Напоминание

"Понимание эмоционального тона художественного произведения. К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками""


Автор: Ореховская Ирина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 4
Населённый пункт: Петровского района Ставропольского края
Наименование материала: урок литературного чтения 4 класс УМК "Гармония"
Тема: "Понимание эмоционального тона художественного произведения. К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками""
Раздел: начальное образование





Назад




УМК «Гармония», учитель: Ореховская И. В.

Предмет: литературное чтение

Класс 4

Учебник автора Кубасова О. В. Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2013

Тема урока:

Понимание эмоционального тона художественного произведения. К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Тип урока

Комбинированный,

использована

интеграционная

технология

развивающего

обучения

(литературное

чтение

и

музыка).

Цель деятельностная

совершенствовать умение анализировать эмоциональное состояние героев; формировать речевые навыков и умения

выражать свои мысли в устной форме; формировать творческое воображение через умение представлять картины по

музыкальному произведению.

Цель содержательная

развивать воображение через умение обосновывать свою точку зрения; расширять кругозор детей, обогащать словарный

запас, приобщать их к искусству.

Планируемые

результаты

л и ч н о с т н ы е: понимать точки зрения других людей, действовать в условиях конфликта мнений, планировать

совместную деятельность, принимать совместные решения.

м е т а п р е д м е т н ы е:

целеполагание

на

уровне

принятия

практической

задачи

и

постановки

учебной

задачи,

моделирование, моделирование понятия, умение использовать главу текста, структурировать знания по теме урока.

п р е д м е т н ы е: обучать анализу лирического произведения, умение работать над содержанием глав, используя

различные виды чтения, приемы критического мышления, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии

с заданиями.

к о м м у н и к а т и в н ы е: планирование

учебного

сотрудничества,

постановка

вопросов,

управление поведением

партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли.

Организация

пространства

Формы работы: наблюдение, обсуждение с целью обобщения, индивидуальная, парная, фронтальная.

Ресурсы

Электронные ресурсы

Компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация к уроку,

Печатные ресурсы

1.

Кубасова О. В. Литературное чтение. 4 класс. Учебник. Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2013

2.

Кубасова О. В. Литературное чтение. 4 класс. Рабочая тетрадь. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013 г.

3.

Карточки

4.

Иллюстрация ели, шишки из цветной бумаги.

Конспект урока

Этап урока

Содержание этапа урока, действия учителя

Действия учащихся

I. Организационный

момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка

обучающихся к усвоению нового материала.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку,

слушают музыку

Вход в урок (слушание Э. Григ «Танец Анитры»)

II.

Постановка цели и

задач урока. Мотивация

учебной деятельности

учащихся.

-

Ребята,

посмотрите

на

доску.

Подумайте

и

попробуйте

догадаться, о каком произведении мы будем говорить на уроке?

(На доске: портрет Э. Грига, К. Паустовского и корзина с

еловыми шишками)

-

Сегодня

на

уроке,

мы

завершаем

работу

над

этим

произведением. Но вместе с тем, мы войдем в необыкновенный

мир

творчества

писателя

Константина

Паустовского

и

норвежского

композитора

Эдварда

Грига.

Музыкальные

произведения Грига будут сопровождать нас на протяжении

всего урока.

Сообщают тему урока, предполагают план работы

III. Актуализация

знаний.

1. Творчество К. Паустовского

- Были ли вы раньше знакомы с творчеством К. Паустовского?

Какие

произведения

К.

Паустовского

вы

уже

читали?

(Барсучий нос, Заячьи лапы, Стальное колечко, Растрёпанный

воробей)

-1-ая группа готовила сообщение о писателе К. Паустовском.

(рассказ детей)

Константин

Георгиевич

Паустовский

родился

в

Москве. Кроме него, в семье было ещё трое детей: два брата и

сестра.

Отец

писателя

был

железнодорожным

служащим,

и

семья часто переезжала с места на место. После нескольких

переездов семья Паустовских поселяется в Киеве. Константин

Паустовский учился в Киевской гимназии. В последнем классе

гимназии, он написал свой первый рассказ.

Константин Георгиевич переменил много профессий: он

был вожатым и кондуктором трамвая, рабочим на

заводах,

рыбаком,

санитаром

в

армии,

преподавателем

русской

литературы, журналистом. В гражданскую войну Паустовский

воевал в Красной Армии. Во время Великой Отечественной

войны был военным корреспондентом.

За

свою

большую

писательскую

жизнь

Константин

Георгиевич

побывал

во

многих

уголках

нашей

страны

и

в

других странах. Паустовский писал не только о природе, но и о

замечательных

людях. О н встречался со многими знаменитыми

людьми: поэтами, музыкантами, художниками и написал много книг

про них.

Отвечают на вопросы учителя.

Рассказывают о жизни и творчестве писателя и

композитора

Перу

Паустовского

принадлежат

цикл

рассказов

для

детей и несколько сказок. Они учат любить родную природу,

быть наблюдательным, видеть в обычном необычное и уметь

фантазировать,

быть

добрым,

честным.

Эти

важные

человеческие качества так необходимы в жизни.

Книги Паустовского переведены на многие иностранные

языки.

Умер писатель в Москве, а похоронен в г.Таруса Калужской

области. На его могилу приходят взрослые и дети, все, кто

любит его произведения. От весны до глубокой осени на его

могиле лежат букеты цветов, а зимой зеленеют еловые веточки.

-

Кому

посвятил

рассказ

«Корзина

с

еловыми

шишками» К.Г.Паустовский?

( композитору Эдварду Григу)

2. Творчество Э. Грига

- Я предоставляю слово

3 группе (рассказ детей о

Григе)

Эдвард

Григ

великий

норвежский

композитор,

пианист,

дирижер,

родился

в

городе

Бергене.

С

шести

лет

мальчик начал учиться игре на фортепиано у своей матери –

талантливой

пианистки.

Она

познакомила

сына

с

произведениями Моцарта, Шопена, Мендельсона.

Игру

юного

Грига

однажды

услышал

знаменитый

скрипач

и

посоветовал

отправить

мальчика

учиться

в

Германию.

Пятнадцатилетний

Эдвард

по ступил

в

консерваторию и через четыре года успешно окончил ее.

Вскоре

его

имя

стало

известно

всему

миру.

Все

произведения Грига посвящены Норвегии. Главная тема его

произведений – тема Родины. Он любил свою Родину, ее леса,

озера, реки.

Григ много путешествовал, выступал с концертами в

разных

странах.

Но

он

каждый

раз

стремился

поскорее

вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря. В

его

музыке

оживают

легенды

и

сказки,

красочные

картины

народной

жизни,

образы

природы

Норвегии.

В

ней

звучит

прибой северного моря.

Велико

творческое

наследие

Эдварда

Грига.

Он

был

автором

более

120

романсов

и

песен.

Григ

писал

их

на

протяжении всей жизни.

День,

когда

Григ

умер,

был

объявлен

д н е м

национального

траура.

Похоронен

композитор

в

скале

над

вечно волнующимся морем.

IV. Обобщение и

систематизация

1.Составление

картинного и словесного

плана

2.Работа

над

1

частью

рассказа.

- А теперь обратимся к произведению и вспомним, сколько в

нем частей.

- О чем говорится в каждой части?

(1 - встреча композитора и девочки; 2 - о том, как Григ писал

музыку для Дагни; 3 - Дагни у тетушки; 4 - на концерте)

-

Предлагаю

вам

составить

словесный

и

картинный

план

рассказа,

используя

ваши

рисунки. (Звучит музыка Э.Грига

«Песня Сольвейг»).

Можно составить такой план:

1. Встреча в осеннем лесу.

2. Композитор пишет музыку.

3. Дагни в гостях у тётушки.

4. Подарок для Дагни.

- Как озаглавили 1 часть? (Встреча в осеннем лесу)

-

Рассказ

"Корзина

с

еловыми

шишками"

имеет

красивое

начало.

-

Вспомните,

что

описывает

автор

в

начале? (Норвежский

горный лес)

- Часто Григ представлял себе, что в глубине этих гор живут

маленькие сказочные существа. Так появилась композиция «В

пещере горного короля» из сюиты "Пер Гюнт". Послушайте и

попробуйте

представить

себе

этих

сказочных

персонажей.

(слушание Э. Григ «В пещере горного короля»)

- Посмотрите на иллюстрацию. Какой эпизод изображен на

ней? (встреча Грига с Дагни)

- Давайте прочитаем по ролям этот отрывок.

-

Какой

же

подарок

решил

сделать

композитор

девочке?

(написать музыку)

- Почему он не захотел сделать его сразу?(такие вещи не дарят

маленьким детям, т.к. дети не всегда понимают сложную

Отвечают на вопросы учителя.

Работают в парах, двое учащихся у доски.

Составляют картинный и словесный план к каждой

части текста.

Отвечают на вопросы учителя.

Слушают музыку

Читают отрывок текста по ролям, выражая чувства и

переживания героев при чтении

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои

впечатления

3.Работа над 2

частью

рассказа

музыку)

- Как вы думаете, почему Григ в рассказе с такой любовью и

вниманием относится к девочке? (у нее доброе сердце; умеет

думать о других)

- А ведь этот случай, описанный Паустовским, можно связать с

фактами из биографии композитора.

… Григ очень любил детей. Когда-то у него была дочь

Александра.

Белокурая,

зеленоглазая,

очень

красивая.

Но

прожила она совсем недолго- чуть больше года. Больше детей в

семье не было. Всю жизнь вспоминал композитор эту утрату. И

поэтому в каждой девочке он видел свою дочь.

-

Переходим

ко

второй

части.

Как

мы

ее

озаглавили?

(Композитор пишет музыку)

- Кто такой композитор? (человек, который пишет музыку)

-

С

чем

сравнивали

друзья

дом

композитора? (с жилищем

дровосека)

- А почему? (в нем были только рояль и диван)

-

Почему

в

доме

не

было

другой

мебели

и

предметов

интерьера? (мебель и предметы интерьера приглушают звуки

музыки)

- Что украшало комнату Грига?

- Почему композитор не решался выбросить старый диван?

- Дом был бедным, пустым. А счастлив ли был там Григ?(да)

- Почему он считал себя счастливым человеком? Найдите в

тексте

слова,

которые

это

подтверждают (отдал

молодежи

жизнь, талант, работу; все без возврата)

-

Сколько

же

времени

писал

композитор

музыкальное

произведение для Дагни? (больше месяца)

- Эдвард Григ сидел зимним вечером у себя дома. За окном

падал снег, дома топилась печь, а он сочинял музыку для Дагни.

Но Григ был не один. Кто же наблюдал за ним? Кто были его

первые слушатели? Найдите в тексте и зачитайте.

- Как вы думаете, трудно описывать музыку словами? Ответьте

на мой вопрос словами текста.

Отвечают на вопросы учителя.

Находят в тексте отрывки и прочитывают вслух

V. Минутка релаксации

Выполняют движения под музыку

VI. Применение

знаний

и умений

1.Изобразительно–выра-

зительные средства

(олицетворения,

сравнения и эпитеты).

-

Вы

сказали,

что

музыку

нельзя

передать

словами.

А

писателям и поэтам это удаётся.

-

Какие

же

изобразительно

выразительные

средства

используют

они

в

своих

произведениях?

(олицетворения,

сравнения и эпитеты). Вспомните эти понятия.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

-

это

художественный

приём, когда

неживому

предмету

приписываются

признаки

или

действия

живого существа.

СРАВНЕНИЕ

это

сопоставление

изображаемого

предмета, или явления, с другим предметом по общему им

признаку.

ЭПИТЕТ

э т о красочные

прилагательные,

которые

помогают живо представить

предмет,

почувствовать

отношение автора к нему.

1 группа – выписывают из текста 3-4 олицетворения

(листья дрожат, рояль мог петь, струна плакала, мелодия росла,

эхо ждет, клавиши тосковали, смеялись, гремели);

2 группа - выписывают из текста 3-4 сравнения (эхо как

птица пересмешник, листья как золото и медь, зелёные зрачки

Дагни

как

огоньки

листвы,

дом

композитора

с

жилищем

дровосека,

Дагни

как

солнце,

нежный

ветер,

раннее

утро,

солнце горит как корона, косы с отблеском старого золота);

3 группа - выписывают из текста 3-4 эпитета (грибной

воздух, осенний наряд, весёлое эхо, белые ночи, хрустальные

туфельки, сказочная волшебница)

(слушание Э. Григ «Норвежский танец»)

- Действительно, музыку не передашь словами, но мастерство

писателя позволяет нам заглянуть в дом Э. Грига в Бергене,

услышать,

как

рояль

великого

композитора

может

петь,

а

клавиши – тосковать, смеяться, «греметь бурей и гневом».

- Переходим к 3 части. Как мы ее озаглавили? (Дагни в гостях у

тётушки)

-

А теперь давайте перенесёмся на 10 лет вперёд. Дагни

покидает дом. А по какой причине она это делает? (посмотреть

как устроен мир, как живут люди и немного повеселиться)

Отвечают на вопросы учителя.

Работают в группах

Слушают музыку

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои

впечатления

2.Работа над 3

частью

рассказа

3.Работа над 4

частью

рассказа

- Что изменилось в жизни Дагни? Какой она стала? (ей 18 лет,

красивая стройная девушка)

-

А

внутренний

духовный

мир

Дагни

изменился?

душе

осталась всё тем же добрым и чутким ребёнком).

- Помните, а ведь именно этими качествами Дагни понравилась

Григу.

- Переходим к заключительной части. Как мы ее озаглавили?

(Подарок для Дагни)

- Давайте вместе с Дагни отправимся на концерт и послушаем

отрывок

музыкального

произведения

Эдварда

Грига

"Утро"

(прослушивание музыки)

- Сейчас уже никто не сможет точно сказать, какое из своих

произведений Э. Григ посвятил Дагни Педерсен. Может быть

это, а может и другое.

- Какую картину нарисовало ваше воображение?

- А какие картины предстали перед глазами Дагни? Прочитайте

этот

отрывок. (поет

ранним

утром

рожок,

сильный

порыв

ветра, ее лес, ее родина, горы, море)

- Почему после исполнения этой чудесной музыки "Сначала

медленно, потом все разрастаясь, загремели аплодисменты"?

(классическая

музыка

воздействует

на

душу,

которая

взлетает и парит в воздухе, а когда музыка стихает, сердце

замирает и нужно некоторое время, чтобы прийти в себя,

ощутить себя снова на земле.)

- Если вы этого никогда не чувствовали, значит, редко слушали

настоящую музыку. Но у вас еще все впереди: и настоящее

счастье, и музыка тоже.

- Почему Дагни плакала? Что это были за слезы? (Она плакала

от счастья, это были слезы благодарности)

- О чем думала Дагни, выходя из парка? Прочитайте.

- "Волшебник и великий музыкант". О ком же эти слова?

-

Прочитайте

последние

4

слова,

которыми

заканчивается

рассказ (чем должен жить человек…)

-

Какой

знак

препинания

стоит

в

конце?

Как

вы

думаете

почему?

(надо

поразмыслить,

это

приём

в

литературе

называется

риторический

вопрос,

который

не

требует

Слушают музыку

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои

впечатления

немедленного ответа)

- Так чему же учит это произведение? (надо жить, принося

радость другим людям)

VII. Подведение итогов.

1) Запись на доске: «Живут волшебники земные, тепло

своих сердец даря».

- Кого мы называем земными волшебниками и почему? (Григ

подарил нам талантливо написанную музыку, Паустовский –

рассказ).

-

Писатель

К.

Паустовский

и

композитор

Э.

Григ

великие

мастера

и

волшебники:

один

словами,

другой

музыкой

пробуждают в нас чистые и добрые чувства

- Прошло много лет с тех пор, как не стало замечательного

писателя

Константина

Паустовского

и

талантливого

композитора Эдварда Грига, а мы продолжаем читать рассказы,

слушать музыку, ведь произведения, созданные этими людьми

бессмертны.

2)

-

Мне

бы

хотелось,

чтобы

вы

стали

хорошими

людьми. И слова М.Пришвина и В. Сухомлинского были вашим

девизом по жизни:

Все хорошее в природе - от солнца, а все лучшее в жизни - от

человека. (М. Пришвин)

Делайте так, чтобы людям, которые вас окружают, было

хорошо. (В.А.Сухомлинский)

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои

впечатления

VIII. Информация о

домашнем задании,

инструктаж по его

выполнению

-

В учебнике рассказ напечатан не до конца. У вас на

партах

лежит

концовка.

Дома

прочитайте

её

и

в

рабочей

тетради напишите рассуждение на философскую тему:

«Чем

должен жить человек?»

Дагни шла по пустынным улицам. Она не замечала, что

следом за ней, стараясь не попадаться ей на глаза, шел Нильс,

посланный

Магдой.

Он

покачивался,

как

пьяный,

и

что-то

бормотал о чуде, случившемся в их маленькой жизни.

Сумрак ночи еще лежал над городом. Но в окнах

слабой

позолотой

уже

занимался

северный

рассвет.

Дагни

вышла

к

морю.

Оно

лежало

в

глубоком

сне,

без

единого

всплеска.

Дагни сжала руки и застонала от не ясного еще ей

самой,

но

охватившего

все

ее

существо

чувства

красоты

этого мира.

— Слушай, жизнь, — тихо сказала Дагни, — я люблю тебя. И

она засмеялась, глядя широко открытыми глазами на огни

пароходов. Они медленно качались в прозрачной серой воде.

Нильс, стоявший поодаль, услышал ее смех и пошел

домой. Теперь он был спокоен за Дагни. Теперь он знал, что ее

жизнь не пройдет даром.

IX. Рефлексия.

- В произведении Паустовского Дагни собирала шишки. У вас

тоже

есть

шишки.

Они

разного

цвета:

желтые,

оранжевые,

красные.

Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя

проявили,

хорошо

работали

-

прикрепите

красную

шишку

(самую спелую).

- Если не все пока удалось, есть какие-то проблемы, что-то не

получилось - оранжевую.

- Если вам было сложно разобраться, есть трудности - желтую,

надо немного созреть.

Оценивают свою деятельность на уроке



В раздел образования