Автор: Ореховская Ирина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 4
Населённый пункт: Петровского района Ставропольского края
Наименование материала: урок литературного чтения 4 класс УМК "Гармония"
Тема: "Понимание эмоционального тона художественного произведения. К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками""
Раздел: начальное образование
УМК «Гармония», учитель: Ореховская И. В.
Предмет: литературное чтение
Класс 4
Учебник автора Кубасова О. В. Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2013
Тема урока:
Понимание эмоционального тона художественного произведения. К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
Тип урока
Комбинированный,
использована
интеграционная
технология
развивающего
обучения
(литературное
чтение
и
музыка).
Цель деятельностная
совершенствовать умение анализировать эмоциональное состояние героев; формировать речевые навыков и умения
выражать свои мысли в устной форме; формировать творческое воображение через умение представлять картины по
музыкальному произведению.
Цель содержательная
развивать воображение через умение обосновывать свою точку зрения; расширять кругозор детей, обогащать словарный
запас, приобщать их к искусству.
Планируемые
результаты
л и ч н о с т н ы е: понимать точки зрения других людей, действовать в условиях конфликта мнений, планировать
совместную деятельность, принимать совместные решения.
м е т а п р е д м е т н ы е:
целеполагание
на
уровне
принятия
практической
задачи
и
постановки
учебной
задачи,
моделирование, моделирование понятия, умение использовать главу текста, структурировать знания по теме урока.
п р е д м е т н ы е: обучать анализу лирического произведения, умение работать над содержанием глав, используя
различные виды чтения, приемы критического мышления, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии
с заданиями.
к о м м у н и к а т и в н ы е: планирование
учебного
сотрудничества,
постановка
вопросов,
управление поведением
партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли.
Организация
пространства
Формы работы: наблюдение, обсуждение с целью обобщения, индивидуальная, парная, фронтальная.
Ресурсы
Электронные ресурсы
Компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация к уроку,
Печатные ресурсы
1.
Кубасова О. В. Литературное чтение. 4 класс. Учебник. Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2013
2.
Кубасова О. В. Литературное чтение. 4 класс. Рабочая тетрадь. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013 г.
3.
Карточки
4.
Иллюстрация ели, шишки из цветной бумаги.
Конспект урока
Этап урока
Содержание этапа урока, действия учителя
Действия учащихся
I. Организационный
момент
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка
обучающихся к усвоению нового материала.
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку,
слушают музыку
Вход в урок (слушание Э. Григ «Танец Анитры»)
II.
Постановка цели и
задач урока. Мотивация
учебной деятельности
учащихся.
-
Ребята,
посмотрите
на
доску.
Подумайте
и
попробуйте
догадаться, о каком произведении мы будем говорить на уроке?
(На доске: портрет Э. Грига, К. Паустовского и корзина с
еловыми шишками)
-
Сегодня
на
уроке,
мы
завершаем
работу
над
этим
произведением. Но вместе с тем, мы войдем в необыкновенный
мир
творчества
писателя
Константина
Паустовского
и
норвежского
композитора
Эдварда
Грига.
Музыкальные
произведения Грига будут сопровождать нас на протяжении
всего урока.
Сообщают тему урока, предполагают план работы
III. Актуализация
знаний.
1. Творчество К. Паустовского
- Были ли вы раньше знакомы с творчеством К. Паустовского?
–
Какие
произведения
К.
Паустовского
вы
уже
читали?
(Барсучий нос, Заячьи лапы, Стальное колечко, Растрёпанный
воробей)
-1-ая группа готовила сообщение о писателе К. Паустовском.
(рассказ детей)
Константин
Георгиевич
Паустовский
родился
в
Москве. Кроме него, в семье было ещё трое детей: два брата и
сестра.
Отец
писателя
был
железнодорожным
служащим,
и
семья часто переезжала с места на место. После нескольких
переездов семья Паустовских поселяется в Киеве. Константин
Паустовский учился в Киевской гимназии. В последнем классе
гимназии, он написал свой первый рассказ.
Константин Георгиевич переменил много профессий: он
был вожатым и кондуктором трамвая, рабочим на
заводах,
рыбаком,
санитаром
в
армии,
преподавателем
русской
литературы, журналистом. В гражданскую войну Паустовский
воевал в Красной Армии. Во время Великой Отечественной
войны был военным корреспондентом.
За
свою
большую
писательскую
жизнь
Константин
Георгиевич
побывал
во
многих
уголках
нашей
страны
и
в
других странах. Паустовский писал не только о природе, но и о
замечательных
людях. О н встречался со многими знаменитыми
людьми: поэтами, музыкантами, художниками и написал много книг
про них.
Отвечают на вопросы учителя.
Рассказывают о жизни и творчестве писателя и
композитора
Перу
Паустовского
принадлежат
цикл
рассказов
для
детей и несколько сказок. Они учат любить родную природу,
быть наблюдательным, видеть в обычном необычное и уметь
фантазировать,
быть
добрым,
честным.
Эти
важные
человеческие качества так необходимы в жизни.
Книги Паустовского переведены на многие иностранные
языки.
Умер писатель в Москве, а похоронен в г.Таруса Калужской
области. На его могилу приходят взрослые и дети, все, кто
любит его произведения. От весны до глубокой осени на его
могиле лежат букеты цветов, а зимой зеленеют еловые веточки.
-
Кому
посвятил
рассказ
«Корзина
с
еловыми
шишками» К.Г.Паустовский?
( композитору Эдварду Григу)
2. Творчество Э. Грига
- Я предоставляю слово
3 группе (рассказ детей о
Григе)
Эдвард
Григ
– великий
норвежский
композитор,
пианист,
дирижер,
родился
в
городе
Бергене.
С
шести
лет
мальчик начал учиться игре на фортепиано у своей матери –
талантливой
пианистки.
Она
познакомила
сына
с
произведениями Моцарта, Шопена, Мендельсона.
Игру
юного
Грига
однажды
услышал
знаменитый
скрипач
и
посоветовал
отправить
мальчика
учиться
в
Германию.
Пятнадцатилетний
Эдвард
по ступил
в
консерваторию и через четыре года успешно окончил ее.
Вскоре
его
имя
стало
известно
всему
миру.
Все
произведения Грига посвящены Норвегии. Главная тема его
произведений – тема Родины. Он любил свою Родину, ее леса,
озера, реки.
Григ много путешествовал, выступал с концертами в
разных
странах.
Но
он
каждый
раз
стремился
поскорее
вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря. В
его
музыке
оживают
легенды
и
сказки,
красочные
картины
народной
жизни,
образы
природы
Норвегии.
В
ней
звучит
прибой северного моря.
Велико
творческое
наследие
Эдварда
Грига.
Он
был
автором
более
120
романсов
и
песен.
Григ
писал
их
на
протяжении всей жизни.
День,
когда
Григ
умер,
был
объявлен
д н е м
национального
траура.
Похоронен
композитор
в
скале
над
вечно волнующимся морем.
IV. Обобщение и
систематизация
1.Составление
картинного и словесного
плана
2.Работа
над
1
частью
рассказа.
- А теперь обратимся к произведению и вспомним, сколько в
нем частей.
- О чем говорится в каждой части?
(1 - встреча композитора и девочки; 2 - о том, как Григ писал
музыку для Дагни; 3 - Дагни у тетушки; 4 - на концерте)
-
Предлагаю
вам
составить
словесный
и
картинный
план
рассказа,
используя
ваши
рисунки. (Звучит музыка Э.Грига
«Песня Сольвейг»).
Можно составить такой план:
1. Встреча в осеннем лесу.
2. Композитор пишет музыку.
3. Дагни в гостях у тётушки.
4. Подарок для Дагни.
- Как озаглавили 1 часть? (Встреча в осеннем лесу)
-
Рассказ
"Корзина
с
еловыми
шишками"
имеет
красивое
начало.
-
Вспомните,
что
описывает
автор
в
начале? (Норвежский
горный лес)
- Часто Григ представлял себе, что в глубине этих гор живут
маленькие сказочные существа. Так появилась композиция «В
пещере горного короля» из сюиты "Пер Гюнт". Послушайте и
попробуйте
представить
себе
этих
сказочных
персонажей.
(слушание Э. Григ «В пещере горного короля»)
- Посмотрите на иллюстрацию. Какой эпизод изображен на
ней? (встреча Грига с Дагни)
- Давайте прочитаем по ролям этот отрывок.
-
Какой
же
подарок
решил
сделать
композитор
девочке?
(написать музыку)
- Почему он не захотел сделать его сразу?(такие вещи не дарят
маленьким детям, т.к. дети не всегда понимают сложную
Отвечают на вопросы учителя.
Работают в парах, двое учащихся у доски.
Составляют картинный и словесный план к каждой
части текста.
Отвечают на вопросы учителя.
Слушают музыку
Читают отрывок текста по ролям, выражая чувства и
переживания героев при чтении
Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои
впечатления
3.Работа над 2
частью
рассказа
музыку)
- Как вы думаете, почему Григ в рассказе с такой любовью и
вниманием относится к девочке? (у нее доброе сердце; умеет
думать о других)
- А ведь этот случай, описанный Паустовским, можно связать с
фактами из биографии композитора.
… Григ очень любил детей. Когда-то у него была дочь
Александра.
Белокурая,
зеленоглазая,
очень
красивая.
Но
прожила она совсем недолго- чуть больше года. Больше детей в
семье не было. Всю жизнь вспоминал композитор эту утрату. И
поэтому в каждой девочке он видел свою дочь.
-
Переходим
ко
второй
части.
Как
мы
ее
озаглавили?
(Композитор пишет музыку)
- Кто такой композитор? (человек, который пишет музыку)
-
С
чем
сравнивали
друзья
дом
композитора? (с жилищем
дровосека)
- А почему? (в нем были только рояль и диван)
-
Почему
в
доме
не
было
другой
мебели
и
предметов
интерьера? (мебель и предметы интерьера приглушают звуки
музыки)
- Что украшало комнату Грига?
- Почему композитор не решался выбросить старый диван?
- Дом был бедным, пустым. А счастлив ли был там Григ?(да)
- Почему он считал себя счастливым человеком? Найдите в
тексте
слова,
которые
это
подтверждают (отдал
молодежи
жизнь, талант, работу; все без возврата)
-
Сколько
же
времени
писал
композитор
музыкальное
произведение для Дагни? (больше месяца)
- Эдвард Григ сидел зимним вечером у себя дома. За окном
падал снег, дома топилась печь, а он сочинял музыку для Дагни.
Но Григ был не один. Кто же наблюдал за ним? Кто были его
первые слушатели? Найдите в тексте и зачитайте.
- Как вы думаете, трудно описывать музыку словами? Ответьте
на мой вопрос словами текста.
Отвечают на вопросы учителя.
Находят в тексте отрывки и прочитывают вслух
V. Минутка релаксации
Выполняют движения под музыку
VI. Применение
знаний
и умений
1.Изобразительно–выра-
зительные средства
(олицетворения,
сравнения и эпитеты).
-
Вы
сказали,
что
музыку
нельзя
передать
словами.
А
писателям и поэтам это удаётся.
-
Какие
же
изобразительно
–
выразительные
средства
используют
они
в
своих
произведениях?
(олицетворения,
сравнения и эпитеты). Вспомните эти понятия.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
-
это
художественный
приём, когда
неживому
предмету
приписываются
признаки
или
действия
живого существа.
СРАВНЕНИЕ
–
это
сопоставление
изображаемого
предмета, или явления, с другим предметом по общему им
признаку.
ЭПИТЕТ
–
э т о красочные
прилагательные,
которые
помогают живо представить
предмет,
почувствовать
отношение автора к нему.
1 группа – выписывают из текста 3-4 олицетворения
(листья дрожат, рояль мог петь, струна плакала, мелодия росла,
эхо ждет, клавиши тосковали, смеялись, гремели);
2 группа - выписывают из текста 3-4 сравнения (эхо как
птица пересмешник, листья как золото и медь, зелёные зрачки
Дагни
как
огоньки
листвы,
дом
композитора
с
жилищем
дровосека,
Дагни
как
солнце,
нежный
ветер,
раннее
утро,
солнце горит как корона, косы с отблеском старого золота);
3 группа - выписывают из текста 3-4 эпитета (грибной
воздух, осенний наряд, весёлое эхо, белые ночи, хрустальные
туфельки, сказочная волшебница)
(слушание Э. Григ «Норвежский танец»)
- Действительно, музыку не передашь словами, но мастерство
писателя позволяет нам заглянуть в дом Э. Грига в Бергене,
услышать,
как
рояль
великого
композитора
может
петь,
а
клавиши – тосковать, смеяться, «греметь бурей и гневом».
- Переходим к 3 части. Как мы ее озаглавили? (Дагни в гостях у
тётушки)
-
А теперь давайте перенесёмся на 10 лет вперёд. Дагни
покидает дом. А по какой причине она это делает? (посмотреть
как устроен мир, как живут люди и немного повеселиться)
Отвечают на вопросы учителя.
Работают в группах
Слушают музыку
Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои
впечатления
2.Работа над 3
частью
рассказа
3.Работа над 4
частью
рассказа
- Что изменилось в жизни Дагни? Какой она стала? (ей 18 лет,
красивая стройная девушка)
-
А
внутренний
духовный
мир
Дагни
изменился?
(в
душе
осталась всё тем же добрым и чутким ребёнком).
- Помните, а ведь именно этими качествами Дагни понравилась
Григу.
- Переходим к заключительной части. Как мы ее озаглавили?
(Подарок для Дагни)
- Давайте вместе с Дагни отправимся на концерт и послушаем
отрывок
музыкального
произведения
Эдварда
Грига
"Утро"
(прослушивание музыки)
- Сейчас уже никто не сможет точно сказать, какое из своих
произведений Э. Григ посвятил Дагни Педерсен. Может быть
это, а может и другое.
- Какую картину нарисовало ваше воображение?
- А какие картины предстали перед глазами Дагни? Прочитайте
этот
отрывок. (поет
ранним
утром
рожок,
сильный
порыв
ветра, ее лес, ее родина, горы, море)
- Почему после исполнения этой чудесной музыки "Сначала
медленно, потом все разрастаясь, загремели аплодисменты"?
(классическая
музыка
воздействует
на
душу,
которая
взлетает и парит в воздухе, а когда музыка стихает, сердце
замирает и нужно некоторое время, чтобы прийти в себя,
ощутить себя снова на земле.)
- Если вы этого никогда не чувствовали, значит, редко слушали
настоящую музыку. Но у вас еще все впереди: и настоящее
счастье, и музыка тоже.
- Почему Дагни плакала? Что это были за слезы? (Она плакала
от счастья, это были слезы благодарности)
- О чем думала Дагни, выходя из парка? Прочитайте.
- "Волшебник и великий музыкант". О ком же эти слова?
-
Прочитайте
последние
4
слова,
которыми
заканчивается
рассказ (чем должен жить человек…)
-
Какой
знак
препинания
стоит
в
конце?
Как
вы
думаете
почему?
(надо
поразмыслить,
это
приём
в
литературе
называется
риторический
вопрос,
который
не
требует
Слушают музыку
Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои
впечатления
немедленного ответа)
- Так чему же учит это произведение? (надо жить, принося
радость другим людям)
VII. Подведение итогов.
1) Запись на доске: «Живут волшебники земные, тепло
своих сердец даря».
- Кого мы называем земными волшебниками и почему? (Григ
подарил нам талантливо написанную музыку, Паустовский –
рассказ).
-
Писатель
К.
Паустовский
и
композитор
Э.
Григ
великие
мастера
и
волшебники:
один
словами,
другой
музыкой
пробуждают в нас чистые и добрые чувства
- Прошло много лет с тех пор, как не стало замечательного
писателя
Константина
Паустовского
и
талантливого
композитора Эдварда Грига, а мы продолжаем читать рассказы,
слушать музыку, ведь произведения, созданные этими людьми
бессмертны.
2)
-
Мне
бы
хотелось,
чтобы
вы
стали
хорошими
людьми. И слова М.Пришвина и В. Сухомлинского были вашим
девизом по жизни:
Все хорошее в природе - от солнца, а все лучшее в жизни - от
человека. (М. Пришвин)
Делайте так, чтобы людям, которые вас окружают, было
хорошо. (В.А.Сухомлинский)
Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои
впечатления
VIII. Информация о
домашнем задании,
инструктаж по его
выполнению
-
В учебнике рассказ напечатан не до конца. У вас на
партах
лежит
концовка.
Дома
прочитайте
её
и
в
рабочей
тетради напишите рассуждение на философскую тему:
«Чем
должен жить человек?»
Дагни шла по пустынным улицам. Она не замечала, что
следом за ней, стараясь не попадаться ей на глаза, шел Нильс,
посланный
Магдой.
Он
покачивался,
как
пьяный,
и
что-то
бормотал о чуде, случившемся в их маленькой жизни.
Сумрак ночи еще лежал над городом. Но в окнах
слабой
позолотой
уже
занимался
северный
рассвет.
Дагни
вышла
к
морю.
Оно
лежало
в
глубоком
сне,
без
единого
всплеска.
Дагни сжала руки и застонала от не ясного еще ей
самой,
но
охватившего
все
ее
существо
чувства
красоты
этого мира.
— Слушай, жизнь, — тихо сказала Дагни, — я люблю тебя. И
она засмеялась, глядя широко открытыми глазами на огни
пароходов. Они медленно качались в прозрачной серой воде.
Нильс, стоявший поодаль, услышал ее смех и пошел
домой. Теперь он был спокоен за Дагни. Теперь он знал, что ее
жизнь не пройдет даром.
IX. Рефлексия.
- В произведении Паустовского Дагни собирала шишки. У вас
тоже
есть
шишки.
Они
разного
цвета:
желтые,
оранжевые,
красные.
Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя
проявили,
хорошо
работали
-
прикрепите
красную
шишку
(самую спелую).
- Если не все пока удалось, есть какие-то проблемы, что-то не
получилось - оранжевую.
- Если вам было сложно разобраться, есть трудности - желтую,
надо немного созреть.
Оценивают свою деятельность на уроке