Напоминание

"Церковь и Отечество"


Автор: Фоменко Наталья Станиславовна
Должность: учитель литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 4
Населённый пункт: Петровского района Ставропольского края
Наименование материала: урок спецкурса ОРКСЭ
Тема: "Церковь и Отечество"
Раздел: начальное образование





Назад




Интегрированный урок по ОРКСЭ « Церковь и Отечество»

учителя литературы Фоменко Н.С.

МБОУ СОШ № 4 г. Светлограда

Петровского района Ставропольского края

Тема: Церковь и Отечество.

Цель урока: познакомить учащихся с христианским отношением к войне и

воинскому долгу;

формировать понимание христианского взгляда на войну, как на объективное

зло современного мира;

воспитывать патриотизм к своему Отечеству

Задачи урока:

показать учащимся, какую роль сыграла церковь во время Великой

Отечественной

войны;

познакомить

учащихся

с

отношением

православных

людей к воинскому долгу, с жизнью русских воинов, ставших святыми;

помочь учащимся объяснить понятие «справедливая война»;

познакомить с законами милосердия и справедливости на войне;

способствовать

формированию

личной

ответственности

за

свои

поступки на основе представлений о нравственных нормах;

спо собствовать

формированию

умения

о с у щ е с т в л я т ь

информационный поиск для выполнения учебных заданий;

способствовать овладению навыками смыслового чтения текстов,

осознанного

построения

речевых

высказываний

в

соответствии

с

задачами коммуникации.

Ключевые

понятия

урока:

защита

Родины,

справедливая

война,

несправедливая война.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, репродукции картин, отрывки из

стихотворений.

Ход урока:

1.Самоопределение к деятельности.

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Давайте улыбнемся друг другу и пусть нам

сопутствует удача. Итак, мы начинаем.

2. Постановка учебной задачи.

Чтение учеником стихотворения наизусть.

На карте мира не найдешь

Тот дом, в котором ты живешь.

И даже улицы родной

Мы не найдем на карте той.

Но мы всегда на ней найдем

Свою страну - наш общий дом!

Ребята, о чем это стихотворение? ( Это стихотворение о нашем общем

доме, о нашей стране, в которой мы живем, о России.)

А как вы думаете, чему будет посвящен наш сегодняшний урок? ( Я

считаю, что на уроке мы будем говорить о Родине, о любви к своей Родине).

Правильно,

ребята.

Наш

урок

будет

посвящен

любви

и

уважению

к

Родине, мы вспомним ее славных защитников и увидим, какую роль играла

православная церковь в защите Отечества.

- Наша Родина - это Россия. А почему Россию мы называем нашей Родиной,

нашим Отечеством? ( Россию мы называем нашей Родиной, потому что мы

здесь родились, здесь живут наши родители, бабушки и дедушки).

А теперь послушайте, как об этом писал К.Д.Ушинский.

К.Д.Ушинский

писал:

«

Наше

Отечество,

наша

Родина

-

матушка

Россия.

Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды

наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней говорят родным нам языком, и все

в ней для нас родное;

матерью, потому что она вскормила своими водами, выучила своему языку, как

мать защищает и бережет нас от всяких врагов».

3. Слово учителя.

Ребята, давайте вслушаемся в слово « Родина». Что оно обозначает?

Толковые

словари

дают

лексическое

значение

этого

слова

так:

«

Родина»

происходит от слова род ( ряд поколений, происходящих от одного предка,

родоначальника).

Вспомните,

пожалуйста,

синонимы

к

слову

Родина

и

назовите

их.

( Страна, государство, Россия, Отечество).

Правильно, ребята, хорошо. А как вы думаете, что объединяет людей,

живущих

в

нашей

стране?

(

Общие

традиции,

вера

предков,

любовь

к

родителям, близким).

Молодцы, ребята. А как может проявляться любовь к Отечеству? ( Надо

защищать Отечество, помогать слабым, беречь окружающую среду, заботиться

о своих родных и близких).

Вывод: Да, ребята, любовь к Отечеству проявляется в любых ваших хороших

делах, даже самых, на первый взгляд, незначительных.

4. Построение проекта открытия нового знания.

С

древних

времен

любовь

к

ближнему,

к

Родине

воспитывала

и

православная церковь.

В трудную для страны минуту она оказывала моральную и материальную

поддержку государству. Вы знаете, что не раз мирный труд и тихая семейная

жизнь Руси - России нарушались военными грозами. История сохранила в

памяти многочисленные войны. Христос учил прощать. Он учил любить даже

врагов. Он говорил, что нужно подставить левую щеку, если тебя ударили в

правую. Но эти слова об обидах, причиненных тебе. Можно простить свою

обиду. А если обижают сестренку, маму,

Родину? Есть ведь и другие слова

Христа: « Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду».

Значит, гнев бывает напрасным, а бывает уместным.

5. Работа с учебником. Чтение теоретического материала.

6. Беседа.

- Какими могут быть войны?

- Кем должен оставаться христианский воин на войне? (человеком)

- Какие законы должны действовать на войне? ( законы справедливости и

милосердия)

- В чем они заключаются?

1. Нельзя добивать раненых.

2. Нельзя убивать безоружных.

3. Нельзя грабить местных жителей.

Ребята,

какая

война

с

христианской

точки

зрения

считается

справедливой, а какая — несправедливой? (захватнической?)

(ответ на слайде).

- Кто и с какой целью развязывает несправедливые войны?

Правильно.

С

христианской

точки

зрения

справедливой

может

быть

только оборонительная война. Нападение, агрессия не могут быть оправданы.

Война может быть справедливой, если ведется за « алтари и очаги», то есть за

свою семью, за свою Родину и за ее святыни. Если же надо защитить свою

Родину, семью и веру, православный человек берется за оружие.

Ребята, приведите примеры справедливой войны в нашей стране.

С древних времен православный человек охраняет рубежи нашей Родины.

Православные воины всегда умели воевать и умели достойно возвращаться с

войны.

Многие

видели

свое

дальнейшее

призвание

в

служении

Богу.

Легендарный

богатырь

Илья

Муромец

(слайд),

одержав

победы

во

многих

поединках,

в

конце

концов

стал

монахом.

Православные

воины

всегда

отличались патриотизмом. Многие из них были причислены к лику святых.

Вывод: православные воины достойно воевали и отличались смелостью и

отвагой.

7. Физкультминутка.

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри! (Руки в стороны).

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще

Через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги.

Точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

8. Работа в группах. Сообщения учащихся о святых защитниках Родины.

- А сейчас мы поработаем в группах. У вас на столах лежат задания.

Первая группа нам расскажет о подвиге Александра Невского. Вторая группа

подготовит сообщение о подвиге Дмитрия Донского ( В 1380 году...).

Третья группа о подвиге Д. Ушакова.

-

Имена этих христианских воинов известны всем, они были причислены

русской церковью к лику святых. Екатерина 1 в 1725 году учредила орден в

честь

святого

благоверного

великого

князя

Александра

Невского.

В

годы

Великой Отечественной войны в знак признания величайших заслуг князя был

учрежден «Орден Александра Невского». Им награждали офицеров и генералов

Советской

Армии

за

мужество

и

героизм,

за

умело

проведенные

военные

операции, за патриотизм.

Это были примеры патриотизма в средние века, а теперь в более поздний

период.

Ежегодно наша страна отмечает День Победы над фашистской Германией. Вы

знаете,

что

Великая

Отечественная

война

была

самой

длительной

и

кровопролитной в истории России. В это время церковь оказала огромную

помощь стране в борьбе с фашизмом.

Сейчас мы посмотрим об этом фильм.

Церковь

провела

и

другие

благотворительные

акции

в

борьбе

с

фашистской Германией. ( Сообщение о материальной поддержке церкви во

время войны).

Вы видите, ребята, что церковь всегда была со своим народом. Вера нам

помогла выстоять и победить. А теперь мы хотим предоставить слово нашему

гостю, отцу Сергию.

9. Выступление отца Сергия.

10. Беседа.

Ребята, любовь к Родине, конечно же, отражена и в устном народном

творчестве, живописи.

Какие пословицы о Родине вы знаете?

11. Самостоятельная работа.

- На доске представлены репродукции картин известных художников:

Васнецова, Юона, Корина. В них отражены наиболее яркие моменты

нашей

истории

и

веры.

На

партах

у

вас

лежат

отрывки

из

стихотворений. Вам необходимо соотнести отрывок из стихотворения

с репродукцией картины и доказать, почему вы так думаете?

12. Итоги урока.

А теперь мы с вами подведем итоги нашего сегодняшнего урока.

Скажите, пожалуйста, что такое Родина, Отечество?

Назовите имена христианских воинов, которые были причислены русской

церковью к лику святых?

Почему мы называем их патриотами? ( Они воевали, не жалея жизни, за

Родину, за православную веру.)

Какую помощь оказала церковь во время Вов?

Какие праздники, славящие наше Отечество, мы чтим? (9 мая – День

Победы

в

Великой

Отечественной

войне,

23

февраля

День

Защитника

Отечества).

13. Слово учителя.

Такое

проявление

любви

к

Родине

называют

патриотизмом.

Научить

патриотизму, как учат математике и физике, нельзя. Чувство Родины — это не

заучивание правил, это чувство проникает в нас с молоком матери. Это воздух,

которым мы дышим, солнце, которое мы видим. Дом, в котором мы живем.

Чувство веры, любви и уважения к Отечеству должно пронизывать всю нашу

жизнь.

На этом наш урок закончен. Мы желаем вам всем здоровья, счастья, и, конечно

же, мирного неба. Всем огромное спасибо. До свидания.

14. Домашнее задание: учебник, стр. 95-97, пересказывать.



В раздел образования