Автор: Соснина Ольга Витальевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы № 1
Населённый пункт: города Похвистнево Самарской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Развитие чувства ритма на уроках музыки"
Раздел: среднее образование
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа № 1 города Похвистнево
городского округа Похвистнево Самарской области
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
на тему:
«РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА НА УРОКАХ МУЗЫКИ»
Автор:
учитель музыки ГБОУ СОШ № 1
Соснина Ольга Витальевна
e-mail: krona1983@bk
г. Похвистнево, 2017
1
СОДЕРЖАНИЕ:
Аннотация
1.
Введение
2.
Состав и содержание методической разработки
2.1 «Ритмическое эхо»
2.2 Ритмический диктант
2.3 Ритмическая игра
3.
Заключение
Аннотация
2
В
данной
методической
разработке
представлен
обзор
проблемы
развития чувства ритма у школьников. На основе опыта внедрения в учебную
программу
по
музыке
ритмических
игр
отражена
роль
ритмических
упражнений
в
становлении
и
развитии
различных
аспектов
личности
школьника.
Данная
разработка
может
быть
полезной
учителям
музыки
общеобразовательных школ.
1.
Введение
За 36 лет моей педагогической работы в образовательных учреждениях
мне приходилось неоднократно обсуждать с преподавателями музыки других
образовательных учреждений различные проблемы музыкального воспитания
детей.
Большинство
моих
коллег
творчески
относятся
к
своей
профессии,
увлеченно ведут свои детские школьные коллективы в различных направлениях
музыкально-эстетического
воспитания:
вокальные
ансамбли,
хоры,
фольклорные
вокально-хореографические
коллективы.
Но
часто
эта
деятельность
проводится
в
виде
внеклассной
работы
с
довольно
узким
коллективом ребят. Основная масса учащихся выпадает из этого благородного
начинания. Это и понятно. Ни для кого из специалистов не секрет, что в
последнее десятилетие резко уменьшился приток в школу голосистых ребят;
можно и нужно говорить об увеличении числа «непоющих» ребят и ребят с
нарушенным чувством ритма.
Если
в
начале
2000-х
годов
из
25-30
учеников
одного
класса
«непоющими» были 10-15 человек, а с нарушением чувства ритма встречался
один ученик на 2-3 класса (то есть примерно на 50-80 человек), то сегодня эта
картина
выглядит
значительно
хуже.
Не
претендуя
на
точно сть
социологического
опроса,
но
только
лишь
на
основании
собственных
наблюдений на протяжении 2015-2016 учебного года, смело могу утверждать,
что число поющих ребят в одном классе не превышает 5-7 человек. Очень
редки случаи, когда в классе поющих ребят больше; зато нередки случаи, когда
в классе чисто интонировать мелодию даже самых простых и знакомых песен
3
не может ни один ученик. Причины этого явления еще до конца не выяснены и
не сформулированы. Зачастую можно услышать лишь ссылки на социально-
экономические
показатели
страны,
озабоченность
родителей
домашними
бытовыми проблемами, обусловленными кризисными явлениями, и нехваткой
времени и возможностей заниматься всесторонним развитием и воспитанием
детей. Все это представляется весьма вероятным, хотя следует добавить, что на
уроках музыки в общеобразовательной школе педагоги не стремятся добиться
идеальной чистоты в исполняемых песнях, а работа по развитию вокально-
слуховых данных и, в особенности, чувства ритма, и вовсе ведется на весьма
низком уровне.
Актуальность настоящей разработки обусловлена проблемой развития
чувства ритма у учащихся, что и определило выбор данной темы.
Целью
методической
разработки
является
выявление
и
обоснование
способов
воспитания
и
развития
чувства
ритма
у
школьников
на
уроках
музыки.
Цель разработки предопределила постановку конкретных практических
задач,
решение
которых
составляет
содержание
настоящей
методической
разработки:
1) образовательные задачи:
‒ основные понятия – ритм, темп, чувство музыкального ритма, размер,
ритмический рисунок;
‒ нормализация мышечного тонуса;
‒ формирование
чувства
музыкального
темпа,
размера,
ритмического
рисунка и др.
2) развивающие задачи:
‒ развитие музыкальной памяти, чувства ритма;
‒ развитие точности, внимания, координации;
‒ развитие быстроты и точности реакции на звуковые и вербальные сигналы
и др.
3) воспитательные задачи:
4
‒ формирование
способности
к
пониманию
различных
ритмических
рисунков;
‒ развитие коммуникативных навыков посредством выполнения совместных
действий.
Объект исследования: развитие чувства ритма у школьников.
Предмет
исследования:
способы,
развивающие
чувство
ритма
у
школьников на уроке музыки.
Метод исследования: конкретно-научный эмпирического уровня, в том
числе используя наблюдение, опрос, диалог, эксперимент и проч.
Настоящая
разработка
носит
только
практический
характер,
не
требующий
теоретических
ссылок,
поэтому
библиографический
список
отсутствует.
2.
СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ
Еще в середине 90-х годов ученые США совместно с английскими
исследователями
после
многолетних
экспериментов
установили
ряд
закономерностей,
свидетельствующих
о
том,
что
такое
ценное
природное
дарование, как музыкальный слух, поддается при тщательной систематической
работе сильному усовершенствованию. И даже у людей, полностью лишенных
музыкального слуха, его можно развить фактически до абсолюта. Однако с
чувством ритма дело обстоит иначе. Ученые установили, что если чувство
ритма у человека отсутствует изначально, то никакие специальные знания и
упражнения этот изъян исправить не могут.
На
собственном
многолетнем
опыте
работы
в
школе
знаю,
что
определить у ученика наличие или отсутствие врожденного чувства ритма не
представляет особых затруднений. В ходе работы с классом уже на первых
занятиях
можно
определить
ребят,
которые
справляются
с
простейшими
ритмическими рисунками очень легко, а которым это дается с трудом или вовсе
не дается. Вот на эту группу учащихся и необходимо обратить внимание
педагога
в
первую
очередь.
Если
ученик
не
способен
сразу
повторить
5
ритмический рисунок, заданный учителем, но может это сделать со второй,
третьей
и
даже
с
десятой
попытки,
то
особенной
тревоги
нет.
При
систематических ритмических упражнениях на уроках музыки чувство ритма у
данного
ученика
будет
развиваться
и
через
определенное
время
достигнет
такого уровня, как и у учеников, прекрасно чувствующих ритм. Но если у
ученика
ничего
не
получается
на
протяжении
нескольких
уроков
даже
с
простейшим ритмическим рисунком типа:
2
● ● ● ● ●
4
то дальнейшее натаскивание этого ученика становится бессмысленным и даже
вредным,
так
как
влечет
за
собой
насмешки
одноклассников
и
т.п.,
что
отрицательно
сказывается
на
душевно-эмоциональном
состоянии
данного
ученика.
К сожалению, как уже отмечено выше, количество таких учеников в
последние годы увеличивается, и перед учителем музыки появляется еще одна
проблема
–
это
вопрос
занятости
данного
типа
учеников
во
время
коллективного исполнения ритмических упражнений и игр.
В
данном
случае,
возможно
разрешить
этим
ученикам
выполнять
упражнение
так,
как
у
них
получается,
или
просто
«не
замечать»
их
неправильного исполнения, но ни в коем случае нельзя пресекать каким-либо
образом их попытки участвовать в исполнении данных упражнений вместе со
всем
классом!
И
конечно
же,
нельзя
таким
ученикам
снижать
оценки
за
неточное исполнение.
Необходимо
всегда
помнить
простое,
но
жесткое
правило:
занятие
музыкой
–
дело
избранных.
И
если
человек
в
этом
плане
обделен
самой
природой, то простому учителю тем более нельзя обделять его даже оценкой за
урок.
Хочу
поделиться
собственным
опытом,
наработанным
за
36
лет
педагогического стажа, и дать подробное описание ритмических упражнений и
игр, проводимых мною систематически на уроках музыки.
6
Для
начала
следует
отметить,
что
все
эти
упражнения
и
игры
не
являются жесткой закостенелой структурой. Наоборот, они могут и должны
постоянно изменяться, привнося каждый раз что-то новое, свежее, такое, чего
не было ранее. И вся эта новизна и оригинальность зависит от учителя, его
умения зажечь идеей класс, а также от умения импровизировать во время
урока. Главной характерной чертой всех этих упражнений является быстрота,
подвижность исполнения, сокращение всяческих пауз и различных задержек до
ничтожного
минимума,
что
достигается
предельно
точным
изложением
задания.
2.1 «РИТМИЧЕСКОЕ ЭХО»
В
основу
ритмического
воспитания
школьников
должно
лечь
упражнение «Ритмическое эхо». В нем ведущая роль принадлежит учителю.
Если учитель впервые в данном классе проводит «Ритмическое эхо», то для
начала следует провести короткую беседу о том, что такое эхо как явление
природы. Обычно даже первоклассники знают об этом интуитивно, хотя не
всегда могут четко сформулировать ответ на вопрос: «А что же такое эхо?»
Ничего страшного нет. Необходимо выслушать несколько мнений учеников и
самому сформулировать на основе их высказываний ответ, сводящийся к тому,
что эхо – это отраженный (от гор, леса, стен дома и т.п.) звук.
Учитывая, что в любом классе есть как «всезнайки» так и «незнайки»,
следует дать понять последним, что кроме всего сказанного, эхо может лишь
повторить более или менее точно изданный нами звук. А это значит, что если
мы громко крикнем: «Здравствуй!», то эхо ни за что не ответит нам: «Прощай!»
Это понятие учителю понадобится для лучшего осознания учениками того, что
при исполнении ритмического эхо ответ должен быть абсолютно похожим на
начальный ритм, задаваемый учителем, а любые отклонения, то есть ошибки,
должны быть исключены.
Итак,
после
предварительной
подготовки,
можно
приступать
к
простейшему эхо. Его еще можно назвать «Короткое эхо», так как оно состоит
7
из коротких, простейших двухтактных ритмических рисунков в размере 2/4.
Ниже привожу несколько таких рисунков:
2
● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ●
4
2
● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ●
4
Спустя несколько занятий в «Короткое эхо», можно включить простой
ритмический
рисунок
с
паузой,
который
на
первый
взгляд
кажется
простейшим, а на практике – весьма и весьма трудноисполним:
2
● ● ● ●
4
На первом же занятии при знакомстве ребят с «Коротким эхо» следует
их
познакомить
и
с
«Длинным
эхо»,
которое
включает
в
себя
также
двухтактные рисунки, но с большим дроблением длительностей:
2
● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ●
4
Примерно
на
третьем-четвертом
уроке
можно
вниманию
учащихся
представить
третью
разновидность
«Ритмического
эхо»,
так
условно
называемое «Трудное эхо». Для начала ребят нужно предупредить, что в это эхо
8
входят лишь рисунки, в которых не более трех звуков. Это сообщение вызовет у
детей естественную улыбку: «Что же это за трудности, когда в рисунке только
три звука?» Но вскоре они смогут убедиться, что исполнить ритмический
рисунок в три звука всем классом вместе не так-то просто; следующий за ним
рисунок,
состоящий
из
двух
звуков,
исполняется
всем
коллективом
еще
сложнее; и совсем сложно исполнить рисунок из одного звука, хотя казалось бы
– что может быть проще…
Ребята
быстро
понимают,
что
исполнение
одного
звука
всем
коллективом одновременно требует наивысшей собранности, внимания, умения
следить
за
рукой
учителя.
Именно
это
последнее
упражнение
требует
от
учащихся особого чувства, а именно – чувства ансамбля, столь кропотливо
создаваемого даже в кругу профессиональных музыкантов. После исполнения
«Трудного эхо» ребята уже сами почувствуют, что оно действительно трудное и
даже намного труднее «Длинного эхо» при коллективном исполнении.
Ко
всему
вышеизложенному
необходимо
добавить
несколько
примечаний. Все эти упражнения желательно выполнять на детских шумовых и
ударных
инструментах.
Но
не
стоит
огорчаться,
если
в
школе
таких
инструментов в наличии нет. Отвечать на заданный учителем ритмический
рисунок можно и простукиванием по партам ручками или карандашами или
самым универсальным инструментом – собственными ладонями. Надо только
показать
ребятам
как
правильно
хлопать
в
ладоши:
одна
рука
повернута
ладонью вверх, а вторая делает по ней легкие хлопки, при этом желательно не
по середине ладони, а по ее краю. Следует напомнить, что эхо – это лишь
отраженный
звук,
следовательно
он
не
должен
быть
громче
изначального
(показанного учителем), и поэтому хлопки ребят должны скорее походить на
легкий шелест, но не на гром аплодисментов.
Все приведенные выше примеры ритмических рисунков, а также любые
их вариации, могут выполняться в любой последовательности. Учитель вводит
рисунки, соответствующие данному разделу эхо по своему усмотрению, а при
неточных ответах класса на заданный рисунок – его следует повторить до
получения
удовлетворительного
результата.
Повторяю
–
главное
во
время
9
проведения
ритмических
упражнений
–
это
темп,
безостановочность
и
минимум пауз для различных замечаний. В эти упражнения также можно
вводить рисунки, взятые из известных ребятам песен, выученных на уроках
музыки.
2.2 РИТМИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ
Кроме «Ритмического эхо» на уроках музыки можно использовать прием
упрощенного ритмического диктанта. Такой диктант несколько отличается от
диктантов,
проводимых
в
музыкальных
школах:
там
услышанный
ритм
записывают
в
виде
нот;
а
в
общеобразовательной
школе
достаточно
его
прохлопать.
Для ритмического диктанта учитель выбирает три ритмических рисунка
на
свое
усмотрение,
но
обязательно
разной
сложности
(от
простого
к
сложному).
Разумеется,
эти
три
разновидности
сложности
являются
условными.
Нельзя
давать,
например,
рисунок
заведомо
невыполнимый
ребятами. Сложность рисунка меняется в зависимости от возраста учащихся и
приобретенного
ими
опыта.
Ритмические
рисунки
могут
быть
«сочинены»
учителем, но нет ничего плохого в том, если учитель возьмет для диктанта три
рисунка
из
знакомых
ребятам
песен.
В
последнем
случае
задача
ребят
значительно упрощается, особенно если они угадают название песни. Поэтому
для простых ритмических диктантов рисунки из знакомых песен использовать
можно, а в случае, если диктант проводится на оценку – не желательно, пусть
поработают «без шпаргалки».
Как же объективно оценить работу ученика во время ритмического
диктанта? Я делаю так: на каждый из трех рисунков ритмического диктанта
дается три попытки. Ученики вызываются по списку и с места прохлопывают
или простукивают заданный рисунок. Во время исполнения желательно, чтобы
ученик встал. Если исполнил удачно – садись на место, если нет – делай
вторую,
третью
попытку.
Затем
тот
же
рисунок
исполняет
следующий
по
списку ученик. Когда все ребята прохлопали первый рисунок, учитель задает
10
второй. По окончании работы с третьим рисунком учитель подводит итог и
выставляет оценки в журнал по такой системе: если правильно выполнены все
три рисунка (вне зависимости от количества попыток на каждый из них – одну,
две или три) – оценка «5»; если верно выполнены два рисунка – оценка «4»;
если верно выполнен один рисунок – оценка «3». Практически никогда не
бывает, чтобы учеником не был выполнен ни один рисунок, поэтому «двойки»
отсутствуют.
К ритмическому диктанту, равно как и «Ритмическому эхо» следует
подходить
с
фантазией,
изобретательностью,
не
бояться
каких-то
нововведений. Необходимо помнить, что однообразие утомительно, и чтобы
ребята
не
заскучали
на
уроке
–
он
должен
быть
увлекательным,
живым,
импровизационным.
2.3 РИТМИЧЕСКАЯ ИГРА
Далее рассмотрим интересную и увлекательную игру под условным
названием «РИПОП» - ритмическая игра
с прохлопыванием
и отгадыванием
песен.
Эта
игра
является
вершиной
в
развитии
ритмического
воспитания
школьников,
так
как
требует
не
только
умения
правильно
воспроизвести
ритмический рисунок, но так же попытаться определить из какой песни этот
рисунок взят, а это (профессиональные музыканты со мной согласятся) весьма
трудное задание. Главным условием игры является то, что песни обязательно
должны быть известны ребятам: это могут быть популярные детские песни из
мультфильмов и кино, русские народные песни, а также (что обязательно)
песни, выученные на уроках музыки.
В
игре
принимает
участие
весь
класс,
который
учитель
делит
на
несколько команд. Правила игры таковы. Учитель задает ритмический рисунок,
взятый из всем известной песни. Для прохлопывания этого рисунка каждой
команде
дается
три
попытки.
Команда
выдвигает
участника,
и
он
делает
первую попытку. Если попытка успешна – команде присваивается 3 балла; если
неудачно – то этот же участник или любой другой член команды делает вторую
11
попытку, и тогда команда получает только 2 балла. Аналогичным образом, если
не получается выполнить рисунок со второй попытки, то с третьей команда
получит 1 балл. И если все три попытки оказались неудачными – то 0 баллов в
этом туре.
После этого ход передается другой команде. Только тогда, когда все
команды прохлопали заданный ритмический рисунок, следует приступать к
отгадыванию песни. Кто первым поднимет руку и правильно назовет песню –
приносит своей команде 3 дополнительных балла. Количество попыток не
ограничивается, но за неправильный ответ баллы не начисляются.
Следует помнить, что иногда одному и тому же ритмическому рисунку
соответствует несколько разных песен, и за каждую из них можно получить
дополнительные баллы. Например, песни «Морячка», «Танец маленьких утят»,
«Как под горкой», «Чему учат в школе», «Если с другом вышел в путь» имеют
один и тот же ритмический рисунок.
Игра
очень
увлекательная,
дети
играют
с
азартом.
Имеется
и
своя
система штрафов за следующие нарушения:
-
подхлопывание с целью исказить выполнение рисунка соперником -
минус 1 балл из командного зачета;
- невнимательность – когда команда неверно угадала название песни, а
через несколько мгновений другая команда называет ту же самую песню -
минус 1 балл из командного зачета;
-
преждевременность
–
во
время
прохлопывания
командами
ритмического рисунка никто не может называть песню - минус 5 баллов из
командного зачета.
Игра
«РИПОП»
как
правило
должна
иметь
6-7
туров,
каждому
из
которых
соответствует
один
ритмический
рисунок.
В
конце
игры
учитель
подсчитывает набранные командами баллы. Команда, набравшая наибольшее
количество баллов, - победитель. А в случае равенства баллов у двух и более
команд,
преимущество
получает
команда,
отгадавшая
большее
количество
песен.
Команда-победитель
при
активной
игре
всех
участников
получает
«пятерки» в полном составе.
12
В
качестве
вывода
хочу
сказать,
что
данная
игра,
равно
как
и
«Ритмическое
эхо»
и
ритмический
диктант,
является
мощным
творческим
средством в процессе развития чувства ритма у школьников.
3.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В нашей жизни музыка занимает значительную часть. Музыка – это
гармоничное звучание, и оно невозможно, если нет ритма. Ритм – это одно из
условий
его
развития.
Ритмический
рисунок
составляют
основу
звуков,
а,
следовательно,
и
музыкального
образа.
Ритм
необходим
для
целостного
восприятия музыки.
Развитие
чувства
ритма
у
школьников
будет
являться
эффективным
условием реализации их возможностей, заключающихся:
–
в
развитии
памяти,
мышления,
активности,
наблюдательности,
целеустремленности, логики, интуиции;
– в сознании условий для переживания личностного благополучия;
– в развитии единства внутреннего переживания и внешнего выражения.
Введение в современный урок музыки ритмических игр и упражнений
заметно оживляет систему обучения, резко повышает интерес ребят к уроку за
счет оригинальности этих игр и упражнений и высокого соревновательного
аспекта. И не смотря на результаты, в итоге победителями остаются все ребята,
которые
в
игровой
форме
совершенствуют
свои
музыкально-ритмические
способности.
13