Автор: Чураева Светлана Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "Плотниковская сош"
Населённый пункт: Бакчарского района Томской области
Наименование материала: статья
Тема: "Технология встречных усилий на уроках русского языка"
Раздел: среднее образование
Технология встречных усилий на уроках русского языка
В русле поиска современных подходов к обучению на мой взгляд заслуживает
внимания построение урока, выдержанное в технологии встречных усилий
учителя и учащегося.
Без усилий невозможны ни активная познавательная деятельность, ни
сознательное участие в учебном процессе. Еще К.Д.Ушинский подчеркивал, что
«воспитание не только должно внушить уважение и любовь к труду, оно должно
еще дать… и привычку к труду». Я считаю, что если формирующаяся личность
окажется неподготовленной к необходимости прилагать усилия в той или иной
деятельности, то вряд ли в будущем этот человек сможет достичь успеха.
Урок, построенный в соответствии с технологией встречных усилий, условно
разбивается на 5 основных этапов: разминка, контрольно-подготовительный,
«вызов», «сотворчество», рефлексия. На каждом этапе реализуются свои
педагогические приемы.
Мозаика встречных усилий учителя и учащегося
( приемы могут работать вместе, что повышает их эффективность, но эти приемы
можно применять и автономно на традиционных уроках)
Этап урока
Педагогические приемы
1.
Начало урока: введение, «разогрев»
учебной группы, включающий
эмоциональную и
интеллектуальную «разминку»
«Отсроченная отгадка»,
«Погружение», «Эпиграф» и др.
2.
Контрольно-подготовительный
этап: опрос по предыдущим темам
«Лови ошибку», «Опрос-
кроссворд», «Согласен - не
согласен»
3.
Постановка учебной цели,
«вызов», обеспечивающий интерес
к поставленной цели, мобилизацию
сил, знаний
«Цель и цели», «Вопросы к тексту»,
«Знаю – не знаю» и др.
4.
Этап «сотворчество»: сведение
воедино усилий всех участников
Деловые игры, «Театрализация»,
«Кластер» и др.
5.
Рефлексивный этап: осмысление
результатов работы, оценивание,
участие в разработке домашнего
задания
«Итоги» (общие, выборочные,
экспертные), «Возврат к началу»,
«Три уровня домашнего задания»,
«Эссе», «Синквейн» и др.
Рассмотрим урок, построенный в технологии встречных усилий учителя и
учащегося.
Начало урока: «разминка»
Содержание первого этапа деятельности: психотренинговые упражнения,
обязательно связанные с темой урока, цель которых – создать эмоциональный
настрой на совместную учебную работу.
Некоторые приемы данного этапа:
«Отсроченная отгадка». В начале урока предлагаю учащимся загадку
(удивительный факт), отгадка которой будет открыта в процессе работы над
новой темой. Так, например, при знакомстве с темой «Самостоятельные и
служебные части речи» начинаю с того, что пишу известное предложение
Л.В.Щербы: Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка. Ученики
в непонимании. В конце урока вновь обращаюсь к этому предложению,
предлагая учащимся найти в нем самостоятельные и служебные части речи. Или
более простой вариант: при знакомстве с темой «Состав слова» предлагаю
школьникам ответить на вопрос: «Может ли приставка оказаться в середине
слова?» (да – водопровод, трубопровод и т.п.)
«Эпиграф» . Учащимся предлагается осмыслить представленный текст и
подумать, как он может быть связан с новой , ученикам пока неизвестной, темой
урока. Например, урок по теме «Словообразование» начинаю стихотворением
Г.Сапгира:
Чудак- математик в Германии жил.
Он булку и масло случайно сложил.
Затем результат положил себе в рот.
Вот так человек изобрел бутерброд.
Не страшно, если сначала вы услышите самые невероятные версии того, как
эти строки соотносятся с уроком. Главное – не забыть вернуться к предложениям
школьников в конце урока и дать оценку их воображению, догадливости.
«Погружение» проводится по цепочке, при этом возможны следующие
варианты:
1.
Учащиеся один за другим составляют характеристику какого-либо
языкового явления, вспоминают самое существенное. (Так вспоминая, что
они знают о глаголе, ученики называют признаки глагола).
2.
Цепочку начинает учитель, задавая вопрос по определенной теме, ученик,
ответив, сам задает вопрос следующему ученику и т.д.
«Разминка» создает необходимый эмоциональный и интеллектуальный
настрой учителя и учеников.
Контрольно-подготовительный этап урока.
Здесь происходит «уплотнение» имеющихся знаний, создается основа для
дальнейшего продуктивного освоения учебного материала.
Характеристика некоторых приемов.
Прием «Лови ошибку» уместно использовать на повторительно-
обобщающих уроках. Учитель намеренно допускает ошибки, например,
утверждает: «Основу составляют такие значимые части слова, как корень,
приставка, суффикс, окончание». Ученики не должны соглашаться с
суждением (окончание не входит в основу). А для того, чтобы ученики
помнили, что это игра сопровождаю такие ошибки условным знаком (вверх
поднятая левая рука, раскрытая ладонь). При этом можно рассуждать вслух,
как бы сомневаясь в том или ином ходе рассуждения, побуждая учащихся к
поиску правильного решения, ответа.
«Повтор с расширением». Ученики самостоятельно готовят и задают вопросы,
расширяющие и дополняющие изучаемый материал. При этом учителю
совершенно не обязательно отвечать на все вопросы. Этот прием стимулирует
учащихся на самостоятельный поиск.
«Согласен – не согласен». Работа происходит в форме диалога: ученики
обращаются друг к другу или к педагогу с тезисами, которые можно
принять или не принять, например: «Я утверждаю, что все имена
прилагательные имеют степень сравнения» - «Не согласен. Но я знаю, что
имена прилагательные могут изменяться по родам и падежам.»
–«Согласен и имею уточнение – и по числам» и т.д.
Конечно же, нужно заранее ограничить тематику, дать ученикам задание
заранее подобрать не менее пяти вопросов.
«Опрос - кроссворд». Ребятам нравится отгадывать кроссворды по
изученным темам (кроссворд готовит учитель или его помощник).
Вот пример такого уже решенного кроссворда.
н
е
о
Л
о
г
и
з
м
ы
п
р
о
ф
Е
с
с
и
о
н
а
л
и
з
м
ы
д
и
а
л
е
К
т
и
з
м
ы
С
и
н
о
н
и
м
ы
а
н
т
о
н
И м
ы
т
о
л
К
о
в
ы
й
а
р
х
А
и
з
м
ы
Постановка учебной цели, создание ситуации «вызова»
Цель «вызова» заключается в создании ситуации преодоления: учитель
(ученик) сознательно ставит себе или партнеру задачу, решение которой
потребует определенных усилий.
Приемы, используемые на данном этапе.
«Цель и цели». Сообщаю тему и основную цель урока, предлагаю
учащимся сформулировать свои цели учебной деятельности (разобраться в
сути явления, понять главное определение, составить опорный конспект).
«Вопросы к тексту». Более всего уместны при изучении общих и
вводных тем (первые уроки по русскому языку). Каждому ученику
предлагаю краткий конспект сообщения по изучаемой теме. Ученик,
прорабатывая данный текст, ставит на полях «сигналы» степени
освоенности темы: «V » - известные факты; «+» - хотелось бы узнать
подробнее; «?» - нуждается в дополнительных разъяснениях. В результате
происходит активная оценка собственного познавательного опыта ученика.
«Знаю – не знаю» (напоминает предыдущий прием)
После знакомства с темой и составления общего плана работы каждый
учащийся определяет, что он уже знает по теме, чего не знает, что хочет
узнать.
Например, на уроке «Правописание не с причастиями» я предлагаю
каждому ученику вспомнить, как пишется не с другими частями речи («что
я знаю»); определить, что влияет на правописание не с причастиями («что я
могу узнать»); сделать выводы о возможном правописании не с
причастиями («чего я не знаю»); проверить себя по тексту учебника («что я
узнал»).
Этот прием учит не бояться незнания, дает возможность понять, что
незнание преодолимо.
Сотворчество как этап урока
Главное здесь – поддержка активности, интереса, сведение усилий,
возникших на предыдущих этапах урока, и информационных находок в
совокупное знание по изучаемому предмету.
Некоторые приемы данного этапа.
Деловые игры воплощаются в самых невероятных вариантах:
1.
«Машина времени»: события оцениваются с современной позиции и с
соответствующей исторической эпохи.
2.
«Колонка редактора». По ходу чтения текста учащиеся записывают
комментарии, уточнения и пр., затем эксперты оценивают замечания и
выбирают наиболее удачный вариант.
«Театрализация». Это «суды», например, над запятой, над обособленным
обстоятельством ( на каком, собственно, основании оно обособляется) и пр.
Это многочисленные «сказки» из русского языка ( Подгаецкая И.М.
Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. – М., 1985.)
«Кластер» . Этот прием активно использует возможность видеоряда:
идеи группируются в определенные блоки и располагаются вокруг
ключевого слова. Кластер может иметь разное количество блоков и
разнообразное геометрическое воплощение.
Рефлексивный этап урока
Основное его содержание – осмысление результатов работы.
К приемам данного этапа относятся прежде всего те, которые были
использованы на предыдущих этапах урока и предполагают завершение
работы. Возвращение к записанному на доске «эпиграфу» дает
возможность оценить его соответствие изучаемой теме и качество
предположений учащихся. Процесс содержательного обобщения «цели и
целей» переходит в подведение итогов. Существуют и специфические
педагогические приемы.
«Эссе». Это пятиминутное письменное задание, которое помогает
учащимся подытожить свои знания по изучаемой теме.
Домашнее задание целесообразно варьировать по уровням. Первый
уровень – обязательный - то, что должны знать все. Домашнее задание
второго уровня выполняют те, кто считает, что хорошо знает предмет.
Третий уровень, творческий, предполагает не только свободное владение
материалом, но и умение выйти за его рамки.
Например, при изучении сложноподчиненных предложений: 1 уровень –
усвоение основных признаков каждого вида придаточных, умение их
определить, охарактеризовать. 2 уровень – дать развернутую
характеристику предложений каждого вида, составить их по заданным
схемам, осложняя каждую из частей однородными членами, причастными и
деепричастными оборотами. 3 уровень – составление кроссворда по
изучаемой теме; запись текста, состоящего только из предложений данного
типа (данный материал может использоваться на «разминке» на будущих
уроках).
Итак, технология встречных усилий формирует субъективную позицию
педагога и учащегося в учебном процессе. Не забудем, субъективность
ученика не является некоторой данностью, она формируется в процессе
обучения в контакте с понимающим и заинтересованным учителем.