Напоминание

Приобщение учащихся к музыкальному фольклору донского казачества.


Автор: Шелепова Людмила Александровна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ казачья СШ №22 имени кавалера Ордена Мужества А.Морозова
Населённый пункт: г.Гуково, Ростовской области
Наименование материала: статья
Тема: Приобщение учащихся к музыкальному фольклору донского казачества.
Раздел: среднее образование





Назад




Приобщение учащихся к музыкальному фольклору донского

казачества.

Фольклор — вечная ценность, которая никогда не устаревает. Есть в нём что-то светлое,

подлинное, раздольное — что-то, чего нигде больше нет.

Музыкальная культура донских казаков является центром многих культурологических

и

музыковедческих

исследований.

Однако

до

сих

пор

существует

мало

работ,

раскрывающих

педагогический

потенциал

этого

уникального

пласта

отечественной

музыкальной культуры. Живя в замечательном

донском крае, многие учителя музыки

включают в свое содержание уроков региональный компонент, музыкальный фольклор

донских

казаков,

разрабатывают

уроки.

На

сегодняшний

день

все

сталкиваются

с

отсутствием

методической

литературы,

адаптации

музыкально-песенных

традиций

казачества в содержании общего музыкального образования и воспитания учащихся в

школах донского края.

Наиболее значимым является то, что казачий музыкальный фольклор «является

носителем

истинно

народной,

православной,

духовной

культуры,

он

содержит

яркие

примеры

гражданского

поведения,

и

чтоважно

имеет

свою

педагогику,

ярко

и

содержательно отраженную в музыкальном творчестве, уходящую корнями в далекое

прошлое». И все же, каковы методы можно использовать?

Мы знаем, что вариативность является основой народной музыкальной традицией,

когда

каждый

участник

народного

действа

находит

свой

вариант

в

песне,

инструментальном

наигрыше,

движении,

пляске,

костюме.

Поэтому

и

нужно

использовать

вариативный

метод

освоения

музыкального

фольклора.

Основу

составляет наглядность, повторность, образно-игровая подача исходного материала

(имитация, подражание, рекомбинация)

С успехом можно использовать метод до сочинения песни, причем досочинение

касается

не

только

слов,

но

и

музыкального

сопровождения.

Оно

может

использоваться на ударных инструментах: барабанах, трещотках, ложках, бубнах.

Такой

метод

является

чрезвычайно

актуальным

для

много

вариативного

исполнения многих казачьих песен, когда одними и теми же лицами запевы и

припевы

песен

используются

с

различными

дополнениями.

Помимо

этого,

учащийся ощущает гордость не только героя песни, но и за себя, как ее создателя.

Следует использовать традиционные методы: подпевание, подхватывание, пение

«за следом»- подпевание за более опытным исполнителем, встречи с народными

исполнителями. Можно использовать инсценировку, поскольку именно в казачьей

традиции часто осуществлялось разыгрывание песен.

Освоению учащимися музыкального казачьего фольклора будет способствовать

метод моделирования аутентичной ситуации, которая позволяет создать реальную

ситуацию «проживания» детьмиодной из форм традиционной культуры.

Функциональность

музыкального

фольклора

осваивается

детьми

через

связь

фольклорного

текста

с

жизнью,

ситуацией

исполнения,

при

этом

хорошо

использовать аудио, видеозаписи.

Коллективность

музыкального

фольклора

проявляется

в

том,

что

исполнение

песен

донскими казаками было в основном ансамблевым (это обусловлено характером казачьего

жизнеустройства).

При

исполнении

мы

слышим

и

видим

единство

слова,

музыки

и

движения.

Например,

если

песня

строевая

или

хороводная,

то

исполнять

ее

надо

соответственно по назначению.

Строевые

песни

нужно

изучать

при

помощи

метода

сочинения

мелодии.

Сочинять

мелодию можно на понравившийся текст.

Можно использовать метод идентификации (В.С.Мухина,

П.Ф.Обухова).

Этот метод

является одним из эффективных методов художественного воспитания. Ученик входит в

роль другого человека, что позволяет, во-первых, познать самого себя, а во-вторых, создать

некий художественный продукт. Очень интересно может пройти дискуссия о действиях

героя, его чувствах.

Очень интересен метод

моделирования художественно-творческого процесса. Встать в

роль казака, казачки и ответить на вопросы «О чем я хочу сказать», «Почему это для меня

важно?»

Для

более

целостного

создания

образа

песни

необходимо

использовать

наглядно-

зрительный метод. Например: просмотр видеороликов, фрагментов различных фильмов,

посещение музеев, концертов.

Реализуя в совокупности метод слуховой наглядности и метод сравнения, учащимся

предлагают прослушать и сравнить аутентичное исполнение песни. Прослушать в записи

собственное исполнение, найти ошибки.

Наиболее уместным будет и метод размышления о музыке (Д.Кабалевский). Например

учитель исполняет одноголосно, прослушивают в многоголосном исполнении. Вопрос:

«Как

лучше

звучит

песня?

Почему?»-

ответ.

Да,

многоголосно

интереснее,

красиво,

гармонично.

«Метод погружения»- при нем происходит коллективное взаимодействие всех каналов

восприятия информации человеком: Вслушивание, пение, пластическое интонирование..

В

среднем

и

старшем

звене

используется

метод

интонационно-

стилевого

анализа,

выявляются особенности стилевого языка и т.д.

Для развивая творческой фантазии учащихся интересен метод пересочинения.

Исполнение

казачьих песен невозможно без танцевальных движений. Поэтому

необходимо заниматься и разучиванием элементов хореографии, сценического поведения.

Таким образом, только комплексная и систематическая работа по приобщению учащихся школ

к

музыкальному

фольклору

донского

казачества,

может

решить

проблему

сохранения

и

развития

этой

уникальной

традиционной

культуры.

Ее

изучение

будет

способствовать

развитию у них чувства патриотизма, толерантности, интереса к культуре своего и других

народов, эффективности духовно – нравственного воспитания.

На уроках музыки мы можем вводить региональный компонент в программу, меняя

репертуар только в количестве 10% от общего количества уроков в год, а это составляет 3-

4урока, поэтому данная работа в основном должна проходить за счет кружковой работы и

внеурочной деятельности.

Любовь к фольклору, фольклорной песне, уважение к своим национальным

истокам

не

только

эстетическая,

но

и,

прежде

всего

идейно-нравственная

задача

современного образования и культуры. Так как знакомство с народной песней расширяет

представление

ребенка

о

народном

музыкально-поэтическом

языке,

его

образно-

смысловом

строе.

Упражнения

в

выразительном,

четком

и

эмоционально

ярком

произнесении народно - поэтических текстов повышает речевую культуру детей; элементы

движения, не только развивают необходимую координацию движений, но и позволяют

убедительнее

раскрыть

содержание

песни,

глубже

передать

национальную

народную

характерность музыкально-поэтических образов.

Устав от безумного ритма жизни больших городов, даже самые современные люди

всей душой стремятся к корням. Тут мы вспоминаем о нашем русском сокровище, о

прекрасных задорных казачьих песнях, о наследии предков — о народном фольклоре.

Фольклор передается в устной форме. По такому же принципу передается и

музыкальный материал, что делает его доступным и легко усвояемым. Предлагаемый

песенный материал доступен учащимся в интонационном и ритмическом отношении.

Применяемые мною формы работы разнообразны: беседа, просмотр выступлений

лучших

народных

коллективов,

лекции,

театральные

игровые

действия,

концертная

деятельность, посещение музыкальной школы, экскурсии.

Воспитывается любовь к народной музыке, ее традициям образам и обычаям,

чувство патриотизма, нравственности, уважения к духовным и культурным ценностям.

Формируется эстетический вкус, понимание глубоких родственных связей фольклорного

языка и профессиональной музыки. Возрождаются и сохраняются народные традиции,

народное

пение,

народное

творчество. Мы

должны

через

активную

музыкально-

творческую

деятельность

сформировать

у

учащихся

устойчивый

интерес

к

пению

и

исполнительским вокальным навыкам, приобщить их к сокровищнице отечественного

вокально-песенного искусства.



В раздел образования