Автор: Исупова Евгения Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС № 34 "Чайка" г.Туаспе
Населённый пункт: Туапсинский район
Наименование материала: обобщение опыта
Тема: "Воспитание любви к природе через устное народное творчество"
Раздел: дошкольное образование
Исупова Евгения Викторовна
воспитатель высшей квалификационной
категории МБДОУ ДС № 34 «Чайка»
г.Туапсе муниципального образования
Туапсинский район
Тема:«Воспитание любви к природе через
устное народное творчество»
"Есть одна только общая для всех прирожденная
наклонность, на которую всегда может рассчитывать
воспитание: это то, что мы называем народностью.
Воспитание, созданное самим народом и основанное
на народных началах, имеет ту воспитательную силу,
которой нет в самых лучших системах, основанных на
абстрактных идеях или заимствованных у другого
народа»
К.Д.Ушинский
Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего мир природы с
безграничным
богатством
явлений,
с
неисчерпаемой
красотой.
Научить
детей
видеть
красоту
родной
природы,
воспитать
интерес
и
бережное отношение к ней - одна из главных задач воспитателей и
родителей.
Все
сферы
развития
личности
неразрывно
связаны
с
воспитанием
у
ребенка
ответственного
отношения
к
миру
природы.
Поэтому
любой
содержательный
материал,
будь
то
тексты
художественной
литературы
или
математические
задачи,
должен
оценивать
с
позиции
их
соответствия
требованиям
экологического
образования.
Именно
дошкольный
возраст
является
базой
для
формирования
основ
мировидения,
и
представляет
широкие
возможности
для
экологического
воспитания.
Общение
ребенка
с
объектами
природы
придает
яркую
эмоциональную
окраску
его
повседневной
жизни,
обогащает
его
опыт
самопознания,
формирует
сострадание
к
живому
существу,
желание
заботиться
о
нем,
радость
и
восхищение
от
взаимодействия
с
природой,
т.е.
положительную
мотивацию по отношению
к природе. На воспитание любви к
природе
и
заботливого
отношения
к
ней
большое
влияние
оказывает
устное
народное
творчество
-
народная
педагогика.
Русская речь это бесценное богатство. Это река без берегов, из
которой
можно
черпать
знания.
Любовь
к
природе,
сознательное,
бережное
и
заинтересованное
отношение
к
ней
каждого
человека
должны воспитываться с раннего детства в семье и в детском саду.
Предпосылки возникновения опыта
Актуальность обусловлена тем, что сегодня в
обществе
ощущается «дефицит нравственности». Одним из
характерных проявлений духовной опустошенности
и низкой культуры является утрачивание
патриотизма как одной из духовных ценностей
народа. Само понятие «патриотизм»
девальвировалось в обществе. И обесценивание
произошло за счет того, что другие, мнимые
ценности стали приоритетными среди людей. Это
наблюдается в отчуждении подрастающего
поколения от отечественной культуры,
общественно-исторического опыта своего народа,
его традиций и духовной истории.
В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об
утверждении
и
введении
в
действие
федеральных
государственных
требований
к
структуре
основной
общеобразовательной
программы
дошкольного
образования»
(вступил
в
силу
16
марта
2010
г.),
одной
из
важнейших
задач
современной
системы
дошкольного
образования,
является:
«
воспитание
в
детях
с
учетом
возрастных
категорий
гражданственности
,
уважения
к
правам
и
свободам
человека
,
любви
к
окружающей
природе
,
Родине
,
семье
».
Начиная
работу
по
теме
с
детьми
дошкольного
возраста,
мною
были
определены
цель,
задачи
и
содержание
деятельности.
Цель:
Приобщение
детей
к
национальной
культуре,
развитие
интереса
к
устному
народному
творчеству,
воспитание
у
детей
патриотических
чувств
и
духовности.
В
процессе
работы
над
темой
решаю
следующие
задачи:
1.
Образовательные:
-
познакомить
детей
с
произведениями
устного
народного
творчества,
которое
является
одним
из
важнейших
элементов
народной
культуры,
создание
системы
работы
по
приобщению
детей
к
истокам
русской
народной
культуре
через
устное
народное
творчество.
2.
Воспитательные
:
-
формирование
личностных
качеств
ребёнка,
необходимых
для
его
социализации
(нравственность,
доброжелательность,
самостоятельность,
коллективизм,
трудолюбие,
коммуникабельность,
наблюдательность,
гуманизм
и
др.);
-
сформировать коммуникативные умения и
навыки;
3. Развивающие :
-
развитие
интереса
к
народной
культуре,
традициям,
природе
родного
края;
-
расширить
словарный
запас
детей;
-
развить
внимание,
речевую
активность,
мышление,
творческие
способности
детей;
Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества.
Это целый мир — яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой и
первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с правильно
организованной развивающей предметно – пространственной среды, которая
обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства
(ФГОС ДО).
Фольклор способствует не только формированию эмоционально положительного
отношения к миру как к чуду, но и развитию познавательных процессов
у дошкольников, решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного,
умственного, эстетического, трудового, патриотического воспитания.
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота
о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота
о
передаче
подрастающим
поколениям
житейского,
духовного,
в
том
числе
и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. У каждого
народа
свои
сказки,
и
все
они
передают
от
поколения
к
поколению
основные
нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Точно также как
песни матери, сказки открывают ребенку
мир в окно, эмоционально окрашивают
настоящее, вселяют надежду и веру в добро, которое несут сказочные герои.
Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком,
но и знакомится с природой, осваивая ее красоту. К.Д. Ушинский доказывал, что
самостоятельные мысли вытекают только из самостоятельно приобретенных знаний
о тех предметах и явлениях, которые окружают ребенка. Поэтому необходимым
условием самостоятельного понимания ребенком той или другой мысли является
наглядность .
Стоит всегда зеленая и
летом и зимой
Её
наряжают для красоты
(Сережа Л.), 4 года
Красивое, зеленое
Висят на ней плоды
Похожие на
лампочку,
Но
вкусные они.
(Юра Ш.) , 5 лет
Детский
фольклор
обширная
область
устного
народного
поэтического
творчества. Это целый мир — яркий, радостный, наполненный жизненной силой
и
красотой.
Первое
знакомство
ребенка
с
народной
поэзией
начинается
с
малых
фольклорных форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок, скороговорок, песенок-
небылиц и конечно загадок. И хотя они состоят из нескольких строк незатейливых по
содержанию и простых по форме, однако, таят в себе немалые жанровые богатства.
Образцы
устного
народного
творчества
выступают
как
фактор
социального
и духовного развития личности ребенка
По дереву стучит, долбит.
Но их не калечит,
а только лечит.
(Тимур С.), 5 лет
Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций,
обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются
традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их
быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать
силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку,
выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Ещё передовые
представители культуры конца 19, начала 20 веков (К. Д. Ушинский, Е. А. Покровский, Д. А.
Колоцца, Г. А. Виноградов и др.) призывали повсеместно собирать и описывать народные игры,
чтобы донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того
или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.
Из всех фольклорных жанров сказка является наиболее
структурированной и более всех других жанров подчиняющейся
определенным законам.
С удивительным педагогическим талантом ведет народ ребенка от
простеньких игровых потешек к сложным поэтическим образам
сказок; от строк забавляющих, успокаивающих, к ситуациям,
требующим от маленького слушателя напряжения всех душевные
сил.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он
изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не
осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют
огромную роль в становлении личности патриота.
Активному
погружению
ребенка
в
мир
народной
культуры
способствует
широкое
использование
продуктивных
методов
работы
с
детьми:
постановка
творческих
заданий,
создание
проблемно-игровых
ситуаций,
организация
детского
экспериментирования
с
фольклорными
произведениями
.
.
Труд в уголке природы
Труд на участке
«Огород на окне»
Экскурсии по экологической тропе
Проявление интереса детей к различным образцам народного творчества
может рассматриваться как показатель зарождающегося чувства любви
к родному краю, его истории, природе, труду людей.
Только в одном случае процесс воспитания и обучения ребёнка может быть максимально эффективен –
когда родители малыша и ДОУ сотрудничают самым тесным образом.
Использование разнообразных
форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей
работой доказываю родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное
участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а
потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Внедрение новых федеральных
государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность
детского сада и семьи более эффективно.
Таким образом, если знакомить детей, начиная с раннего возраста с
родной культурой, произведениями устного народного творчества,
родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному,
патриотическому воспитанию дошкольников.
В будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей
Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество
талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за
ее пределами.
«Человек был и всегда остается сыном
природы, и, то, что роднит его с природой,
должно использоваться для его приобщения
к богатству духовной культуры»
В.А.Сухомлинский
Используемая литература:
Венгер Л. А., Мухина B. C. Психология. -М.: Просвещение, 1988. —
с.336 2.
Виноградова Н. Ф. Воспитателю о работе с семьей. — М.:
Просвещение, 1989.- с. 188 3.
История дошкольной педагогики в России — сост. Н. Б. Мгелидзе
и др. — М.: Просвещение, 1987. — с. 432 4.
Кравцов Н. И. Проблемы теории фольклора. — В кн.: Проблемы
фольклора. — М.: Издательство «Наука»,
Воронкевич О. «Добро пожаловать в экологию» Спб;
«Веселые скороговорки для «непослушных» звуков» Автор-
составитель И.Г. Сухин. Худож. В.Н.Куров;
Лапшина Г.А. «Фольклорно-экологические занятия с детьми
старшего дошкольного возраста» авт.-сост. Г.А. Лапшина;
«500 скороговорок, пословиц, поговорок для детей» Сост. И.А.
Мазнин
Благодарю за внимание!