Напоминание

Особенности развития командного духа в спортивной команде


Автор: Абитаев Дулатбек Асылбекович
Должность: преподаватель физической культуры
Учебное заведение: Жамбылский гуманитарный колледж имени Абая
Населённый пункт: город Тараз
Наименование материала: статья
Тема: Особенности развития командного духа в спортивной команде
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Министерство образования и науки Республики Казахстан

Жамбылский гуманитарный колледж имени Абая

Преподаватель по физической культуре: Абитаев Дулатбек Асылбекович

Особенности развития командного духа в спортивной команде

Одним из ресурсных источников спортивного результата является духовность субъекта

спортивно-педагогической деятельности, то есть того, кто вселяет «дух» и вдохновляет.

Об этом свидетельствует широкое использование в литературе таких понятий как

«вдохновление», «кураж», «увлеченность», «ресурсное состояние», «сплоченность»,

«чувство партнера», «чувство команды», «чувство «мы», «боевой дух», «победный дух»,

«твердый дух», «моральный дух», «командный дух» и др., которыми специалисты нередко

пользуются для объяснения успешности или неуспешности спортивных выступлений.

Понятия «дух» и «ресурс» нельзя пока отнести к сформированным психологическим

категориям, однако интерес к этим субъектным атрибутам очевиден, свидетельство тому

возрастающее количество научных работ по данной проблеме как методологического, так

и прикладного характера. Изучение проблемы духовности субъекта, развивается по

четырем направлениям: религиозным, культурологическим, философским и

психологическим. В рамках последнего осуществляется исследование ситуативных и

личностных факторов, которые оказывают содействие возникновению у человека

духовных (возвышенных) состояний, связанных с осознанием и переживанием высших

ценностей, образованием духовных способностей, формированием духовного интеллекта

Потенциальным следствием данного процесса является полнота привлечения субъектом

регулятивных средств психики, для организации психической активности, что приводит к

осознанию новых возможностей саморегуляции.

Одной из возможных причин научного интереса спортивных психологов, к данной теме

является осознание ограниченности развития спортсмена или команды сугубо

деятельностными рамками, когда условиями их становления и реализации, является

постоянный выход за «пределы самого себя», поиск дополнительных средств активизации

психики. Источником образования психических ресурсов, помимо внутренних или

интрасубъектных (присущих отдельным субъектам качеств) могут быть внешние, среди

которых выделены интерсубъектные, или системные, качества, возникающие при

взаимодействии и исполнении совместной групповой деятельности, а также

внесубъектные, проявляющиеся как в процессе «живого» взаимодействия, так и

транслируемые средствами культуры, например, командной (корпоративной,

организационной).

В целом же научный взгляд на природу командного духа, его возникновение и развитие

стал возможным, благодаря разработке ряда психологических и социально-

психологических феноменов, среди которых, субъектность в профессиональной

деятельности (Ломов Б.Ф., 1984; Абульханова К.А., 2005), неравновесные психические

состояния (Прохоров А.О., 1998), состояние «потока» («flow state») (Csikszentmihalyi M.,

1999), духовность профессионала (Пономаренко А.В., 2007; Шадриков В.Д., 1996), а также

психологический климат команды (Платонов К.К., 1976; Ложкин Г.В., 2003), совместная

деятельность (Ананьев Б.Г., 1982; Журавлев А.Л., 2005), командная

сплоченность (Carron A.V., 2002), коллективный субъект деятельности (Журавлев А.Л.,

2007), групповые роли (Belban M., 1984) и др.

В соответствии с современными представлениями о динамике психической активности

группы выделяют ряд критериальных характеристик определяющих уровень ее развития.

Любой спортивный коллектив начинается с учебно-тренировочной группы, перед которой

всегда стоят четко очерченные задачи и цели. Так наиболее важной целью является

достижение высоких личных и групповых спортивных результатов. Эта цель помогает

объединиться, скооперироваться всем членам спортивного коллектива, группы и на этой

основе выстроить свои взаимоотношения.

В таком коллективе совместно переживаются успехи и неудачи, в таком коллективе

появляется гордость, что вся команда движется к единой цели вместе. У членов такой

команды в трудных ситуациях ради достижения общекомандной победы обнаруживаются

способности пойти на риск, появляется уверенность в том, что команда может сплотиться

и помочь мобилизоваться своему спортсмену в экстремальной соревновательной

ситуации.

У всех членов команды возникает новое осознание того, что важная часть их жизни это

спортивные сборы, тренировки и соревнования. И рождается уникальное чувство «мы»,

связанное с командным духом и командным успехом.

Итак, если вы хотите развивать командный дух в своей спортивной группе, то будьте

готовы к тому, что в любом случае вас будут ожидать препятствия, которые придется

преодолевать.

Скорее всего, в спортивном коллективе уже сложилась определенная структура,

существуют формальные и неформальные отношения между спортсменами, у каждого

члена группы имеются определённые спортивные достижения, установившийся статус.

Сможете ли вы привлечь этих ребят на свою сторону, убедить их в своих взглядах,

добиться от них поддержки своей идеи?

Отлично, если вам удастся убедить их, но, несмотря на это ребята из вашей группы могут

вести себя не так, как вы ожидаете, некоторые останутся просто равнодушным, кто-то

радостно отзовется новой идее, а кто-то воспримет это как угрозу для себя и начнет вести

«партизанскую войну» против идеи командного духа. Люди иногда с недоверием

относятся к переменам, причем достаточно часто они оказывают всяческое сопротивление

таким изменениям. Именно поэтому вам нужны единомышленники, и главный из них –

это тренер.

Так, вашей задачей по сплочению команды будет задача – увлечь своих товарищей идеей

«командного духа», показать им преимущества, которые ожидают их лично в настоящей

сплоченной команде. Другими словами, вы должны заразить ребят «вирусом

сплочённости», то есть стимулировать их создать настоящую команду. Ведь как здорово,

когда тебя понимают, даже без слов, и поддерживают в сложных ситуациях. Как приятно

чувствовать себя причастным к коллективу единомышленников. Сплоченный коллектив

достигает многих вершин и побед.

Для этого на соревнованиях вам придется стать «главным болельщиком», пытаться

создавать положительный эмоциональный климат, своевременно поддерживать товарищей

по команде в случае неудачного выступления и разделять радость успеха с победителями.

Сплачивающую роль несут командные ритуалы. Приложите усилия и придумайте ритуал.

Так, например, один из футболистов «Ливерпуля» как-то в поездке подключил свой айпод

в музыкальную систему, с закачанными музыкальными треками. На той игре команда

добилась уверенной победы. Тогда его назначили Ди-джеем команды, он стал главным по

этому вопросу, и каждый раз ритуал прослушивания музыки перед игрой повторялся,

команда побеждала.

Во многих спортивных командах стараются придумать такие девизы, которые помогли бы

объединиться, скооперироваться, выделиться на фоне соперников. Всем известен

олимпийский девиз — «Быстрее, выше, сильнее» и «Один за всех и все за одного!» – девиз

мушкетеров, который не раз приводил их к победам, а также легендарное – «Вместе мы

команда!». Придумайте что-то свое, как это сделали юные спортсмены из клуба

«Динамит»: «Если округ наш гремит, это сделал Динамит!», или другие – «Все ребята

боевые и стартуют лучше всех, нашу сборную команду ждут победа и успех!».

Если вы старались искренне и с энтузиазмом, в конце концов, и другие присоединятся. И

ребята поймут, что из отдельных побед складывается общая. А если команда настоящая, то

спортсмен и на своей индивидуальной дистанции может сотворить чудо! И в этом сила

команды и сила командного духа.



В раздел образования