Напоминание

Модель деятельности социального педагога психолого-медико-педагогической комиссии


Автор: Дайнеко Татьяна Борисовна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГОБУ МО ЦППМС-помощи
Населённый пункт: г. Мурманск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Модель деятельности социального педагога психолого-медико-педагогической комиссии
Раздел: дополнительное образование





Назад




Модель деятельности социального педагога

психолого-медико-педагогической комиссии

Развитие профессии социального педагога имеет свою специфику. Социальный педагог

появился и развивался как специалист в первую очередь в учреждениях образования. В настоящее

время социальный педагог появился в медицинских организациях и учреждениях социальной

защиты населения. Профессия социальный педагог имеет много назначений и зависит от условий,

в которых специалист осуществляет свою деятельность. По данным Российской Ассоциации

социальных работников и социальных педагогов специализаций внутри профессии насчитывается

до 15 наименований профессии - социальный педагог широкого профиля, семейного типа, эколог,

социальный работник и т.д.

Профиль работы социального педагога ПМПК весьма широкий: валеолог, специалист по работе с

семьей и с детьми с ограниченными возможностями здоровья, специалист по работе с детьми с

отклоняющимся поведением и многое другое.

Сферы деятельности социального педагога ПМПК: образовательные и медицинские организации,

учреждения социальной защиты.

Ц е л ь деятельности

социального

педагога:

содействие

созданию

благоприятных

условий,

максимально

обеспечивающих

личностное

развитие

(физическое,

социальное,

духовно-

нравственное, интеллектуальное), адаптацию и защиту (социальную, психолого-педагогическую,

нравственную) субъектов образовательного процесса в их жизненном пространстве.

Г.В. Грибанова в «Руководстве по организации деятельности психолого-медико-педагогических

комиссий

(ПМПК)»

выделяет

следующие

задачи

и

критерии

эффективности

разработанных

ПМПК рекомендаций:

- Достоверная диагностика отклонений в развитии детей и подростков.

-

Определение

специальных

образовательных

потребностей

детей

и

подростков

с

отклонениями в развитии.

-

Определение

специальных

условий

получения

образования

детьми

и

подростками

с

отклонениями в развитии в соответствии с диагностированной структурой дизонтогенеза.

-

Контроль

эффективности

разработанных

рекомендаций

на

основании

следующих

критериев:

Динамические критерии:

обеспечение развития по законам нормального онтогенеза путем устранения отклонений в

развитии;

адаптированность к рекомендованным ПМПК образовательным условиям;

интеграция в рекомендованные ПМПК образовательные условия.

Прогностические критерии:

прогноз развития в соответствии со структурой психического дизонтогенеза;

адаптивность (способность к адаптации) в меняющихся социальных условиях;

способность к интеграции в социум на разных возрастных этапах.

В контексте обозначенных выше общих задач деятельности ПМПК задачи социального педагога

ПМПК:

Своевременное выявление детей и семей с рисками социальной дезадаптации

Диагностика социальной адаптивности участников образовательного процесса

Профилактическая работа с детьми, семьями, педагогами

Оказание

адресной

консультативной

и

коррекционной

помощи

всем

участникам

образовательного процесса

Обеспечение социальной защиты участникам образовательного процесса

Контроль соблюдения рекомендаций семьей и образовательной организацией

Анализ социального заказа на получение психолого-педагогической и медико-социальной

помощи.

Осуществление связи с организациями, обеспечивающими надзор и занятость детей

.

Основные принципы организации деятельности социального педагога ПМПК:

Комплексность.

Предполагает

учет

медицинских,

психологических,

педагогических,

социальных

аспектов

диагностики

развития,

выявляемых

специалистами

соответствующих

профилей.

Комплексный

подход

реализуется

в

ПМПК

благодаря

особым

современным

технологиям

совместного

проведения

обследования

ребенка

форме

супервизорских

технологий) и коллегиального обсуждения его результатов.

Природо - и культуросообразность.

Гуманизация.

Субъектность.

Принятие ребенка как данности.

Персонализация.

Личностный подход.

Деятельностный подход.

Системный подход.

Акмеологический подход.

Социальная адекватность.

Ценностная ориентация.

Компенсация и развитие.

Конфиденциальность и защита интересов клиентов.

Диалогичность.

Направления деятельности и функции социального педагога ПМПК:

прием

населения

(экспертно-диагностическая,

консультативная,

аналитическая

функции);

организационно-методическая деятельность на рабочем месте и в рамках всей системы

ПМПК (организационная, методическая, информационная функции);

просветительская деятельность (просветительская, организационная, информационная

функции);

контроль эффективности рекомендаций ПМПК, или обратная связь (организационная,

экспертно-диагностическая, аналитическая функции, функция сопровождения).

Формы деятельности:

Диагностическое обследование: диагностика адаптивности участников образовательного

процесса,

эмоционально-волевой

и

личностной

сферы

детей

и

членов

семей,

межличностных отношений, жизненной компетентности.

Методы: наблюдение, беседа, эксперимент, тестирование, изучение результатов деятельности,

анализ микро и макросоциального окружения, метод социальной биографии семьи, личности,

анализ проблем детей и семей, анализ нормативно-правовой документации, регламентирующей

деятельность

субъектов

образования,

анализ

анамнестических

и

катамнестических

данных

о

ребенке и семье, анализ документации специалистов, социологический опрос, интервьюирование,

анкетирование, изучение документов, контент - анализ документов, сообщений, мнений. В ходе

социально-педагогического

обследования

отмечаются

как

ресурсы

ребенка

и

семьи,

так

и

проблемы

Индивидуальное и групповое консультирование очное, заочное, дистанционное.

Формат проведения: лекции, семинары, тренинги, выступления на радио и телевидении,

выход

с

информационными

сообщениями

в

Интернет;

организация

«родительских

школ»,

профессиональных

клубов,

выступления

на

педсоветах,

индивидуальные

беседы

с

детьми,

родителями (законными представителями) и специалистами

Аналитико-статистическая обработка материалов

Методы: анализ, обобщение, описание, графическое представление

В

структуре

деятельности

ПМПК

именно

социальный

педагог,

как

правило,

собирает

предварительную информацию о ребенке, его семье, ситуации в школе, для этого проводятся

беседы со всеми заинтересованными лицами: учащимися, педагогами, психологами, родителями,

изучает условия жизни обучающихся, пришедших в комиссию, их микросреды. С этой целью он

беседует с родителями, выясняя дату их рождения, социальный статус (образование, профессия,

занимаемая должность, жилищные условия, уровень доходов). Для более полной характеристики

социально-экономического

статуса

семьи

уточняется

ее

состав

(полная/неполная,

приемная,

благополучная/неблагополучная и пр.).

В

процессе

работы

используются

следующие

методы

сбора

информации:

интервью,

анкетирование, наблюдение. Работа социального педагога начинается с установления контакта и

налаживания доверительных отношений с ребенком и его семьей. На этом этапе собирается

наиболее полная информация о ребенке и его семье, проводится анкетирование родителей. При

установлении контакта с семьей основной акцент общения направлен на ребенка, актуальны

доверительные беседы, совместное принятие решений по изменению ситуации, определение целей

работы и распределение ответственности за их выполнение. Сбор информации и анализ ситуации

происходит практически на протяжении всего времени работы с ребенком, семьей, педагогом.

После принятия решений на ПМПК о необходимости помощи в каждом конкретном случае,

основная задача социального педагога — быть доступным для ребенка, членов его семьи. Они

должны знать, где можно найти социального педагога при необходимости, как с ним связаться.

Такое курирование является способом сохранения и поддержания контакта и контроля ситуации.

Социальному педагогу необходимо иметь информационную базу об организациях и учреждениях

на вверенной ПМПК территории, осуществляющих разнообразную, в том числе и экстренную

помощь. Получение помощи начинается, как правило, с телефонной или интернет-консультации, в

ходе которой социальный педагог выясняет причину обращения, проблемы, которые необходимо

решить. В зависимости от запроса, специалист во время телефонной консультации определяет

какой вид помощи необходим. Причины обращения законных представителей на ПМПК вызваны

проблемами в развитии, обучении и воспитании, поведении детей, трудностями взаимоотношений,

а также последствиями чрезвычайных ситуаций.

Социального педагога интересует также динамика семьи: форма брака, разводы, смерти

членов

семьи,

рождение

детей,

проживание

с

неродными

родителями

и

сводными

братьями/сестрами. Сведения собираются также о всех лицах, проживающих вместе с ребенком.

Можно

поручить

социальному

педагогу

в

беседе

с

родителем

заполнить

опросник

«Оценка

негативных факторов семейной социализации». Заполнение подобного опросника целесообразно,

в случае подозрения на преимущественно социально-средовой генез неблагополучия, выявляемого

у ребенка.

Особое значение имеет, если семья имеет статус беженцев, проживает без гражданства,

имеется несоответствие между пропиской и реальным местом жительства и т.п.

Подробно характеризуются бытовые условия жизни ребенка (питание, одежда, наличие

индивидуального места для сна, наличие условий для учебных или игровых занятий и т.п.).

Социальный

педагог

также

фиксирует

наличие

влияния

депривационных

условий.

К

последним относится не только биологическое или социальное сиротство, но и проживание

ребенка в аномальной психосоциальной ситуации: с имеющим ОВЗ сиблингом или родителем,

страдающим психическим расстройством. Существенное значение имеет подозрение на жестокое

отношение к ребенку. Последнее может проявляться в разных формах: отвержение, унижение,

терроризирование,

изоляция,

игнорирование.

Родители,

склонные

к

жестокому

обращению

с

ребенком,

обычно

активно

отрицают

факты

использования

наказаний.

Известно,

что

продолжительное

пребывание

в

подобных

психотравмирующих

условиях

вполне

способно

вызвать вторичное нарушение не только в эмоционально волевой, но и в когнитивной сфере.

Социальный

педагог,

характеризуя

социальный

статус

обследуемого

ребенка,

таким

образом,

может

внести

существенный

вклад

в

понимание

его

особых

образовательных

потребностей. При наличии времени социальный педагог может на основании педагогической

характеристики и успешности беседы с родителями (педагогами) оценить социопсихологическую

адаптированность испытуемых.

Социальный педагог ПМПК осуществляет просвещение по вопросам, находящимся в сфере

компетенции

ПМПК.

Просветительская

деятельность

осуществляется

с

использованием

различных форм: мини-лекций, консультирования и др. Используются и разнообразные средства:

печатная продукция, информирование населения через средства массовой информации, включая

электронные версии (в том числе компьютерные программы).

Заключение социального педагога содержит следующие сведения:

о динамике семьи (браки/разводы; форма брака (законный, гражданский); смерть кого-то

из членов семьи; последовательность рождения детей и т.п.);

о структуре семьи (полная/неполная; мать-одиночка; приемный ребенок; отчим/мачеха и

т.п.);

о составе семьи на момент обследования, о членах семьи, возможно, других лицах,

проживающих вместе с ребенком;

о соответствии места жительства и прописки (регистрации), в частности при наличии

статуса беженцев и др.;

о бытовых условиях жизни ребенка (питании, одежде, наличии индивидуального места

для сна, наличии условий для учебных или игровых занятий и т.п.);

о социальном, профессиональном статусе, образовательном уровне родителей, других

лиц, непосредственно общающихся с ребенком;

об обеспеченности социально-правовой защищенности ребенка в семье.

о бытовых условиях жизни ребенка (питании, одежде, наличии индивидуального места).

Таким

образом,

деятельность

социального

педагога

при

организации

и

проведении

диагностической сессии ПМПК является одним из важных условий качественного, комплексного

обследованияи разработки образоватльного маршрута для детей с ОВЗ, детей-инвалидов.



В раздел образования