Напоминание

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках информатики


Автор: Картамышева Юлия Александровна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: Колычевский филиал МКОУ "Большежировская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Фатежского района Курской области
Наименование материала: Статья
Тема: Применение здоровьесберегающих технологий на уроках информатики
Раздел: среднее образование





Назад




Применение здоровьесберегающих технологий

на уроках информатики

Здоровье – это характеристика состояния человека, которая показывает отсутствие

заболеваний и состояние

его благополучия, т.е. состояние его души, тела и условий

жизни. Здоровье – это самая важная ценность, которая позволяет человеку быть активным

членом коллектива и общества в целом.

К сожалению, многие факторы школьной жизни оказывают отрицательное влияние

на

здоровье

школьника,

и

решение

этой

проблемы

зависит

от

внедрения

в

школу

здоровьесберегающих

технологий.

Здоровьесберегающие

образовательные

технологии

решают задачи сохранения и укрепления здоровья сегодняшних учащихся, что позволит

им вырастить и воспитать здоровыми собственных детей.

Изучение

предмета

«информатика»

кроме

учебника,

ручки

и

тетради

предусматривает

использование

компьютера,

неправильно общаясь с которым можно

нанести гораздо больший вред здоровью растущего организма, чем на обычном уроке.

Вопросы компьютеризации, влияние компьютера на здоровье человека являются одной из

важных

проблем

сегодняшнего

общества.

С

одной

стороны

компьютер

значительно

облегчает человеку жизнь, с другой стороны влияет на все биологические характеристики

человека, в первую очередь на его физическое и психическое здоровье.

Основные

вредные

факторы,

оказывающие

влияние

на

человека

за

компьютером (мифы и реальность):

Сидячее положение в течение длительного времени

Несмотря на то, что за компьютером человек сидит в расслабленной позе, однако

она является для организма вынужденной и неприятной: напряжены шея, мышцы головы,

руки и плечи, отсюда остеохондроз, а у детей - сколиоз.

Утомление глаз, нагрузка на зрение

Действительно, компьютер влияет на зрение, глаза регистрируют самую мелкую

вибрацию текста или картинки, а тем более мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к

потере остроты зрения. Плохо сказываются на зрении неудачный подбор цвета, шрифтов,

компоновки окон в используемых программах, неправильное расположение экрана.

Перегрузка суставов кистей

Длительная однообразная неправильная работа кистями рук приводит к тому, что

нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются от постоянных ударов по

клавишам, возникают онемение, слабость, в подушечках бегают мурашки. Это может

привести

к

повреждению

суставного

и

связочного

аппарата

кисти,

а

в

дальнейшем

заболевания кисти могут стать хроническими. Чтобы длительная работа на компьютере не

привела к возникновению синдрома запястного канала, достаточно выполнять несложные

рекомендации по организации своего рабочего места и режима работы, каждый час делать

короткие перерывы, во время которых выполнить несколько упражнений для кистей рук.

Стресс при потере информации

Далеко не все пользователи регулярно делают резервные копии своей информации.

А ведь и вирусы не дремлют, и винчестеры лучших фирм, бывает, ломаются, и самый

опытный программист может иногда нажать не ту кнопку... В результате такого стресса

случались и инфаркты. Конечно же, потеря информации на уроке информатики не может

1

вызвать такого сильного стресса, как потеря докторской диссертации или годового отчета,

но все же прививать культуру работы на компьютере должен именно учитель.

Применение здоровьесберегающих технологий

Что

же

может

предпринять

учитель

на

уроке

информатики

для

того,

чтобы

защитить своего ученика от отрицательного воздействия компьютера, а также помочь ему

укрепить и сберечь свое здоровье?

1.

Соблюдение санитарных норм и правил охраны труда

Важно соблюдение температурного режима, к приходу учащихся кабинет должен

быть проветрен. Когда в помещении работают одновременно несколько компьютеров,

температура

всегда

немного

повышается,

вследствие

чего

возникает

духота,

у

детей

начинается головная боль, сонливость, чего допускать нельзя.

Компьютеры должны быть установлены в соответствии с нормами. Стены лучше

выкрасить в светло – бежевый цвет, чтобы в классе всегда было светло.

В начале каждого полугодия хорошо проводить с учащимися информационную

беседу по правилам безопасности, на которой также рассказать об отрицательном влиянии

компьютера на организм и здоровье человека.

2.

Предупреждение физической усталости

Одним из важных условий успешного обучения является физический комфорт

учащегося на уроке, т.к. в этом случае повышается эмоциональный настрой на работу,

ребенка ничего не отвлекает, не вызывает раздражения.

Физкультминутки

-

это

неотъемлемая

часть

здоровьесберегающих

технологий.

Физкультминутки в форме игры, например симметрия, игры на развитие координации

внимательности. Можно попросить кого – то из учащихся изобразить загаданное слово

или фразу жестами, а остальных попытаться повторить, отгадать.

Рассказывать о правилах работы за компьютером, причем не только на уроке, но и в

повседневной жизни. На компьютерном столе каждого учащегося должна быть помещена

памятка с простейшими упражнениями для глаз, которые рекомендуется выполнять в

начале

работы

за

компьютером,

в

конце,

а

также

при

малейшей

усталости

глаз.

Разглядывание

стереограмм

и

стереокартинок

снимает

усталость

с

глаз,

укрепляет

глазную мышцу. Дети очень любят этим заниматься, главное, чтобы количество доступных

стереограмм было не большим и постоянно обновлялось.

3.

Предупреждение интеллектуальной усталости

После

звонка,

во

время

организационного

момента,

при

создании

рабочей

обстановки в классе, хорошо создать благоприятную эмоциональную обстановку в классе,

у

детей

очень

развита

интуитивная

способность

улавливать

эмоциональный

настрой

учителя. До начала работы стоит приводить свое рабочее место в порядок, убирать со

стола

все

лишне.

Необходимо

подбирать

методы,

соответствующие

возрастным

психофизиологическим

особенностям,

способствующие

формированию

позитивного

мышления, раскрытию детской креативности.

Обязательная

смена

видов

учебной

деятельности

от

4

до

7,

средняя

продолжительность каждого 7-10 минут.

4.

Приемы и методы преподавания

С

целью

реализации

здоровьесберегающих

технологий

хорошо

сочитать

фронтальные, индивидуальные и групповые формы работы с ученическим коллективом,

2

что

помогает

разнообразить

ход

урока,

позволяет

дифференцировать

и

индивидуализировать

нагрузку

на

ученика,

полнее

и

посильно

использовать

урочное

время. Предмет информатика имеет одну интересную особенность, зачастую учащиеся

приходят на урок,

имея какие - то сведения по той или иной теме. В этом случае

необходим тщательный выбор заданий для работы на уроке, использовать в своей работе

разноуровневый дидактический материал при изучении некоторых тем, дополнительные

задания.

5.

Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и

здоровым образом жизни

При

составлении

тематического

планирования

учителю

информатики

и

ИКТ

необходимо

предусматривать

здоровьесберегающие

компоненты.

На

уроках,

в

зависимости от содержания учебного материала, необходимо планировать вопросы о

сохранении и укреплении здоровья, формировании здорового образа жизни. Например:

Составление и редактирование текстов, посвященных здоровому образу жизни.

Составление графиков и диаграмм

Разработка презентаций, плакатов, эмблем

Поиск информации в интернете и разработка Web – страниц

Разработка презентаций для других уроков (физика, химия, биология и т. д.), где

можно широко освещать вопросы здоровья. При этом происходит осуществление

межпредметных связей и интегрированного обучения.

Осуществление проектной деятельности учащихся, индивидуальной и групповой.

Например, учащимся 8 класса в качестве зачетной работы по теме «Текстовый

редактор» можно предложить подготовить доклады по темам: «Влияние компьютера

на

здоровье

человека»,

«Влияние

вредных

привычек

на

организм

подростка»,

«Правильное питание – как основа здорового образа жизни».

Таким образом, здоровьесберегающие технологии способствуют укреплению

и сохранению здоровья детей. Развивают творческий потенциал, снимают стресс и

повышают интерес к урокам.

3



В раздел образования