Автор: Носова Татьяна Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ " Гарболовская СОШ"
Населённый пункт: д. Гарболово
Наименование материала: статья
Тема: "Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья"
Раздел: начальное образование
ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
Автор: Носова Т. В. учитель начальных классов
Обучающийся с ОВЗ - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или)
психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и
препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Теория и практика специального образования лиц с отклонениями в физическом и психическом
развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях, определяемых
существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств,
затруднительно или невозможно.
Нормы международного гуманитарного права.
•
Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971);
•
Декларация о правах инвалидов (1975);
•
Конвенция ООН «О правах ребенка» (1989);
•
Джомтьенская декларация «Образование для всех» (1990);
•
Саламанкская декларация (1994);
•
Конвенция о правах инвалидов (2006).
•
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29.12.2012 (ред.
от 23.07.2013)
•
Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики
в области образования и науки» № 599 от 7 мая 2012 г.
•
Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах
детей на 2012-2017 годы» № 761 от 1 июня 2012 г.
•
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на
период до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17
ноября 2008 г. № 1662-р.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013)
«Об образовании в Российской Федерации»
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
•
инклюзивное
образование
-
обеспечение
равного
доступа
к
образованию
для
всех
обучающихся
с
учетом
разнообразия
особых
образовательных
потребностей
и
индивидуальных возможностей;
•
адаптированная
образовательная
программа
-
образовательная
п р о г р а м ма ,
адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом
особенностей
их
психофизического
развития,
индивидуальных
возможностей
и
при
необходимости
обеспечивающая
коррекцию
нарушений
развития
и
социальную
адаптацию указанных лиц;
Приказы Минобрнауки РФ
от 19 декабря 2014 года
№1598 «Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ»
№1599
«Об
утверждении
ФГОС
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
ФГОС устанавливает требования к:
структуре адаптированной основной и адаптированных образовательных программ начального
образования разных групп обучающихся с ОВЗ;
условиям и ресурсному обеспечению реализации программ (к кадровым, материально-
техническим, финансово-экономическим, информационно-методическим);
результатам освоения адаптированных основных и адаптированных образовательных программ
начального образования обучающихся с ОВЗ.
Специальная обучающая среда:
наличие педагогических кадров со специальным образованием, владеющих инновационными
методами и информационно-коммуникационными образовательными технологиями;
комплекс индивидуальных учебных программ, планов, методических материалов;
создание адекватных условий (необходимый уровень комфортности, специализированные средства
передвижения и организация адаптивных учебных мест, дистанционные средства обучения)
Виды дизонтогенеза:
Стойкое недоразвитие (умственная отсталость)
Задержанное развитие (ЗПР)
Поврежденное развитие (деменция)
Дефицитарное развитие (нарушения, слуха, речи, зрения, ОДА)
Искаженное развитие (аутизм)
Особые образовательные потребности детей с ОВЗ:
максимально раннее получение помощи;
непрерывность коррекционно-развивающего процесса;
практико-ориентированный характер содержания образования;
удлинение сроков получения образования;
специальное обучение «переносу» знаний;
особая пространственная и временная организация общеобразовательной среды
использование позитивных средств стимуляции деятельности;
развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира
Цель образования детей с ОВЗ - преодоление «социального вывиха» и введение ребенка в культуру
жизни общества на основе развития у него «компенсаторных механизмов».
Классификация умственной отсталости (МКБ-10)
F-70 – легкая умственная отсталость;
F-71 – умеренная умственная отсталость;
F-72 – тяжелая умственная отсталость;
F-73 – глубокая умственная отсталость;
F-78 – другие виды умственной отсталости;
F-79 – неуточненная умственная отсталость.
Особые образовательные потребности обучающихся с легкой умственной отсталостью
выделение пропедевтического периода в образовании;
введение учебных предметов, способствующих формированию представлений о природных и
социальных компонентах окружающего мира;
овладение разнообразными видами, средствами и формами коммуникации;
возможность обучения по программам профессиональной подготовки квалифицированных
рабочих, служащих;
психологическое сопровождение;
постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы
организации.
Задержка психического развития:
сборная по клиническим признакам группа отставаний в психическом развитии, не носящих
характер общего психического недоразвития и проявляющихся в нарушении нормального темпа
психического развития.
Особые образовательные потребности детей с ЗПР:
обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной
среды с учетом функционального состояния ЦНС и нейродинамики психических
процессов (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего
тонуса и др.);
комплексное сопровождение
организация процесса обучения с учетом темпа учебной работы, "пошаговое»
предъявление материала,
обеспечение индивидуального темпа обучения специальное обучение «переносу»
сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с
действительностью;
Классификация лиц с нарушениями зрения:
Тотально слепые:
лица со светоощущением
лица с остаточным зрением или с практической слепотой (острота зрения от 0,04 до 0,005 на
лучше видящий глаз)
лица с сужением поля зрения (до 10-15 °) с остротой зрения до 0,08
Слабовидящие:
Острота зрения находится в пределах от 0,05 до 0,4;
Нарушения периферического зрения (сужение поля зрения до 35 °) или (и) цветоощущения
Психологические особенности:
ограничения зрительного восприятия: снижение его скорости, точности, полноты, возникновение
трудностей в определении цвета, формы, величины и пространственного расположения
предметов;
фрагментарность, искаженность восприятия единичных и групповых объектов, замедленность и
нечеткость их опознания;
трудности формирования предметных и пространственных представлений, образных форм
психического отражения - образной памяти, наглядно-образного мышления, воображения,
нарушение соотношений в развитии образного и понятийного компонентов мыслительной
деятельности.
выделение пропедевтического периода в образовании;
введение учебных предметов, способствующих формированию представлений о природных и
социальных компонентах окружающего мира;
овладение разнообразными видами, средствами и формами коммуникации;
возможность обучения по программам профессиональной подготовки квалифицированных
рабочих, служащих;
психологическое сопровождение;
постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы организации.
выделение пропедевтического периода в образовании;
Особые образовательные потребности лиц с нарушением зрения:
потребность в формировании адекватных зрительных образов
потребность в навыках различного рода пространственной ориентировки (в своем теле, на
рабочей поверхности, в микро- и макропространстве и др.)
выработка координации глаз-рука, развитие мелкой и крупной моторики.
потребность в специальном развитии познавательной деятельности с опорой на сохранные
анализаторы
выделение пропедевтического периода в образовании;
Специальные образовательные условия
наличие адаптированных к особым образовательным потребностям учащегося образовательных
программ;
индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-
педагогического процесса, в применении специальных методов и средств обучения компенсации
и коррекции (в том числе и технических);
создание адекватной среды жизнедеятельности;
необходимое участие в образовательном процессе специального педагога соответствующего
профиля (тифлопедагог, логопед) ;
осуществление офтальмо-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий (должны
быть предусмотрены ставки врача-офтальмолога, медицинской сестры, инструктора лечебной
физкультуры или сетевое взаимодействие);
Оформление учебных пособий
рельефно-графические (для слепых) и плоскопечатные (для слабовидящих) учебники и учебные
пособия (и специальные подставки для книг), рельефно-наглядные пособия,
Шрифт Брайля и рельефные рисунки
Сочетание рельефной и цветной печати
Крупный шрифт и адаптированные иллюстрации
Специальное рабочее место:
сканирующее устройство, персональный мультимедийный компьютер, брайлевскийдисплей,
принтеры для печати текста в плоскопечатном варианте и по системе Брайля, синтезатор голоса,
библиотека соответствующих компьютерных программ, условия для пользования аудиокнигами
средства коррекции и компенсации познавательных возможностей с помощью тифлоприборов:
лупы – ручные, опорные, стационарные;
очки – микроскопические, телескопические, гиперокулярные; монокуляры и бинокуляры;
проекционные увеличивающие аппараты (эпи- и диапроекторы),
объемные или рельефные макеты, а также грифели и приборы для ручного письма по Брайлю,
для плоского письма и рельефного рисования
ЛИЦА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА:
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ
Глухие не воспринимают речь разговорной громкости и без специального обучения устная речь у
них не развивается. Для глухих использование слухового аппарата или кохлеарногоимпланта
является обязательным условием их развития.
Слабослышащие имеют разные степени нарушения слуха - от незначительных трудностей в
восприятии шепотной речи до резкого ограничения возможности воспринимать речь разговорной
громкости
Психологические особенности:
сниженный объем внимания, низкий темп переключения, меньшая устойчивость, затруднения в
его распределении;
преобладание образной памяти над словесной, преобладание механического запоминания над
осмысленным;
превалирование наглядных форм мышления над понятийными, зависимость уровня развития
словесно-логического мышления от развития словесной речи;
непонимание эмоций других людей
обедненность эмоциональных проявлений;
наличие комплекса негативных состояний – неуверенность в себе, страх,
гипертрофированная зависимость от близких,
завышенная самооценка, агрессия;
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
на уровне продуцирования - нарушения произношения; недостаточное усвоение звукового
состава слова, которое проявляется в ошибках при произнесении и написании слов;
на лексическом уровне – ограниченный словарный запас, неточное понимание и неправильное
употребление слов, зачастую связанное с неполным овладением контекстным значением;
на грамматическом уровне – недостатки грамматического строя речи, особенности в усвоении и
воспроизведении речевых (грамматических) конструкций;
на синтаксическом уровне – трудности восприятия предложений с нетрадиционным/инвертным
порядком слов/словосочетаний и ограниченном понимании читаемого текста.
ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
потребность в обучениислухозрительному восприятию устной речи,
потребность в формировании и развитии собственной внятной речи в ее коммуникативной
функции, а также как средства обучения и познания
формирование навыков использования слухового восприятия в различных жизненных и
коммуникативных ситуациях,
потребность в развитии словесно-логического мышления, памяти
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ
опора на предметно-практическую деятельность в учебном процессе;
интенсификация речевого общения учащегося с нарушением слуха;
планомерное и интенсивное развитие слухового восприятия,
развитие словесной речи как средства обучения и познания
использование всех сохранных анализаторов
РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС)
— спектр психологических характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения
и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жёстко ограниченных
интересов и часто повторяющихся поведенческих актов.
Общие особенности развития учащихся с РАС:
Трудности организации собственной деятельности и поведения, в частности продуктивной
учебной деятельности.
Выраженная неравномерность и специфика развития психических функций.
Специфика и недостаточность развития познавательной деятельности в целом.
Трудности в установлении продуктивных взаимодействий с окружающими.
Выраженные трудности социально-эмоционального взаимодействия.
Потребности в специальной организации образовательного пространства.
Необходимость использования специальных приемов и методов при их обучении.
Ресурсный класс — это отдельный кабинет для специальных занятий, где ученики с РАС могут
заниматься по специальной программе, составленной в соответствии с их индивидуальными
образовательными потребностями.
ОБЯЗАННОСТИ УЧИТЕЛЯ РЕСУРСНОГО КЛАССА:
проведение диагностики особенностей развития учащихся ресурсного класса;
— проведение индивидуальных и групповых занятий с учениками, посещающими ресурсный
класс;
— организация работы по коррекции нежелательных форм поведения у учащихся с РАС;
— составление, адаптация и корректировка образовательных и коррекционных программ и
учебных планов;
— составление планов уроков ресурсного класса;
— адаптация учебных материалов с учетом индивидуальных особенностей учащихся;
— адаптация учебных планов общеобразовательных классов для учащихся с РАС;
— составление рекомендаций по созданию в школе особых условий для учащихся с РАС;
— обучение тьюторов;
— консультирование родителей и работников школы;
— мониторинг эффективности образовательного процесса для учеников с РАС.
Общие принципы организации учебного процесса:
соблюдение расписания занятий и правил поведения
Индивидуализация темпа
Регулярная смена видов деятельности
проговаривание последовательности действий вслух.
Особенности урока:
наличие четких границ урока
поддержание единого алгоритма урока
наличие визуальных стимулов
наличие динамических пауз
одновременное окончание урока для всех детей