Автор: Шарабокова Таисия Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 4
Населённый пункт: Петровского района Ставропольского края
Наименование материала: урок математики в 3классе УМК "Гармония"
Тема: "Многогранник и его элементы. Развертка куба"
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока математики в 3 классе
УМК «Гармония»
УМК «Гармония», учитель: Шарабокова Т. В.
Предмет: математика
Класс: 3
Учебник
:
Истомина Н.Б. Математика. 3 класс. Учебник, 2 часть. Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2014
Тема урока: Многогранник и его элементы. Развертка куба.
Тип: открытие новых знаний
Цель урока: Создать дидактические условия для знакомства учащихся с понятием «многогранник».
Задачи урока:
1.
Образовательные:
научиться узнавать многогранники и их элементы (грани, вершины, рёбра);
выявлять сходство и различие многогранников;
различать развёртки куба и параллелепипеда.
2. Развивающие:
развивать у школьников умение выделять главное в познавательном объекте;
содействовать развитию пространственного воображения учащихся;
развивать самостоятельность учащихся (построение новой проблемы и ситуации, использование методов и приемов для
нахождения результатов).
3. Воспитательные:
воспитывать содружество.
Планируемые результаты урока
Личностные
Проявлять интерес к изучению нового
материала.
Осознавать собственные достижения в ходе
освоения темы.
Развитие коммуникативных навыков.
Метапредметные
Понимать и принимать учебную задачу
урока, осуществлять решение учебной
задачи под руководством учителя.
Наблюдать, сравнивать, анализировать.
Классифицировать предметы по общим
признакам.
Предметные
Осуществлять практическую деятельность
(ощупывание, изготовление моделей
многогранников и развёртки куба) для усвоения
понятий «грань», «ребро», «вершина
многогранника», «куб», «прямоугольный
параллелепипед».
Выделять в окружающих предметах те, которые
имеют заданную форму.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
I.Организационный
этап. Создание
мотивации успеха.
Цель: проверка
готовности
обучающихся, их
настроя на работу
Слайд 2, 3
- Сегодня на уроке мы побываем в стране Геометрия.
- Ребята, с кем бы вы хотели подружиться на уроке, с
солнышком или тучкой?
Так, давайте работать так, чтобы солнышко нам всем
светило, улыбалось и согревало!
Эмоционально настраиваются на
урок.
Регулятивные УУД
Обеспечение учащимся
организации их учебной
деятельности.
Эмоционально-
положительный настрой
на урок, создание
ситуации успеха,
доверия.
Личностные умения:
-проявлять интерес к
изучению темы,
понимать и принимать
учебную задачу урока.
II. Актуализация
опорных знаний
учащихся
Цель:
обобщение знаний,
полученных на
предыдущих уроках.
- Запишите в тетрадях число, классная работа.
- Кто из вас помнит, что изучает наука геометрия?
Геометрия – наука, которая изучает формы,
размеры и взаимное расположение фигур.
- Для чего нам в жизни нужна геометрия?
Геометрия важна для изучения, т.к. её темы
присутствуют во всех классах и на выпускных
экзаменах.
Геометрия – помощница астрономии. Благодаря ей,
человечество может узнать больше о положении
различных небесных тел во Вселенной.
Знания геометрических фигур важны при
планировке городов, строительстве зданий и
сооружений.
-Важная наука - геометрия, друзья,
И без неё на свете прожить никак нельзя.
Высказывают своё мнение.
Регулятивные УУД:
Осознавать
познавательную задачу,
читать и слушать,
извлекая нужную
информацию; критически
оценивать её, соотносить
с имеющимися знаниями;
выделение и осознание
учащимся того, что уже
усвоено, осознание
качества и уровня
усвоения.
Коммуникативные
умения:
-умение работать в малых
группах
- формулировать
высказывание, используя
термины, в рамках
Взгляни вокруг себя, пожалуйста, внимательно.
Фигуры геометрии увидишь обязательно.
- Сегодня, ребята, у нас урок – открытия нового. А
чтобы узнать новое, надо что сделать?
Вот и начнём урок с повторения изученного. Я,
думаю, что тему урока вы опреде
1.
Загадки о геометрических фигурах
- У вас на партах лежат геометрические
фигуры. Слушайте загадки – показывайте отгадки.
Не овал я и не круг,
Треугольнику не друг.
Прямоугольнику я брат,
А зовут меня ... квадрат.
Три вершины,
Три угла,
Три сторонки –
Кто же я? (треугольник)
Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат… (прямоугольник).
Слайд 4
- Что вы знаете об этих фигурах?
Повторить то, что уже знаем.
Показывают: квадрат,
прямоугольник, треугольник.
Говорят сколько углов, какие
углы, сколько сторон, сравнивают
стороны по длине; называют
формулы нахождения площади и
периметра этих фигур.
учебного диалога и
обосновывать свое
мнение.
III. Целеполагание
и мотивация
Цель: подведение
детей к
- Кто догадался, над какой темой будем сегодня
работать?
1.
Назови эти фигуры одним словом.
Формулируют тему урока.
Познавательные УУД
Самостоятельное
формулирование
познавательной цели.
Коммуникативные УУД
формулированию
темы и постановке
задач урока.
Слайд 4, 5, 6
- Как назовёте эти фигуры?
- Как назовете одним словом эти фигуры?
- Какая проблема стоит перед нами?
- Эту проблему решим сами или обратимся за
помощью?
- Какую цель поставим перед собой?
Плоские
Объёмные
Затрудняются, потому что ещё не
изучали.
Название фигур.
Попытаемся решить сами.
- Узнать, как и почему
называются так эти фигуры.
Сотрудничество с
учителем и детьми,
высказывание своего
мнения, обсуждение.
IV. Открытие
новых знаний
Цель:
учиться называть и
показывать
грани, рёбра и
вершины
многогранников.
- Ну, что ж, за работу!
Слайд 7, 8, 9, 10
Практическая работа
- На столе вы видите объёмные фигуры. Какие из
них вы знаете?
- Возьмите в руки куб. Как называется вот этот
элемент куба?
Высказывают своё мнение.
Грань.
Ученик выходит к доске, считает
грани.
Познавательные
П о и с к
и
в ы д е л е н и е
необходимой
информации.
Структурирование
знаний.
Анализ объектов.
Регулятивные
- Посчитайте, сколько граней у куба.
- Сколько граней у другой фигуры?
- Как же называются эти фигуры?
- Проблема решена?
Идём дальше.
- Помимо граней у многогранников есть вершина и
ребро.
- Покажите ещё раз вершины, грани и рёбра
многогранников.
Работа в группах
- Можно ли узнать, сколько их? Посчитайте!
Многогранники.
Да.
Слушают объяснения учителя.
Проверяют по слайду.
Выходят к доске, показывают.
Каждая группа получает фигуру и
выполняет задание.
Представитель каждой группы
отчитывается о проделанной
работе.
Определение
последовательности
промежуточных
целей
с
у ч е т о м
к о н е ч н о г о
результата;
составление
плана
последовательности
действий.
Коммуникативные УУД
Умение работать в парах,
обсуждать вопросы со
сверстниками. Умение
слушать и вступать в
диалог.
Физминутка для
глаз
Цель:
сменить
деятельность,
обеспечить
эмоциональную
разгрузку учащихся.
Выполняют физминутку.
V. Первичное
закрепление
изученного
Цель: осознание
каждым
обучающимся
степени овладения
новым материалом.
Самостоятельная работа
- Отметьте знаком + рисунок многогранника. (на
карточках у каждого ребенка разные геометрические
фигуры)
Проверка
- Сколько рисунков вы отметили?
Работа с правилом и рисунком с. 72-73
Самостоятельно выполняют
задание.
Читают правило и на рисунки
находят части многогранников
ПознавательныеУУД
Выделение и
формулирование
познавательной цели,
рефлексия способов и
условий действия.
Анализ и синтез
объектов.
Регулятивные УУД
Планирование своей
деятельности для
решения поставленной
задачи, контроль
VI.
Закрепление
изученного
материала.
Работа в паре
Учебник С.72, № 247 (устно)
- На какие две группы можно разбить рисунки?
Запишите номера фигур, которые относятся к 1-ой и
Читаю объяснения Маши и
Миши
Цель: отрабатывать
навыки работы с
текстовой и
нетекстовой
информацией.
2-ой группе.
Слайд 11
полученного результата,
коррекция полученного
результата.
Коммуникативные
Умение слушать и
вступать в диалог.
Физминутка
Цель:
сменить
деятельность,
обеспечить
эмоциональную
разгрузку учащихся.
А теперь, ребята, встали,
Быстро руки вверх подняли-
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
Выполняют физминутку.
Закрепление
изученного
материала.
Цель: отрабатывать
навыки работы с
текстовой и
нетекстовой
информацией.
- А в это время из страны Геометрия прислали вам
новое задание. (с. 74, № 250)
1. Начертить развёртку куба по образцу в учебнике
2. Из развертки сделать куб
3.Знакомство с 11 способами изготовления
развертки куба Слайд 12
Работа в паре
Расположить куб на ладони так, чтобы была не
видна его закрашенная грань. И выбрать рисунок из
учебника, на котором куб расположен так же, как на
ладони
С.73 № 249, записать число граней, ребер и вершин
у каждого многогранника
Проверка
Слайд 13
Получают индивидуальное
задание и выполняют.
Регулятивные УУД
Выделение
и
осознание
учащимися
того,
что
у с в о е н о
н а
у р о к е ,
осознание
качества
и
уровня усвоенного.
VII. Домашнее
задание
Цель:
закреплять знания по
изученной теме.
Творческое задание: начертить другим способом
развертку и сложить из нее куб
Записывают в дневники д/з
VIII.
Итог урока.
Рефлексия
- С какими геометрическими фигурами
познакомились?
- Назовите элементы многогранника
Личностные УУД:
Ученик задаётся
вопросом: какое значение
Цель:
соотнесение
поставленных задач
с достигнутым
результатом.
- Сколько вершин у куба, граней, ребер?
Выставление оценок
Не устанем повторять,
Любим мы отметку «пять»
Кто ж сегодня отличился?
Кто на славу потрудился?
Ну, кому поставить «пять»?
Попрошу вас предлагать.
Закончите фразу: Слайд 14
Я сегодня научился …
Мне было интересно …
Мне было трудно …
Мне понравилось…
Работа с сигнальными карточками.
Зеленая карточка.
Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня.
Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал
все, о чем говорилось и что делалось на уроке.
Желтая карточка.
Урок был интересен. Я принимал в нем участие.
Урок был в определенной степени полезен для меня.
Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было
на уроке достаточно комфортно.
Красная карточка.
Пользы от урока я получил мало. Я не очень
понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К
ответу на уроке я был не готов
Подводят итог своей работы.
Дети оценивают работу
одноклассников, а потом учитель
оценивает работу отдельных
учащихся и комментирует оценки
Оценивают свою работу
и какой смысл имеет для
меня урок математики?
Что дал урок?
Регулятивные УУД:
- соотносить
поставленную цель и
полученный результат
деятельности;
- оценивать результат
собственной
деятельности.