Автор: Бужинаева Татьяна Геннадьевна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МАДОУ №8 "Огонёк" Населённый пункт: г. Сургут Тюменская область ХМАО-Югра Наименование материала: конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: Симфонический оркестр Раздел: дошкольное образование
Цель
Создавать условия для формирования у детей основ музыкальной, художественной и
эстетической культуры.
Сформировать эмоционально-оценочное отношение к музыке.
Повышать уровень интереса к различным формам музыкальной деятельности.
(Слайд 1)
Вход детей в зал.
Доброе утро! Входите все и мы поздороваемся!
Здравствуйте, дорогие мои!
Слышите, какую чудесную музыку я поставила, чтобы ваше настроение стало
хорошим? Узнали её? П.И.Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».
Ну как, настроение хорошее? Рада это слышать! Хочу напомнить вам правила
безопасного поведения в зале: не наступать на провода, не подходить близко к
экрану, проектору и синтезатору, двигаться на безопасном расстоянии друг от
друга и быть внимательными друг к другу.
Сегодня мы продолжим увлекательное путешествие в мир оркестра. Давайте
вспомним, что такое оркестр. Группа музыкантов, исполняющих музыку на
различных инструментах.
М.Р. – Правильно! А сейчас предлагаю вам такую игру.
Воспитатель организует детей в круг, считалкой выбираются 2 водящих.
Игра«Неправильный оркестр»
- Водящий с закрытыми глазами идёт за солистом, играющим на дудочке.
Остальные отвлекают, играя на других инструментах. Трудно было услышать
дудочку через игру других муз. инструментов? Присаживайтесь у экрана.
(Слайд 2)
М.Р. – Ребята, почему оркестр назывался неорганизованным? (Нет командира)
Как думаете, без дирижера оркестр сможет играть?
Любому оркестру нужен командир, который сможет управлять большим
коллективом музыкантов, чтобы не получится просто шум, как в игре
«Неправильный оркестр».
М.Р. - Вот инструменты настроены и музыканты маленькими упражнениями
разогревают руки. Но вдруг все замолкают, и приветствуют человека, входящего
на сцену.
(Слайд 3): Кто невежливый такой: повернулся к нам спиной,
Стал размахивать руками прямо в зале перед нами.
Не приучен он к порядку или делает зарядку?
С кем звучит оркестр и хор?.. Знаем, это … (ДИРИЖЕР)
(Слайд 4) Вот дирижер поднял дирижерскую палочку. Напряжённая тишина
воцарилась в зале… Мгновение – взмах руки дирижера и грянет гром оркестра.
Этим движением он “включает” музыку. Даже если дирижер приехал из другой
страны, язык жестов, которым пользуются дирижеры, понятен всем музыкантам
мира.
(Слайд 5) Дирижер стоит перед оркестром спиной к зрителям, чтобы все
оркестранты видели его руки и глаза. А зачем видеть его глаза, может,
достаточно видеть его руки? Оказывается, дирижер управляет оркестром не
только с помощью жестов, но и взглядом. Оркестр – это инструмент, а дирижер
на нем играет. Он показывает оркестру жестом и взглядом где надо играть тихо,
а где громко, и оркестр играет именно так, где нужно играть быстрее, а где
медленнее, и опять оркестр делает все так, как хочет дирижер.
(Слайд 6) Игра «Оркестр» (Дети встают рядом со стульями. Инструменты –
ладони, колени, бёдра и ноги. Первый начинает, предлагая другому
подключаться взглядом, второй - третьему и т.д., пока ритм не захлопают все.)
Воспитатель помогает зазевавшимся детям дирижёрской палочкой.
Дети садятся на места.
М.Р. – А теперь давайте вспомним, какие инструменты и их группы есть в
симфоническом оркестре?
Внимательно слушай, другим не мешай! Когда тебя спросят – тогда отвечай.
(Слайд 7) Гимнастика для глаз «Пальминг»
Работа с диском «Развиваем музыкальные способности»
М.Р. -Струнно-смычковая группа называется так потому, что..? Д. - …звук из их
струн извлекают при помощи смычка. Скрипка, альт, виолончель, контрабас.
М.Р. –Духовым инструментам дали это название почему?
флейта, кларнет, гобой, фагот, труба, тромбон, туба.
Д. - Звук извлекают путем выдувания из них воздуха.
М.Р. – Духовые инструменты бывают деревянные и медные.
А какие инструменты зазвучат, если по ним ударишь или потрясешь их?
Д. – Ударные инструменты: треугольник, барабан, литавры, тарелки, ксилофон,
колокола.
М.Р. - В симфоническом оркестре есть еще клавишные и одиночные
инструменты: фортепиано, орган, челеста. Особое внимание мы уделим сегодня
необычным клавишным инструментам. Я вам обещала рассказать немного о
них.
(Слайды 8, 9, 10) Челеста, клавесин, орган. Наша задача определить сходства и
различия этих инструментов. Воспитатель показывает указкой инструменты.
CD / «Танец Феи драже» из балета «Лебединое озеро» П.И.Чайковского. Если в
театре, на концерте или по радио вы услышите в музыке нежные, быстро
замирающие, немножко таинственные звуки, то знайте — это играет
челеста .
Синтезатор/ Токката и фуга ре минор И.С.Баха. Орган – это инструмент-
оркестр, его мощное звучание называют божественным. Поэтому органы
устанавливают в храмах.
/ Менуэт Д.Боккерини. Клавесин – предок фортепиано(пианино), но
его звук более тихий и металлический. Музыка клавесина – музыка королей и
их придворных.
(Слайд 11) М.Р. – Во всем мире музыканты рассаживаются в оркестре
одинаково. Как же они располагаются?
Впереди струнные – скрипки,
виолончели, контрабасы; далее духовые: медные – трубы, тромбоны, тубы; и
деревянные – гобои, флейты, кларнеты, фаготы. Далее ударные: барабаны,
литавры, тарелки, треугольники. Помните песенку про оркестр, к которой мы
придумали мелодию? Споём её?
«Про оркестр и дирижёра»
А на сцене будто праздник: серебро блестит и медь,
Сколько труб и скрипок разных – даже трудно рассмотреть.
Кто-то вдруг из полумрака вышел медленно на свет.
Дирижёр, он в чёрном фраке, он, как ласточка одет.
Всё блестит в сиянье света не найти свободных мест.
Мы, ребята, знаем – это симфонический оркестр!
Вы сегодня отлично поработали! Скажите честно, устали немного? Тогда у меня
для вас два приятных сюрприза. Выходите в центр зала, поиграем в нашу
любимую игру «Если б я был»
(Слайд 12) Игра: «Если б я был»
Сейчас
зазвучит
музыка,
во
время
которой
я
буду
называть
музыкальные
инструменты, а вы - изображать игру на них. А задание – проявить артистизм.
Итог
Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались. Что запомнилось больше
всего? Дети рассказывают о том, что делали на занятии, что понравилось,
что узнали нового.
-Вы замечательно справились со всеми заданиями, и я хочу подарить вам в
память о сегодняшнем мероприятие раскраски. Раздать буклеты.
М.Р. - Дома вы сможете найти изображения музыкальных инструментов и
раскрасить их..
Выход детей из зала. П.И.Чайковский Вальс цветов.