Как сделать урок математики интересным для школьников.
Автор: Нестерова Валентина Федоровна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 13" Населённый пункт: город Нефтеюганск Наименование материала: статья Тема: Как сделать урок математики интересным для школьников. Раздел: среднее образование
Как сделать урок математики интересным для школьников.
Мои наблюдения за много лет работы учителем математики
за собой, своими
учениками, их родителями, коллегами привели меня к некоторым выводам, относительно
того, почему к одним учителям дети с удовольствием идут на урок, на уроке много
работают, дисциплина соблюдается как само собой разумеющееся, а к другим учителям –
всё наоборот?
И для себя поняла, что решение любой
математической задачи – это,
прежде всего, творчество, и иногда
кажется, что чем сложней задача, тем больше
умственных усилий она требует, и тем лучше служит развитию учащихся. Но это мнение
неверно. Урок нельзя строить на одних только сложных заданиях, которые оказываются
обычно
непосильными
для
половины
класса.
Настоящее
обучение, вовлекающее в
творческую работу весь класс, проходит именно на легком материале.
Для активизации учебной деятельности я часто применяю провокационные задачи. К ним
относятся такие задачи, условия которых содержат упоминания, указания намеки или
другие побудители, подталкивающие учащихся к выбору ошибочного пути решения или
неверного
ответа.
В
методической
литературе
такие
задачи
называют
еще
задачами-
ловушками.
Для развития познавательных интересов необходимо выполнение следующих условий:
-
избегать
в
стиле
преподавания
будничности,
монотонности,
серости,
бедности
информации, отрыва от личного опыта ребёнка;
- не допускать учебных перегрузок, переутомления и низкой плотности режима работы;
-
использовать
содержание
обучения
как
источник
стимуляции
познавательных
интересов;
-
стимулировать
познавательные
интересы
многообразием
приемов
занимательности
(иллюстрацией,
игрой,
кроссвордами,
задачами
–
шутками,
занимательными
упражнениями и т. д.);
- специально изучать приемам умственной деятельности и учебной работы, использовать
проблемно-поисковые методы обучения.
Математические знания
ученика будут прочными, если они приобретены не одной
памятью, не заучены механически, а являются продуктом собственных размышлений и
проб и закрепились в результате его собственной творческой деятельности над учебным
материалом. Д. Пойа писал «математический опыт учащегося нельзя считать полным,
если он не имел случая решить задачу, изобретённую им самим».
Чёткая постановка
вопросов,
обучение
приёмам
мышления:
анализу,
синтезу,
сравнению,
обобщению,
обеспечение
самостоятельности
мышления,
организация
самостоятельного
поиска
решения – это цель работы учителя математики.
Педагог
должен
сделать
преподавание
учебного
материала
образным,
эмоциональным, жизненным,
логичным, с выделением главной мысли организацией
повторения изученного материала.
Важным
средством
активизации познавательной деятельности школьников на уроках
математики является широкое использование их жизненного опыта. Большую роль в
усвоении материала играют при этом практические работы. Часто дети запоминают только
то, над чем потрудились их руки, если ученик что-то рисовал, чертил, вырезал или
раскрашивал, это что-то само по себе становится опорой его памяти. Такой вид работы,
как
обучающее практическое занятие, является творческим для учащихся. Выполнение
задания и обобщение результатов приводит их к новому математическому занятию. В этих
условиях познавательная деятельность представляет собой самодвижение.
Одной
из
основных
задач
преподавания
курса
математики
в
школе
является
формирование у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков. О наличии
у школьника вычислительной культуры можно судить по их умению производить устные
и письменные вычисления, рационально организовывать ход вычислений, убеждать в
правильности полученных результатов. Вычислительные навыки отличаются от умений
тем,
что
выполняются
почти
бесконтрольно.
Такая
степень
овладения
умениями
достигается в условиях их целенаправленного формирования. Поэтому большое внимание
на
уроках
уделяю
устному
счёту,
различным
приёмам
устной
работы.
Организация
устных вычислений в методическом отношении представляет собой большую ценность. В
ходе
устного
счёта развивается
память,
быстрота
реакции,
воспитывается
умение
сосредоточиться,
инициатива
учащихся,
потребность
к
самоконтролю,
повышается
культура вычислений. А использование методов анализа и синтеза способствует развитию
логического мышления учащихся.