Напоминание

План-конспект урока по теме: "Рычаг" 7 класс


Автор: Самойлова Людмила Ивановна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МОБУ Покровская СОШ
Населённый пункт: с.Покровка, Октябрьский район, Приморский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: План-конспект урока по теме: "Рычаг" 7 класс
Раздел: среднее образование





Назад




Тема: «Простые механизмы. Рычаг». 7 класс.

Учебная

цель:

дать

понятия:

простые

механизмы,

рычаг,

плечо

силы;

рассмотреть

разновидности

простых

механизмов

и

их

значение

простых

механизмов в нашей жизни.

Развивающая

цель:

развить

умение

делать

сопоставления,

выдвигать

гипотезы,

развить

наблюдательность

и

воображение,

коммуникативные

навыки.

Воспитательная цель: формирование мировоззрения, научных убеждений.

Задачи:

1.

Повысить

интерес

к

предмету

посредством

проведения

опытов,

приведения примеров, связывающих предмет и реальность.

2. Показать значение физических знаний в нашей жизни.

3. Научить применять физические знания в реальной жизни.

4. Сделать акцент на том, что даже простые вещи имеют большое значение в

деятельности человека.

Техническое обеспечение:

- «Наглядная физика» 7 классы

- рычаг, набор грузов

- изображения простых механизмов

- модели простых механизмов

- учебник «Физика. 7 класс» А.В. Перышкин, М., «Дрофа», 2014

Ход урока:

I. Оргмомент.

II. Новый материал.

1. Развитие науки и техники играет большую роль в нашей жизни, но

если вернуться к истокам, то мы увидим, что первобытные люди также

использовали свои приспособления для улучшения условий существования.

Вопрос:

Какие

приспособления

использовали

первобытные

люди?

Назовите их.

Дети отвечают. На экране идет смена картинок.

Интересен тот факт, что некоторыми приспособлениями мы пользуемся

до

сих

пор.

Итак,

сегодня

мы

познакомимся

с

простыми

механизмами,

которые использовали наши предки и которые дошли до наших времен.

Вопрос: Что же такое механизм?

Слушаем ответы детей и делаем обобщение.

Механизм – устройство для преобразования сил.

Простыми

механизмами называют

механизмы,

которые

очень

просты в изготовлении, не требуют больших материальных затрат.

Из простых механизмов выделяют рычаг и его разновидности: блок и

ворот, наклонная плоскость и ее разновидности: клин и винт.

2. Сегодня мы познакомимся с рычагом.

Вопрос: Кто-нибудь знает, что такое рычаг? Как он выглядит?

Слушаем ответы. Возможны варианты.

«Да»

«Нет»

Опиши, как выглядит рычаг. Где и для

Как ни странно, вы все когда – нибудь

чего его применяют?

пользовались

рычагом,

просто

не

и н т е р е с о в а л и с ь ,

к а к

э т о

приспособление

называется

по

научному.

Запишем определение.

Рычаг – твердое тело, способное вращаться вокруг неподвижной оси.

Рычаг

I рода

II рода

Силы приложены по разные стороны

от оси вращения и направлены в одну

сторону

Силы приложены по одну сторону от

оси вращения и направлены в разные

стороны

Вопрос: Давайте

подумаем,

к

какому

роду

рычага

относится

всем

знакомая обыкновенная садовая лопата? Ответ пояснить.

Ответ: к I роду. Так как вторая рука при работе с лопатой лежит на

черенке и является точкой опоры.

Вопрос: А качели? Ответ: к I роду.

Вопрос: Садовая тачка? Ответ: ко II роду.

О

F

2

О

F

2

F

1

F

1

Задание: приведите

свои

примеры

рычагов I

и II

рода,

которые

встречаются в быту и технике.

3. Давайте выясним, при каком условии рычаг будет находиться в

равновесии.

Опыт 1. «Наглядная физика. 7 класс», кадр 18, интерактивная модель.

Учащимся

предлагается

самостоятельно

проверить

на

опыте

просмотренный пример.

Опыт

2.

Повторяем

интерактивный

опыт

на

реальных

приборах.

Убеждаемся

в

правильности

компьютерной

модели.

Снимаем

прямые

измерения сил и расстояний от оси вращения до точки приложения силы.

Вопрос: Какие выводы можно сделать из полученных результатов?

Планируемые ответы:

- чем больше сила, тем меньше расстояние от оси вращения до точки

приложения силы;

- чем меньше сила, тем больше расстояние от оси вращения до точки

приложения силы;

-

отношение

сил

обратно

пропорционально

расстояниям

от

оси

вращения до точки приложения сил.

Это

и

есть

суть

правила

равновесия

рычага.

Давайте

запишем

следующие определения:

Кратчайшее расстояние от оси вращения до линии действия силы

называется плечом силы.

Обозначение: l. Единицы измерения: м.

Правило

рычага: Рычаг находится в равновесии, если отношение

приложенных к нему сил, равно обратному отношению их плеч.

F

1

/F

2

=l

2

/l

1

Даже не зная этого правила, вы его применяете!!!

Например:

1. Катаясь на качелях, тот, что тяжелее, садится ближе к оси вращения и

наоборот. (рычаг I рода)

2. Чтобы приподнять какой – либо тяжелый предмет, мы используем

длинную жесткую палку или лом. (рычаг II рода)

Приведите свои примеры.

4 . Рассмотрим пример решения задачи на правило рычага стр 175

учебника.

5. Закрепление:

- почему «простые механизмы» называют «простыми»?

- что представляет из себя рычаг?

- что такое плечо силы? Как его найти?

- условие равновесия рычага.

6. ДЗ §57, 58



В раздел образования