчатки или переселенцы? Если они переселенцы, то когда прибыли на Камчатку и в связи с какими обстоятельствами? Где жили ваши родственники? Чем они занимались? Отразились ли события XX века на их судьбе? Каким образом? Сохранились ли в семье старые вещи, фотографии, связанные с их жизнью? Если такие есть, то опишите их. Каждый ученик должен составить отчет о проделанной работе. Он может быть сделан в свободной форме и включать в себя, например, генеалогическое древо его семьи, воспоминания родственников, его размышления, фотографии и так далее. А также подготовить презентацию своей работы на 5-7 минут, которая состоится на итоговой конференции по второй части курса. Литература: 1. «Люби и знай свой край»: атлас / отв. ред. С. В. Савина – М.: Федеральная служба геодезии и картографии России, 1995. – 32 с.
или
Камчатка XVII – ХХ вв. Историко-географический атлас / Под ред. Н.Д.Жданова, Б.П.Полевого. – М.: Федеральная служба геодезии и картографии России, 1997.- с. 10-11. 2. В.Д. Сергеев. Страницы истории Камчатки (дореволюционный период). Учебно-методическое пособие. – Петропавловск – Камчатский, Дальневосточное книжное издательство, Камчатское отделение, 1992. с.5-13.
или
раздаточный материал. 3. Хрестоматия для учащихся 5-9 классов «Литература родного края». Составители А. Г. Гропянова и Е. В. Гропянов.


В раздел образования