Напоминание

"Проблемы адаптации начинающего педагога к преподавательской деятельности"


Автор: Паденок Ирина Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ФКПОУ "МЭКИ" Минтруда РФ
Населённый пункт: город Михайлов
Наименование материала: статья
Тема: "Проблемы адаптации начинающего педагога к преподавательской деятельности"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




«Проблемы адаптации начинающего педагога

к преподавательской деятельности»

Социально-экономические

преобразования,

появление

новых

ценностей, понимание значимости

образования выявили необходимость в

педагоге нового типа, способном быстро ориентироваться в окружающей

действительности. Изменения в социуме превосходят динамику личностной

готовности к их адаптации. Система образования в этой ситуации призвана

помочь

начинающему

преподавателю

сформировать

в

себе

качества,

необходимые

для

становления

профессионально

со стоятельной,

конкурентоспособной,

активной

личности,

способной

адаптироваться

к

условиям современной действительности в максимально короткие сроки.

Адаптация

это

процесс

и

результат

внутренних

изменений,

внешнего активного приспособления и самоизменения индивида к новым

условиям существования.

Молодой педагог, вступая в педагогическую деятельность, попадает в

новую для него социальную и профессиональную среду, в новые режимы

умственных

и

физических

нагрузок,

в

новую

сферу

отношений

и

взаимодействий.

Начинающий

педагог

вынужден

мобилизовывать

волю,

энергию,

физическую

силу,

сдерживать

эмоции,

вести

поиск

резервов

в

борьбе с дискомфортом, стрессорами. При этом происходит ломка прежних

стереотипов

деятельности,

формируются

новые

наклонности,

убеждения,

знания,

умения,

навыки

и

привычки

адекватного

поведения.

Процессы,

сопровождающие адаптацию, затрагивают все уровни – от физиологических

реакций организма до психологической регуляции деятельности.

Адаптация

молодого

педагога

это

введение

начинающего

преподавателя в процесс преподавания. Различают четыре ее вида:

Психофизиологическая

-

приспособление

человека

к

непривычным условиям, поурочному режиму труда и отдыха на

месте работы;

Социально-психологическая – вхождение в трудовой коллектив,

овладение ценностями организационной культуры;

Социально-организационная – привыкание сотрудника к новым

условиям, включающим административно-правовые, социально-

экономические, управленческие аспекты;

Профессиональная

-

активное

освоение

преподавателем

действий в соответствии с должностными обязанностями, этикой

педагогического

общения,

процессом

воспитания,

нормами

труда.

Сердцевиной адаптации

является профессиональная

адаптация.

Она имеет свою структуру, форму, содержание, закономерности и тенденции

развития,

которые

поддаются

психолого-педагогической

корректировке

изнутри (со стороны самого преподавателя) и извне (со стороны коллектива).

Профадаптация

необходимое

условие

высокопродуктивной

работы начинающего преподавателя.

Но на успешность адаптационных

процессов оказывает влияние множество внешних и внутренних факторов,

влияющие на эффективность адаптации начинающего педагога

К внешним факторам относятся:

Смешанный контингент преподавателей;

Смешанный контингент студентов;

Учебно-производственная дисциплина;

Учебная работа по «звонкам»;

Необходимость готовности;

Кураторская работа;

Сложный характер профессии;

Бытовые проблемы.

К внутренним факторам относятся:

Напряженный темп жизни;

Подчинение режиму колледжа;

Новые стереотипы психической деятельности;

Изменения в сознании, понимании, поведении, мотивации;

Активная самостоятельная работа;

Необходимость постоянного повышения квалификации;

Самодисциплина;

Смещение знаний, навыков, умений.

Конечно,

этот

перечень

далеко

не

полный

и

для

каждого

преподавателя он будет иметь индивидуальные отличия.

С первого же дня работы начинающий педагог имеет те же самые

обязанности и несет ту же ответственность, что и педагоги с многолетним

стажем,

но

студенты,

родители,

администрация,

как

правило,

не

делают

скидки

на

молодость

и

неопытность.

Новичок,

не

получивший

в

это

непростое для него время поддержки от коллег и администрации, чувствует

себя

брошенным

на

произвол

судьбы.

Он

боится

собственной

несостоятельности,

опасается

критики

администрации

и

опытных

коллег.

Постоянно

волнуется,

опасаясь

что-нибудь

не

успеть,

забыть,

упустить.

Зачастую

тревожность

из

ситуативной

превращается

в

устойчивую

личностную

черту.

Страх

и

неудовлетворенность

самим

собой

и

своей

деятельностью становятся привычным состоянием. Чтобы этого не произош-

ло,

начинающему

педагогу

необходима

целенаправленная

помощь.

Здесь

имеется в виду – наставничество.

Помощь молодому специалисту неизбежно влечет за собой оценку

его педагогической деятельности.

Одним

из

необходимых

условий

успешного

профессионального

становления молодого преподавателя является

его целенаправленная

и

систематическая работа над собой.

Начинающему преподавателю нельзя забывать об одной из главных

форм

повышения

профессионального

мастерства

педагога

это

самообразование.

Самообразование

это

целенаправленная

познавательная

деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных

знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни

и т.п.

Самообразование

начинающего

педагога,

несомненно,

имеет

существенное значение

для реализации на практике ранее полученного

образования,

формирования

умений

профессиональной

педагогической

деятельности. Характер самообразовательной деятельности, ее содержание

влияют на формирование профессиональной позиции молодого педагога, на

его отношение к своей педагогической деятельности.

Ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий

утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Постоянное

самообразование

-

вот

тот

определяющий

актив

жизни

современного

человека, который поможет не «отстать от поезда современности».

Молодому

педагогу

самостоятельная

работа

по

самообразованию

позволит пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий

и

д е т а л ь н ы й

а н а л и з

в о з н и к а ю щ и х

в

р а б о т е

с и т у а ц и й .

У

педагогов

будет

развита

потребность

в

постоянном

пополнении

педагогических

знаний,

сформируется

гибкость

мышления,

умение

моделировать

и

прогнозировать

воспитательно-образовательный

процесс,

раскроется

творческий

потенциал.

Педагог,

владеющий

навыками

самостоятельной работы, будет иметь возможность подготовиться и перейти

к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности,

что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном

уровне,

а

это,

в

свою

очередь,

влияет

на

качество

воспитательно-

образовательного процесса и результативность педагогической деятельности

в целом.

Более

успешно

адаптироваться

начинающим

преподавателям

помогает

«Школа

молодого

педагога»,

которая

позволяет

быстрее

найти

ответы на сложные для новичка вопросы, быстрее добиться успеха в работе.

Основной целью школы является формирование

у начинающих педагогов

высоких профессиональных идеалов, методических навыков, потребности в

постоянном

саморазвитии

и

самосовершенствовании.

«Школа

молодого

педагога» помогает молодым преподавателям:

удовлетворять

потребности

в

непрерывном

образовании

и

оказывать

им

помощь

в

преодолении

профессиональных

затруднений;

способствовать

формированию

индивидуального

стиля

творческой деятельности;

внедрять

современные

подходы

и

передовые

педагогические

технологии

в образовательный процесс и повышать уровень

информационно-методологической культуры;

пропагандировать

педагогическое

мастерство

опытных

преподавателей;

совершенствовать знания методики и педагогики;

выявлять

профессиональные,

методические

проблемы

в

учебном процессе и содействовать их разрешению.

Благодаря данной школе адаптация к профессиональной деятельности в

колледже

у

молодых

специалистов

проходит

легче

и

в

менее

продолжительный период.

Список используемой литературы

1.

Сластенин

В.А.,

Каширин

В.П.

Психология

и

педагогика.

М.,

2001.

2. Сост. А.Ф. Щепотин. Профессиональное образование и формирование

личности специалиста. М., 2002.

3. Дружилов С.А. Становление профессионализма человека как реализации

индивидуального ресурса профессионального развития.-Новокузнецк: изд-во

ИПК,

2002.

242

с.

«Гуманитарные

исследования

в

образовании.

4.

Ульянова

Н.Ю.

Некоторые

проблемы

профессиональной

адаптации

молодого специалиста.



В раздел образования