Автор: Дайнеко Татьяна Борисовна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГОБУ МО ЦППМС-помощи
Населённый пункт: г. Мурманск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Модель деятельности социального педагога психолого-медико-педагогической комиссии
Раздел: дополнительное образование
Модель деятельности социального педагога
психолого-медико-педагогической комиссии
Развитие профессии социального педагога имеет свою специфику. Социальный педагог
появился и развивался как специалист в первую очередь в учреждениях образования. В настоящее
время социальный педагог появился в медицинских организациях и учреждениях социальной
защиты населения. Профессия социальный педагог имеет много назначений и зависит от условий,
в которых специалист осуществляет свою деятельность. По данным Российской Ассоциации
социальных работников и социальных педагогов специализаций внутри профессии насчитывается
до 15 наименований профессии - социальный педагог широкого профиля, семейного типа, эколог,
социальный работник и т.д.
Профиль работы социального педагога ПМПК весьма широкий: валеолог, специалист по работе с
семьей и с детьми с ограниченными возможностями здоровья, специалист по работе с детьми с
отклоняющимся поведением и многое другое.
Сферы деятельности социального педагога ПМПК: образовательные и медицинские организации,
учреждения социальной защиты.
Ц е л ь деятельности
социального
педагога:
содействие
созданию
благоприятных
условий,
максимально
обеспечивающих
личностное
развитие
(физическое,
социальное,
духовно-
нравственное, интеллектуальное), адаптацию и защиту (социальную, психолого-педагогическую,
нравственную) субъектов образовательного процесса в их жизненном пространстве.
Г.В. Грибанова в «Руководстве по организации деятельности психолого-медико-педагогических
комиссий
(ПМПК)»
выделяет
следующие
задачи
и
критерии
эффективности
разработанных
ПМПК рекомендаций:
- Достоверная диагностика отклонений в развитии детей и подростков.
-
Определение
специальных
образовательных
потребностей
детей
и
подростков
с
отклонениями в развитии.
-
Определение
специальных
условий
получения
образования
детьми
и
подростками
с
отклонениями в развитии в соответствии с диагностированной структурой дизонтогенеза.
-
Контроль
эффективности
разработанных
рекомендаций
на
основании
следующих
критериев:
Динамические критерии:
обеспечение развития по законам нормального онтогенеза путем устранения отклонений в
развитии;
адаптированность к рекомендованным ПМПК образовательным условиям;
интеграция в рекомендованные ПМПК образовательные условия.
Прогностические критерии:
прогноз развития в соответствии со структурой психического дизонтогенеза;
адаптивность (способность к адаптации) в меняющихся социальных условиях;
способность к интеграции в социум на разных возрастных этапах.
В контексте обозначенных выше общих задач деятельности ПМПК задачи социального педагога
ПМПК:
Своевременное выявление детей и семей с рисками социальной дезадаптации
Диагностика социальной адаптивности участников образовательного процесса
Профилактическая работа с детьми, семьями, педагогами
Оказание
адресной
консультативной
и
коррекционной
помощи
всем
участникам
образовательного процесса
Обеспечение социальной защиты участникам образовательного процесса
Контроль соблюдения рекомендаций семьей и образовательной организацией
Анализ социального заказа на получение психолого-педагогической и медико-социальной
помощи.
Осуществление связи с организациями, обеспечивающими надзор и занятость детей
.
Основные принципы организации деятельности социального педагога ПМПК:
Комплексность.
Предполагает
учет
медицинских,
психологических,
педагогических,
социальных
аспектов
диагностики
развития,
выявляемых
специалистами
соответствующих
профилей.
Комплексный
подход
реализуется
в
ПМПК
благодаря
особым
современным
технологиям
совместного
проведения
обследования
ребенка
(в
форме
супервизорских
технологий) и коллегиального обсуждения его результатов.
Природо - и культуросообразность.
Гуманизация.
Субъектность.
Принятие ребенка как данности.
Персонализация.
Личностный подход.
Деятельностный подход.
Системный подход.
Акмеологический подход.
Социальная адекватность.
Ценностная ориентация.
Компенсация и развитие.
Конфиденциальность и защита интересов клиентов.
Диалогичность.
Направления деятельности и функции социального педагога ПМПК:
прием
населения
(экспертно-диагностическая,
консультативная,
аналитическая
функции);
организационно-методическая деятельность на рабочем месте и в рамках всей системы
ПМПК (организационная, методическая, информационная функции);
просветительская деятельность (просветительская, организационная, информационная
функции);
контроль эффективности рекомендаций ПМПК, или обратная связь (организационная,
экспертно-диагностическая, аналитическая функции, функция сопровождения).
Формы деятельности:
Диагностическое обследование: диагностика адаптивности участников образовательного
процесса,
эмоционально-волевой
и
личностной
сферы
детей
и
членов
семей,
межличностных отношений, жизненной компетентности.
Методы: наблюдение, беседа, эксперимент, тестирование, изучение результатов деятельности,
анализ микро и макросоциального окружения, метод социальной биографии семьи, личности,
анализ проблем детей и семей, анализ нормативно-правовой документации, регламентирующей
деятельность
субъектов
образования,
анализ
анамнестических
и
катамнестических
данных
о
ребенке и семье, анализ документации специалистов, социологический опрос, интервьюирование,
анкетирование, изучение документов, контент - анализ документов, сообщений, мнений. В ходе
социально-педагогического
обследования
отмечаются
как
ресурсы
ребенка
и
семьи,
так
и
проблемы
Индивидуальное и групповое консультирование очное, заочное, дистанционное.
Формат проведения: лекции, семинары, тренинги, выступления на радио и телевидении,
выход
с
информационными
сообщениями
в
Интернет;
организация
«родительских
школ»,
профессиональных
клубов,
выступления
на
педсоветах,
индивидуальные
беседы
с
детьми,
родителями (законными представителями) и специалистами
Аналитико-статистическая обработка материалов
Методы: анализ, обобщение, описание, графическое представление
В
структуре
деятельности
ПМПК
именно
социальный
педагог,
как
правило,
собирает
предварительную информацию о ребенке, его семье, ситуации в школе, для этого проводятся
беседы со всеми заинтересованными лицами: учащимися, педагогами, психологами, родителями,
изучает условия жизни обучающихся, пришедших в комиссию, их микросреды. С этой целью он
беседует с родителями, выясняя дату их рождения, социальный статус (образование, профессия,
занимаемая должность, жилищные условия, уровень доходов). Для более полной характеристики
социально-экономического
статуса
семьи
уточняется
ее
состав
(полная/неполная,
приемная,
благополучная/неблагополучная и пр.).
В
процессе
работы
используются
следующие
методы
сбора
информации:
интервью,
анкетирование, наблюдение. Работа социального педагога начинается с установления контакта и
налаживания доверительных отношений с ребенком и его семьей. На этом этапе собирается
наиболее полная информация о ребенке и его семье, проводится анкетирование родителей. При
установлении контакта с семьей основной акцент общения направлен на ребенка, актуальны
доверительные беседы, совместное принятие решений по изменению ситуации, определение целей
работы и распределение ответственности за их выполнение. Сбор информации и анализ ситуации
происходит практически на протяжении всего времени работы с ребенком, семьей, педагогом.
После принятия решений на ПМПК о необходимости помощи в каждом конкретном случае,
основная задача социального педагога — быть доступным для ребенка, членов его семьи. Они
должны знать, где можно найти социального педагога при необходимости, как с ним связаться.
Такое курирование является способом сохранения и поддержания контакта и контроля ситуации.
Социальному педагогу необходимо иметь информационную базу об организациях и учреждениях
на вверенной ПМПК территории, осуществляющих разнообразную, в том числе и экстренную
помощь. Получение помощи начинается, как правило, с телефонной или интернет-консультации, в
ходе которой социальный педагог выясняет причину обращения, проблемы, которые необходимо
решить. В зависимости от запроса, специалист во время телефонной консультации определяет
какой вид помощи необходим. Причины обращения законных представителей на ПМПК вызваны
проблемами в развитии, обучении и воспитании, поведении детей, трудностями взаимоотношений,
а также последствиями чрезвычайных ситуаций.
Социального педагога интересует также динамика семьи: форма брака, разводы, смерти
членов
семьи,
рождение
детей,
проживание
с
неродными
родителями
и
сводными
братьями/сестрами. Сведения собираются также о всех лицах, проживающих вместе с ребенком.
Можно
поручить
социальному
педагогу
в
беседе
с
родителем
заполнить
опросник
«Оценка
негативных факторов семейной социализации». Заполнение подобного опросника целесообразно,
в случае подозрения на преимущественно социально-средовой генез неблагополучия, выявляемого
у ребенка.
Особое значение имеет, если семья имеет статус беженцев, проживает без гражданства,
имеется несоответствие между пропиской и реальным местом жительства и т.п.
Подробно характеризуются бытовые условия жизни ребенка (питание, одежда, наличие
индивидуального места для сна, наличие условий для учебных или игровых занятий и т.п.).
Социальный
педагог
также
фиксирует
наличие
влияния
депривационных
условий.
К
последним относится не только биологическое или социальное сиротство, но и проживание
ребенка в аномальной психосоциальной ситуации: с имеющим ОВЗ сиблингом или родителем,
страдающим психическим расстройством. Существенное значение имеет подозрение на жестокое
отношение к ребенку. Последнее может проявляться в разных формах: отвержение, унижение,
терроризирование,
изоляция,
игнорирование.
Родители,
склонные
к
жестокому
обращению
с
ребенком,
обычно
активно
отрицают
факты
использования
наказаний.
Известно,
что
продолжительное
пребывание
в
подобных
психотравмирующих
условиях
вполне
способно
вызвать вторичное нарушение не только в эмоционально волевой, но и в когнитивной сфере.
Социальный
педагог,
характеризуя
социальный
статус
обследуемого
ребенка,
таким
образом,
может
внести
существенный
вклад
в
понимание
его
особых
образовательных
потребностей. При наличии времени социальный педагог может на основании педагогической
характеристики и успешности беседы с родителями (педагогами) оценить социопсихологическую
адаптированность испытуемых.
Социальный педагог ПМПК осуществляет просвещение по вопросам, находящимся в сфере
компетенции
ПМПК.
Просветительская
деятельность
осуществляется
с
использованием
различных форм: мини-лекций, консультирования и др. Используются и разнообразные средства:
печатная продукция, информирование населения через средства массовой информации, включая
электронные версии (в том числе компьютерные программы).
Заключение социального педагога содержит следующие сведения:
о динамике семьи (браки/разводы; форма брака (законный, гражданский); смерть кого-то
из членов семьи; последовательность рождения детей и т.п.);
о структуре семьи (полная/неполная; мать-одиночка; приемный ребенок; отчим/мачеха и
т.п.);
о составе семьи на момент обследования, о членах семьи, возможно, других лицах,
проживающих вместе с ребенком;
о соответствии места жительства и прописки (регистрации), в частности при наличии
статуса беженцев и др.;
о бытовых условиях жизни ребенка (питании, одежде, наличии индивидуального места
для сна, наличии условий для учебных или игровых занятий и т.п.);
о социальном, профессиональном статусе, образовательном уровне родителей, других
лиц, непосредственно общающихся с ребенком;
об обеспеченности социально-правовой защищенности ребенка в семье.
о бытовых условиях жизни ребенка (питании, одежде, наличии индивидуального места).
Таким
образом,
деятельность
социального
педагога
при
организации
и
проведении
диагностической сессии ПМПК является одним из важных условий качественного, комплексного
обследованияи разработки образоватльного маршрута для детей с ОВЗ, детей-инвалидов.