Напоминание

"Кавказ - наш общий дом "


Авторы: Альтигов Зелимхан Вахаевич, Канкова Диана Казбековна
Должность: директор
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№4 г.Урус-Мартан"
Населённый пункт: Чеченская Республика, г.Урус-Мартан
Наименование материала: Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи
Тема: "Кавказ - наш общий дом "
Раздел: полное образование





Назад




СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 Г. УРУС – МАРТАН

«ХЬАЛХА-МАРТА ГIАЛИН №4 ЙОЛУ ЮККЪЕРА ЮКЪАРДЕШАРАН ШКОЛА»

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ

«СОШ№4 г.Урус-Мартан»

_____________Альтигов З.В.

ПРОГРАММА

по профилактике экстремизма, гармонизации

межэтнических

и межкультурных отношений, укреплению

толерантности на Северном Кавказе

(Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи

)

в МБОУ «СОШ №4 г.Урус-Мартан»

на 2017-2018 годы

«Кавказ - наш общий дом»- школа

Срок реализации: 1 год

Возраст детей : 6-18 лет

Разработчики :

Альтигов З.В.-директор

Канукова Д.К.-зам.дир.по ВР

г.Урус-Мартан

2017г

СОДЕРЖАНИЕ

1

1 Пояснительная записка ……………...…………………………………………....8

2 Основные направления работы по достижению цели и решению

поставленных задач ………………………………………………………………..14

3 Сроки и этапы реализации программы……………………………...………….15

4 Управление программой и кадровое обеспечение …………………………….16

5 Мероприятия по реализации Программы ……………………………………...17

6 Финансовое обеспечение программы …………………………………………..31

7 Ожидаемые результаты реализации Программы ……………………………...31

8 Список Литературы ……………………………………………………………...32

Приложение1: План проведения фестиваля «Кавказ наш общий дом»- школа .33

Приложение 2: Смета расходов на проведение фестиваля «Кавказ наш общий

дом»- школа ……………………………………………………………………….34

Приложение 3: Диагностическое сопровождение формирования толерантной

личности в образовательной среде ……………………………………………….35

Приложение 4: Экспресс-опросник «Индекс-толерантности»………………….36

Приложение 5: Методика диагностики коммуникативной толерантности

В.В.Бойко …………………………………………………………………………..41

Приложение 6: План проведения занятий бесед с учащимися по профилактике

экстремизма, терроризма на учебный год………………………………………..50

2

3

ПАСПОРТ

Программы профилактике экстремизма, гармонизации межэтнических

и межкультурных отношений, укреплению толерантности

в МБОУ «СОШ №4г.Урус-Мартан »

4

Наименование

программы

Программа по профилактике экстремизма, гармонизации

межэтнических и межкультурных отношений, укреплению

толерантности в МБОУ «СОШ №4г.Урус-Мартан» на 2017-

2018г. «Кавказ - наш общий дом»-школа

Авторы

программы

Альтигов Зелимхан Вахаевич –директор МБОУ «СОШ №4 г.

Урус-Мартан» Контактный телефон 89280019137

Канукова Диана Казбековна- заместитель директора по ВР

Контактный телефон 89627479772

Название ОУ

Адрес

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4 г.Урус-Мартан»

г.Урус-Мартан ул Куйбышева 216

Основание для

разработки

Программы

Закон РФ «Об образовании».

Конвенция о правах ребенка.

Уголовный кодекс РФ.

Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года от 12

мая 2009 года № 537.

Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О

противодействии экстремистской деятельности» (с

изменениями на 29 апреля 2008 года).

Федеральный закон (с изменениями от 20 июля 2000г., 22

августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г.) «Об

5

основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Единая Концепция духовно-нравственного воспитания и

развития подрастающего поколения Чеченской Республики .

6

Цель проекта

Формирование образа Чеченской республики , как

миролюбивого и стабильного центра Северного Кавказа.

Укоренение в школе неприятия насилия, борьба против

разложения коллектива по межнациональным и религиозным

признакам; формирование толерантного отношения к

народам Северного Кавказа посредством «Диалога Культур»;

воспитание гражданско - патриотических чувств к Родине

Задачи проекта

Формирование жизненных ценностей и культуры

развивающейся личности обучающегося.

Воспитание культуры толерантности и

межнационального согласия.

Поддержание межконфессионального мира и согласия

в среде учащихся и педагогов

Разработка и внедрение методов прогнозирования,

диагностики и предупреждения антигуманных

проявлений в образовательной среде школы.

Утверждение основ гражданской идентичности как

начала, объединяющего всех обучающихся и

работников школы.

Достижение необходимого уровня правовой культуры

обучающихся, как основы толерантного сознания и

поведения;

Формирование в школьной среде мировоззрения и

духовно-нравственной атмосферы этнокультурного

взаимоуважения, основанных на принципах уважения

прав и свобод человека, стремления к межэтническому

миру и согласию, готовности к диалогу.

Разработка и реализация программ на уровне классов,

направленных на формирование у подрастающего

поколения позитивных установок на этническое

7

многообразие.

8

Сроки

реализации

программы:

2017-2018 гг.

Финансовое

обеспечение

программы:

Выполнение программы обеспечивается за счет различных

источников финансирования: местный бюджет и

дополнительные привлеченные средства (спонсорские

средства, доходы от арендной платы, добровольные

пожертвования).

Управление

реализацией

программы

Координационный совет, в состав которого входят: директор

школы, заместитель директора по воспитательной работе,

заместители директора по учебно-воспитательной работе,

педагог- организатор, классные руководители, представители

Совета старшеклассников, а также другие участники

образовательного учреждения, заинтересованные в

организации и совершенствовании деятельности в данном

направлении.

Ожидаемый

результат

1) Формирование мирного образа Чеченской республики в

глазах народов Северного Кавказа и России в целом.

2) Гармонизация межличностных отношений подростков со

сверстниками, родителями, педагогами, в том числе и со

сверстниками

других

республик

Северного

Кавказа.

Развитие

способности

к

толерантному

общению,

к

конструктивному взаимодействию между представителями

школьного

социума

независимо

от

их национальности

и

мировоззрения;

3) Создание в школьном пространстве атмосферы доверия и

открытости

между

всеми

участниками

образовательного

процесса;

Совершенствование

коммуникативной

и

социально-психологической

компетентности

подростков,

9

повышение уровня стрессоустойчивости

4 ) Повышение уровня развития способности к сотворчеству

и компромиссу, формированию основ культуры

толерантности.

5) Повышение уровня компетентности педагогов и

родителей по вопросам формирования позитивных

установок толерантного сознания у подростков.

6) Увеличение числа специалистов, охваченных

методической работой по вопросам формирования

установок толерантного отношения на 100%.

7)

Оптимизация

психологической

атмосферы

в

классном

коллективе,

в

молодежной

среде;

Развитие

навыков

вербальной

и

невербальной

коммуникации

участников

проекта;

8) Адаптация детей мигрантов в школе.

9) Увеличение доли обучающихся – участников мероприятий

( в динамике роста) . Сплочение детского коллектива школы,

объединение учащихся и педагогов единым коллективным

делом;

Участники проекта

- учащиеся 1-11 классов МБОУ «СОШ №4 г.Урус-

Мартан»

- учащиеся школы №27г.Владикавказ ул. Миллера 33

т.53-74-15 ( РСО- Алания),

- учащиеся гимназии №2 г. Прохладный Комарова 50 а

т. 866317-33- 63 ( КБР)

- педагоги школы

Сроки реализации:

С 10.03.2017 по 28.03.2017 этап разработки проекта;

10

С 28.03.2017 по 25.05.2017 аналитический этап проекта;

С 01.09. 2017 по 25.05.2018 реализация проекта.

Май 2018 заключительный этап

1. Пояснительная записка.

Исторические события с 1994 года происходящие на Северном Кавказе в

частности в Чеченской Республике, сформировали некий стереотип о данной

республике и о Северном Кавказе в целом, как о «диком», «опасном» регионе.

Помимо того, что это мнение бытует во всем мире, такое же мнение и бытует

среди самого населения Северного Кавказа. Народы проживающие тут имеют

свою самобытную культуру,

религию.

Но все народы, проживающие на

Северном

Кавказе,

имеют

схожие

традиции

и

обычаи.

Всегда

на

Кавказе

уважали старших, первым пил воду младший, младшие никогда не сидели за

одним

столом

со

старшими

и

.т.д.

Традиций

много

и

они

выражают

самобытность кавказских народов. Слово Чечня, Чеченская республика

у

многих людей вызывает негативное отношение и это не связанно никак с

действующей властью, просто оно укоренилось из – за последних военных

11

действий в этом регионе. Жизнь на Северном Кавказе возможна только в мире

и согласии.

Сложные

социально-политические

условия

современной

российской

действительности,

в

том

числе

образовательной

среды

с

ее

внутренним

и

внешним

пространством,

актуализировали

проблему

во спит ания

взаимопонимания

среди молодежи, настоятельно требующую практического

решения.

И работу

эту необходимо

начинать еще со школьной скамьи.

Именно школа закладывает фундамент мира и “диалога культур”. Поэтому в

МБОУ «СОШ №4 г Урус-Мартан» подготовили проект «Кавказ наш общий

дом»( школа) и выполнение этой программы является, на наш взгляд, одной из

приоритетных направлений в построении воспитательной работы школы.

Реальными

механизмами

осуществления

программы

«Кавказ

наш

общий

дом»

являются

комплексные

меры,

направленные

на

развитие

гражданского общества, воспитание гражданской солидарности, патриотизма и

интернационализма, поддержание мира и согласия, противодействие любым

проявлениям экстремизма и ксенофобии. Именно толерантность должна стать

сегодня

тем

сильнейшим

регулятором

жизни

людей

на

Северном

Кавказе,

который

направляет

социальные

структуры

и

индивидуальные

стратегии

поведения и существования по пути гуманизации и социально-культурного

равновесия.

Воспитание толерантности – общее дело многих институтов, но когда

его объектами выступают дети, главная нагрузка и ответственность в работе с

ними ложится, наряду с семьей, на образовательную среду, на педагогов –

учителей, воспитателей, социальных педагогов, школьных психологов и др.

Функции толерантности

1. Мирообеспечивающая

определяет многомерность среды и разнообразных взглядов;

2.Регулирующая

12

позволяет сдержать неприязнь в сочетании с отложенной позитивной

реакцией, либо заменить ее на позитивную;

предоставляет конструктивный выход из конфликтных ситуаций;

ориентирует отношения на соблюдение равноправия, уважения, свободы.

3. Психологическая

служит основой для нормализации психологической атмосферы в группе,

обществе (атмосфера доверия, уважения, признания, поддержки);

формирует и развивает этническое самосознание;

обеспечивает этническую и социальную самоидентификацию;

поддерживает и развивает самооценку личности, группы;

снижает

порог

чувствительности

к

неблагоприятным

факторам,

фрустрационным ситуациям.

4. Воспитательная

- обеспечивает передачу опыта позитивного социального взаимодействия

и опыта человечества в целом;

-

является

совершенным

образцом

организации

жизнедеятельности

в

социуме;

обеспечивает успешную социализацию;

развивает

нравственное

понимание,

сопереживание,

умение

лояльно

оценивать поступки других.

5. Коммуникативная

развивает готовность к общению, сотрудничеству и пониманию;

13

позволяет

установить

конструктивное

общение

с

представителями

различных групп, иного мировоззрения.

6. Культуросохраняющая

обеспечивает сохранение и преувеличение культурного опыта группы,

этноса, общества.

7.Креативная

обеспечивает

возможность

творческого

преобразования

окружающей

действительности;

создает условия для проявления творческой активности;

создает условия для творческого самоутверждения.

Люди обыкновенно думают, что их восприятия и представления о вещах

совпадают, и если два человека воспринимают один и тот же предмет по-

разному, то один из них определенно ошибается. Однако психологическая наука

отвергает

это

предположение.

Восприятие

даже

простейшего

объекта

-

не

изолированный акт, а часть сложного процесса. Оно зависит, прежде всего, от

той системы, в которой предмет рассматривается, а также от предшествующего

опыта, интересов и практических целей субъекта.

Каждая

этническая

группа

(племя,

народность,

нация,

любая

группа

людей, связанная общностью происхождения и отличающаяся определенными

чертами

от

других

человеческих

групп)

обладает

своим

групповым

самосознанием,

которое

фиксирует

ее

-

действительные

и

воображаемые

-

специфические черты.

Очень трудно оценивать национальные обычаи и нравы. Оценка их всегда

зависит от того, кто оценивает и с какой точки зрения. Хотят того люди или нет,

они неизбежно воспринимают и оценивают чужие обычаи, традиции, формы

поведения,

прежде

всего

сквозь

призму

своих

собственных

обычаев,

тех

14

традиций, в которых они сами воспитаны. Такая склонность рассматривать

явления и факты чужой культуры, чужого народа сквозь призму культурных

традиций и ценностей своего собственного народа и есть то, что на языке

социальной психологии называется этноцентризмом.

То, что каждому человеку обычаи, нравы и формы поведения, в которых

он воспитан и к которым привык, ближе, чем другие, - вполне нормально и

естественно. Темпераментному кавказцу медлительный финн может казаться

вялым

и

холодным,

а

тому

в

свою

очередь

может

не

нравиться

южная

горячность. Чужие обычаи иногда кажутся не только странными, нелепыми, но

и неприемлемыми. Это так же естественно, как естественны сами различия

между этническими группами и их культурами, формировавшимися в самых

разных исторических и природных условиях.

Проблема

возникает

лишь

тогда,

когда

эти

действительные

или

воображаемые различия возводятся в главное качество и превращаются во

враждебную психологическую установку по отношению к какой-то этнической

группе, установку, которая разобщает народы и психологически, а затем и

теоретически, обосновывает политику дискриминации. Это и есть этническое

предубеждение. Чтобы побороть такое этническое предубеждение в отношении

Чеченской Республики мы предлагаем проект «Кавказ наш общий дом » -

школа.

Речь

идет

о

создании

пространства

прямого

или

опосредованного

взаимодействия с другими, иными по взглядам или поведению, людьми, их

с о о б щ е с т в а м и ,

и н а ч е

г о в о р я

п р о с т р а н с т в а сосуществования

многонационального Кавказа. Каким бы это разное ни было, в любом случае

педагогу приходится быть готовым к нему, а для этого хорошо знать не только

источники, но и факторы,

вызывающие необходимость толерантности, т.к. они

провоцируют проявления неприятия, нетерпимости, враждебности, конфликты.

Таких

факторов,

сложных

для

ребенка,

а,

значит,

и

для

педагога,

немало:

15

религиозных,

этнических,

психологических,

ценностных,

коммуникативных,

поведенческих. Все эти факторы пересекаются, воплощаются в поведении — в

реальных взаимоотношениях ребенка с окружающим миром. Поэтому именно

поведение, образ жизни, жизненный опыт ребят, его организация – основное

поле деятельности педагогов, на котором они только и могут практически

реализовать свои задачи, обогащая опыт толерантности своих питомцев и,

добавим, свой собственный.

При

этом

главная

педагогическая

задача

состоит

не

в

том,

чтобы

вынудить ребенка изменить взгляды, заставить его мыслить и относиться иначе,

чем

он

это

уже

делает,

а

в

том,

чтобы

создать

условия,

требующие

взаимодействия

ребенка

с

другими

людьми,

представителями

других

национальностей -ровесников, какими бы в его глазах они ни были.

Нельзя не сказать и об этических границах, требующих понимания и

особенно

четкой

нравственной

позиции:

невозможно

равнодушно

сосуществовать с предательством, преступлением, терроризмом. Толерантность

– это не равнодушие, а труд души!

16

2. Основные направления работы по достижению цели и решению

поставленных задач:

1. Выработка и реализация мер по привлечению в Чеченскую республику

представителей других республик Северного Кавказа.

2. Реализация мер раннего предупреждения межэтнической напряженности,

проявлений

национального

высокомерия,

нетерпимости

и

насилия,

профилактики экстремизма для всех участников проекта.

2. Создание условий для самоопределения школьников Северного Кавказа

как свободных и ответственных граждан общества, содействие социализации

личности,

ее

вхождению

в

социум

и

успешной

адаптации

к

быстрым

социальным изменениям.

3. Выделение вопросов толерантности и экстремизма в программах базовых

предметов.

4.

Психолого-педагогическая

поддержка

учащихся

в

личностно-

ориентированном

обучении

и

воспитании

с

целью

создания

социальной

и

психологической атмосферы, способствующей восприятию культуры мира.

17

5.

Разработка

и

реализация

социальных

проектов,

содействующих

интеграции мигрантов и обеспечивающих удовлетворение этнокультурных и

религиозных потребностей граждан.

6. Формирование единого информационного пространства для пропаганды и

распространения идей толерантности, гражданской солидарности и уважения к

другим культурам Северного Кавказа.

8.

Осуществление

мониторинга

выполнения

Программы,

постоянный

контроль

хода

ее

реализации

со

стороны

администрации,

родительской

о

ученической общественности.

3. Сроки и этапы реализации Программы.

Программа рассчитана на поэтапную реализацию в течение 2017-2020 годов:

1 Этап (мотивационный- разработка проекта)

Цель:

Изучение

имеющегося

в

школе

опыта

формирования

толерантного

сознания, профилактики проявлений ксенофобии, воспитания культуры мира;

разработка

проекта

по

гармонизации

межэтнических

и

межкультурных

отношений, профилактики проявлений ксенофобии и экстремизма, воспитания

культуры мира, формирования толерантного сознания и поведения на уровне

классов; ознакомление коллектива учащихся, учителей, родителей с основными

задачами проекта по профилактике экстремизма, гармонизации межэтнических

и межкультурных отношений, укреплению толерантности в МБОУ «СОШ №4

г.Урус-Мартан»

на

2017-2018

годы

«Кавказ-

наш

общий

дом»

-

школа;

проведение запланированных мероприятий.

Форма реализации: круглые столы, методические объединения, родительские

собрания, конференции. Дискуссии.

2 Этап (аналитический)

18

Цель:

выяснить

у

представителей

школ

республик

Северного

Кавказа

отношение к Чеченской Республики, выяснить уровень отношений в коллективе

учащихся

«СОШ

№4

г.Урус-Мартан»

уровень

сплоченности,

уровень

воспитанности, уровень информированности об истории Отечества, истории

Северного Кавказа, уровень толерантности по отношению к представителям

других

республик

со

стороны

учащихся

школы;

разработка

методики

комплексной

оценки

уровня

этнокультурной

толерантности

у

учащихся;

создание

мониторинга

по

профилактики

этнического

экстремизма

и

ксенофобии; выявление спроса на организацию досуговой деятельности детей,

выработка критериев оценки их эффективности.

Форма реализации: подбор материалов, анкетирование, беседы, родительские

собрания, конкурсы, тестирования, тренинги.

3 Этап ( реализация - 2017-2018 годы)

Цель:

реализация

системы

мероприятий

-

проекта

по

формированию

толерантной среды в сферах, связанных с межэтническими, межкультурными и

межконфессиональными взаимодействиями на Северном Кавказе; внедрение в

образовательный

процесс

передовых

педагогических

технологий,

способствующих

формированию

опыта

и

навыков

гражданского

поведения

учащихся МБОУ «СОШ №4г.Урус-Мартан»; реализация научно-методических

разработок и технологий по данной проблеме; диагностика, корректировка,

выход

на

реальные

показатели;

создание

и

совершенствование

системы

контроля

за

исполнением

принятых

решений

и

выполнением

мероприятий

Программы.

Форма

реализации:

классные

часы,

конкурсы

рисунков,

чтецов,

плакатов,

сочинений,

фотографий,

видеороликов,

диспуты,

встречи,

спортивные

соревнования,

родительские

собрания,

педагогические

советы

под

эгидой

«Кавказ Наш общий дом» - школа

4 Этап (заключительный – май 2018 года)

19

Цель:

обобщение

достигнутого

опыта

и

оценка

результатов

реализации

Программы- проекта; планирование работы на следующий период.

Форма

реализации:

подведение

результатов

проекта;

самоанализ

результативности

работы;

анализ

уровня

сплоченности,

толерантности,

подведение итогов гражданско-патриотического воспитания.

4. Управление программой и кадровое обеспечение.

Управление

Программой

осуществляет

Координационный

совет,

в

состав которого входят:

директор школы;

заместитель директора по воспитательной работе;

педагог- организатор;

классные руководители;

социальный педагог;

педагог-психолог;

представители Совета старшеклассников.

5. Мероприятия по реализации Программы.

№п/

п

Мероприятия

Классы

Сроки

Ответственные

I.

Мероприятия с педагогическим коллективом, работниками

образовательного учреждения

1.

Р а з р а б о т к а

п л а н а

м е р о п р и я т и й

п о

противодействию

экстремизму.

сентябрь

Администрация

2.

Изучение

администрацией,

педагогами нормативных

д о к у м е н т о в

п о

сентябрь

Администрация

20

противодействию

экстремизма.

3.

Накопление

методического материала

по

п р от и вод е й с т в и ю

экстремизма.

В течении

года

Администрация

a. Распространение

памяток,

методических

и н с т р у к ц и й

п о

противодействию

экстремизма.

В течении

года

Администрация .

Кл.руководители

4.

Анализ

межнациональных

отношений

на

основе

анкетирования,

тестирования

о б у ч а ю щ и х с я ,

п о

результатам

которых

составляется

общешкольный

мониторинг.

В течении

года

Администрация .

Кл.руководители

Соц-работник,

психолог

6

6

Пополнение

у го л ко в

безопасности

м а т е р и а л о м

п о

агрессивным

экстремистским

проявлениям

В течении

года

Администрация .

Кл.руководители

Дежурство

педагогов,

членов администрации.

В течении

года

Администрация .

Кл.руководители ,

педагоги

Регулярный, ежедневный

о б х о д

з д а н и й ,

помещений.

В течении

года

Администрация .

Кл.руководители .,

дежурные учителя

Ре а л и за ц и я

п р о е к т а

Март

Администрация .

21

«Кавказ наш общий дом»

- школа , формирующей

уважительное отношение

к

п р е д с т а в и т е л я м

различных

национальностей,

п р о ж и в а ю щ и х

н а

Северном Кавказе , через

с р е д с т в а

м а с с о в о й

информации в школе.

Кл.руководители

С о з д а н и е

с е т е в о г о

п р о е к т а

в

ц е л я х

формирования

единого

пространства

межконфессионального

взаимодействия,

через

использование

ресурсов

школьного сайта.

В течении

года

Администрация .

Кл.руководители

Обеспечение

круглосуточной охраны.

В течение

года

Администрация

Обновление

наглядной

профилактической

агитации.

В течение

года

Администрация

II.Мероприятия с учащимися

1.

Уроки обществознания:

-устройство

государственности РФ

-партийная система РФ

- принципы

противодействия

экстремистской

деятельности

8 – 11

По

календарн

о-

тематическ

ому плану

Учителя истории

22

-молодежные

экстремистские

организации

Проведение классных

часов, профилактических

бесед по

противодействию

экстремизму и

терроризму:

-«Мир без

конфронтаций. Учимся

решать конфликты»;

-« Учимся жить в

многоликом мире»;

-« Толерантность –

дорога к миру»;

- «Кавказ и его жители»

-

«Традиции

и

обычаи

народов Кавказа»

-

«Моя

Россия

Моя

страна»

-«Жизнь и деятельность

первого

президента

ЧР

А-Х.Кадырова»

-«Роль

героя

России,

первого

президента

ЧР

А - Х . К а д ы р о в а

в

становлении

мира

на

Северном Кавказе»

-«Добро

пожаловать

в

Чеченскую Республику»

По

воспита-

тельному

плану

школы

Классные

руководители,

педагог-

организатор,

зам.директора по

ВР,

23

Северный

Кавказ

в

ВОВ»

2.

Уроки ОБЖ:

-обеспечение

безопасности Российской

Федерации (военная

Доктрина РФ)

- миротворческая

деятельность ВС РФ

10 – 11

По

календарн

о-

тематическ

ому плану

Преподаватель –

организатор ОБЖ

3.

Библиотечные уроки.

1-11

В течение

года

Заведующая

библиотекой

4.

Проведение

инструктажей с

учащимися по

противодействию

экстремизму и

терроризму .

1-11

В течение

года

Классные

Руководители

5.

Проведение мероприятий

в рамках месячника

« Гражданская защита» и

1-11

Сентябрь

Классные

руководители

6.

Проведение мероприятий

п о с в я щ е н н ы х

Д н ю

Города Грозный

1-11

Октябрь

Кл.руководители.

педагог

организатор

7.

Проведение

Фестиваля

«Кавказ наш общий дом»

1-11

Март

Администрация,

кл.руководители,

учителя, педагог

организатор,

24

- школа

психолог, соц-

работник

8.

Проведение мероприятий

в

рамках

празднования

Д н я

Ч е ч е н с к о й

Конституции

1-11

Март

Администрация,

кл.руководители,

учителя, педагог

организатор,

психолог, соц-

работник

9.

Декада правовых знаний:

- изучение и

практическая

направленность

Федерального закона от

25.07.2002 г. № 114-ФЗ

«О противодействиях

экстремистской

деятельности»

- мероприятия, беседы на

тему: «Конституция РФ –

основной закон нашей

жизни», «Закон и

порядок»

- мероприятия

«Государственные

символы России»

1 – 11

Ноябрь

Зам.директора по

ВР

Учителя истории

10. Проведение мероприятий

в рамках « День защиты

детей»

1-11

Май-июнь

Преподаватель-

организатор ОБЖ,

классные

руководители

11. Мероприятия,

п о с в я щ е н н ы е

Д н ю

народного единства.

1 – 11

Ноябрь

Зам.директора по

ВР

Учителя истории

12. Мероприятия

в

рамках

1-11

Ноябрь

Зам.директора по

25

международного

Дня

толерантности:

-«Приходите к нам в дом

-наши двери открыты…»

- «Гостеприимная Чечня»

- творческое дело

«Дерево толерантности»;

- общешкольная игра

«Здравствуйте…»;

- беседы- «пятиминутки»

«Что такое

толерантность?»;

- работа рекламного

окна;

- акция « Молодежь - ЗА

культуру мира, ПРОТИВ

терроризма»;

- дискуссии на темы «

Ценностные ориентиры

молодых», « Терроризм –

зло против

человечества»,

«Кавказ без границ».

ВР

Классные

руководители

13. Уроки права

« Конституция РФ о

межэтнических

отношениях».

«Конституция Чеченской

Республики»

1-11

Декабрь

Классные

руководители

14. Проведение

к ру гл ы х

8-11

В течение

Заместитель

26

столов

с

обсуждением

вопросов,

связанных

с

распространением

экстремистских взглядов

среди молодежи.

года

директора по ВР

Классные

руководители

15. Проведение

информационных часов

по экстремистским

молодежным

организациям.

6-11

В течение

года

Классные

руководители

16. Выпуск

информационных листов

по вопросам

противодействия

экстремизма.

1-11

Апрель

Заместитель

директора по ВР

Классные

руководители

17. Проведение

анкетирования по

отношению к

экстремизму.

1-11

Ноябрь

Апрель

Заместитель

директора по ВР

18. Проведение

профилактических бесед

работниками

правоохранительных

органов по

противодействию

экстремизма.

1-11

Ежемесячн

о

Социальный

педагог

19. Месячник

оборонно-

массовой

и

спортивной

работы:

профилактика

экстремистской

деятельности

(у р о к и

М у ж е с т в а

и

Д н и

воинской славы, встречи

с ветеранами Афганской

1 – 11

Февраль

Зам. директора по

ВР

Руководитель МО

классных

руководителей

27

и Чеченской войн)

20. Проведение

мероприятий

приуроченных к 23

Марта Дню Чеченской

Конституции.

1 – 11

Март

Зам. директора по

ВР

Руководитель МО

классных

руководителей

21. Мероприятия

посвященные изучению

национальных и

религиозных традиций

Чеченского народа,

традиций нашего города

1-11

В течение

года

Педагог-

организатор,

кл.руководители

учителя истории

22.

Вахта Памяти,

посвященная победе

советского народа в ВОВ

1941-1945 гг.

1 – 11

Май

Зам. директора по

ВР

Учителя истории

23.

М е р о п р и я т и я

посвященные

побед е

советского народа в ВОВ

Педагог-

организатор

24. Траурные

мероприятия

памяти

и

скорби

Чеченского народа.

Депортация

народов

Кавказа.

«О роли А. Х.Кадырова в

становлении

мира

на

Кавказе».

1-11

Январь,

май

Зам.директора по

ВР

Педагог-

организатор,

кл.руководители

учителя истории

25.

2 3

М а р т а

Д е н ь

1-11

Март

Зам.директора по

28

Чеченской Конституции

ВР, Педагог-

организатор,

26. Проведение

выставок

в

читальном зале

- «Уроки истории России

– путь к толерантности»;

- « Мир без насилия»;

- « Литература и

искусство народов

Кавказа».

«Моя Чечня»

«Чеченская женщина»

В течение

учебного

года

Зав. библиотекой

27. Работа психолога:

- круглый стол «

Толерантная и

интолерантная

личность»;

- « Формирование

толерантного поведения

в семье».

-«Формирование

межнациональной

терпимости»

9-11

В течение

учебного

года

Психолог

Соц.педагог

28. М е р о п р и я т и я

в

школьном Уголке боевой

и трудовой славы:

- «Герои Чеченцы»

- « В единстве наша

сила!»

Ноябрь

Февраль

Май

Зам. директора по

ВР

Классные

руководители

29

- « Земля без войны».

29. Конкурс социальных

проектов «Я-гражданин

России», направленный

на пропаганду

интернационализма,

дружбу народов,

национальной

терпимости.

1-11

февраль

Зам. директора по

ВР

Классные

руководители

30. Участие в городских

мероприятиях,

конкурсах, фестивалях

1-11

В течение

года

Зам. директора по

ВР

Классные

руководители

31. Индивидуальные

консультации психолога

с обучающимися

1-11

В течение

года

Педагог-психолог

32. Школа этики

1-11

В течение

года

Классные

руководители

III. Мероприятия с родителями

1.

Проведение

тематических

родительских всеобучей ,

круглых столов

1 – 11

В течение

года

Классные

руководители

2.

Проведение совместного

патрулирования с

родителями на

территории школы для

поддержания

правопорядка на

территории школы.

1 – 11

В течение

года

Классные

руководители

30

3.

Распространение

памяток по обеспечению

безопасности детей.

1 – 11

В течение

года

Классные

руководители

4.

Рассмотрение на

родительских собраниях

вопросов, связанных с

противодействием

экстремизма.

1 – 11

В течение

года

Классные

руководители

5.

Изучение и практическая

направленность

Федерального закона от

25.07.2002 г. № 114-ФЗ

«О противодействиях

экстремистской

деятельности»

1 – 11

В течение

года

Классные

руководители

6.

Дни открытых дверей,

дни здоровья.

1 – 11

В течение

года

Классные

руководители

7.

Индивидуальные

консультации психолога

с родителями

1-11

В течение

года

Педагог-психолог

8.

Встречи сотрудников

правоохранительных

органов с родителями

1-11

В течение

года

Кл.руководители ,

зам.дир по ВР

IV. Мероприятия совместно с субъектами профилактики

1.

Проведение

совместных

м е р о п р и я т и й

п о

противодействию

экстремизма совместно с

работниками

правоохранительных

органов.

В течение

года

Администрация

2.

Привлечение

сотрудников

ПЧ

д ля

проведения

тренировочных занятий «

Сентябрь

Апрель

Администрация

31

Безопасность

и

защита

ч е л о в е к а

в

экстремальных

ситуациях».

3.

П р о в е д е н и е

р е й д о в

с о в м е с т н о

с

сотрудниками

правоохранительных

органов.

В течение

года

Социальный

педагог

4.

Проведение

профилактических бесед,

мероприятий

представителями:

- Центра социальной

помощи семье и детям

«Хайра».

- Центра национальных

культур.

- Дома культуры

- Центра детского

творчества ЦДиЮТТ

По плану

учреждени

й

Зам. директора

по ВР

Классные

руководители

5.

Беседы с педагог

организатором по ДНВ

1-11

По плану

Педагог –

организатор по

ДНВ

V. Мероприятия по обеспечению адаптации и социализации детей из

семей мигрантов

1.

Классные часы

1-11

По

отдельном

у плану

Зам. директора по

ВР, УВР

Классные

32

руководители

1 – 11 классов

Социальный

педагог,

Педагог-психолог,

медицинский

работник школы

2.

Родительские собрания

1-11

По

отдельном

у плану

3.

Наблюдение

1-11

По

отдельном

у плану

4.

Организационно -

воспитательное

консультирование

учащихся и родителей

1-11

По

отдельном

у плану

5.

Медицинское

сопровождение детей и

родителей.

1-11

По

отдельном

у плану

6.

Социальное

сопровождение детей и

родителей

1-11

По

отдельном

у плану

7.

Социально-правовое

консультирование

родителей по вопросам

1-11

По

отдельном

у плану

8.

Психологическое

сопровождение детей и

родителей

1-11

По

отдельном

у плану

9.

Анкетирование,

тестирование, опросы

1-11

По

отдельном

у плану

10. Тренинговые

(практические) занятия

1-11

По

отдельном

у плану

33

6. Финансовое обеспечение программы.

Выполнение программы обеспечивается за счет различных источников

финансирования: местный бюджет и дополнительные привлеченные средства

(спонсорские средства, доходы от арендной платы, добровольные

пожертвования)

7. Ожидаемые результаты реализации Программы.

Показателями эффективности реализуемой Программы являются:

1) Привлечение к участию в социальных проектах Чеченской Республики

жителей Северного Кавказа

2) Гармонизация межличностных отношений подростков со сверстниками,

родителями, педагогами ЧР и сверстниками из республик Северного Кавказа.

3) Оптимизация психологической атмосферы в классном коллективе и среди

молодежи Северного Кавказа;

4) Повышение уровня развития способности к сотворчеству и компромиссу,

формированию основ культуры толерантности.

5) Совершенствование коммуникативной и социально-психологической

компетентности подростков, повышение уровня стрессоустойчивости.

6) Повышение уровня компетентности педагогов и родителей по вопросам

формирования позитивных установок толерантного сознания у подростков.

7) Увеличение количества тематических выставок, направленных на развитие

межэтнической интеграции и профилактику проявлений экстремизма до 4 в год.

34

8) Увеличение числа специалистов, охваченных методической работой по

вопросам формирования установок толерантного отношения на 100%.

9) Увеличение количества мероприятий по профилактике экстремизма и

формированию толерантности .

10) Адаптация детей мигрантов в школе.

8.Список литературы.

1.

Ас мол о в

А . Г.

Тол е р а н т н о с т ь :

р а зл и ч н ы е

п а р а д и г м ы

анализа//Толерантность и общественное сознание в России. – М.: 1998.

2.

Бардиер Г.Л. Социальная психология толерантности. СПб.: Изд-во

С.-Петербю ун-ва, 2005. – 120с.

3.

О смыслах понятия «толерантность»//Век толерантности. 2001. №1.

С. 5-6

4.

Психодиагностика

толерантности

личности/под

ред.

Г.У.

Солдатовой, Л.А. Шайгеровой – М.: Смысл, 2008. – 172с.

5.

Психолого-педагогическая

и

социальная

поддержка

подростков:

программы,

групповые

занятия,

проектная

деятельность/авт.

Сост.

С.А.

Пырочкина, О.П. Погорелова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 123с.

6.

Толерантное

сознание

и

формирование

толерантных

отношений

(теория

и

практика):

Сб.

науч.

метод.

Ст.

2

изд.,

стереотип.

М.:

Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 368с.

7.

Толерантность в межкультурном диалоге/под ред. Н.М. Лебедева,

А.Н. Татарко – М.: 2005. - 372с.

8.

Тыртышная М.А. Лучшие сценарии школьных праздников – Ростов-

на-Дону: «Феникс», 2006. – 256с.

35

Приложение 1

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ФЕСТИВАЛЯ

«Кавказ наш общий дом» - школа

День

Тематика дня

Первый

Чеченская Республика

Открытие фестиваля вступительное слово. Приветствие

участников проекта. Тема мероприятия «Добро пожаловать в

гости..» Ознакомление с программой фестиваля. Просмотр

фильма «Моя Чечня»

второй

Ингушетия. Конкурс Стихотворений «Кавказ в стихах»

приветствие гостей из республики Ингушетия(представление

Ингушетии)

Экскурсия по г.Грозный + посещение мемориала Славы и музея

им А.Х.Кадырова

Просмотр фильма посвященного Вайнахам. Круглый стол «Мир

на Кавказе»

Третий

Дагестан. Приветствие гостей из Дагестана (представление

республики) Экскурсия по г.Грозный + посещение мемориала

Славы и музея им А.Х.Кадырова

Конкурс Рисунков , Плакатов «Кавказ наш общий дом»

Круглый стол «Мы рады гостям»

Четверты

й

День Северной Осетии и КБР . Приветствие гостей из Северной

Осетии и КБР ( гости представляют республику) Экскурсия по

г.Грозный + посещение мемориала Славы и музея им

А.Х.Кадырова

Круглый стол «Мир путем Диалога»

Пятый

Подведение итогов фестиваля .Награждение победителей.

Круглый стол с представителями диаспор проживающими на

территории ЧР

36

Приложение 2

СМЕТА РАСХОДОВ НА ПРОВЕДЕНИЕ ФЕСТИВАЛЯ «КАВКАЗ НАШ

ОБЩИЙ ДОМ»- ШКОЛА

( На участие гостей из КБР РСО-Алании, Ингушетии, Дагестана)

Вид

На 1 республику

(руб)

Всего руб.

1

Транспортировка гостей к месту

проведения фестиваля и обратно

в республику

6 250

25 000

2

Экскурсия по г.Грозный

( экскурсовод+ транспортировка)

5 000

20 000

3

Посещение музея им. А.Х.

Кадырова и Аллеи Славы

2 250

10 000

4

Комплексный горячий обед для

участников фестиваля

( столовая школы)

3 000

12 000

5

Покупка национальных

сувениров для гостей ( на

республику- участников до 15

человек)

3 000

12 000

Всего

19 500

82 000

6

Шведский стол для гостей

(администр.района – 10 человек)

Всего -3 000

7

Шведский стол для участников

круглого стола в заключительный

день

Всего – 3 000

8

Покупка грамот и призов

победителям конкурса рисунка,

стихотворений (на 10

победителей)

Всего – 5 000

Всего 11 000

Итого по общей смете 93 000

37

Приложение 3

Диагностическое сопровождение формирования толерантной личности в

образовательной среде.

Одним из важнейших путей оптимизации процесса формирования личности

является его диагностическое сопровождение.

Технология диагностирования предусматривает выполнение следующих

требований:

Системность, т.е. учет логики процессов формирования толерантности в

частности

и

личности

в

целом,

взаимосвязи

всех

структурных

компонентов данных вопросов;

Доступность,

т.е.

возможность

ее

использования

педагогами

любого

образовательного учреждения;

Надежность,

т.е.

способность

предоставлять

субъекту

диагностики

максимально обоснованные выводы;

Информативность,

т.е.

результаты

диагностирования

должны

давать

ответы на широкий круг вопросов;

Экономичность,

т.е.

использование

минимума

времени

и

усилий

для

получения оптимального результата;

Наглядность,

т.е.

возможность

фиксировать

полученные

результаты

и

выводы в виде графиков, таблиц, диаграмм и т.д.

Учитывая специфику содержания и сложность определения критериев

эффективности данного процесса, для определения уровня сформированности

толерантной

личности

необходимо

применять

комплекс

различных

методов

психологической и педагогической диагностики в целом.

38

Экспресс-опросник "Индекс толерантности"

(Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова)

Для диагностики общего уровня толерантности группой психологов центра

"Гратис" был разработан экспресс-опросник "Индекс толерантности". В его

основу лег отечественный и зарубежный опыт в данной области (Солдатова,

Кравцова,

Хухлаев,

Шайгерова,

2002).

Стимульный

материал

опросника

составили утверждения, отражающие как общее отношение к окружающему

миру

и

другим

людям,

так

и

социальные

установки

в

различных

сферах

взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека. В

методику

включены

утверждения,

выявляющие

отношение

к

некоторым

социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим),

коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к

конструктивному

решению

конфликтов

и

продуктивному

сотрудничеству).

Специальное

внимание

уделено

этнической

толерантности-интолерантности

(отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической

группе, оценка культурной дистанции). Три субшкалы опросника направлены

на диагностику таких аспектов толерантности, как этническая толерантность,

социальная толерантность, толерантность как черта личности.

39

Бланк методики

Инструкция: Оцените,

пожалуйста,

насколько

Вы

согласны

или

не

согласны

с

приведенными утверждениями, и в соответствии с этим поставьте галочку или любой

другой значок напротив каждого утверждения:

Абсолютно не

согласен

Не согласен

Скорее не

согласен

Скорее

согласен

Согласен

Полностью

согласен

1.

В средствах массовой информации может

быть представлено любое мнение

2.

В смешанных браках обычно больше

проблем, чем в браках между людьми

одной национальности

3.

Если друг предал, надо отомстить ему

4.

К кавказцам станут относиться лучше,

если они изменят свое поведение

5.

В споре может быть правильной только

одна точка зрения

6.

Нищие и бродяги сами виноваты в своих

проблемах

7.

Нормально считать, что твой народ лучше,

чем все остальные

8.

С неопрятными людьми неприятно

общаться

9.

Даже если у меня есть свое мнение, я

готов выслушать и другие точки зрения

10.

Всех психически больных людей

необходимо изолировать от общества

11.

Я готов принять в качестве члена своей

40

семьи человека любой национальности

12.

Беженцам надо помогать не больше, чем

всем остальным, так как у местных

проблем не меньше

13.

Если кто-то поступает со мной грубо, я

отвечаю тем же

14.

Я хочу, чтобы среди моих друзей были

люди разных национальностей

15.

Для наведения порядка в стране

необходима "сильная рука"

16.

Приезжие должны иметь те же права, что

и местные жители

17.

Человек, который думает не так, как я,

вызывает у меня раздражение

18.

К некоторым нациям и народам трудно

хорошо относиться

19.

Беспорядок меня очень раздражает

20.

Любые религиозные течения имеют право

на существование

21.

Я могу представить чернокожего человека

своим близким другом

22.

Я хотел бы стать более терпимым

человеком по отношению к другим

Обработка результатов.

Для

количественного

анализа

подсчитывается

общий

результат,

без

деления на субшкалы .

Каждому ответу на прямое утверждение присваивается балл от 1 до 6

("абсолютно не согласен" – 1 балл, "полностью согласен" – 6 баллов). Ответам

на обратные утверждения присваиваются реверсивные баллы ("абсолютно не

согласен" – 6 баллов, "полностью согласен" – 1 балл). Затем полученные баллы

суммируются.

41

Номера прямых утверждений: 1, 9, 11, 14, 16, 20, 21, 22.

Номера обратных утверждений: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 18, 19.

Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности

осуществляется по следующим ступеням:

22-60 – низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют

о

высокой

интолерантности

человека

и

наличии

у

него

выраженных

интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.

61-99 – средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для

которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В

одних

социальных

ситуациях

они

ведут

себя

толерантно,

в

других

могут

проявлять интолерантность.

100-132 – высокий уровень толерантности. Представители этой группы

обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время

необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе

(больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека "границ

толерантности", связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом,

тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Также

важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут

демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если

они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования).

Для качественного анализа аспектов толерантности можно использовать

разделение на субшкалы:

1. Этническая толерантность: 2, 4, 7, 11, 14, 18, 21.

2. Социальная толерантность: 1, 6, 8, 10, 12, 15, 16, 20.

3. Толерантность как черта личности: 3, 5, 9, 13, 17, 19, 22.

42

Субшкала "этническая толерантность" выявляет отношение человека к

представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного

взаимодействия.

Субшк а л а "социальная

толерантность"

позволяет

исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных

социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а

также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным

процессам. Субшкала "толерантность как черта личности" включает пункты,

диагностирующие

личностные

черты,

установки

и

убеждения,

которые

в

значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру.

43

Методика диагностики общей коммуникативной толерантности

(В.В.Бойко)

Методика диагностики общей коммуникативной толерантности,

предложенная В.В.Бойко, позволяет диагностировать толерантные и

интолерантные установки личности, проявляющиеся в процессе общения .

Согласно автору методики, коммуникативная толерантность, или толерантность

в общении, подразделяется на ситуативную, типологическую,

профессиональную и общую. Уровень ситуативной толерантности определяется

отношением человека к конкретному партнеру по общению (супругу, коллеге,

случайному знакомому), типологической – отношением к собирательному типу

или группе людей (представителям какой-либо национальности, профессии,

социального слоя). Профессиональная коммуникативная толерантность

проявляется в рабочей обстановке, во взаимодействии с теми людьми, с

которыми приходится иметь дело по роду деятельности (клиентами,

пациентами). Общая коммуникативная толерантность обусловлена жизненным

опытом, свойствами характера, нравственными принципами и в значительной

мере предопределяет другие формы коммуникативной толерантности. Ниже

представлены пункты опросника, сгруппированные в 9 шкал. Бланк

предъявляется респондентам без названий шкал .

44

Бланк методики

Инструкция: Оцените, насколько приведенные ниже суждения верны по

отношению к Вам. При ответе используйте баллы от 0 до 3, где

0 – совсем неверно,

1 – верно в некоторой степени,

2 – верно в значительной степени,

3 – верно в высшей степени.

Шкала 1. Неприятие или непонимание индивидуальности другого человека

Утверждения

Баллы

1.

Медлительные люди обычно действуют мне на нервы

2.

Меня раздражают суетливые, непоседливые люди

3.

Шумные детские игры я переношу с трудом

4.

Оригинальные, нестандартные, яркие личности чаще

всего действуют на меня отрицательно

5.

Безупречный во всех отношениях человек насторожил бы

меня

Всего:

Шкала 2. Использование себя в качестве эталона при оценке поведения и

образа мыслей

других людей.

Утверждения

Баллы

6.

Меня обычно выводит из равновесия несообразительный

собеседник

7.

Меня раздражают любители поговорить

45

8.

Меня затрудняет разговор с безразличным для меня

попутчиком в поезде (самолете), начатый по его

инициативе

9.

Я бы тяготился разговорами случайного попутчика,

который уступает мне по уровню знаний и культуры

10.

Мне трудно найти общий язык с партнерами иного

интеллектуального уровня, чем у меня

Всего:

Шкала 3. Категоричность или консерватизм в оценках других людей

Утверждения

Баллы

11.

Современная молодежь вызывает неприятные чувства

своим внешним видом (прически, косметика, наряды)

12.

Так называемые “новые русские” обычно производят

неприятное впечатление либо бескультурьем, либо

рвачеством

13.

Представители некоторых национальностей в моем

окружении откровенно мне несимпатичны

14.

Есть тип мужчин (женщин), который я не выношу

15.

Терпеть не могу деловых партнеров с низким

интеллектуальным или профессиональным уровнем

Всего:

Шкала 4. Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при

столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров

Утверждения

Баллы

46

16.

Считаю, что на грубость надо отвечать тем же

17.

Мне трудно скрыть, если человек мне чем-либо

неприятен

18.

Меня раздражают люди, стремящиеся в споре настоять на

своем

19.

Мне неприятны самоуверенные люди

20.

Обычно мне трудно удержаться от замечания в адрес

озлобленного или нервного человека, который толкается в

транспорте

Всего:

Шкала 5. Стремление переделать, перевоспитать партнеров

Утверждения

Баллы

21.

Я имею привычку поучать окружающих

22.

Невоспитанные люди возмущают меня

23.

Я часто ловлю себя на том, что пытаюсь воспитывать

кого-либо

24.

Я по привычке постоянно делаю кому-либо замечания

25.

Я люблю командовать близкими

Всего:

Шкала 6. Стремление подогнать партнера под себя, сделать его "удобным"

Утверждения

Баллы

26.

Меня раздражают старики, когда они в час пик

оказываются в городском транспорте или в магазинах

47

27.

Жить в номере гостиницы с посторонним человеком для

меня просто пытка

28.

Когда партнер не соглашается в чем-то с моей правильной

позицией, то обычно это раздражает меня

29.

Я проявляю нетерпение, когда мне возражают

30.

Меня раздражает, если партнер делает что-то по-своему,

не так, как мне того хочется

Всего:

Шкала 7. Неумение прощать другим ошибки, неловкость, непреднамеренно

причиненные вам неприятности.

Утверждения

Б

АЛЛЫ

31.

Обычно я надеюсь, что моим обидчикам достанется по

заслугам

32.

Меня часто упрекают в ворчливости

33.

Я долго помню обиды, нанесенные мне теми, кого я ценю

или уважаю

34.

Нельзя прощать сослуживцам бестактные шутки

35.

Если деловой партнер непреднамеренно заденет мое

самолюбие, я на него, тем не менее, обижусь

Всего:

Шкала 8. Нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту,

создаваемому другими людьми

Утверждения

Баллы

36.

Я осуждаю людей, которые плачутся в чужую жилетку

37.

Внутренне я не одобряю своих знакомых, которые при

удобном случае рассказывают о своих болезнях

48

38.

Я стараюсь уходить от разговора, когда кто-нибудь

начинает жаловаться на свою семейную жизнь

39.

Обычно я без особого внимания выслушиваю исповеди

друзей (подруг)

40.

Мне иногда нравится позлить кого-нибудь из родных или

друзей

Всего:

Шкала 9. Неумение приспосабливаться к характеру, привычкам и

желаниям других

Утверждения

Баллы

41.

Как правило, мне трудно идти на уступки партнерам

42.

Мне трудно ладить с людьми, у которых плохой характер

43.

Обычно я с трудом приспосабливаюсь к новым партнерам

по совместной работе

44.

Я стараюсь не поддерживать отношения с несколько

странными людьми

45.

Чаще всего я из принципа настаиваю на своем, даже если

понимаю, что партнер прав

Всего:

Обработка результатов

По каждой шкале подсчитывается общая сумма баллов. Максимальное

число баллов по каждой шкале – 15, общее по всем шкалам – 135. Чем выше

число набранных респондентом баллов, тем выше степень его

нетерпимости к окружающим. В среднем опрошенные набирают:

воспитатели дошкольных учреждений – 31 балл, медсестры – 43, врачи – 40

баллов. Рассмотрение ответов по отдельным шкалам позволяет выявить

наиболее характерные аспекты и тенденции проявления коммуникативной

толерантности и интолерантности [6].

49

Упражнение "Шкала Богардуса".

Цель: Для выявления установок на желаемую степень близости с

представителями какого-либо народа в течение многих десятилетий.

Этапы игры : Респондентам предлагается согласиться или не согласиться с тем,

чтобы представители того или иного этноса жили с ним в одном городе, были

бы соседями, коллегами по работе, друзьями, родственниками, членами его

семь и т.п. Предлагаем Вам подумать о вашей социальной дистанции с

представителями разных народов, используя адаптированный О.Л.Романовой

вариант шкалы Богардуса.

Я ничего не имею против того, чтобы представители

данной национальности

Названия

национальностей

1. Жили со мной в одном городе

2. Были бы моими соседями

3. Учились бы вместе со мной

4. Были бы моими друзьями

5. Были бы моими родственниками

6. Были бы членами моей семьи

7. Я хотел бы как можно реже общаться с этими людьми

Опросник для измерения общих социальных установок у детей

1Легко ли вы выходите из терпения?

2Уверены ли вы в приоритете силы над логикой?

3Трудно ли вам удержаться от ссоры, если вы с кем-то категорически не

согласны?

4Считаете ли вы что окружающие завидуют вам по тому или иному поводу?

50

5Любите ли вы иногда делать что-то назло другим?

6Бываете ли вы грубы в тех или иных ситуациях?

7Любите ли вы читать детективы и смотреть боевики и фильмы ужасов?

8Нравится ли вам высмеивать других, быть критичным и саркастичным?

9Есть ли в вашей жизни кто-либо, кого вы по-настоящему ненавидите?

10Бываете ли вы неприятны для окружающих?

11Часто ли вы наказываете людей, если они этого заслуживают?

12Считаете ли вы, что применение смертной казни в определённых случаях

оправдано?

13Впадали ли вы когда-нибудь в такую ярость, что разбивали какой-нибудь

предмет?

Каждый ответ «Да» – 5 баллов,

«Нет» - 0 баллов.

От 65 до 25 баллов

Вы явно склонны к агрессивным импульсам в отношении окружающих и

потере контроля над собой. Содержание ваших высказываний, а также их форма

и элементы, им сопутствующие, нередко свидетельствуют о намерении

навредить другим, душевно ранить их. Вы подчас не скупитесь на негативные

оценки знакомых и близких, повышаете голос, отстаивая свою точку зрения.

Подумайте, о вашем поведении и так ли обязательна резко наступательная

позиция? Помните, что всё сделанное со временем возвратится к вам, только с

утроенной силой! Хотелось ли вам оказаться на этом месте?

От 20 до 0 баллов

51

Вы относитесь к людям, которые добродушны к окружающим, пологая что это

наилучший способ взаимоотношений. Вы склонны верить в душевное

богатство человека, доброту, справедливость. Именно поэтому вам бывает не

легко привлекать других к реализации собственных целей. Ваше умение

владеть собственными чувствами нередко соединяется с недостатком

уверенности в себе и достаточно лёгким подчинением мнению окружающих.

Поэтому вы часто становитесь объектом агрессивности других. Не позволяйте

садится вам на шею!

Примечание. Классными руководителями сдается общий результат, для

общешкольного мониторинга.

План проведения занятий, бесед с учащимися по профилактике

экстремизма, терроризма на учебный год.

Главная цель мероприятий - укоренение в школе неприятия насилия, борьба

против разложения коллектива по межнациональным признакам; формирование

толерантного отношения к окружающим.

Задачи:

1.

Формирование

жизненных

ценностей

и

культуры

развивающейся

личности обучающегося.

2.

Воспитание культуры толерантности и межнационального согласия.

52

3.

Разработка

и

внедрение

методов

прогнозирования,

диагностики

и

предупреждения

антигуманных

проявлений

в

образовательной

среде

школы.

4.

Утверждение

основ

гражданской

идентичности

как

нач а ла,

объединяющего всех обучающихся и работников школы.

5.

Достижение необходимого уровня правовой культуры обучающихся, как

основы толерантного сознания и поведения.

6.

Формирование в школьной среде мировоззрения и духовно-нравственной

атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанных на принципах

уважения прав и свобод человека, стремления к межэтническому миру и

согласию, готовности к диалогу.

№ п/п

Форма

проведения

Тема

Сроки

1-4 классы

1.

Классный час

Доброе слово, что ясный день- Моя

Республика

Сентябрь

2.

Беседа

МИРНЫЙ ГРОЗНЫЙ

Октябрь

Кл.час

Он построил мир на Кавказе ( о

роли первого президента ЧР

А.Х.Кадырова в истории Северного

Кавказа)

Октябрь

Классный час

«А ты знаешь свои права?»

Ноябрь

Беседа

«Что такое толерантность»

Ноябрь

Классный час

«Государственные символы»

Декабрь

Беседа

Любимый уголок родной Отчизны

Январь

Классный час

Урок Мужества

Февраль

Классный час

«Дом, в котором мы живем –

многонациональный»

Март

Беседа

Мой класс - мои друзья!

Апрель

53

Классный час

У каждого народа свои герои

Май

5-9 классы

1.

Классный час

Чеченская республика- территория

Антитеррора.

Сентябрь

2.

Кл.час

Роль А.Х.Кадырова в становлении

мира на Кавказе

Сентябрь

3.

Беседа

Мой Грозный.

Октябрь

4.

Кл.час

Герой России Р.А. Кадыров

Октябрь

5.

Классный час

Конвенция о правах ребенка

Ноябрь

6.

Беседа

16 ноября - День толерантности

Ноябрь

7.

Классный час

«Конституция РФ – основной закон

нашей жизни»

Декабрь

Беседа

Я-гражданин

Январь

Классный час

Урок Мужества

Февраль

Классный час

Уголок Отчизны - отчий дом

Март

Беседа

Ты живешь среди людей

Апрель

Классный час

О тех, кто сердце отдал людям

Май

10-11 классы

1.

Классный час

День воинской славы в память

жертвам терроризма

Сентябрь

2.

Беседа

Праздник благодарности

Октябрь

3.

Классный час

20 ноября – день принятия

Конвенции о правах ребенка

Ноябрь

54

4.

Беседа

16 ноября - День толерантности

Ноябрь

5.

Классный час

«Конституция РФ – основной закон

нашей жизни»

Декабрь

6.

Беседа

Мы против террора

Январь

7.

Классный час

День воинской славы, встречи с

ветеранами Афганской и Чеченской

войны

Февраль

8.

Классный час

Изучение национальных традиций

нашего города

Март

9.

Беседа

Люди милые, примите в

человечество меня

Апрель

10.

Классный час

Этих дней не смолкнет слава!

Май

55



В раздел образования