Автор: Ануфриева Дарья Андреевна
Должность: студент бакалавр
Учебное заведение: ПИ ИГУ
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Педагогические условия развития физических качеств у детей младшего дошкольного возраста в процессе подвижных игр
Раздел: дошкольное образование
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ
У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ
ПОДВИЖНЫХ ИГР
Ануфриева Дарья Андреевна
бакалавр
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Иркутский Государственный Университет»
(ФГБОУ ВПО «ИГУ»)
Педагогический институт
Кафедра педагогики и психологии дошкольного образования
Аннотация: Эта статья посвящена проблеме развития физических качеств детей
младшего дошкольного возраста в процессе подвижных игр.
Abstract: This article is devoted to the problem of development of physical qualities
of children of younger preschool age in the process of mobile games.
Ключевые
слова:
Педагогические
условия;
физические
качества;
развитие;
физическое развитие; подвижные игры.
Keywords:
Pedagogical
conditions;
Physical
qualities;
development;
physical
development; outdoor games.
УДК 1174
В
«Программе
воспитания
и
обучения
в
детском
саду»
особое
значение
придаётся физическому воспитанию, которое строится на основе знаний о
возрастных, индивидуальных и психофизических особенностях дошкольника.
Физическое воспитание ребёнка в условиях учреждений для детей раннего и
дошкольного возраста является важной и ответственной задачей общественного
воспитания, т.к. все дети, начиная с самого раннего возраста, должны расти
здоровыми, крепкими, гармонически развитыми и чтобы они хорошо учились.
Именно в дошкольном детстве формируется здоровье, общая выносливость,
работоспособность, активная жизнедеятельность и др. качества, необходимые
для индивидуального развития ребёнка. Этот возраст наиболее благоприятен
для
закаливания
организма,
овладения
элементарными
жизненно
необходимыми двигательными умениями и навыками.[1]
Подвижная
игра
является
упражнением,
посредством
которого
ребенок
готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность
игры побуждает ребенка к определенным умственным и физическим условиям.
Подвижная
игра
–
незаменимое
средство
пополнения
ребенком
знаний
и
представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости,
сноровки, ценных морально-волевых качеств.
Игра
занимает
в
жизни
ребенка
большое
место.
Она
составляет
главное
содержание
его
жизни.
Подвижные
игры
являются
прекрасным
средством
развития
и
совершенствования
основных
движений
детей,
укрепления
и
закаливания
их
организма.
Быстрая
смена
обстановки
в
процессе
игры
приучает ребенка использовать известные ему движения в соответствии с той
или иной ситуацией. Большое влияние на желание детей подвигаться оказывают
подвижные игры. С помощью игр улучшается физическое развитие ребенка, он
становится крепче, выносливее. Движения в свою очередь способствуют тому,
что
у
ребенка
работают
легкие,
усиливается
кровообращение,
улучшается
процесс обмена веществ. В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют,
закрепляют свое представление об изображаемых событиях, о жизни. Ребенок,
как
и
взрослый,
познает
мир
в
процессе
деятельности.
Занятие
играми
обогащают участников новыми ощущениями, представлениями и понятиями.
В
последние
годы
наблюдается
тенденция
к
ухудшению
здоровья
детей
дошкольного
возраста.
Только
за
прошедшее
десятилетие
уровень
общей
заболеваемости
детского
населения
увеличился
в
1,5
раза
[9].
Данные
официальной
статистической
отчетности
профилактических
медицинских
осмотров,
проводимых
среди
выпускников
дошкольных
образовательных
учреждений,
свидетельствуют
о
том,
что
здоровых
детей
только
20-25
%,
имеющих
функциональные
отклонения
-
свыше
50
%
и
страдающих
хроническими заболеваниями - почти 30 %. Среди детей в возрасте до 7 лет в
13,5 % случаев выявляются отклонения в физическом развитии (дефицит массы
тела или ее избыточность, низкорослость).
Сложившаяся
ситуация
указывает
на
необходимость
определения
условий,
способствующих сохранению и укреплению здоровья детей. Огромную роль в
решении
этой
проблемы
играет
грамотная
организация
физкультурно-
оздоровительной
работы
в
дошкольном
учреждении.
Реализация
этого
положения должна базироваться как на знании анатомо-физиологических и
психологических особенностей развития детей дошкольного возраста, так и на
учете индивидуальных характеристик каждого ребенка.
Проблема индивидуализации физического воспитания детей на основе оценки
их
физического
состояния
изучалась
авторами
статьи
более
десяти
лет
Петренкиной Н.Л. и Филипповой С.О. Однако изменения, происходящие в
системе дошкольного образования, требуют продолжения исследований для
определения современных подходов к ее решению.
Цель статьи; выявить особенности, и теоретически проверить и обосновать
использование подвижных игр в развитии физических качеств.
Задачи:
1. Изучить научно методическую литературу по теме исследования.
2.
Выявить
особенности
развития
физических
качеств
детей
младшего
дошкольного возраста.
Гипотеза.
Эффективное
развитие
физических
качеств
детей
младшего
дошкольного возраста возможно, если разработана и используется методика,
включающая:
−
Ц е л е н ап р а вл е н н о е
п р и м е н е н и е
с и с т е м ы
п од в и ж н ы х
и г р ,
ориентированная на развитие определенных физических качеств (быстроты,
ловкости, скорости и т.д).
−
Более расширенный объем подвижных игр по сравнению с традиционной
методикой.
Теоретико-методическая
база
по
проблеме
физической
подготовленности
дошкольников (Н. Лескова, Л. Ноткина, Е.Я. Бондаревская и др.; по проблеме
развития физических качеств дошкольников (В.Н. Занефский, З.И. Кузнецова,
М.Х. Спаева и др.); исследования по проблеме организации и использования
подвижных игр в ДОУ (Я. Степаненкова,В.А. Страновского, Е.А. Тимофеева и
др.).
Методы.
Теоретические:
−
анализ педагогической литературы по теме исследования;
−
интерпретация литературных источников;
−
обобщение;
Эмпирические:
−
наблюдение;
−
тестирование;
−
беседа;
−
методы математической обработки данных эксперимента.
Физическое качество - это совокупность биологических и психических свойств
личности
человека,
выражающие
его
физическую
готовность
осуществлять
активные двигательные действия. (Филиппова С.Ю.)
Основными
физическими
качествами
человека
принято
считать
ловкость,
быстроту, гибкость, равновесие, глазомер, силу, выносливость. При выполнении
любого
упражнения
в
той
или
иной
степени
проявляются
все
физические
качества, но преимущественное значение приобретает какое-либо одно из них.
Например, при беге на короткие дистанции — быстрота; при беге на длинную
дистанцию — выносливость, а при прыжках в длину и в высоту с разбега —
сила в сочетании с быстротой.
В дошкольном возрасте преимущественное внимание должно быть уделено
развитию ловкости, быстроты, глазомера, гибкости, равновесия, но не следует
забывать и о соразмерном развитии силы и выносливости. Ловкость — это
способность
человека
быстро
осваивать
новые
движения,
а
также
перестраивать
их
в
соответствии
с
требованиями
внезапно
меняющейся
обстановки (Филиппова С. О.)[10].
К развитию ловкости приводит систематическое разучивание с детьми новых
упражнений. Обучение повышает пластичность нервной системы, улучшает
координацию движений и развивает способность овладевать новыми, более
сложными
упражнениями.
Развитию
ловкости
способствует
выполнение
упражнений
в
изменяющихся
условиях.
Так,
в
подвижных
играх
детям
приходится непрерывно переключаться от одних движений к другим, заранее не
обусловленным;
быстро,
без
всякого
промедления
решать
сложные
двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников.
Быстрота
—
способность
человека
выполнять
движения
в
наикратчайшее
время.
Высокая
пластичность
нервных
процессов,
сравнительная
легкость
образования
и
перестройка
условнорефлекторных
связей
у
детей
создают
благоприятные условия для развития у них быстроты (Филиппова С. О.)[10].
Быстрота развивается в упражнениях, выполняемых с ускорением (ходьба, бег с
постепенно нарастающей скоростью), на скорость (добежать до финиша как
можно быстрее), с изменением темпа (медленный, средний, быстрый и очень
быстрый),
а
также
в
подвижных
играх,
когда
дети
вынуждены
выполнять
упражнения с наивысшей скоростью (убегать от водящего).
Глазомер — способность человека определять расстояние с помощью зрения и
мышечных ощущений (Филиппова С. О.)[10].
Гибкость — способность достигать наибольшей величины размаха (амплитуды)
движений отдельных частей тела в определенном направлении (Филиппова С.
О.)[10].
Гибкость
зависит
от
состояния
позвоночника,
суставов,
связок,
а
также
эластичности
мышц.
Гибкость
развивается
при
выполнении
физических
упражнений с большой амплитудой, в частности общеразвивающих. У детей
дошкольного
возраста
опорно-двигательный
аппарат
обладает
большой
гибкостью. Следует стремиться к сохранению этой естественной гибкости, не
злоупотребляя
упражнениями
на
растягивание,
которые
могут
привести
к
необратимым деформациям отдельных суставов (например, коленного).
Равновесие — способность человека сохранять устойчивое положение во время
выполнения разнообразных движений и поз на уменьшенной и приподнятой
над уровнем земли (пола) площади опоры (Филиппова С. О.)[10].
Это качество необходимо человеку, чтобы передвигаться в помещении и на
улице, не задевая предметы, друг друга, успешно справляться с обязанностями,
необходимыми при разных работах (верхолаз и др.).
Равновесие
зависит
от
состояния
вестибулярного
аппарата,
всех
систем
организма, а также от расположения общего центра тяжести тела (ОЦТ). У
дошкольников
ОЦТ
расположен
высоко,
поэтому
им
труднее
сохранить
равновесие. При выполнении упражнений, смене положений центр тяжести
тела смещается и равновесие нарушается. Требуется приложить усилия, чтобы
восстановить нужное положение тела.
Сила — степень напряжения мышц при их сокращении (Филиппова С. О.)[10].
Учитывая
анатомо-физиологические
особенности
дошкольников,
не
следует
стремиться к максимальным результатам и превышать нормы для прыжков в
длину, в высоту, так как это может отрицательно повлиять на развитие костной
системы,
а
также
внутренних
органов.
Не
рекомендуются
упражнения,
вызывающие задержку дыхания, большое напряжение организма.
Интенсивность
выполняемых
упражнений,
масса
предметов
(мешочков
с
песком и др.), дозировку физической нагрузки следует повышать постепенно.
Выносливость — способность человека выполнять физические упражнения
допустимой интенсивности возможно более длительное время (Филиппова С.
О.)[10].
Библиографический список:
1. Инновационные направления развития системы физического воспитания
детей дошкольного возраста // Теория и практика физической культуры:
Научно-теоретический журнал. – 2004 г. – № 3.
2. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития
ребенка. – М.: Издательский центр //Академия, 2001 г. – 368с.
3. Д.В. Хухлаева, "Методика физического воспитания в дошкольных
учреждениях", М., 1984 г.
4. М.А. Рунова, “Двигательная активность ребёнка в детском саду: Пособие для
педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и
колледжей”.- М.: Мозаика- Синтез, 2000-256с.
5. Т.А.Тарасова, “ Контроль физического состояния детей дошкольного
возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ” –
М.: ТЦ Сфера, 2005-175с.
6. Г.И. Погадаев, “ Настольная книга учителя физической культуры” -М.:
Физкультура и спорт, 2000-496с.
7. Алямовская, В.Г. Профилактика психоэмоционального напряжения /В.Г.
Алямовская // Современный детский сад. – 2007. - №1. - 21-25 с.
8. Доронина, М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного
возраста /М.А. Доронина //Дошкольная педагогика. – 2007. - №4. – 10-14 с.
9. Молодцова И. А. Факторы риска формирования хронической
аденотонзиллярной патологии у дошкольников, проживающих на
урбанизированных территориях: эколого-гигиенический аспект: Автореф.
дис. ... канд. мед. наук. – Волгоград, 2009. – 22 с.
10. Филиппова С. О. Физическая культура в системе образования
дошкольников: монография. – СПб., 2002. – 336 с.