Напоминание

"Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья"


Автор: Носова Татьяна Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ " Гарболовская СОШ"
Населённый пункт: д. Гарболово
Наименование материала: статья
Тема: "Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья"
Раздел: начальное образование





Назад




ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

Автор: Носова Т. В. учитель начальных классов

Обучающийся с ОВЗ - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или)

психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и

препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Теория и практика специального образования лиц с отклонениями в физическом и психическом

развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях, определяемых

существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств,

затруднительно или невозможно.

Нормы международного гуманитарного права.

Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971);

Декларация о правах инвалидов (1975);

Конвенция ООН «О правах ребенка» (1989);

Джомтьенская декларация «Образование для всех» (1990);

Саламанкская декларация (1994);

Конвенция о правах инвалидов (2006).

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29.12.2012 (ред.

от 23.07.2013)

Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики

в области образования и науки» № 599 от 7 мая 2012 г.

Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах

детей на 2012-2017 годы» № 761 от 1 июня 2012 г.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на

период до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17

ноября 2008 г. № 1662-р.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013)

«Об образовании в Российской Федерации»

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

инклюзивное

образование

-

обеспечение

равного

доступа

к

образованию

для

всех

обучающихся

с

учетом

разнообразия

особых

образовательных

потребностей

и

индивидуальных возможностей;

адаптированная

образовательная

программа

-

образовательная

п р о г р а м ма ,

адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом

особенностей

их

психофизического

развития,

индивидуальных

возможностей

и

при

необходимости

обеспечивающая

коррекцию

нарушений

развития

и

социальную

адаптацию указанных лиц;

Приказы Минобрнауки РФ

от 19 декабря 2014 года

№1598 «Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ»

№1599

«Об

утверждении

ФГОС

образования

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

ФГОС устанавливает требования к:

структуре адаптированной основной и адаптированных образовательных программ начального

образования разных групп обучающихся с ОВЗ;

условиям и ресурсному обеспечению реализации программ (к кадровым, материально-

техническим, финансово-экономическим, информационно-методическим);

результатам освоения адаптированных основных и адаптированных образовательных программ

начального образования обучающихся с ОВЗ.

Специальная обучающая среда:

наличие педагогических кадров со специальным образованием, владеющих инновационными

методами и информационно-коммуникационными образовательными технологиями;

комплекс индивидуальных учебных программ, планов, методических материалов;

создание адекватных условий (необходимый уровень комфортности, специализированные средства

передвижения и организация адаптивных учебных мест, дистанционные средства обучения)

Виды дизонтогенеза:

Стойкое недоразвитие (умственная отсталость)

Задержанное развитие (ЗПР)

Поврежденное развитие (деменция)

Дефицитарное развитие (нарушения, слуха, речи, зрения, ОДА)

Искаженное развитие (аутизм)

Особые образовательные потребности детей с ОВЗ:

максимально раннее получение помощи;

непрерывность коррекционно-развивающего процесса;

практико-ориентированный характер содержания образования;

удлинение сроков получения образования;

специальное обучение «переносу» знаний;

особая пространственная и временная организация общеобразовательной среды

использование позитивных средств стимуляции деятельности;

развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира

Цель образования детей с ОВЗ - преодоление «социального вывиха» и введение ребенка в культуру

жизни общества на основе развития у него «компенсаторных механизмов».

Классификация умственной отсталости (МКБ-10)

F-70 – легкая умственная отсталость;

F-71 – умеренная умственная отсталость;

F-72 – тяжелая умственная отсталость;

F-73 – глубокая умственная отсталость;

F-78 – другие виды умственной отсталости;

F-79 – неуточненная умственная отсталость.

Особые образовательные потребности обучающихся с легкой умственной отсталостью

выделение пропедевтического периода в образовании;

введение учебных предметов, способствующих формированию представлений о природных и

социальных компонентах окружающего мира;

овладение разнообразными видами, средствами и формами коммуникации;

возможность обучения по программам профессиональной подготовки квалифицированных

рабочих, служащих;

психологическое сопровождение;

постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы

организации.

Задержка психического развития:

сборная по клиническим признакам группа отставаний в психическом развитии, не носящих

характер общего психического недоразвития и проявляющихся в нарушении нормального темпа

психического развития.

Особые образовательные потребности детей с ЗПР:

обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной

среды с учетом функционального состояния ЦНС и нейродинамики психических

процессов (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего

тонуса и др.);

комплексное сопровождение

организация процесса обучения с учетом темпа учебной работы, "пошаговое»

предъявление материала,

обеспечение индивидуального темпа обучения специальное обучение «переносу»

сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с

действительностью;

Классификация лиц с нарушениями зрения:

Тотально слепые:

лица со светоощущением

лица с остаточным зрением или с практической слепотой (острота зрения от 0,04 до 0,005 на

лучше видящий глаз)

лица с сужением поля зрения (до 10-15 °) с остротой зрения до 0,08

Слабовидящие:

Острота зрения находится в пределах от 0,05 до 0,4;

Нарушения периферического зрения (сужение поля зрения до 35 °) или (и) цветоощущения

Психологические особенности:

ограничения зрительного восприятия: снижение его скорости, точности, полноты, возникновение

трудностей в определении цвета, формы, величины и пространственного расположения

предметов;

фрагментарность, искаженность восприятия единичных и групповых объектов, замедленность и

нечеткость их опознания;

трудности формирования предметных и пространственных представлений, образных форм

психического отражения - образной памяти, наглядно-образного мышления, воображения,

нарушение соотношений в развитии образного и понятийного компонентов мыслительной

деятельности.

выделение пропедевтического периода в образовании;

введение учебных предметов, способствующих формированию представлений о природных и

социальных компонентах окружающего мира;

овладение разнообразными видами, средствами и формами коммуникации;

возможность обучения по программам профессиональной подготовки квалифицированных

рабочих, служащих;

психологическое сопровождение;

постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы организации.

выделение пропедевтического периода в образовании;

Особые образовательные потребности лиц с нарушением зрения:

потребность в формировании адекватных зрительных образов

потребность в навыках различного рода пространственной ориентировки (в своем теле, на

рабочей поверхности, в микро- и макропространстве и др.)

выработка координации глаз-рука, развитие мелкой и крупной моторики.

потребность в специальном развитии познавательной деятельности с опорой на сохранные

анализаторы

выделение пропедевтического периода в образовании;

Специальные образовательные условия

наличие адаптированных к особым образовательным потребностям учащегося образовательных

программ;

индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-

педагогического процесса, в применении специальных методов и средств обучения компенсации

и коррекции (в том числе и технических);

создание адекватной среды жизнедеятельности;

необходимое участие в образовательном процессе специального педагога соответствующего

профиля (тифлопедагог, логопед) ;

осуществление офтальмо-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий (должны

быть предусмотрены ставки врача-офтальмолога, медицинской сестры, инструктора лечебной

физкультуры или сетевое взаимодействие);

Оформление учебных пособий

рельефно-графические (для слепых) и плоскопечатные (для слабовидящих) учебники и учебные

пособия (и специальные подставки для книг), рельефно-наглядные пособия,

Шрифт Брайля и рельефные рисунки

Сочетание рельефной и цветной печати

Крупный шрифт и адаптированные иллюстрации

Специальное рабочее место:

сканирующее устройство, персональный мультимедийный компьютер, брайлевскийдисплей,

принтеры для печати текста в плоскопечатном варианте и по системе Брайля, синтезатор голоса,

библиотека соответствующих компьютерных программ, условия для пользования аудиокнигами

средства коррекции и компенсации познавательных возможностей с помощью тифлоприборов:

лупы – ручные, опорные, стационарные;

очки – микроскопические, телескопические, гиперокулярные; монокуляры и бинокуляры;

проекционные увеличивающие аппараты (эпи- и диапроекторы),

объемные или рельефные макеты, а также грифели и приборы для ручного письма по Брайлю,

для плоского письма и рельефного рисования

ЛИЦА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА:

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

Глухие не воспринимают речь разговорной громкости и без специального обучения устная речь у

них не развивается. Для глухих использование слухового аппарата или кохлеарногоимпланта

является обязательным условием их развития.

Слабослышащие имеют разные степени нарушения слуха - от незначительных трудностей в

восприятии шепотной речи до резкого ограничения возможности воспринимать речь разговорной

громкости

Психологические особенности:

сниженный объем внимания, низкий темп переключения, меньшая устойчивость, затруднения в

его распределении;

преобладание образной памяти над словесной, преобладание механического запоминания над

осмысленным;

превалирование наглядных форм мышления над понятийными, зависимость уровня развития

словесно-логического мышления от развития словесной речи;

непонимание эмоций других людей

обедненность эмоциональных проявлений;

наличие комплекса негативных состояний – неуверенность в себе, страх,

гипертрофированная зависимость от близких,

завышенная самооценка, агрессия;

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

на уровне продуцирования - нарушения произношения; недостаточное усвоение звукового

состава слова, которое проявляется в ошибках при произнесении и написании слов;

на лексическом уровне – ограниченный словарный запас, неточное понимание и неправильное

употребление слов, зачастую связанное с неполным овладением контекстным значением;

на грамматическом уровне – недостатки грамматического строя речи, особенности в усвоении и

воспроизведении речевых (грамматических) конструкций;

на синтаксическом уровне – трудности восприятия предложений с нетрадиционным/инвертным

порядком слов/словосочетаний и ограниченном понимании читаемого текста.

ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

потребность в обучениислухозрительному восприятию устной речи,

потребность в формировании и развитии собственной внятной речи в ее коммуникативной

функции, а также как средства обучения и познания

формирование навыков использования слухового восприятия в различных жизненных и

коммуникативных ситуациях,

потребность в развитии словесно-логического мышления, памяти

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ

опора на предметно-практическую деятельность в учебном процессе;

интенсификация речевого общения учащегося с нарушением слуха;

планомерное и интенсивное развитие слухового восприятия,

развитие словесной речи как средства обучения и познания

использование всех сохранных анализаторов

РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС)

— спектр психологических характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения

и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жёстко ограниченных

интересов и часто повторяющихся поведенческих актов.

Общие особенности развития учащихся с РАС:

Трудности организации собственной деятельности и поведения, в частности продуктивной

учебной деятельности.

Выраженная неравномерность и специфика развития психических функций.

Специфика и недостаточность развития познавательной деятельности в целом.

Трудности в установлении продуктивных взаимодействий с окружающими.

Выраженные трудности социально-эмоционального взаимодействия.

Потребности в специальной организации образовательного пространства.

Необходимость использования специальных приемов и методов при их обучении.

Ресурсный класс — это отдельный кабинет для специальных занятий, где ученики с РАС могут

заниматься по специальной программе, составленной в соответствии с их индивидуальными

образовательными потребностями.

ОБЯЗАННОСТИ УЧИТЕЛЯ РЕСУРСНОГО КЛАССА:

проведение диагностики особенностей развития учащихся ресурсного класса;

— проведение индивидуальных и групповых занятий с учениками, посещающими ресурсный

класс;

— организация работы по коррекции нежелательных форм поведения у учащихся с РАС;

— составление, адаптация и корректировка образовательных и коррекционных программ и

учебных планов;

— составление планов уроков ресурсного класса;

— адаптация учебных материалов с учетом индивидуальных особенностей учащихся;

— адаптация учебных планов общеобразовательных классов для учащихся с РАС;

— составление рекомендаций по созданию в школе особых условий для учащихся с РАС;

— обучение тьюторов;

— консультирование родителей и работников школы;

— мониторинг эффективности образовательного процесса для учеников с РАС.

Общие принципы организации учебного процесса:

соблюдение расписания занятий и правил поведения

Индивидуализация темпа

Регулярная смена видов деятельности

проговаривание последовательности действий вслух.

Особенности урока:

наличие четких границ урока

поддержание единого алгоритма урока

наличие визуальных стимулов

наличие динамических пауз

одновременное окончание урока для всех детей



В раздел образования