Автор: Смирнова Ольга Константиновна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: МБОУ " СШ № 4п. Ключи Населённый пункт: Усть-Камчатский район Камчатский край Наименование материала: конспект Тема: Камчатка-край родной и любимый Раздел: среднее образование
Я родилась в Сибири… детство, школьные годы,
студенчество провела там. Моей любимой песней была: «Сибирь, Сибирь,
люблю твои снега, навек ты мне родная дорога…» и думала ,что так будет
всегда. Но в1973г,окончив Иркутский Государственный педагогический
институт, я получила(даже сама попросила)направление на Камчатку.
Приехав в далекие 70е годы прошлого столетия, я попала в среднюю школу
№4 п. Ключи и вот уже 40 с лишним лет работаю в родной школе в
должности учителя истории и обществознания. Здесь я вышла замуж, родила,
воспитала и выучила троих детей. И давно пою другой гимн: «…здесь
начинается, здесь и кончается дальневосточная наша земля.» Кроме уроков
истории и обществознания, я преподаю историю Камчатки, поэтому решила
рассказать читателю с каким удовольствием я провожу эти уроки, тем самым
продолжаю формировать чувство патриотизма и гражданской позиции
учащихся.
Программа по краеведению в нашей школе предусматривает очень
небольшой объем времени :17 часов в 7 классе,17 часов –в 8-м. Но даже за
этот кроткий промежуток времени ребята успевают полюбить этот предмет, с
удовольствием сами находят дополнительный материал, беседуют со
старожилами поселка, изучают топонимику района, создают презентации,
участвуют в конкурсах: районных, краевых, федеральных, занимая
достойные места.
Хочу поделиться методикой проведения открытого урока(открытый не только
для коллег, а скорее для учащихся школы, урок проходит не в классе, а в
рекриации)
Тема: : « Камчатка –край родной и любимый»
Цель: познакомить учащихся с донаучной историей края, используя мифы,
легенды ,сказания.
Ключи
—
не
совсем
обычный
населённый
пункт.
Располагается
он
у
подножия высочайшего действующего вулкана Евразии — Ключевской сопки
(4850
м
над
уровнем
моря),
близ
посёлка
находится
небезызвестный
ракетный российский полигон Кура, а под тем же Толбачиком в советские
времена испытывали первый в СССР луноход…
Немногие знают, что в советские и постсоветские времена (с 1979г)Ключи
имели статус города, но в 2004 его утратили…
А как жили в стародавние времена жители поселка мы постараемся узнать из
мифов, сказок, преданий на этом уроке.
Оборудование урока: карта Камчатки, презентация Васильковой Натальи
Геннадьевны, главного библиотекаря Елизовской центральной библиотеки,
учебное
пособие
«Страницы
истории
Камчатки»,
В.Д.Сергеев,
Камчатка
XVII – ХХ вв.
Историко-географический атлас / Под ред. Н.Д.Жданова,
Б.П.Полевого. – М.: Федеральная служба геодезии и картографии
России, 1997; рабочая тетрадь.
В начале урока класс делится на5 групп:
1-ительмены
2-коряки
3-чукчи
4-эвены
5-алеуты
проводиться игра «Отгадай!»
Из 1 группы ученик предлагает классу ительменские загадки.
1.
Зеленый, пахучий, колючий, а раны лечит людям и зверям (кедрач).
2.
Ветвистая, по берегам рек растет, краску дает (ольха).
3.
Желтый, круглый, как луна, бита палкою спина, коль хозяин его бьет –
сам танцует и поет (бубен).
Из 2 группы ученик предлагает классу корякские загадки.
1.
Белые рукавички на дереве висят (куропатки).
2.
Что значит – болото для дров? (огонь)
3.
Все время ест, а не наестся? (дверь)
После такой разминки я ставлю перед классом вопрос:
О чем говорит содержание загадок?
Как вы думаете, почему мы начали урок с ительменских и корякских
загадок? Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке?
Учащиеся определяют тему урока и задачи.
Вступительное слово учителя:
Не зря Камчатку называют самой удивительной частью нашей страны. Здесь
и обилие озер, многие из которых являются нерестилищами лососевых рыб,
край более 300 вулканов,28 из которых действующие, и один из крупнейших
в мире и самый высокий в Азии вулкан Ключевской, много гейзеров, горячих
источников, знаменитая долина гейзеров и т.д.
Богатейший растительный и животный мир суши и водного пространства,
поэтому туристы из всех уголков земного шара не просто едут сюда
посмотреть эту красоту, но и желают « прикоснуться» к этой первозданности,
рискуя жизнью и здоровьем ,близко подбираются к вулканам в момент их
«работы».
На нашем уроке мы должны понять ,как в мифах и легендах коренные
жители полуострова объясняют главный вопрос «откуда есть пошла земля
Камчатская…»
В течение всего урока на экране демонстрируются слайды презентации:
вулканы, кадры растительного и животного мира, звучат песни о Камчатке.
На предыдущем уроке ребята получили опережающее задание : изучить
соответствующий текст учебника с.14-36,где описано их место пребывание,
занятия, праздники. На уроке ребята, имея элементы одежды своей группы
,рассказывают об образе жизни, читают на смешном корякском,
ительменском или другом каком-либо языке сказки, стихи. Например,
стихотворение Георгия Поротова, талантливого камчатского писателя
«Хололо»
Когда мы пляшем хололо-
На сердце радость и тепло.
Хололо, хололо.
Разнаряжены, как в сказках,
Веселятся люди в масках.
Хололо, хололо.
Кто ты, в маске? Я не знаю:
Может, Ое, может ,Ая,
Хололо, хололо.
Знай ,коль пляшет все село,
Это пляшут хололо.
Хололо, хололо.
На уроке группы получают конкретные задания(использую рекомендации
поурочных разработок КОСТЫРЯ А. В .
,
ст. преподаватель каф.отечественной
истории КамГУ им. В.Беринга
1-я
Прочитайте сказки в пособии В. Д. Сергеева на с. 31-32, ответьте на
вопросы.
1. Что вы узнали из сказок о нравах, обычаях народов Камчатки?
2. Чему учит эти сказки?
3. Составьте краткое сообщение на основании этих вопросов(2 минуты)
2-я
Познакомьтесь с содержанием мифа в пособии В. Д.Сергеева на с. 25 -
26.. Ответьте на вопросы.
1. О чем вы узнали из мифа?
3. В чем своеобразие камчатских мифов?
4. Составьте краткое сообщение на основании этих вопросов (2 минуты)
Ительмены о сотворении своего народа.
Кутху до сотворения земли жил на небе…Кутху по сотворении земли
оставил небо и поселился на Камчатке, где родил сына именем Тыжил-
Кутху да дочь Сидуку… Между тем как сам Кутху, так и его жена и дети
носили платье из листьев шитое, питались березовою и таловою коркою,
ибо звери, по их объявлению, сотворены тогда не были, а рыбы ловить не
умели их боги.
Кутху, оставя сына своего и дочь, с Камчатки отбыл, а куда девался, не
ведают, токмо то объявляют, что он пошел с Камчатки на лыжах, и что
горы и долы сделались от его путешествия, ибо земля под ним гнулась,
как тонкий лед, и таким образом лишена своей ровности и плоскости.
У
Тыжил-кутхи
после
отца
родился
сын
Амлея
да
дочь
Сидукам-
шичь…
То
утверждают
за
истину,
что
народ
их
размножился
от
объявленных праотцов…
по С. П. Крашенинникову.
3-я
Познакомьтесь с содержанием поверий. Ответьте на вопросы.
1.
Как
религиозные
взгляды
народов
Камчатки
нашли
отражение
в
приметах?
2.
Что можно узнать о быте и нравах народов?
4. Составьте краткое сообщение на основании этих вопросов (2 минуты)
Поверья.
Через дорогу зверь перебежит – возвращайся: несчастье будет.
На закате в лесу плакать не надо: себе боли наживешь.
Не
плюй
в
огонь
и
в
след
товарищу
–
закоростишься
(покроешься
болячками).
Если хочешь, чтобы повезло – перешагни через костер.
Паучок задом наперед ходит – гости будут.
Не ругайся – Кутха за язык повесит.
Когда заблудишься в лесу – стельку в торбасах поверни передом назад.
Не засматривайся на луну – одна ленивая девушка засмотрелась на нее,
луна и вздернула ее к себе.
Когда кушаешь, смеяться нельзя – сделаешь боль другим.
4-я
Познакомьтесь с описанием праздника в пособии В. Д. Сергеева на с. 27-
29. Ответьте на вопросы.
1. Когда проходил праздник?
2. Что на нем делали?
3. Что вам больше всего понравилось в празднике?
4. Составьте краткое сообщение на основании этих вопросов (2 минуты)
5-я
Задание. Прочитайте информацию в пособии В. Д. Сергеева со с.24 - 25.
Ответьте на вопросы.
1.
Во что верили народы Камчатки?
2.
Какие боги у них были?
3.
Кто такие шаманы и чем они занимались?
4.
Составьте от группы краткое сообщение на основании этих вопросов (
2 минуты)
3. Подведение итогов – 10 минут.
Представители
групп
предлагают
вниманию
присутствующих
свои
сообщения.
На уроке есть приглашенные жители, которые помнят рассказы своих
предков и рассказывают интересные случае из жизни коренных народов
Севера .Танцевальная группа « Завина» (учащиеся нашей школы)
представила изумительно красивый танец «Чайка»
В ходе урока
ребята в группах выполняют задания в рабочих тетрадях,
пишут синквейн по теме: «Камчатка»
В
качестве
домашнего
задания
я
предлагаю
начать
выполнение
индивидуального
проекта
«История
моей
семьи
в
истории
Камчатки».
Для
этого
необходимо
попытаться
найти
ответ
на
следующие вопросы:
Фамилии, имена, отчества, годы жизни ваших родственников.
Ваши предки - коренные жители Камчатки или переселенцы?
Если они переселенцы, то когда прибыли на Камчатку и в связи с
какими обстоятельствами?
Где жили ваши родственники?
Чем они занимались?
Отразились ли события XX века на их судьбе? Каким образом?
Сохранились ли в семье старые вещи, фотографии, связанные с их
жизнью? Если такие есть, то опишите их.
Каждый ученик должен составить отчет о проделанной работе. Он
может
быть
сделан
в
свободной
форме
и
включать
в
себя,
например,
генеалогическое
древо
его
семьи,
воспоминания
родственников,
его
размышления, фотографии и так далее. А также подготовить презентацию
своей работы на 5-7 минут, которая состоится на итоговой конференции по
второй части курса.
Литература:
1.
«Люби и знай свой край»: атлас / отв. ред. С. В. Савина – М.:
Федеральная служба геодезии и картографии России, 1995. – 32 с.
или
Камчатка XVII – ХХ вв. Историко-географический атлас / Под ред.
Н.Д.Жданова, Б.П.Полевого. – М.: Федеральная служба геодезии
и картографии России, 1997.- с. 10-11.
2.
В.Д.
Сергеев.
Страницы
истории
Камчатки
(дореволюционный
период).
Учебно-методическое
пособие.
–
Петропавловск
–
Камчатский,
Дальневосточное книжное издательство, Камчатское
отделение, 1992. с.5-13. или раздаточный материал.
3.
Хрестоматия для учащихся 5-9 классов «Литература родного края».
Составители А. Г. Гропянова и Е. В. Гропянов.