Автор: Анисимова Раиса Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ШКОЛЫ №1242
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста посредством произведений устного народного творчества
Раздел: дошкольное образование
Особенности развития речи детей младшего дошкольного
возраста посредством произведений устного народного
творчества.
Одним из важнейших средств познания окружающего мира для детей 3-4
лет является возможность понимать речь и говорить. У ребенка возникает
настоятельная
потребность
спрашивать
взрослого
о
заинтересовавших
его
предметах и явлениях окружающего мира, что служит основой для развития
диалогической речи
и
свидетельствует
о
развитии
у
детей
познавательной
речевой активности. Не случайно на протяжении четвертого года увеличивается
объем словаря,
возрастает число высказываний. В этой связи воспитателям
следует не только поощрять инициативу ребенка вступить в речевое общение,
но
и
серьезно
относиться
ко
всем
его
высказываниям
и
к
качеству
этих
высказываний.
Дети
проявляют
готовность
к
работе
с
предметными
и
сюжетными
картинками. Они с удовольствием принимают участие в составлении рассказа
по
картинке,
раскрашивают
и
дорисовывают
отдельные
фрагменты,
устанавливают простейшие причинно-следственные связи, понимают жизненно
близкий
сюжет.
Картинки
позволяют
расширить
словарь
ребенка,
его
представления об окружающем, закрепить полученные знания и реализовать их
в собственном речевом опыте.
Вместе с интенсивным развитием речи у детей формируется контроль за
собственной речью. Поэтому дети часто просят взрослых воспроизвести слова
или
предложения,
сказанные
ими.
Тем
самым
ребенок
убеждается,
что
взрослый правильно понял его речевое сообщение, а также уточняет, насколько
грамотно
оно
составлено.
Таким
образом
у
детей
постепенно
развивается
грамматический строй речи.
Детей
четвертого
года
жизни
нужно
побуждать
использовать
в
своих
высказываниях
глаголы,
наречия,
имена
прилагательные,
числительные,
служебные
слова
(предлоги,
союзы,
частицы).
При
отсутствии
це-
ленаправленного руководства дети могут вернуться к более простым оборотам
1
речи
или
даже
жестам,
мимике,
характерным
для
более
раннего
периода
детства.
Совершенствуя грамматический строй речи, взрослый побуждает
детей
употреблять
имена
существительные
в
разных
падежных
формах,
в
единственном и множественном числе, а глаголы в настоящем, прошедшем,
будущем времени.
Взрослый также способствует развитию у детей связной речи, умению в
нескольких предложениях выразить свои впечатления. Очень важно при этом
продемонстрировать эмоциональный отклик на рассказ ребенка (например, о
посещении цирка, прогулке в парке, посещении гостей, о новой игрушке и т.д.).
Поддерживая у детей желание говорить, взрослый задает наводящие вопросы,
просит повторить заинтересовавшие его фрагменты в повествовании ребенка.
Взрослый
учит
детей
общаться
и
друг
с
другом,
побуждая
словами
выразить просьбу, обращенную к товарищу. Он помогает детям договориться,
давая
образец
речевого
общения,
употребляя
слова,
выражающие
просьбу,
обещание, желание уступить друг другу. Таким образом взрослый формирует
культуру
речевого
общения
ребенка.
В
результате
на
третьем
году
жизни
интенсивно
развиваются
смысловая
сторона
речи,
функции
сравнения,
обобщения.
Вместе
с
тем
в
речевых
возможностях
детей
данного
возраста
на-
блюдаются большие индивидуальные различия: одни дети начинают говорить
рано, четко произносят слова; другие, хорошо понимая речь, говорят мало,
сильно
искажая
слова.
Особого
внимания
требуют
дети,
которые
говорят
невнятно,
не
умеют
строить
связный
рассказ,
предпочитают
молчать.
В
общении
с
ними
полезно
вспоминать
знакомые
эпизоды,
занимательные
ситуации,
побуждая
ребенка
высказаться,
то
есть
сформировать
у
него
потребность в общении. Постепенно в процессе индивидуальной и групповой
работы различия в уровне речевого развития детей начинают сглаживаться, что
подтверждает
необходимость
сочетания
разных
форм
речевого
общения
в
условиях детского сада и в семье.
Особое внимание следует уделить развитию артикуляции. У детей данного
возраста звукопроизношение часто бывает нарушено, так как в большинстве
2
случаев
артикуляционный
аппарат
ребенка
не
приобрел
гибкость
и
подвижность, необходимые для правильного произношения звуков. Для этого
н у ж н а артикуляционная
гимнастика.
Она
представляет
собой
комплекс
упражнений,
одни
из
которых
помогают
улучшить
подвижность
органов
артикуляции, другие увеличить объем и силу движений, третьи вырабатывают
точность артикуляционной позы, необходимой для произнесения того или иного
звука.
Артикуляционная
гимнастика
подготовит
речевой
аппарат
ребенка
к
правильному
звукопроизношению.
Артикуляционную
гимнастику
полезно
сочетать с дыхательными упражнениями и мимическим массажем.
Широко открыть рот (жарко), закрыть рот (холодно)
Надуть щеки, сдуть щеки, как будто шарик.
Облизать губки по кругу, дотянуться с силой язычком до носика, щек, подбородка
(представьте, что вы выпачкались в варенье).
Облизать тарелочку, как это делает киска.
Приоткрыть ротик, побарабанить язычком по верхним зубкам (словно
барабанщик).
Поиграть в слоненка: вытянуть вперед губы трубочкой, "сделать хобот"; "набирать
им водичку", слегка причмокивая.
Перекатывать орешки: с закрытым ртом кончик языка поочередно с напряжением
упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики-"орешки".
Поиграть в лошадку: поцокать языком, потом пофыркать (можете при этом играть
с игрушечной лошадкой).
Сделать заборчик: улыбнуться с напряжением, обнажив зубы. Сделать чашечку:
высунуть язык, придать ему форму чашечки.
Завернуть язык наверх, словно вы сворачиваете блинчик, прижать его верхними
зубами.
Почистить зубки язычком (провести язычком по верхним, потом по нижним
зубкам).
Поиграть в паровозик: погудите, "у-у", губы трубочкой (можете показывать при
этом нарисованный или игрушечный паровозик).
3
Показать, как гудит пароход: приоткрыв рот, тянем звук "ы-ы-ы".
Покажите ребенку часы с маятником, пусть малыш изобразит как он работает,
точно так же подвигайте языком: вправо-влево, в уголки рта
Параллельно
с
артикуляционной
гимнастикой
происходит
знакомство
детей со звуковой культурой родного языка. Дети приобретают представления о
звуках,
способе
и
месте
их
образования,
начинают
узнавать
эти
звуки
в
звуковом ряду, в отдельных словах. Начиная с трех лет у детей закладываются
основы фонетико-фонематического аспекта речи.
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени
сформированности мелких движений рук.
Для определения уровня развития
речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят
показать
один
пальчик,
два
пальчика
и
три.
Дети,
которым
удаются
изолированные
движения
пальцев,
-
говорящие
дети.
Если
движения
напряженные,
пальцы
сгибаются
и
разгибаются
только
вместе
и
не
могут
двигаться изолированно, то это не говорящие дети. До тех пор, пока движения
пальцев не станут свободными, развитие речи и мышления затруднено.
.
Формирование
словесной
речи
ребенка
начинается,
когда
движения
пальцев
рук
достигают
достаточной
точности.
Пальчиковые
игры помогают
налаживать
коммуникативные
отношения
на
уровне
соприкосновения,
эмоционального переживания, контакта. Игры имеют развивающее значение,
так как дают малышу возможность «прочувствовать» свои пальцы, ладони,
познать
возможности
собственного
тела.
Соединение
«слово
-
палец»
наилучшим образом способствует развитию не только мелкой моторики, но и
речи.
Знакомство детей фольклорными жанрами происходит с ранних лет. Это
колыбельные песни матери, игры - забавы с маленькими детьми ("Сорока",
"Ладушки", "Коза" и другие), потешки, загадки, сказки. Фольклор интересен
своей
яркой,
доступной,
понятной
детям
формой.
Дети
с
интересом,
восхищением пытаются подрожать педагогу, повторить его действие. Повторяя
4
вместе
с
педагогом
стихи,
потешки,
чисто
говорки
у
детей
развивается
воображения, обогащается речь, эмоции. Упражняются органы артикуляции.
Еще древнегреческий философ Аристотель отмечал, что у детей губы служат
для сохранения зубов, но в большей степени связаны с образованием речи.
Другой греческий философ Гиппократ считал, что воздух производит звук,
голова резонирует, язык артикулирует. Большое внимание проблеме развития
речи уделял Л. С. Выготский. Идеи Выготского продолжают разрабатываться
многими психологами, его учениками и последователями (Л. М. Леонтьевым,
А. В. Запорожцем, Д. Б. Элькониным).
Детский фольклор формируется под воздействием множества факторов.
Среди них - влияние различных социальных и возрастных групп, их фольклора;
массовой культуры; бытующих представлений и многого другого.
Первоначальные
ростки
творчества
могут
появиться
в
различной
деятельности
детей,
если
для
этого
созданы
необходимые
условия.
От
воспитания
зависит
успешное
развитие
таких
качеств,
которые
в
будущем
обеспечат участие ребенка в творческом труде.
Детское
творчество
основано
на
подражании,
которое
служит
важным
фактором
развития
ребенка,
в
частности
его
художественных
способностей.
Задача
педагога,
опираясь
на
склонность
детей
к
подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна
творческая
деятельность,
воспитывать
у
них
самостоятельность,
активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое
мышление, целенаправленность. В дошкольном возрасте закладываются
основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии
способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои
знания
и
представления,
в
искренней
передаче
своих
чувств.
Пословицы и поговорки - особый вид устной поэзии, веками впитавшей в
себя
трудовой
опыт
многочисленных
поколений.
Через
особую
организацию,
интонационную
окраску,
использование
специфических
языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают
отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы и
5
поговорки,
как
и
другой
жанр
устного
народного
творчества,
в
художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его
многообразии и противоречивости.
Используя
в
своей
речи
пословицы
и
поговорки,
дети
учатся
ясно,
лаконично,
выразительно
выражать
свои
мысли
и
чувства,
интонационно
окрашивая
свою
речь,
развивается
умение
творчески
использовать
слово,
умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику .
Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в
предельно
сжатой,
образной
форме
даются
наиболее
яркие,
характерные
признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность
к
анализу,
обобщению,
формирует
умение
самостоятельно
делать
выводы,
умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные
признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы
предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность".
Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают
увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном
значении
слова.
Они
помогают
усвоить
звуковой
и
грамматический
строй
русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
Отгадывание
и
придумывание
загадок
также
оказывает
влияние
на
разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке
метафорического
образа
различных
средств
выразительности
(приема
олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов,
сравнений,
особой
ритмической
организации)
способствуют
формированию
образности речи детей дошкольного возраста.
Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них
навыков речи-доказательства и речи-описания. Уметь доказывать - это не только
уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль,
облекая ее в точную словесную форму. Речь - доказательство требует особых,
отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических
структур, особой композиции. Обычно дошкольники в своей речи этим не
пользуются, но надо создавать условия для их понимания и освоения.
6
Систематическая
работа
по
развитию
у
детей
навыков
речь
-
доказательства
при
объяснении
загадок
развивает
умение
оперировать
разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки.
Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать
их
внимание
на
языковые
особенности
загадки,
учить
замечать
красоту
и
своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами
он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову. Учитывая материал:
загадки,
необходимо
научить
детей
видеть
композиционные
особенности
загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций.
В этих целях проводится анализ языка загадки, обращается внимание на ее
построение. Автор рекомендует иметь в запасе несколько загадок об одном
предмете,
явлении,
чтобы
показать
детям,
что
найденные
ими
образы,
выражения
не
единичны,
что
существует
много
возможностей
сказать
по-
разному и очень емко и красочно об одном и том же. Овладение навыками
описательной речи идет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов
берутся литературные произведения, иллюстрации, картины.
Итак, посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они
учатся
пользоваться
различными
средствами,
отбирать
нужные
слова,
постепенно овладевая образной системой языка.
Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный.
(Арбуз)
Может и разбиться,
Может и свариться.
А захочет — в птицу
Может превратиться.
(Яйцо)
Зелененький, полосатенький,
А в середке сладенький.
(Арбуз)
Сидит дед, во сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
(Лук)
Без окон, без дверей
— Полна горница людей.
(Огурец)
Сидит на ложке,
Свесив ножки.
(Лапша)
Кольцо непростое,
7
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье,
Ну и объеденье!
(Бублик)
В доме еда,
А дверь заперта.
(Яйцо)
Сидит красная девица
В темнице,
А коса на улице.
(Морковь)
Озерко молочное,
Берега калачные.
(Ватрушка)
Колыбельные песни, по мнению народа - спутник детства. Они наряду с
другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать
речь
детей
дошкольного
возраста.
Колыбельные
песни
обогащают
словарь
детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире,
прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают
своим внешним видом, например, "заинька
1
.
Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в
себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему
способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом
гласных
звуков,
медленный
темп
и
т.п.),
наличие
повторяющихся
фонем,
звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать
слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.
Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый
источник воспитательных и образовательных возможностей.
На лошадке вороной. Баю - бай, баю - бай, Поскорее засыпай. Баю - баю,
спи - усни, Угомон тебя возьми. Баю -бай, баю - бай, Поди бука под сарай, Поди
бука под сарай, Детке спать ты не мешай.
Люли - люли - люленьки,
Прилетели гуленьки.
Они сели ворковать,
С т а л и
д е в оч к у
к ач ат ь
-
убаюкивать.
Ах ты, котик серенький,
8
Хвостик у тебя беленький,
Брысь, котик, не ходи!
Мою детку не буди.
И др.
Грамматическое
разнообразие
колыбельных
способствует
освоению
грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова,
можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям
образы, например образ кота. При чем это не просто кот, а "котенька", "коток",
"котик", "котя". К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с
колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным.
Актуальной задачей речевого развития в младшем дошкольном возрасте
является
и
выработка
дикции.
Известно,
что
у
детей
еще
не
достаточно
координировано
и
четко
работают
органы
речедвигательного
аппарата.
Некоторым детям присущи излишняя торопливость, нечеткое выговаривание
слов, "проглатывание" окончаний. Наблюдается и другая крайность: излишне
замедленная, растянутая манера произношения слов. Специальные упражнения
помогают преодолевать детям такие трудности, совершенствуют их дикцию.
Незаменимый
материал
для
дикционных
упражнений
-
пословицы,
поговорки,
песенки,
загадки,
скороговорки.
Малые
формы
фольклора
лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дето учатся
четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики.
По меткому определению К.Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают
"выломать язык ребенка на русский лад".
Целевое назначение дикционных упражнений многообразно. Они могут
быть использованы для развития гибкости и подвижности речевого аппарата
ребенка,
для
формирования
правильного
произношения
звуков
речи,
для
усвоения
произношения
трудно
сочетаемых
звуков
и
слов,
для
освоения
ребенком интонационных богатств и различного темпа речи. Например, так с
помощью
малых
форм
фольклора
дети
учатся
выражать
ту
или
иную
интонацию: огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение.
9
Важно,
чтобы
при
выполнении
дикционных
упражнений
за
каждым
произносимым словом стояла реальная действительность. Только в этом случае
речь ребенка будет звучать естественно и выразительно.
Потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим
материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и
рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и
формируем интонационную выразительность его речи.
Потешки.
Дай молочка, Буренушка,
Хоть капельку на донышке.
Ждут меня котята, малые ребята.
Дай
сливок
ложечку,
т во р ожку
немножечко.
Всем дает здоровье молоко коровье.
Расти, коса, до пояся,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят
-Все волосыньки в ряд
Расти , коса, не путайся,
Маму, дочка, слушайся.
Наши уточки с утра -
Кря - кря - кря! Кря - кря - кря!
Наши гуси у пруда -
Га - га - га! Га - га - га!
А индюк среди двора -
Бал - бал - бал! Балды - балда!
Наши гуленьки вверху -
Грру - грру - у - грру - у - грру - у!
Наши курочки в окно -
Кко - кко - кко - ко - ко - ко!
А как Петя - петушок
Ранним - рано поутру
Нам споет ку - ка - ре - ку!
Пословицы и поговорки, скороговорки.
-
Птица
сильна
крылами,
а
человек
друзьями.
-
Человек
без
друзей,
что
дуб
без
корней.
-
Человек
без
друзей,
что
росток
в
пустыне.
-
Человек
без
друзей,
что
сокол
без
крыльев.
- Не мил свет, коль друга нет.
- Хороший друг - ценнее сокровища.
-
Крепкую
дружбу
и
топором
не
разрубишь.
По бревну бобры бредут.
Петя пилил пилой пень.
10
Рыбу ловит рыболов.
Весь в реку уплыл улов.
Прохор и Пахом ехали верхом.
Галка села на палку,
Палка ударила галку.
Купи кипу пик.
Летят пичужки
Через три пустые избушки.
Два дровосека, два дровокола,
Два дроворуба говорили
Про Ларю, про Ларьку,
Про Ларину жену.
Идет козел с косой козой,
Идет козел с босой козой.
Идет коза с косым козлом,
Идет коза с босым козлом.
Осип орёт, Архип не отстает —
Кто кого переорет.
Осип осип, Архип охрип.
Хохлатые хохотушки
Хохотом хохотали:
Xal xal xal ха! ха!
Иван-болван молоко взболтал,
Да не выболтал.
Тары-бары, растабары!
У Варвары куры стары!
11
Созданный
народом
язык
изобилует
образными
разговорными
формами,
выразительной
лексикой.
Это
богатство
родного
языка
может
быть
донесено
до
детей
и
с
помощью
народных
игр.
Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению
родной речью. Например, игра - забава "Ладушки -хлопушки", где
взрослый
задает
вопросы,
а
ребенок
отвечает,
сопровождая
свои
ответы имитационными движениями. В процессе игр - забав не только
развивается речь, но и мелкая моторика, что готовит руку ребенка к
письму.
С помощью малых форм фольклора можно решать практически
все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и
приемами речевого развития младших дошкольников можно и нужно
использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Все вышеперечисленные формы работы указывают на это, остается
разработать комплексную методику их применения.
Народная лирическая песня существенно отличается от других
родов и видов фольклора. Её состав разнообразнее, чем героического
эпоса,
сказок
и
других
жанров.
Создавались
песни
в
далеко
не
одинаковое время. Каждое время слагало свои песни. Неодинакова и
длительность жизни каждого песенного жанра.
Песни
детства
представляют
собой
сложный
комплекс:
это
и
песни
взрослых,
сочиненные
специально
для
детей
(колыбельные,
потешки и пестушки); и песни, постепенно перешедшие из взрослого
репертуара в детский (колядки, веснянки, заклички, игровые песни); и
песенки, сочинявшиеся самими детьми. Б детскую поэзию включают
также прибаутки, считалки, дразнилки, скороговорки, загадки, сказки.
В младенчестве матери и бабушки убаюкивают детей ласковыми
колыбельными
песнями,
развлекали
их
пестушками
и
потешками,
играя с их пальчиками, ручками, ножками, подбрасывая их на коленях
или
на
руках.
Общеизвестны:
"Сорока-ворона,
кашу
варила...";
"Ладушки-ладушки! Где были? - У бабушки.
Народные
песенки,
потешки,
пестушки
также
представляют
собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на
занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста. Так, при
формировании грамматического строя речи, обучая детей образованию
однокоренных слов, возможно использовать.
С их помощью возможно развивать фонематический слух, так как
они используют звукосочетания - наигрыши, которые повторяются
несколько
раз
в
разном
темпе,
с
различной
интонацией,
при
чем
исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку
вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его
лаконичность,
приобщают
именно
к
такой
форме
изложения
собственных мыслей, способствует формированию образности речи
дошкольников, словесному творчеству детей.
Пестушки - песенки и стишки, которыми сопровождают первые
сознательные движения ребенка. Например:
"Ах, поет, поёт
Соловушка!
Ах, поёт, поёт
Молоденький;
Молоденький,
Хорошенький,
Пригоженькой."
Потешки - песенки и стишки к первым играм ребенка с пальцами,
ручками, ножками. Например:
"Потягунючки, поростунюшки!
Роток - говорунюшки,
Руки - хватунюшки,
Ноги - ходу нюшки."
Заклички - детские песенные обращения к солнцу, радуге, дождю,
птицам:
Весна красна
На чём пришла?
На сошечке, на бороночке,
На овсяном снопочку,
На ржаном колосочку.
Приговорки
-
словесные
обращения
к
кому-либо.
Например,
говорят в бане:
С гоголя - вода,
С младенца - худоба!
Укатись вся.
Существовало
множество
собственно
детских
игр.
Наблюдая
жизнь взрослых, дети часто имитировали в своих играх календарные и
семейные
обряды,
исполняя
при
этом
соответствующие
песни.
Приведенные
в
пример
игры
не
могут
использоваться
в
работе
с
детьми
младшего
возраста,
но
представляют
возможность
воспитателям и родителям соприкоснуться с историей нашей Родины.
... Выезжал ли Святогор гулять в чисто поле, Никого-то Святогор
он не нахаживал, С кем бы силой богатырскою помериться; А сам чует
в себе силу он великую, Чует - живчиком по жилкам разливается..
Вот как описывает Н. М. Карамзин богатыря Илью Муромца:
...Он подобен мирту нежному: Тонок, прям и величав собой. Взор его
быстрей орлиного, Вот как описывает Н. М. Карамзин богатыря Илью
Муромца:
…Он подобен мирту нежному:
Тонок, прям и величав собой.
Взор его быстрей орлиного,
И светлее ясна месяца.
Кто сей рыцарь? – Илья Муромец.
Былина
–
старая
песня,
и
не
все
в
ней
бывает
понятно,
рассказывается
она
неторопливым,
торжественным
тоном.
Многие
русские былины говорят о героических подвигах народных богатырей.
Например, былины о Вольге Буслаевиче, победителе царя Салтана
Бекетовича; о герое Сухмане, победившем врагов – кочевников; о
Добрыне
Никитиче.
Русские
богатыри
никогда
не
лгут.
Готовые
умереть, но не сойти с родной земли, они почитают службу отечеству
своим
первым
и
святым
долгом,
хотя
их
нередко
и
обижают
не
доверяющие им князья. Рассказанные детям былины учат их уважать
труд
человека
и
любить
свою
родину.
В
них
объединился
гений
народа.
Однако
не
всегда
былины
рассказывают
о
богатырях.
Очень
интересна былина “Об Авдотье Рязаночке”, не побоявшейся самого
хана Золотой Орды и вызволившей из плена не только своих родных –
мужа, сына и брата, но и весь рязанский полон.
Своих любимых богатыри не уподобляли ни Венерам, ни Дианам,
которых они никогда не видели. Сравнения они черпали из природы
видимых ими вещей. Например, когда хотели похвалить ту, которая им
нравится, то говорили, что у ней:
Очи соколиные,
Брови соболиные,
Походка павлиная;
По двору идет,
Как лебедь плывет.
Отдельным жанром фольклора являются исторические песни. Их
художественное
своеобразие
остается
недостаточно
изученным.
В
дореволюционной
науке
их
нередко
признавали
деградацией
героического эпоса, сколком с былин и в этой связи их достоинством
считали общие с былинами мотивы, образы и стилевые приемы (как
бы остаточные явления).
3
“Песнь о вещем Олеге”, “Песни о Степане
Разине”
можно
поставить
сегодня
в
одном
ряду
с
“капитанской
дочкой”,
“историей
Пугачева”
и
другими
историче скими
произведениями.
Они
также
представляют
собой
огромную
художественную
ценность.
Это
выражение
историче ского
самопознания народа. Русский народ в своих исторических песнях
осознал свое историческое значение. Сохранение исторически ценного
в
эпосе
(будь
то
имена,
события,
отношения)
есть
результат
сознательного, исторического отношения народа к содержанию эпоса.
Народ в своем творчестве исходит из довольно четких исторических
представлений
о
времени.
Сознание
исторической
ценности
передаваемого
и
своеобразные
представления
народа,
а
не
только
механическое
запоминание,
обуславливают
устойч иво сть
исторического содержания песен.
Былины хоть и огромны по своему объёму и сразу дети не смогут
овладеть этим ёмким материалом, всё же этот жанр имеет значение
для развития детей.
Из
всех
фольклорных
жанров
сказка
является
наиболее
структурированной
и
более
всех
других
жанров
подчиняющейся
определенным законам.
Слово
“сказка”
впервые
встречается
в
семнадцатом
веке
в
качестве термина, обозначающего те виды устной прозы, для которых
в первую очередь характерен поэтический вымысел. До середины
девятнадцатого
века
в
сказках
видели
“одну
забаву”,
достойную
низших слоев общества или детей, поэтому сказки, публиковавшиеся в
это
время
для
широкой
публики,
часто
переделывались
и
переиначивались согласно вкусам издателей. Приблизительно в это же
время
в
среде
русских
литературоведов
зреет
интерес
именно
к
подлинным русским сказкам – как к произведениям, могущим стать
фундаментом для изучения т.н. “настоящего” русского народа, его
поэтического
творчества,
а
значит
и
могущим
способствовать
формированию русского литературоведения.
Известно, что многие сказки начинаются с зачина: “Жили-были”,
а кончаются приговоркой: “Стали жить-поживать и добра наживать”.
Да и самое рассказывание сказок предполагает знание особых формул,
вроде такой: “Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается”.
Однако сказка не была бы сказкой, если бы позволила злодею
торжествовать победу над невинно гонимыми людьми. Такой конец
обычен в волшебных сказках. Нет таких бед, в которые не попадали
бы герои сказок, но нет и таких бед, которых они не отвели бы от себя.
Побеждает добро, берёт верх справедливость. Конечно, такой конец
историй, как и многое в сказке, - выдумка, но выдумка не бесцельная.
Сказочники не мирились с жизненным злом, мечтали о справедливой
жизни.
В
сказках
всегда
побеждают
гонимые,
обижаемые,
всегда
торжествует справедливость.
Мысль в сказке очень простая: хочешь себе счастья, учись уму-
разуму.
Сказки – своего рода нравственный кодекс народа, их героика –
это хотя воображаемые, но примеры истинного поведения человека. В
сказках
выражено
радостное
приятие
бытия
–
удел
честного,
умеющего постоять за своё достоинство человека.
Таким
образом
сказки
учат
детей
не
подчиняться
злому
обращению, не опускать руки при возникновении проблем, а смело
сражаться с неприятностями и побеждать их.
Разнообразен сказочный фонд. Здесь и сказки предельно простые
по содержанию и форме (“Курочка ряба”, “Репка”), и сказки с острым
захватывающим сюжетом (“Кот, петух и лиса”, “Гуси-лебеди”).
С удивительным педагогическим талантом ведет народ ребенка от
простеньких
игровых
потешек
к
сложным
поэтическим
образам
сказок;
от
строк
забавляющих,
успокаивающих
к
ситуациям,
требующим от маленького слушателя напряжения всех душевные сил.
Стремясь
пробудить
в
детях
лучшие
чувства,
уберечь
их
от
черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовала сказках
борьбу могущественных сил зла с силой добра, представленной чаще
всего в образе обыкновенного человека. А чтобы закалить душевные
силы ребенка и вселить в него уверенность в неизбежности победы
добра над злом, сказки рассказывали, как трудна эта борьба и как
мужество, стойкость и преданность обязательно побеждают зло, каким
бы страшным оно ни было.
Тем
же
целям
нравственного
воспитания
служат
и
сказки,
в
которых
осмеиваются
такие
человеческие
пороки,
как
злобность,
заносчивость, трусливость, глупость. Во многих сказках внимание
детей привлекается к природным явлениям, к особенностям внешнего
вида птиц, зверей и насекомых. Такие сказки приучают к образному
восприятию
богатства
и
многообразия
окружающего
мира,
воспитывают интерес к нему.
Важно, чтобы ребенок не просто слушал ту или иную сказку, но и
осознавал ее идею, вдумывался в подробности происходящего.
Для
того
чтобы
поднять
уровень
восприятия
детьми
литературных произведений программой детского сада должно быть
предусмотрено ознакомление дошкольников с вариантами сказок.
Дети
тонко
подмечают
оттенки
в
сюжетах,
в
характерах
и
поведении
персонажей.
Идет
переоценка
услышанного
ранее.
Так,
дети
трех
—
трех
с
половиной
лет
называют
медведя
из
сказки
“Теремок”
добрым,
хорошим.
Более
старшие
дети
по-новому
оценивают
дружную
работу
животных
из
сказки
“Зимовье”;
избалованность, заносчивость Малашечки из сказки “Привередница”
ярче оттеняют доброту, отзывчивость Маши из сказки “Гуси-лебеди”.
Внимательнее дети начинают слушать и другие сказки, вникать в
события, характеры. Появляются у дошкольников и свои собственные,
часто
придуманные
коллективно
варианты
сказок.
Очень
важно
всячески поддерживать эти проявления творчества.
Полнота восприятия сказки зависит также во многом от того, как
она будет прочитана, насколько глубоким окажется проникновение
рассказчика
в
текст,
насколько
выразительно
донесет
он
образы
персонажей,
передаст
и
моральную
направленность,
и
остроту
ситуаций, и свое отношение к событиям. Дети чутко реагируют на
интонацию, мимику, жест.
Больше
всего
удается
взволновать
детей,
захватить
их
воображение,
рассказывая
так,
словно
рассказчик
был
участником
событий
или
наблюдал
их.
Эмоционально сть
р а с с к а з а ,
выразительность его, умелое использование образности языка сказки
настолько остро воспринимаются детьми, что они слушают, боясь
пропустить хоть одно слово.
Присущие
детям
непосредственность
восприятия,
вера
в
истинность происходящего усиливают остроту впечатлений. Ребенок
мысленно участвует во всех перипетиях сказки, глубоко переживает
чувства, волнующие ее персонажей.
Эта внутренняя активность—“жизнь вместе с героем”—как бы
поднимает
все
душевные
силы
ребенка
на
новую
ступень,
дает
возможность интуитивно, чувствами познать то, что он еще не может
осмыслить разумом.
Необходимо,
однако,
предостеречь
рассказчика
от
попыток
растолковать,
объяснить своими словами содержание или мораль сказки. Это может
разрушить
обаяние
художественного
произведения,
лишить
детей
возможности пережить, прочувствовать его.
Фольклор в воспитании детей играет важную роль. Деление его
на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его
духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего
народа,
изучение
его
традиций,
усвоение
морально-нравственных
норм поведения в обществе.
Таким
образом,
приобщение
ребёнка
к
народной
культуре
начинается с детства. Фольклор является уникальным средством в
развитии речи детей.
Закладываются основные понятия и примеры поведения, формируется
личность ребенка.
Культурное наследие передаётся из поколения в
поколение, развивая и обогащая мир ребёнка.
Список литературы
1.
Аникина
«Мудрость
народная:
жизнь
человека
в
русском
фольклоре». –Вып - 2, 1991г.
2.
Бондаренко
А.К.
«Словесные
игры
в
детском
саду»
М:
Просвещение, 1977г.
3.
Буланин Д. « Детский поэтический фольклор». Антология,
1997г.
4.
Бородич
А.М.
«Методика
развития
речи
детей».
М.
Просвещение, 1981г.
5.
Барская Н. «Выступает будто нова!»(элементы фольклора на
занятиях в детском саду) //Дошкольное воспитание, 1994г. № 12.
6.
Детство:
Программа
развития
и
воспитания
детей
в
детском
саду /Под ред. О.М.Дьяченко , Т.В.Лаврентьевой .-М.:ГНОМ и
Д,2001.-144с.
7.
28.Занятия
по
развитию
речи
в
детском
саду.Программа
и
конспект /Под ред.О.С.Ушаковой. – М.:Совершенство , 2001 .-
368с.
8.
30.Народное
искусство
в
воспитании
детей
/Под
ред.
Т.С.Комаровой-М.:Педагогическое общество в России,2000.-256с.