РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Автор: Геннадьев Алексей Юрьевич Должность: учитель физической культуры Учебное заведение: МБОУ Лицей № 8 Населённый пункт: г. Красноярск Наименование материала: статья Тема: РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Раздел: среднее образование
СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Современное
содержание
образования
в
области
физической
культуры
нацеливает не только на то, чтобы выпускник школы вышел в жизнь с
достаточной
физической
подготовленностью,
но
и
на
то,
чтобы
он
был
действительно образованным в физической культуре: владел средствами и
методами работы со своим телом, знал его и не боялся; владел средствами и
методами укрепления и сохранения здоровья, повышения функциональных
возможностей основных систем организма; умел организовывать и грамотно
проводить
свои
занятия
физическими
упражнениями.
Сегодня
школьная
физическая культура все больше становиться ответственной за формирование
у
школьников
ориентации
на
здоровый
образ
жизни.
Для
нынешнего
поколения России эта ориентация жизненно необходима против растущей
опасности
наркомании,
алкоголизма,
никотиновой
зависимости.
Занятия
физической культурой в школе учат школьника самоконтролю, самокритике,
т.е.
ценить
время,
организовывать
распорядок
дня,
без
чего
невозможна
нормальная жизнь любого человека.
Современное содержание предмета физической культуры в школе должно
исходить из следующего условий:
-
физическая
культура
должна
удовлетворять
интересам
общества
во
всестороннем физическом развитии школьников;
-физическая
культура
должна
использоваться
как
средство
организации
здорового
образа
жизни
человека,
укрепления
здоровья
и
поддержания
долголетия;
-физическая
культура
должна
способствовать
индивидуальному
развитию
культуры собственного тела школьника, возможности активно включаться в
разнообразные
трудовые,
физкультурно-спортивные
и
культурные
мероприятия;
- физическая культура должна обеспечивать формирование знаний, умений и
навыков в организации и проведении самостоятельных форм занятий, чтобы
использовать
физические
упражнения
для
целенаправленного
развития
физических
качеств,
двигательной
подготовки
и
культуры
движений,
формирования осанки и телосложения;
-
физическая
культура
должна
развивать
мышление,
научить
межличностному
общению,
уважению
к
себе
и
окружающим,
давать
возможность для самовыражения и содействовать самоопределению
.
Исходя из этого можно сделать выводы насколько важна роль физической
культуры
в
формировании
личности
обучающихся,
их
интересов
и
творческих
способностей,
в
совершенствовании
двигательных
и
психофизиологических
качеств,
в
укреплении
здоровья
и
профилактики
заболеваний школьников. Физическая культура это развитие физического и
духовного
в
человеке,
это
способ
жизни
и
способ
развития
целостной
личности.
Поэтому
в
структуре
общего
среднего
образования
предмет
физическая
культура должен занимать одно из ведущих мест среди других предметов и
способствовать
решению
важных
общепедагогических
задач.
Физическая
культура не должна быть лишь школьным предметом, она должна быть
образом жизни детей.
Для этого необходимо преодолеть устаревшие традиционные формы, методы
и
средства
педагогической
деятельности,
при
которых
наша
физическая
культура
оставалась
бы
в
школьном
образовании
лишь
как
процесс
физической подготовки и средство укрепления здоровья школьников. Решая
традиционные задачи по формированию двигательных навыков, воспитанию
физических
качеств
и
координационных
способностей,
многие
учителя
зачастую забывают о формировании положительного отношения и интереса
школьников к занятиям физическими упражнениями и урокам физической
культуры.
Одной
из
главных
задач
учителей
физической
культуры
общеобразовательных школ,
должна
стоять
задача
по формированию
у
учащихся положительного отношения к физической культуре. Для решения
этой задачи необходимо использовать разнообразие всех доступных средств и
методов.
Активность учащихся во многом зависит от многих факторов, основными из
которых
являются:
правильная
постановка
задач
урока,
создание
положительного
эмоционального
фона,
оптимальная
загруженность
школьников на уроке.
Создание
положительного
эмоционального
фона
имеет
исключительное
значение. Как правило, он формируется у школьников еще до начала урока и
должен сохраняться на всем его протяжении. Однако эмоциональный фон
может меняться по ходу занятия. Это зависит от самочувствия учеников, их
интереса к физической культуре как к предмету, к физическим упражнениям,
конкретному
уроку
или
личности
учителя,
от
оценок
их
деятельности,
настроя,
поведения
и
самочувствия
учителя.
Урок
физической
культуры
всегда приносит удовлетворение и радость, если школьники двигаются, а не
сидят, скучая на скамейках, если они видят учителя в хорошем настроении,
понимают его шутки, знают и наглядно ощущают результаты своего труда.
Важно,
чтобы
строгость,
точность
и
четкость
действий
учителя
перемежались
улыбками,
словами
поощрения
учеников
за
их
успехи,
подбадриванием их при временных неудачах.
Существует
множество
способов
разнообразить
проведение
уроков:
использовать фронтальную, групповую или круговую организацию занятий;
включать
различные
новые
физические
упражнения;
менять
обстановку,
условия
урока
(например,
переходить
из
спортивного
зала
на
воздух);
использовать игровой и соревновательный методы, командные спортивные
игры
для
повышения
двигательной
активности
и
до стижения
удовлетворенностью уроками физической культуры.
Игра – это привычная форма занятий для школьников. Для детей младшего
школьного возраста это не только развлечение, но и способ развития. С
помощью игр, требующих проявления двигательной активности, ученики
усваивают
правила
и
нормы
рациональных
форм
движений,
развивают
психические
и
физические
качества,
коммуникативные
способности.
На
уроках с младшими школьниками важно использовать сюжетные игры, при
этом
учитель,
создавая
определенный
игровой
сюжет
деятельности
для
учеников, включает в содержание урока программный учебный материал.
Применяя такой метод, учитель сам должен стать участником игры, поверить
в реальность создаваемых им образов и выполнять соответствующую сюжету
роль.
С
повышением
возраста
школьников
следует
использовать
игры,
отличающиеся все большей реалистичностью. Это могут быть разнообразные
спортивные игры, вначале с упрощенными правилами, а затем полностью
соответствующие реальным требованиям.
Подвижные
игры
и
занятия
командными
видами
спорта
на
уроках
физической культуры развивают дух коллективизма, сотрудничества.
Среди
командных
спортивных
игр
баскетбол
занимает
одно
из
самых
почетных
мест.
Он
был
придуман
в
конце
ХIХ
века
преподавателем
физической
культуры
в
американском
колледже
Спрингфилд.
В
системе
физического воспитания баскетбол приобрел огромную популярность из-за
экономической
доступности
игры,
высокой
эмоциональности,
большого
зрелищного
эффекта
и
самое
главное,
что
эта
игра
благоприятно
воздействовала на организм человека. Баскетбол как нельзя лучше отвечает
нынешнему времени. Трудно отыскать еще такой вид спорта, в котором
сочетаются
скорость,
выносливость,
сила,
ловкость
и
самое
главное
ум.
Баскетбол
как
нельзя
лучше
способствует
всестороннему
физическому
развитию,
так
как
основу
баскетбола
составляют
простые
естественные
движения – прыжки, бег, передачи и броски.
Основу соревновательного метода составляет рационально организованный
процесс
состязания,
соперничества, борьба
за
первенство
и
высокие
достижения. Школьник соревнуется не только с другими, но и с самим собой,
стремясь
превысить
свой
спортивный
результат
или
показатели
в
подготовительных
упражнениях.
Соревновательный
метод
усиливает
воздействие
физических
упражнений
и
способствует
максимальному
проявлению
функциональных
возможностей
организма,
тем
самым
способствуя их наивысшему развитию.
Таким
образом,
физическая
культура,
являясь
частью
культуры
общей,
способствует
развитию
и
подготовке
школьников
к
дальнейшей
самостоятельной жизни, а спорт является так называемой "школой жизни".
Ведь
в
спорте
учатся
не
только
играть
в
тот
или
иной
вид
игровой
деятельности (если речь идет об игровых видах спорта), но и работе в
команде, тактике, стратегии, учатся проигрывать и побеждать, отношениям с
соперниками и отношениям в своей команде (особенно в соревновательной
деятельности), принимать самостоятельные решения не только в игре, но и в
жизни и многому другому.
Занятия физической культурой и спортом формируют здоровое честолюбие,
чувство собственного достоинства, способность держать удар, причем не
только
в
спортивном
зале,
подводят
к
духу
честной
конкуренции,
что
особенно важно для подрастающего поколения в современной России.
Школьная
физическая
культура
закладывает
основу
для
формирования
личностных
свойств,
таких
как
трудолюбие,
позитивная
активность,
стремление не отставать от других. Это эффективное средство направления
энергии школьников в конструктивное русло. При этом поведение, знания и
умения,
личный
пример
учителя
физической
культуры
становятся
для
школьников более значимыми ориентирами, чем наставления и назидания. И
если
учитель
физической
культуры
поможет
сформировать
у
учащихся
потребности к постоянному самообразованию и самосовершенствованию, то
им
будет легче осознать и принять для своей жизни такие социальные
понятия,
как
дружба,
равноправие,
справедливость,
красота,
право
на
интересную жизнь, свобода и счастье.