Напоминание

"Технология встречных усилий на уроках русского языка"


Автор: Чураева Светлана Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "Плотниковская сош"
Населённый пункт: Бакчарского района Томской области
Наименование материала: статья
Тема: "Технология встречных усилий на уроках русского языка"
Раздел: среднее образование





Назад




Технология встречных усилий на уроках русского языка

В русле поиска современных подходов к обучению на мой взгляд заслуживает

внимания построение урока, выдержанное в технологии встречных усилий

учителя и учащегося.

Без усилий невозможны ни активная познавательная деятельность, ни

сознательное участие в учебном процессе. Еще К.Д.Ушинский подчеркивал, что

«воспитание не только должно внушить уважение и любовь к труду, оно должно

еще дать… и привычку к труду». Я считаю, что если формирующаяся личность

окажется неподготовленной к необходимости прилагать усилия в той или иной

деятельности, то вряд ли в будущем этот человек сможет достичь успеха.

Урок, построенный в соответствии с технологией встречных усилий, условно

разбивается на 5 основных этапов: разминка, контрольно-подготовительный,

«вызов», «сотворчество», рефлексия. На каждом этапе реализуются свои

педагогические приемы.

Мозаика встречных усилий учителя и учащегося

( приемы могут работать вместе, что повышает их эффективность, но эти приемы

можно применять и автономно на традиционных уроках)

Этап урока

Педагогические приемы

1.

Начало урока: введение, «разогрев»

учебной группы, включающий

эмоциональную и

интеллектуальную «разминку»

«Отсроченная отгадка»,

«Погружение», «Эпиграф» и др.

2.

Контрольно-подготовительный

этап: опрос по предыдущим темам

«Лови ошибку», «Опрос-

кроссворд», «Согласен - не

согласен»

3.

Постановка учебной цели,

«вызов», обеспечивающий интерес

к поставленной цели, мобилизацию

сил, знаний

«Цель и цели», «Вопросы к тексту»,

«Знаю – не знаю» и др.

4.

Этап «сотворчество»: сведение

воедино усилий всех участников

Деловые игры, «Театрализация»,

«Кластер» и др.

5.

Рефлексивный этап: осмысление

результатов работы, оценивание,

участие в разработке домашнего

задания

«Итоги» (общие, выборочные,

экспертные), «Возврат к началу»,

«Три уровня домашнего задания»,

«Эссе», «Синквейн» и др.

Рассмотрим урок, построенный в технологии встречных усилий учителя и

учащегося.

Начало урока: «разминка»

Содержание первого этапа деятельности: психотренинговые упражнения,

обязательно связанные с темой урока, цель которых – создать эмоциональный

настрой на совместную учебную работу.

Некоторые приемы данного этапа:

«Отсроченная отгадка». В начале урока предлагаю учащимся загадку

(удивительный факт), отгадка которой будет открыта в процессе работы над

новой темой. Так, например, при знакомстве с темой «Самостоятельные и

служебные части речи» начинаю с того, что пишу известное предложение

Л.В.Щербы: Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка. Ученики

в непонимании. В конце урока вновь обращаюсь к этому предложению,

предлагая учащимся найти в нем самостоятельные и служебные части речи. Или

более простой вариант: при знакомстве с темой «Состав слова» предлагаю

школьникам ответить на вопрос: «Может ли приставка оказаться в середине

слова?» (да – водопровод, трубопровод и т.п.)

«Эпиграф» . Учащимся предлагается осмыслить представленный текст и

подумать, как он может быть связан с новой , ученикам пока неизвестной, темой

урока. Например, урок по теме «Словообразование» начинаю стихотворением

Г.Сапгира:

Чудак- математик в Германии жил.

Он булку и масло случайно сложил.

Затем результат положил себе в рот.

Вот так человек изобрел бутерброд.

Не страшно, если сначала вы услышите самые невероятные версии того, как

эти строки соотносятся с уроком. Главное – не забыть вернуться к предложениям

школьников в конце урока и дать оценку их воображению, догадливости.

«Погружение» проводится по цепочке, при этом возможны следующие

варианты:

1.

Учащиеся один за другим составляют характеристику какого-либо

языкового явления, вспоминают самое существенное. (Так вспоминая, что

они знают о глаголе, ученики называют признаки глагола).

2.

Цепочку начинает учитель, задавая вопрос по определенной теме, ученик,

ответив, сам задает вопрос следующему ученику и т.д.

«Разминка» создает необходимый эмоциональный и интеллектуальный

настрой учителя и учеников.

Контрольно-подготовительный этап урока.

Здесь происходит «уплотнение» имеющихся знаний, создается основа для

дальнейшего продуктивного освоения учебного материала.

Характеристика некоторых приемов.

Прием «Лови ошибку» уместно использовать на повторительно-

обобщающих уроках. Учитель намеренно допускает ошибки, например,

утверждает: «Основу составляют такие значимые части слова, как корень,

приставка, суффикс, окончание». Ученики не должны соглашаться с

суждением (окончание не входит в основу). А для того, чтобы ученики

помнили, что это игра сопровождаю такие ошибки условным знаком (вверх

поднятая левая рука, раскрытая ладонь). При этом можно рассуждать вслух,

как бы сомневаясь в том или ином ходе рассуждения, побуждая учащихся к

поиску правильного решения, ответа.

«Повтор с расширением». Ученики самостоятельно готовят и задают вопросы,

расширяющие и дополняющие изучаемый материал. При этом учителю

совершенно не обязательно отвечать на все вопросы. Этот прием стимулирует

учащихся на самостоятельный поиск.

«Согласен – не согласен». Работа происходит в форме диалога: ученики

обращаются друг к другу или к педагогу с тезисами, которые можно

принять или не принять, например: «Я утверждаю, что все имена

прилагательные имеют степень сравнения» - «Не согласен. Но я знаю, что

имена прилагательные могут изменяться по родам и падежам.»

–«Согласен и имею уточнение – и по числам» и т.д.

Конечно же, нужно заранее ограничить тематику, дать ученикам задание

заранее подобрать не менее пяти вопросов.

«Опрос - кроссворд». Ребятам нравится отгадывать кроссворды по

изученным темам (кроссворд готовит учитель или его помощник).

Вот пример такого уже решенного кроссворда.

н

е

о

Л

о

г

и

з

м

ы

п

р

о

ф

Е

с

с

и

о

н

а

л

и

з

м

ы

д

и

а

л

е

К

т

и

з

м

ы

С

и

н

о

н

и

м

ы

а

н

т

о

н

И м

ы

т

о

л

К

о

в

ы

й

а

р

х

А

и

з

м

ы

Постановка учебной цели, создание ситуации «вызова»

Цель «вызова» заключается в создании ситуации преодоления: учитель

(ученик) сознательно ставит себе или партнеру задачу, решение которой

потребует определенных усилий.

Приемы, используемые на данном этапе.

«Цель и цели». Сообщаю тему и основную цель урока, предлагаю

учащимся сформулировать свои цели учебной деятельности (разобраться в

сути явления, понять главное определение, составить опорный конспект).

«Вопросы к тексту». Более всего уместны при изучении общих и

вводных тем (первые уроки по русскому языку). Каждому ученику

предлагаю краткий конспект сообщения по изучаемой теме. Ученик,

прорабатывая данный текст, ставит на полях «сигналы» степени

освоенности темы: «V » - известные факты; «+» - хотелось бы узнать

подробнее; «?» - нуждается в дополнительных разъяснениях. В результате

происходит активная оценка собственного познавательного опыта ученика.

«Знаю – не знаю» (напоминает предыдущий прием)

После знакомства с темой и составления общего плана работы каждый

учащийся определяет, что он уже знает по теме, чего не знает, что хочет

узнать.

Например, на уроке «Правописание не с причастиями» я предлагаю

каждому ученику вспомнить, как пишется не с другими частями речи («что

я знаю»); определить, что влияет на правописание не с причастиями («что я

могу узнать»); сделать выводы о возможном правописании не с

причастиями («чего я не знаю»); проверить себя по тексту учебника («что я

узнал»).

Этот прием учит не бояться незнания, дает возможность понять, что

незнание преодолимо.

Сотворчество как этап урока

Главное здесь – поддержка активности, интереса, сведение усилий,

возникших на предыдущих этапах урока, и информационных находок в

совокупное знание по изучаемому предмету.

Некоторые приемы данного этапа.

Деловые игры воплощаются в самых невероятных вариантах:

1.

«Машина времени»: события оцениваются с современной позиции и с

соответствующей исторической эпохи.

2.

«Колонка редактора». По ходу чтения текста учащиеся записывают

комментарии, уточнения и пр., затем эксперты оценивают замечания и

выбирают наиболее удачный вариант.

«Театрализация». Это «суды», например, над запятой, над обособленным

обстоятельством ( на каком, собственно, основании оно обособляется) и пр.

Это многочисленные «сказки» из русского языка ( Подгаецкая И.М.

Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. – М., 1985.)

«Кластер» . Этот прием активно использует возможность видеоряда:

идеи группируются в определенные блоки и располагаются вокруг

ключевого слова. Кластер может иметь разное количество блоков и

разнообразное геометрическое воплощение.

Рефлексивный этап урока

Основное его содержание – осмысление результатов работы.

К приемам данного этапа относятся прежде всего те, которые были

использованы на предыдущих этапах урока и предполагают завершение

работы. Возвращение к записанному на доске «эпиграфу» дает

возможность оценить его соответствие изучаемой теме и качество

предположений учащихся. Процесс содержательного обобщения «цели и

целей» переходит в подведение итогов. Существуют и специфические

педагогические приемы.

«Эссе». Это пятиминутное письменное задание, которое помогает

учащимся подытожить свои знания по изучаемой теме.

Домашнее задание целесообразно варьировать по уровням. Первый

уровень – обязательный - то, что должны знать все. Домашнее задание

второго уровня выполняют те, кто считает, что хорошо знает предмет.

Третий уровень, творческий, предполагает не только свободное владение

материалом, но и умение выйти за его рамки.

Например, при изучении сложноподчиненных предложений: 1 уровень –

усвоение основных признаков каждого вида придаточных, умение их

определить, охарактеризовать. 2 уровень – дать развернутую

характеристику предложений каждого вида, составить их по заданным

схемам, осложняя каждую из частей однородными членами, причастными и

деепричастными оборотами. 3 уровень – составление кроссворда по

изучаемой теме; запись текста, состоящего только из предложений данного

типа (данный материал может использоваться на «разминке» на будущих

уроках).

Итак, технология встречных усилий формирует субъективную позицию

педагога и учащегося в учебном процессе. Не забудем, субъективность

ученика не является некоторой данностью, она формируется в процессе

обучения в контакте с понимающим и заинтересованным учителем.



В раздел образования