Автор: Самойлова Людмила Ивановна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МОБУ Покровская СОШ
Населённый пункт: с.Покровка, Октябрьский район, Приморский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: План-конспект урока по теме: "Рычаг" 7 класс
Раздел: среднее образование
Тема: «Простые механизмы. Рычаг». 7 класс.
Учебная
цель:
дать
понятия:
простые
механизмы,
рычаг,
плечо
силы;
рассмотреть
разновидности
простых
механизмов
и
их
значение
простых
механизмов в нашей жизни.
Развивающая
цель:
развить
умение
делать
сопоставления,
выдвигать
гипотезы,
развить
наблюдательность
и
воображение,
коммуникативные
навыки.
Воспитательная цель: формирование мировоззрения, научных убеждений.
Задачи:
1.
Повысить
интерес
к
предмету
посредством
проведения
опытов,
приведения примеров, связывающих предмет и реальность.
2. Показать значение физических знаний в нашей жизни.
3. Научить применять физические знания в реальной жизни.
4. Сделать акцент на том, что даже простые вещи имеют большое значение в
деятельности человека.
Техническое обеспечение:
- «Наглядная физика» 7 классы
- рычаг, набор грузов
- изображения простых механизмов
- модели простых механизмов
- учебник «Физика. 7 класс» А.В. Перышкин, М., «Дрофа», 2014
Ход урока:
I. Оргмомент.
II. Новый материал.
1. Развитие науки и техники играет большую роль в нашей жизни, но
если вернуться к истокам, то мы увидим, что первобытные люди также
использовали свои приспособления для улучшения условий существования.
Вопрос:
Какие
приспособления
использовали
первобытные
люди?
Назовите их.
Дети отвечают. На экране идет смена картинок.
Интересен тот факт, что некоторыми приспособлениями мы пользуемся
до
сих
пор.
Итак,
сегодня
мы
познакомимся
с
простыми
механизмами,
которые использовали наши предки и которые дошли до наших времен.
Вопрос: Что же такое механизм?
Слушаем ответы детей и делаем обобщение.
Механизм – устройство для преобразования сил.
Простыми
механизмами называют
механизмы,
которые
очень
просты в изготовлении, не требуют больших материальных затрат.
Из простых механизмов выделяют рычаг и его разновидности: блок и
ворот, наклонная плоскость и ее разновидности: клин и винт.
2. Сегодня мы познакомимся с рычагом.
Вопрос: Кто-нибудь знает, что такое рычаг? Как он выглядит?
Слушаем ответы. Возможны варианты.
«Да»
«Нет»
Опиши, как выглядит рычаг. Где и для
Как ни странно, вы все когда – нибудь
чего его применяют?
пользовались
рычагом,
просто
не
и н т е р е с о в а л и с ь ,
к а к
э т о
приспособление
называется
по
научному.
Запишем определение.
Рычаг – твердое тело, способное вращаться вокруг неподвижной оси.
Рычаг
I рода
II рода
Силы приложены по разные стороны
от оси вращения и направлены в одну
сторону
Силы приложены по одну сторону от
оси вращения и направлены в разные
стороны
Вопрос: Давайте
подумаем,
к
какому
роду
рычага
относится
всем
знакомая обыкновенная садовая лопата? Ответ пояснить.
Ответ: к I роду. Так как вторая рука при работе с лопатой лежит на
черенке и является точкой опоры.
Вопрос: А качели? Ответ: к I роду.
Вопрос: Садовая тачка? Ответ: ко II роду.
О
F
2
О
F
2
F
1
F
1
Задание: приведите
свои
примеры
рычагов I
и II
рода,
которые
встречаются в быту и технике.
3. Давайте выясним, при каком условии рычаг будет находиться в
равновесии.
Опыт 1. «Наглядная физика. 7 класс», кадр 18, интерактивная модель.
Учащимся
предлагается
самостоятельно
проверить
на
опыте
просмотренный пример.
Опыт
2.
Повторяем
интерактивный
опыт
на
реальных
приборах.
Убеждаемся
в
правильности
компьютерной
модели.
Снимаем
прямые
измерения сил и расстояний от оси вращения до точки приложения силы.
Вопрос: Какие выводы можно сделать из полученных результатов?
Планируемые ответы:
- чем больше сила, тем меньше расстояние от оси вращения до точки
приложения силы;
- чем меньше сила, тем больше расстояние от оси вращения до точки
приложения силы;
-
отношение
сил
обратно
пропорционально
расстояниям
от
оси
вращения до точки приложения сил.
Это
и
есть
суть
правила
равновесия
рычага.
Давайте
запишем
следующие определения:
Кратчайшее расстояние от оси вращения до линии действия силы
называется плечом силы.
Обозначение: l. Единицы измерения: м.
Правило
рычага: Рычаг находится в равновесии, если отношение
приложенных к нему сил, равно обратному отношению их плеч.
F
1
/F
2
=l
2
/l
1
Даже не зная этого правила, вы его применяете!!!
Например:
1. Катаясь на качелях, тот, что тяжелее, садится ближе к оси вращения и
наоборот. (рычаг I рода)
2. Чтобы приподнять какой – либо тяжелый предмет, мы используем
длинную жесткую палку или лом. (рычаг II рода)
Приведите свои примеры.
4 . Рассмотрим пример решения задачи на правило рычага стр 175
учебника.
5. Закрепление:
- почему «простые механизмы» называют «простыми»?
- что представляет из себя рычаг?
- что такое плечо силы? Как его найти?
- условие равновесия рычага.
6. ДЗ §57, 58