Напоминание

"Воспитание любви к природе через устное народное творчество"


Автор: Исупова Евгения Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС № 34 "Чайка" г.Туаспе
Населённый пункт: Туапсинский район
Наименование материала: обобщение опыта
Тема: "Воспитание любви к природе через устное народное творчество"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Исупова Евгения Викторовна

воспитатель высшей квалификационной

категории МБДОУ ДС № 34 «Чайка»

г.Туапсе муниципального образования

Туапсинский район

Тема:«Воспитание любви к природе через

устное народное творчество»

"Есть одна только общая для всех прирожденная

наклонность, на которую всегда может рассчитывать

воспитание: это то, что мы называем народностью.

Воспитание, созданное самим народом и основанное

на народных началах, имеет ту воспитательную силу,

которой нет в самых лучших системах, основанных на

абстрактных идеях или заимствованных у другого

народа»

К.Д.Ушинский

Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего мир природы с

безграничным

богатством

явлений,

с

неисчерпаемой

красотой.

Научить

детей

видеть

красоту

родной

природы,

воспитать

интерес

и

бережное отношение к ней - одна из главных задач воспитателей и

родителей.

Все

сферы

развития

личности

неразрывно

связаны

с

воспитанием

у

ребенка

ответственного

отношения

к

миру

природы.

Поэтому

любой

содержательный

материал,

будь

то

тексты

художественной

литературы

или

математические

задачи,

должен

оценивать

с

позиции

их

соответствия

требованиям

экологического

образования.

Именно

дошкольный

возраст

является

базой

для

формирования

основ

мировидения,

и

представляет

широкие

возможности

для

экологического

воспитания.

Общение

ребенка

с

объектами

природы

придает

яркую

эмоциональную

окраску

его

повседневной

жизни,

обогащает

его

опыт

самопознания,

формирует

сострадание

к

живому

существу,

желание

заботиться

о

нем,

радость

и

восхищение

от

взаимодействия

с

природой,

т.е.

положительную

мотивацию по отношению

к природе. На воспитание любви к

природе

и

заботливого

отношения

к

ней

большое

влияние

оказывает

устное

народное

творчество

-

народная

педагогика.

Русская речь это бесценное богатство. Это река без берегов, из

которой

можно

черпать

знания.

Любовь

к

природе,

сознательное,

бережное

и

заинтересованное

отношение

к

ней

каждого

человека

должны воспитываться с раннего детства в семье и в детском саду.

Предпосылки возникновения опыта

Актуальность обусловлена тем, что сегодня в

обществе

ощущается «дефицит нравственности». Одним из

характерных проявлений духовной опустошенности

и низкой культуры является утрачивание

патриотизма как одной из духовных ценностей

народа. Само понятие «патриотизм»

девальвировалось в обществе. И обесценивание

произошло за счет того, что другие, мнимые

ценности стали приоритетными среди людей. Это

наблюдается в отчуждении подрастающего

поколения от отечественной культуры,

общественно-исторического опыта своего народа,

его традиций и духовной истории.

В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об

утверждении

и

введении

в

действие

федеральных

государственных

требований

к

структуре

основной

общеобразовательной

программы

дошкольного

образования»

(вступил

в

силу

16

марта

2010

г.),

одной

из

важнейших

задач

современной

системы

дошкольного

образования,

является:

«

воспитание

в

детях

с

учетом

возрастных

категорий

гражданственности

,

уважения

к

правам

и

свободам

человека

,

любви

к

окружающей

природе

,

Родине

,

семье

».

Начиная

работу

по

теме

с

детьми

дошкольного

возраста,

мною

были

определены

цель,

задачи

и

содержание

деятельности.

Цель:

Приобщение

детей

к

национальной

культуре,

развитие

интереса

к

устному

народному

творчеству,

воспитание

у

детей

патриотических

чувств

и

духовности.

В

процессе

работы

над

темой

решаю

следующие

задачи:

1.

Образовательные:

-

познакомить

детей

с

произведениями

устного

народного

творчества,

которое

является

одним

из

важнейших

элементов

народной

культуры,

создание

системы

работы

по

приобщению

детей

к

истокам

русской

народной

культуре

через

устное

народное

творчество.

2.

Воспитательные

:

-

формирование

личностных

качеств

ребёнка,

необходимых

для

его

социализации

(нравственность,

доброжелательность,

самостоятельность,

коллективизм,

трудолюбие,

коммуникабельность,

наблюдательность,

гуманизм

и

др.);

-

сформировать коммуникативные умения и

навыки;

3. Развивающие :

-

развитие

интереса

к

народной

культуре,

традициям,

природе

родного

края;

-

расширить

словарный

запас

детей;

-

развить

внимание,

речевую

активность,

мышление,

творческие

способности

детей;

Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества.

Это целый мир — яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой и

первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с правильно

организованной развивающей предметно – пространственной среды, которая

обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства

(ФГОС ДО).

Фольклор способствует не только формированию эмоционально положительного

отношения к миру как к чуду, но и развитию познавательных процессов

у дошкольников, решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного,

умственного, эстетического, трудового, патриотического воспитания.

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота

о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота

о

передаче

подрастающим

поколениям

житейского,

духовного,

в

том

числе

и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. У каждого

народа

свои

сказки,

и

все

они

передают

от

поколения

к

поколению

основные

нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Точно также как

песни матери, сказки открывают ребенку

мир в окно, эмоционально окрашивают

настоящее, вселяют надежду и веру в добро, которое несут сказочные герои.

Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком,

но и знакомится с природой, осваивая ее красоту. К.Д. Ушинский доказывал, что

самостоятельные мысли вытекают только из самостоятельно приобретенных знаний

о тех предметах и явлениях, которые окружают ребенка. Поэтому необходимым

условием самостоятельного понимания ребенком той или другой мысли является

наглядность .

Стоит всегда зеленая и

летом и зимой

Её

наряжают для красоты

(Сережа Л.), 4 года

Красивое, зеленое

Висят на ней плоды

Похожие на

лампочку,

Но

вкусные они.

(Юра Ш.) , 5 лет

Детский

фольклор

обширная

область

устного

народного

поэтического

творчества. Это целый мир — яркий, радостный, наполненный жизненной силой

и

красотой.

Первое

знакомство

ребенка

с

народной

поэзией

начинается

с

малых

фольклорных форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок, скороговорок, песенок-

небылиц и конечно загадок. И хотя они состоят из нескольких строк незатейливых по

содержанию и простых по форме, однако, таят в себе немалые жанровые богатства.

Образцы

устного

народного

творчества

выступают

как

фактор

социального

и духовного развития личности ребенка

По дереву стучит, долбит.

Но их не калечит,

а только лечит.

(Тимур С.), 5 лет

Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций,

обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются

традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их

быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать

силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку,

выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Ещё передовые

представители культуры конца 19, начала 20 веков (К. Д. Ушинский, Е. А. Покровский, Д. А.

Колоцца, Г. А. Виноградов и др.) призывали повсеместно собирать и описывать народные игры,

чтобы донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того

или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.

Из всех фольклорных жанров сказка является наиболее

структурированной и более всех других жанров подчиняющейся

определенным законам.

С удивительным педагогическим талантом ведет народ ребенка от

простеньких игровых потешек к сложным поэтическим образам

сказок; от строк забавляющих, успокаивающих, к ситуациям,

требующим от маленького слушателя напряжения всех душевные

сил.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он

изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не

осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют

огромную роль в становлении личности патриота.

Активному

погружению

ребенка

в

мир

народной

культуры

способствует

широкое

использование

продуктивных

методов

работы

с

детьми:

постановка

творческих

заданий,

создание

проблемно-игровых

ситуаций,

организация

детского

экспериментирования

с

фольклорными

произведениями

.

.

Труд в уголке природы

Труд на участке

«Огород на окне»

Экскурсии по экологической тропе

Проявление интереса детей к различным образцам народного творчества

может рассматриваться как показатель зарождающегося чувства любви

к родному краю, его истории, природе, труду людей.

Только в одном случае процесс воспитания и обучения ребёнка может быть максимально эффективен –

когда родители малыша и ДОУ сотрудничают самым тесным образом.

Использование разнообразных

форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей

работой доказываю родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное

участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а

потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Внедрение новых федеральных

государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность

детского сада и семьи более эффективно.

Таким образом, если знакомить детей, начиная с раннего возраста с

родной культурой, произведениями устного народного творчества,

родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному,

патриотическому воспитанию дошкольников.

В будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей

Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество

талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за

ее пределами.

«Человек был и всегда остается сыном

природы, и, то, что роднит его с природой,

должно использоваться для его приобщения

к богатству духовной культуры»

В.А.Сухомлинский

Используемая литература:

Венгер Л. А., Мухина B. C. Психология. -М.: Просвещение, 1988. —

с.336 2.

Виноградова Н. Ф. Воспитателю о работе с семьей. — М.:

Просвещение, 1989.- с. 188 3.

История дошкольной педагогики в России — сост. Н. Б. Мгелидзе

и др. — М.: Просвещение, 1987. — с. 432 4.

Кравцов Н. И. Проблемы теории фольклора. — В кн.: Проблемы

фольклора. — М.: Издательство «Наука»,

Воронкевич О. «Добро пожаловать в экологию» Спб;

«Веселые скороговорки для «непослушных» звуков» Автор-

составитель И.Г. Сухин. Худож. В.Н.Куров;

Лапшина Г.А. «Фольклорно-экологические занятия с детьми

старшего дошкольного возраста» авт.-сост. Г.А. Лапшина;

«500 скороговорок, пословиц, поговорок для детей» Сост. И.А.

Мазнин

Благодарю за внимание!



В раздел образования