Автор: Первушина Анна Александровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГКОУ СО "Сысертская школа – интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы"
Населённый пункт: г. Сысерть Свердловская область
Наименование материала: Аналитический отчет за межаттестационный период 2009-2012г.г.
Тема: "Развитие пространственных представлений и образного мышления на уроках математики у детей с особыми образовательными возможностями через использование коррекционно-развивающих упражнений."
Раздел: среднее образование
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
ГКОУ СО для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Сысертская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот с
ограниченными возможностями здоровья»
Аналитический отчет
За межаттестационный период
2009 – 2012 г.г.
«Развитие пространственных представлений и образного мышления на
уроках математики у детей с особыми образовательными возможностями
через использование коррекционно-развивающих упражнений.»
Исполнитель:
учитель математики Первушина А.А.
Сысерть
2012 г.
Содержание:
1. Введение
стр. 3-4
2. Теоретические обоснования аналитического отчёта
стр. 5-8
3. Анализ результатов педагогической деятельности
а) входная диагностика
стр.8-10
б) промежуточная диагностика
стр.11-14
в) итоговая диагностика
стр.15-16
4. Планирование деятельности на следующий период
стр.17
5. Заключение
стр.18
6. Список литературы
стр.19
7. Приложения
стр.20-92
1. Введение.
Математика как учебный предмет содержит в себе все необходимые
предпосылки для развития познавательных способностей учащихся. В кор-
рекционных школах математика решает одну из важных специфических задач
обучения
учащихся
с
особыми
образовательными
возможностями
–
это
преодоление недостатков их познавательной деятельности и личностных ка-
честв. Обучая детей математике, необходимы эффективные дидактические
приемы коррекционного обучения на основе учета особенностей умственной
деятельности детей и усвоения ими математических знаний.
В коррекционных школах процесс обучения математике сопровождает-
ся рядом трудностей, которые испытывают дети. У них плохо развита речь,
они не владеют навыками смыслового чтения, ограничен словарный запас,
низкая логическая память, не сформировано произвольное внимание. Эти
дети не чувствительны к противоречию, не фиксируют ошибки, у них слабо
сформировано такое качество личности, как рефлексия, дети не владеют при-
емами наблюдения, анализа, сравнения, не способны делать выводы, обобще-
ния.
Поэтому сложной задачей учителя коррекционной школы является уме-
ние уважать незнание и непонимание, поиск причин, мешающих ребенку вос-
принимать мир «как все», устранение или ослабление этих причин. Ребенку
ведь так мало нужно: чувствовать себя умным и сообразительным, быть о
себе высокого мнения. Ведь не секрет∙ что положительные эмоции обладают
созидательной силой. Маленький успех в учении вдохновляет школьника на
новые успехи. А счастливого ребенка легче учить и воспитывать.
Работая в коррекционной школе, я столкнулась с трудностями восприя-
тия учащимися геометрического материала: дети затрудняются в определении
взаимного положения предметов в одномерном, двумерном, трехмерном про-
странстве, не устанавливают ассоциации между абстрактным геометриче-
ским образом и конкретным предметом, слабо дифференцируют геометриче-
ские фигуры, путаются в терминологии, с трудом производят отбор фигур
для конструирования по образу и др.
Успех обучения элементам наглядной геометрии в коррекционной шко-
ле во многом зависит от правильного использования средств, методов и эф-
фективных дидактических приемов обучения на основе учета особенностей
умственной деятельности детей и усвоения ими геометрических знаний.
Поэтому, очевидна общая установка, которая должна быть основой ме-
тодики обучения таких учащихся наглядной геометрии. Это, прежде всего,
курс, направленный на развитие пространственных представлений и образно-
го мышления.
Вопрос развивающего обучения, при котором обеспечивается развитие
познавательной деятельности учащихся и которому в современной педагоги-
ке уделяется значительное внимание, является актуальным и для специальной
(коррекционной) школы, не смотря на то, что содержание обучения в этой
школе отличается элементарностью и практической направленностью.
Возможным путем решения данной проблемы является применение на
уроках
математики
коррекционно-развивающих
упражнений
для
развития
пространственных представлений и образного мышления учащихся.
Цель работы - проанализировать эффективность применения коррек-
ционно-развивающих упражнений для
развития пространственных представ-
лений и образного мышления учащихся.
Следовательно, задачами данной работы являются:
1.
Изучить и проанализировать учебно-педагогическую литературу по
данному вопросу.
2.
Разработать и апробировать на практике контрольные диагностиру-
ющие тесты на выявление уровня наглядно-образного мышления.
3.
Изучить достижения учащихся и эффективность применения кор-
рекционно-развивающих упражнений для развития пространственных пред-
ставлений и образного мышления.
4.
Сделать самооценку педагогической деятельности
2. Теоретическое обоснование аналитической деятельности.
Мышление является главным инструментом познания. Это социально обусловлен-
ный, непосредственно связанный с речью психический процесс опосредованного и обоб-
щенного отражения действительности, общих и существенных свойств предметов и явле -
ний, познание связей, существующих между ними. Мышление протекает в форме таких
операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракций, конкретизация. Как по -
казывают исследования (В.Г. Петрова, Б.И. Пинский, И.М. Соловьев, Н.М. Стаденко, Ж.И.
Шиф и др.), все эти операции у детей с ограниченными возможностями здоровья, недоста-
точно сформированы и имеют своеобразные черты, в связи с тем, что их развитие идет в
условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной
практической деятельности.
Так анализ предметов они проводят бессистемно, пропускают ряд важных свойств,
вычленяя лишь наиболее заметные части. В результате такого анализа они затрудняются
определить связи между частями предметов. Устанавливают обычно лишь такие зритель-
ные свойства объектов, как величину, цвет. При анализе предметов выделяют общие свой-
ства предметов, а не их индивидуальные признаки. Из-за несовершенства анализа затруд -
нен синтез предметов. Выделяя в предметах отдельные их части, они не устанавливают
связи между ними, поэтому затрудняются составить представление о предмете в целом.
Ярко проявляются специфические черты мышления у детей с особыми образова -
тельными возможностями, в операциях сравнения, в ходе которого приходится проводить
сопоставительный анализ и синтез. Не умея выделить главное в предметах и явлениях,
они проводят сравнение по несущественным признакам, а часто – по несоотносимым. За -
трудняются устанавливать различия в сходных предметах и общее в отличающихся. Осо-
бенно сложно для них установление сходства. Так сравнивая ручку и карандаш, они отме-
чают: «Похожи тем, что длинные, а еще у них кожа одинаковая». Для операции сравнения
детей с особыми образовательными возможностями характерно «соскальзывание», прояв-
ляющееся в том, что, сопоставив предметы по двум, трем соотносимым признакам, ученик
сбивается на более легкую задачу перечисления признаков, присущих лишь одному из
сравниваемых объектов, заменяя сравнение описанием предмета. Часто вместо сравнения
просто начинают рассказывать о предмете то, что знают. В процессе сравнения затрудня -
ются в словесном обозначении выделяемых признаков, заменяя их указательными место-
имениями «там», «это», «здесь» и т.п.
Особые трудности возникают при абстрагировании и обобщении свойств предме-
тов и явлений. Абстракция – это мысленное отвлечение от ряда несущественных свойств и
выделение общего в предметах и явлениях. Недоразвитие у детей, с ограниченными воз-
можностями здоровья, абстрактно-логических операций особенно ярко проявляется в по-
нимании ими текстов со скрытым смыслом, условия задач, пословиц, метафор, загадок и
т.п. Они не могут понять главное в содержании и перенести на другие ситуации. Процесс
обобщения у детей, с ограниченными возможностями здоровья, младшего школьного воз-
раста характеризуется, прежде всего, хаотичностью, нецеленаправленностью. Классифи -
кация предметов на основе существенных родовых признаков, отражающих опосредован-
ный характер мышления, для этих детей очень трудна, преобладает ситуативное выделе -
ние признаков (предметы объединяются на основе ситуаций). Большую сложность для де-
тей, с особыми образовательными возможностями представляет понимание причинно-
следственных зависимостей.
В процессе обучения необходимо активизировать умственную деятельность детей,
подводя их к самостоятельному определению причин и следствий. Для этого необходимо
умелое сочетание наглядных и словесных средств обучения; больше ставить перед детьми
конкретных практических задач; вовлекая их в практическую деятельность.
Отличительной чертой мышления детей, с особыми образовательными возможно-
стями является некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. Они
часто не замечают своих ошибок. Это особенно ярко проявляется у психически больных
детей, у детей с поражением лобных отделов головного мозга. Они, как правило, не пони-
мают своих неудач и довольны собой, своей работой. Для всех детей, с ограниченными
возможностями здоровья, характерны сниженная активность, тугоподвижность мысли-
тельных процессов, и слабая регулирующая роль мышления. Такие дети обычно начинают
выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, без внутреннего плана
действий при слабом самоконтроле. Физиологической основой недоразвития мышления
является нарушение аналитико-синтаксической деятельности коры полушарий головного
мозга, недоразвитие второй сигнальной системы и ее взаимодействия с первой сигналь -
ной системой.
Изучение элементов геометрии для формирования достаточно полной системы гео-
метрических представлений имеет для школьников с проблемами в обучении огромное
значение,
поэтому
особенно
важным
в
процессе
учебы
является
формирование
про -
странственного мышления, которое рассматривается как разновидность наглядно-образно -
го и геометрического мышления.
В этом смысле особенно привлекателен огромный развивающий и образовательный
потенциал геометрии, поскольку именно в геометрии наиболее полно исследуются про -
странственные свойства и отношения.
Пространственное мышление является специфическим видом мыслительной дея-
тельности, которое в своих наиболее развитых формах есть мышление образами. Таким
образом, данное мышление выполняет специфическую функцию в познании и обучении.
Известно, что пространственные представления являют собой пять пересекающих-
ся подструктур: топологическую, проективную, порядковую, метрическую, композицион-
ную.
Ниже приводится характеристика каждой подструктуры и упражнений, направлен-
ных на их коррекцию и развитие образного мышления, а также типичные ошибки, допус -
каемые учениками. .
1.
Топологическая – человек выделяет и оперирует такими характеристиками,
как компактность, связность, замкнутость образа и операций над ними. Он как бы перма -
нентно «выращивает», «вылепливает и представляет требуемый образ или необходимые
пространственные
преобразования
и
использует
такие
характеристики
как
«внутри»,
«вне», на плоскости, на «границе», «пересекаются», «имеют», «не имеют общие точки»,
«внутренняя часть предметов», их объединение». Дети с особыми образовательными воз-
можностями :
Не различают пространственные отношения «вокруг», «между», «после», «в
правом верхнем (нижнем) углу» и т.п.
Затрудняются в определении взаимного положения предметов в одномерном,
двухмерном, трехмерном пространстве.
Не понимают смысла понятий «вертикально», «горизонтально».
Упражнения должны быть направлены на формирование представлений в про-
странстве о собственном теле, объектах, расположенных по отношению к телу с точки зре -
ния вертикальной ориентировки, вокруг тела, анализ взаимоположения объектов во внеш -
нем пространстве. С помощью упражнений дети учатся описывать пространство, что ле-
жит в основе пространственных отношений. В повседневной жизни мы ориентируемся по
так называемой «схеме тела», оперирование же в геометрическом пространстве требует
умения постоянно менять точку отсчета.
2.
Проективная – позволяет человеку распознавать, создавать, представлять,
оперировать и ориентироваться среди пространственных объектов или их графических
изображений с любой точки отсчета: устанавливать сходство между пространственным
объектом его различными проекциями. Учащиеся с нарушениями интеллекта допускают
следующие ошибки:
Не устанавливают ассоциации между абстрактным геометрическим образом
и конкретным предметом.
Не узнают геометрические фигуры, показанные в другом положении.
Не владеют приемами сравнения геометрических фигур.
Ошибки в построении с помощью линейки отрезков, геометрических фигур,
углов с помощью транспортира.
Искажают графическое изображения фигур вследствие несовершенства мел-
кой моторики рук.
Не могут расположить отобранные фигуры при конструировании по образцу.
Проективная подструктура развивается упражнениями на установление ассоциаций
между абстрактными геометрическим образом и конкретным предметом; умение узнавать
геометрическую фигуру, показанную в другом положении; отработкой умений правильно-
го графического изображения фигуры, выделения искомой фигуры среди множества дру-
гих.
3.
Опираясь на порядковую подструктуру мышления, человеку удается вычле-
нять свойства и устанавливать отношения по различным основаниям: размеру, расстоя -
нию, форме, положению в пространстве, характеру, движения, временным пространствен-
ным представлениям. Дети, с ограниченными возможностями здоровья:
Слабо дифференцируют геометрические фигуры, путаются в терминологии.
Затрудняются в отборе фигур по образцу и по названию.
Путают фигуры и величину (отрезок – длина отрезка, замкнутая ломаная –
длина ломаной - периметр и т.п.).
Возникают трудности в классификации треугольников по виду углов и по сторонам;
смешивают понятия: прямой угол - прямоугольный треугольник - прямоугольник и т.п.,
трудности в вычислении существенных признаков изучаемого понятия.
Упражнения должны быть направлены на умение различать геометрические фигу-
ры, отбирать по образцу, дифференцировать по названию, учить соотносить фигуру и ве-
личину, выделять фигуры по нескольким существенным признакам и классифицировать
их, выполнять различные операции с объектами.
4. Метрическая подструктура – акцентирует внимание человека на количествен-
ных преобразованиях и позволяет пересчитывать, определять конкретные числовые значе-
ния. Учащиеся с нарушением интеллекта имеют: слабые представления о величинах, за -
мене одних мер другими из-за отрыва конкретного образа единиц измерения от их назва -
ния. У них происходит медленное формирование навыков работы с чертежными инстру-
ментами
из-за
несовершенства
мелкой
моторики
пальцев
рук,
зрительных
и
про -
странственных нарушений. Вследствие недоразвития глазомера они допускают ошибки в
приблизительной оценке расстояния, в сравнении длин сторон, а также ошибки при изме -
рении величины углов. Неправильно используют измерительные инструменты.
Упражнения направлены на развитие правильного представления о величине через
формирование образа единицы измерения, умения правильно работать с линейкой и транс-
портиром для измерения величины длин, углов, расстояний, протяженности, удаленности,
приблизительно оценивать расстояния, сравнивать стороны отдельных геометрических
фигур и фигуры.
5. Композиционная подструктура – с ее помощью удается оперировать законами
композиции, устанавливать обратимость пространственных преобразований, «свертывать
их», выполнять в любой последовательности, заменять и соединять (комбинировать) эле-
менты пространственных объектов, объединять несколько блоков предмета в один. Уча-
щиеся с нарушениями интеллекта:
Затрудняются в выделении искомой фигуры из множества других.
Не понимают того, что одна фигура может быть частью другой или объединять
несколько других фигур.
С трудом производят отбор фигур для конструирования по образцу.
Не узнают получившиеся изображения.
При выполнении упражнений на развитие композиционной подструктуры дети
учатся моделировать, соблюдать и оперировать законами композиции. Наиболее эффектив-
ны для формирования геометрических представлений различного рода практические рабо-
ты. Это изготовление геометрических фигур, а затем использование их для составления
различных композиций. Полезны упражнения на деление одной и той же фигуры на части,
а затем, составление из этих частей аппликаций и узоров. Для выполнения упражнений по
конструированию широко используются счетные палочки, спички и т.п.
Все вышесказанное, мои наблюдения за работой с такими детьми, результаты изу-
чения уровня образного мышления, свидетельствуют в целом о неуклонной тенденции его
снижения по мере продвижения по годам обучения. На мой взгляд, наиболее эффектив -
ным средством успешного развития пространственных представлений и образного мыш-
ления у учащихся с нарушениями интеллекта служит система специальных упражнений.
Упражнения, предлагаемые учащимся при изучении геометрического материала,
позволяют эффективно закреплять геометрические знания, способствуют усвоению опре-
делений, понятий, применению знаний в конкретной ситуации и установлению связей
между различными представлениями и понятиями. Кроме того, они способствуют фор-
мированию действий, адекватных понятиям (распознаванию объектов, принадлежащих
объему понятия, выведению следствия из факта принадлежности объекта понятию), разви-
вают умение выполнять преобразования геометрических фигур (переосмысление элемен-
тов чертежа в плане различных фигур, вычленение элементов чертежа, комбинирование
элементов фигур), способствуют развитию образного мышления у учащихся.
Обучение элементам геометрии, как подчеркивают М.Н. Перова и В.В. Эк, должно
быть наглядным и действенным. То есть предпочтение при изучении геометрического ма -
териала отдается практическим и наглядным методам обучения.
Упражнения в данном случае удовлетворяют указанному требованию, так как в процессе
их выполнения практическая деятельность школьников направлена на преобразование, мо-
делирование, рассмотрение моделей геометрических объектов, чертежей. При этом проис -
ходит не пассивное созерцание, а активная деятельность с ними
3.1. Анализ результатов педагогической деятельности
а) Входная диагностика.
Принимая детей в 5 класс, в целях выявления исходного уровня усвоения геометри -
ческого материала учащимися я провожу анализ результатов диагностирующих тестов по
методике Л.Н. Копытовой . Проследим динамику развития наглядно-образного мышления
на примере одного из классов нашей школы.
Проверка уровня развития топологической подструктуры образного мышления.
Цель:
1.
Выявление умения устанавливать отношения «над», «под», «между», «перед», «за»,
«справа», «слева», «вверху - внизу», «снаружи», «внутри», «на».
2.
Выявление умения сравнивать геометрические фигуры по взаимному расположе-
нию «ближе – дальше», «левее – правее», «выше – ниже».
Задания для теста приведены в Приложении № 1
Тест 1
Количе-
ство уча-
щихся
«5»
высокий
уровень
«4»
средний
уровень
«3»
низкий
уровень
«2»
очень низ-
кий уро-
вень
«Уровень развития то-
пологической
подструктуры образно-
го мышления»
11
1
4
5
1
Таким образом, из 11 учащихся приняли участие в тесте 11.
Получено следующее качество ответов.
Отличных – 9%
Хороших –36%
Удовлетворительных – 46%
Неудовлетворительных – 9%
(Приложение № 2)
Был проведен анализ типичных ошибок топологической подструктуры образного
мышления:
1.
Не различают пространственные отношения «вокруг», «между», «после», «в
правом верхнем (нижнем) углу» и т.п. – 5 учащихся (45,5%)
2.
Затрудняются в определении взаимного положения предметов в пространстве –
6 учащихся (54,5%).
3.
Путают понятия «вертикально» , «горизонтально» - 7учащихся(63,3%)
Проверка уровня развития порядковой подструктуры образного мышления.
Цель:
1.
Выявление умения распознавать геометрические фигуры.
2.
Выявление усвоения основных геометрических понятий, предусмотренных про-
граммой начальной специальной (коррекционной) школы.
Задания для теста приведены в приложении № 3
Тест 2
Количе-
ство уча-
щихся
«5»
высокий
уровень
«4»
средний
уровень
«3»
низкий
уровень
«2»
очень низ-
кий уро-
вень
«Уровень развития по-
рядковой
подструкту-
ры
образного
мышле-
ния»
11
1
4
5
1
В данном тесте из 11 учащихся приняли участие все 11.
Получено следующее качество ответов.
Отличных – 9%
Хороших –36,%
Удовлетворительных – 46%
Неудовлетворительных –9%
(Приложение № 4)
Анализ ошибок, допущенных при выполнении теста на определение уровня разви-
тия порядковой подструктуры, показал следующие результаты:
1.
Слабо дифференцируют геометрические фигуры, путаются в терминологии – 4
учащихся (36,4%)
2.
Затрудняются в отборе фигур по образцу и по названию – 2 учащихся (18,2%).
3.
Путают фигуры и величину (отрезок – длина отрезка, замкнутая ломаная – дли-
на ломаной - периметр и т.п.) – 5 учащихся (45,5%)
Проверка уровня развития проективной подструктуры образного мышления.
Цель:
1.
Выявление умения устанавливать ассоциативные связи между абстрактным геомет-
рическим образом и конкретным примером.
2.
Выявление умения узнавать геометрическую фигуру (тело), показанную в другом
положении.
3.
Выявление умения выделять искомую фигуру из множества других.
4.
Выявление умения правильно изображать геометрические фигуры.
Задания для теста приведены в Приложении № 5
Тест 3
Количе-
ство уча-
щихся
«5»
высокий
уровень
«4»
средний
уровень
«3»
низкий
уровень
«2»
очень низ-
кий уро-
вень
« Ур о в е н ь
р а з в и т и я
проективной
подструк-
туры образного мышле-
ния»
11
3
3
5
-
Таким образом, из 11 учащихся приняли участие в тесте 11.
Получено следующее качество ответов.
Отличных – 27%
Хороших –27%
Удовлетворительных – 46%
Неудовлетворительных –0%
(Приложение № 6)
Анализ ошибок, допущенных при выполнении теста на определение уровня разви-
тия проективной подструктуры, показал следующие результаты:
1.
Не умеют устанавливать ассоциации между абстрактным геометрическим об-
разом и конкретным предметом –6 учащихся (54,5%).
2.
Не
узнают
геометрические
фигуры,
показанные
в
другом
положении
–
4
(36,4%).
3.
Не умеют выделять искомую фигуру из множества других – 2 (18,2%)
Проверка уровня развития метрической подструктуры образного мышления
Цель:
1.
Выявление
уровня
усвоения
понятий
«миллиметр»,
«сантиметр»,
«дециметр»,
«метр».
2.
Выявление уровня сформированности умений и навыков:
3.
- измерение отрезков;
4.
- сравнения величин.
5.
Выявление умения устанавливать соотношения между единицами измерения ве-
личин.
Задания для теста приведены в Приложении № 7
Тест 4
Количе-
ство уча-
щихся
«5»
высокий
уровень
«4»
средний
уровень
«3»
низкий
уровень
«2»
очень низ-
кий уро-
вень
«Уровень
р а з в и т и я
метрической подструк-
туры
образного
мыш-
ления»
11
0
3
5
3
Таким образом, из 11 учащихся приняли участие в тесте 11.
Получено следующее качество ответов.
Хороших – 27%
Удовлетворительных – 46%
Неудовлетворительных – 27 %
(Приложение № 8)
Анализ ошибок, допущенных при выполнении теста на определение уровня разви-
тия метрической подструктуры, показал следующие результаты:
1. Не усвоили понятия «миллиметр», «сантиметр», «дециметр», «метр» - 5 учащих-
ся (45,5%)
2. Неправильно измеряют линейкой – 4 учащихся (36,4%).
3. Допустили ошибки при построении отрезков – 5 (45,5%)
4. Допустили ошибки при сравнении величин – 7 учащихся (63,3%).
5. Не умеют устанавливать соотношения между единицами измерения величин – 8
учащихся (72,7%).
6. Вследствие недоразвития глазомера допускают ошибки в приблизительной оцен-
ке расстояния – 7 учащихся (63,6%).
Таким образом, учащиеся исследуемого 5 класса имеют низкий уровень развития
образного мышления.
б) Промежуточная диагностика
После исследования уровня развития образного мышления, я использую на каждом
уроке упражнения направленные на коррекцию и развитие каждой из его подструктур.
Для развития образного мышления эффективные дидактические приемы и методы
коррекционного обучения на основе особенностей умственной деятельности.
В специальной (коррекционной) школе нет учебного предмета геометрия, на изучение
геометрического материала в старших классах отводится один урок в неделю. Поэтому я и на
других уроках математики закрепляю полученные знания, решая задачи геометрического со -
держания, так как знания о свойствах геометрических фигур и тел могут быть лучше усвое -
ны и дольше сохранены в памяти, если их воспроизведение будет осуществляться не через
неделю, а почти на каждом уроке.
Усвоение геометрических знаний в средних и старших классах требует от школьников
максимальной концентрации внимания, памяти, активизации мыслительных процессов, речи,
что безусловно , трудно и не всегда возможно для учащихся с особыми образовательными
возможностями. На мой взгляд, наиболее эффективным средством успешного развития про-
странственных представлений и образного мышления у учащихся с нарушениями интеллекта
служит система специальных упражнений.
На развитие топологической подструктуры образного мышления мной использовались
упражнения, направленные на формирование представлений в пространстве о собственном
теле, объектах расположенных по отношению к телу с точки зрения вертикальной ориенти -
ровки, вокруг тела, анализ взаиморасположения объектов во внешнем пространстве. С помо-
щью
этих
упражнений
дети
учатся
описывать
пространство,
что
лежит
в
основе
про -
странственных отношений.
Упражнения, направленные на развитие топологической подструктуры приведены в
Приложении № 9
Проективную подструктуру образного мышления развивала упражнениями на уста-
новление ассоциаций между абстрактным геометрическим образом и конкретным предметом;
умение узнавать геометрическую фигуру, показанную в другом положении; отработку умений
правильного графического изображения фигур; выделение искомой геометрической фигуры
из множества других.
Примеры
упражнений,
направленных
на
формирование
и
развитие
проективной
подструктуры образного мышления приведены в приложении № 10
Для коррекции и развития порядковой подструктуры образного мышления использо-
вала упражнения, направленные на умение различать геометрические фигуры, отбирать по
образцу, дифференцировать по названию, умение соотносить фигуру и величину, выделять
фигуры по нескольким существенным признакам и классифицировать их, выполнять различ -
ные операции с объектами.
Примеры используемых упражнений приведены в приложении № 11
Метрическую
подструктуру
образного
мышления
развивала
через
упражнения,
направленные на развитие правильного представления о величине, через формирование обра -
за единицы измерения, умения правильно работать с линейкой и транспортиром для измере -
ния величин дин, углов, расстояний, протяженности, удаленности, приблизительно оценивать
расстояния, сравнивать стороны отдельных предметов.
Примеры использованных упражнений приведены в приложении № 12
На развитие композиционной подструктуры использую упражнения, во время испол-
нения которых дети учатся моделировать, соблюдать и оперировать законами композиции.
Наиболее эффективны для формирования геометрических представлений практические рабо-
ты. Это изготовление геометрических фигур, а затем использование их для составления раз -
личных композиций.
В ходе работы заметила, что с особым удовольствием дети выполняют упражнение на
деление одной и той же фигуры на части, а затем составление из этих частей аппликаций и
узоров(игра «Танграм», «Колумбово яйцо»). Для выполнения упражнений по конструирова-
нию использую счетные палочки и спички.(Приложение13).
Задания творческих работ по конструированию подбираю с учетом уровня подготов-
ленности учащихся и их интересов. Все эти упражнения использую как для работы со всем
классом, так и для организации индивидуальной работы с учащимися на коррекционно-раз-
вивающих занятиях на основе проведенной диагностики.
Геометрии в этом случае отводится ведущая роль:
- в формировании высокой мотивации учебного процесса;
- в развитии и коррекции всех форм мышления;
- конструкторско-практическая деятельность, организованная специальным образом,
дает возможность формировать элементы конструкторского мышления, отрабатывать элемен-
тарные трудовые и конструкторские навыки, проводить анализ предстоящей работы.
На уроках провожу графическую зарядку, направленную на коррекцию несовершен-
ства мелкой моторики рук и зрительно-пространственных нарушений, вследствие которых
происходит искажение графического изображения.
Например:
Варианты для графической гимнастики: продолжи рисунок, составь орнамент, продол-
жи рисунок и раскрась его и т.п.
Одно упражнение на уроке посвящаю композиции и преобразованию геометрических
фигур по заданным условиям, на коррекцию и развитие графических навыков (графическая
гимнастика и конструирование по клеточкам).
Пример использования упражнений на композицию геометрических фигур:
1)
Сколько треугольников на чертеже?
2)
Сколько других фигур? Какие это фигуры?
Сделай такой же чертеж. Сравни 11 и 12 чертежи. Чем они похожи? Чем отличаются?
От чего зависит сходство и различие?
Пример использования упражнений на преобразование геометрических фигур по за-
данным условиям:
Пример упражнений на конструирование по клеточкам:
В 2010году была проведена промежуточная диагностика на выявление уровня разви-
тия образного мышления. Для выявления уровня образного мышления на данном этапе, были
разработаны и апробированы контрольные, диагностирующие тесты соответствующие про -
граммному материалу 7 класса(приложения №№ 14, 16, 18, 20).
В результате анализа промежуточной диагностики отмечено постепенное повышение
уровня развития образного мышления учащихся на уроках математики. Что приводит к повы-
шению результатов процесса обучения, а также повышению умений и навыков по предмету,
то есть постепенно уменьшается количество неудовлетворительных оценок, увеличивается
количество хороших и отличных, за счет этого уменьшается количество удовлетворительных.
Результаты промежуточного диагностирующего теста на выявление уровня топо-
логической подструктуры 7 класса за 2010 год (приложение15)
Тест 1
Количество
учащихся
«5»
высокий
уровень
«4»
средний
уровень
«3»
низкий
уровень
«2»
очень низ-
кий уро-
вень
«Уровень
развития
то-
пологической подструк-
туры образного мышле-
ния»
10
2
4
4
0
Результаты промежуточного диагностирующего теста на выявление уровня поряд-
ковой подструктуры 7 класса за 2010 год (приложение 17)
Тест 2
Количество
учащихся
«5»
высокий
уровень
«4»
средний
уровень
«3»
низкий
уровень
«2»
очень низ-
кий уро-
вень
«Уровень
разви-
т и я
п о р я д к о в о й
подструктуры образного
мышления»
10
2
4
4
0
Результаты промежуточного диагностирующего теста на выявление уровня проек-
тивной подструктуры 7 класса за 2010 год (приложение 19)
Тест 3
Количество
учащихся
«5»
высокий
уровень
«4»
средний
уровень
«3»
низкий
уровень
«2»
очень низ-
кий уро-
вень
«Уровень
разви-
т и я
м е т р и ч е с к о й
подструктуры образного
мышления»
10
2
6
2
0
Результаты промежуточного диагностирующего теста на выявление уровня метри-
ческой подструктуры 7 класса за 2010 год (приложение 21)
Тест 4
Количество
учащихся
«5»
высокий
уровень
«4»
средний
уровень
«3»
низкий
уровень
«2»
очень низ-
кий уро-
вень
«Уровень
разви-
т и я
м е т р и ч е с к о й
подструктуры образного
мышления»
10
2
3
4
1
2.3. Итоговая диагностика
Цель итоговой диагностики: выявление уровня развития образного мышления уча -
щихся 9 класса после применения системы коррекционно-развивающих упражнений .
Диагностика проводилась по контрольным тестам, аналогичным использованным в
первичной и промежуточной диагностике , составленным мною(приложения №№25, 27,
29,31).
В результате контрольных тестов уровня усвоения геометрического материала были
получены следующие результаты:
Тест 1
Количе-
ство уча-
щихся
«5»
высокий
уровень
«4»
средний
уровень
«3»
низкий
уровень
«2»
очень низ-
кий уро-
вень
«Уровень развития то-
пологической
подструктуры образно-
го мышления»
9
3
5
1
0
Тест 2
Количе-
ство уча-
щихся
«5»
высокий
уровень
«4»
средний
уровень
«3»
низкий
уровень
«2»
очень низ-
кий уро-
вень
«Уровень развития по-
рядковой
подструкту-
ры
образного
мышле-
ния»
9
3
4
2
0
Тест 3
Количе-
ство уча-
щихся
«5»
высокий
уровень
«4»
средний
уровень
«3»
низкий
уровень
«2»
очень низ-
кий уро-
вень
«Уровень
р а з в и т и я
проективной подструк-
туры
образного
мыш-
ления»
9
3
6
0
0
Тест 4
Количе-
ство уча-
щихся
«5»
высокий
уровень
«4»
средний
уровень
«3»
низкий
уровень
«2»
очень низ-
кий уро-
вень
«Уровень
р а з в и т и я
метрической подструк-
туры
образного
мыш-
ления»
9
1
5
3
0
Результаты итоговых тестов за 2012 год приведены в приложениях №№24, 26, 28, 30.
При сравнении с результатами промежуточной диагностики, проведенной в 2010году,
отмечается:
Уровень развития топологической подструктуры образного мышления уве-
личился на 29% (сравнивалось количество учеников получивших высокие и средние баллы
при выполнении тестовых заданий).
Уровень развития порядковой подструктуры образного мышления увеличился
на 18%
Уровень развития проективной подструктуры образного мышления увеличил-
ся на 20%
Уровень развития метрической подструктуры образного мышления увеличил-
ся на 17%
Результаты сравнения приведены в приложении № 33
Вышеуказанные результаты стали возможны при использовании на уроках математики
системы упражнений, развивающих образное мышление учащихся.
Практика показала эффективность такой организации обучения математике: ученики
стали внимательнее слушать объяснения учителя, более сосредоточенно работать над задани -
ями, повысилась общая заинтересованность в учебе, возросла активность и степень личной
ответственности ученика и т.п. а главное – развивались и корректировались различные аспек -
ты личности ребенка.
4. Планирование педагогической деятельности
на следующий межаттестационный период
Вследствие того, что специальная (коррекционная) школа готовит своих воспитанни-
ков к участию в трудовой деятельности в условиях современного производства, трудовое обу-
чение в школе является основным предметом. На мой взгляд, геометрия служит предметом,
помогающим овладению трудовыми навыками. Однако, учащиеся в силу своих психофизиче-
ских особенностей, не переносят знания, полученные на уроках геометрии в практическую
деятельность. Чтобы показать воспитанникам связь геометрии и трудового обучения я вклю-
чаю в уроки практические задания. Например: Открытый урок на районном семинаре (прило-
жение №34), проводили интегрированный урок «швейного дела» и математики (Чертёж наво-
лочки) на районном семинаре учителей.(приложение №35)
На будущее я ставлю перед собой задачу продолжить работу по применению получен-
ных знаний по геометрии в практическую деятельность, путём интеграции геометрического
материала с профилями трудового обучения.
Заключение.
Цели и задачи, поставленные в межаттестационный период, достигнуты полностью.
Изучена психолого-педагогическая литература по данной теме.
Составлены и апробированы на практике контрольные диагностирующие тесты на
выявление уровня наглядно-образного мышления.
Проанализированы достижения учащихся и эффективность применения коррекци-
онно-развивающих упражнений на развитие наглядно-образного мышления
6. Список литературы:
1.
Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе//Под.ред. В.В.Во-
ронковой. – М.: Школа, 1999
2.
Занков Л.В. «Дидактика и жизнь». – М.: Просвещение, 1968.
3.
Каплунович И., Аверкин В. «Чему учить? – Образному мышлению!» //Альма-
нах «Лицейское гимназическое образование», 1999 – № 1.
4.
Капустина Г. Геометрия в начальных классах (коррекционно-развивающее
обучение) //Начальная школа, 1999 – № 31-35.
5.
Кочеткова
Г.Г.
Развитие
пространственного
мышления
младших
школьников //Начальная школа, 1996 – № 12.
6.
Крапивина Е.А. Развитие пространственных представлений у первоклассни-
ков – шестилеток // Начальная школа, 1996. – № 12.
7.
Копылова Л.Н. Развитие пространственных представлений и образного мыш-
ления /учебное пособие. – Екатеринбург: Форум-книга, 2007.
8.
Монтессори М. Метод научной педагогики. – М.: Просвещение, 1989.
9.
Немов Р.С. Психология. – М.: Просвещение, 1995.
10.
Перова М.Н., Эк В.В. Обучение элементарной геометрии во вспомогательной
школе. – М.: Просвещение, 19992.
11.
Подходова Н.С. Геометрия в развитии пространственного мышления млад-
ших школьников //Начальная школа, 1999 – № 1.
12.
Психологический словарь /Под.ред. В.П.Зинченко. – М.: Педагогика, 1996.
13.
Пышкало А.М. Обучение геометрии в 1-4 классе. – М., 1968.
14.
Пышкало А.М. Кочурова Е.Э., Гончарова М.А. Развитие у детей математиче-
ских представлений, воображения мышления. – М.: Антал, 1995.
15.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное об-
разование, 1998.
Диагностирующие и контролирующие тесты уровня усвоения геометри-
ческого материала учащимися
Приложение № 1
Тест № 1
Цель: Проверить уровень развития топологической подструктуры образ-
ного мышления
3.
Выявление умения устанавливать отношения «над», «под», «между»,
«перед», «за», «справа», «слева», «вверху - внизу», «снаружи», «внутри»,
«на».
4.
Выявление умения сравнивать геометрические фигуры по взаимному
расположению «ближе – дальше», «левее – правее», «выше – ниже».
Максимальное количество баллов – 18.
№ задания
1
2
3
4
5
6
Количество бал-
лов
2
2
2
2
4
6
Оценки:
«5» (1 уровень) – 16-18 баллов
«4» (2 уровень) – 10-15 баллов
«3» (3 уровень) – 6-9 баллов
Очень низкий уровень – ниже 6 баллов
Задания
1.
Рассмотри рисунок и назови фигуры.
Какая фигура расположена справа?
Какая фигура расположена в левом верхнем углу?
Какая фигура расположена под кругом?
Какая фигура расположена над овалом?
Какая фигура расположена между квадратом и треугольником?
2.
Рассмотри рисунок и укажи в карточке число точек отмеченных на рисун-
ке.
Укажите число точек, отмеченных на
рисунке:
– на отрезке _______
– над отрезком _______
– под отрезком _______
3.
Отыщи точки, которые лежат:
– на сторонах квадрата _________________
– внутри квадрата _____________________
– снаружи квадрата ____________________
4.
Рассмотри рисунок и определи количество треугольников, лежащих:
– внутри круга _____________
– пересекаются с кругом ___________
– лежат вне круга ____________
5.
Начерти фигуру по описанию.
От начальной точки вправо 8 клеток, вниз 2 клетки, влево 2 клетки,
вниз 4 клетки, влево 4 клетки, вверх 4 клетки, влево 2 клетки, вверх 2 клетки.
6.
Синим цветом закрась место внутри большого треугольника и справа от
большого круга.
Зеленым цветом закрась место внутри большого треугольника, малого
круга и слева от прямоугольника.
Красным цветом закрась место внутри прямоугольника и под малым кру-
гом.
Приложение № 2
"; 9,09%
" высокий уровень;
36,36%
"; 45,45%
" средний уровень;
9,09%
Результаты теста на выявление уровня развития топологической подструктуры за 2008 год
1
2
3
4
5
Приложение № 3
Тест № 2
Цель: проверить уровень развития порядковой подструктуры образного
мышления.
5.
Выявление умения распознавать геометрические фигуры.
6.
Выявление усвоения основных геометрических понятий, преду-
смотренных программой начальной специальной (коррекционной) школы.
Максимальное количество баллов – 33
№ задания
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Количество
баллов
2
2
2
2
4
2
3
2
3
7
1
3
Оценки:
«5» (1 уровень) – 30-33 баллов
«4» (2 уровень) – 21-29 баллов
«3» (3 уровень) – 12-20 баллов
Очень низкий уровень – ниже 12 баллов
1.
Выбери название для каждой линии.
Отрезок _______ Луч _______ Прямая _______ Ломаная линия ______
2.
Рассмотри рисунок и укажи:
– прямые линии ________
– отрезки ________
– кривые линии ________
1
2
3
4
5
6
7
1
2
3
4
1
2
3
4
6
5
3.
Укажи количество отрезков на рисунке.
Варианты ответов: а) 1; б) 2; в) 3; г) другой ответ. Какой?
4.
Соедини точки по порядку. Назови получившуюся фигуру?
Ответ
________________________
5.
Соедини точки так, чтобы получились квадраты. Запиши порядок со-
е д и н е н и я
т о ч е к .
Ответ: ______________________, ____________________.
Сколько квадратов получилось?
Варианты ответов: а) ни одного; б) 1; в) 2; г) другой ответ. Какой?
Ответ: _______________
6.
На каком рисунке заштрихован круг?
1
2
Ответ: ________________
7.
Сколько
треугольников
на
рисунке?
Сколько
четырехугольников?
Сколько всего фигур?
Ответ ______________
8.
Сколько отрезков на рисунке?
Ответ ______________
9.
Сколько углов на рисунке?
Ответ: а) 1; б) 2; в) 3; г) другой ответ. Какой?
Есть ли на рисунке тупой угол?
Ответ: а) да; б) нет.
10. Отыщи на рисунке: 1) острые, 2) прямые, 3) тупые углы.
а
б
в
г
д
е
1
2
3
4
а
б
в
?
Ответ: 1) __________, 2) ___________, 3) ___________
11. Запиши общее название данных геометрических фигур.
Ответ:_____________________________________
12. По какому правилу составлен ряд фигур? Что изменяется? Какая из
фигур в нижнем ряду будет следующая?
Приложение № 4
"; 9,09%
" высокий уровень;
36,36%
"; 45,45%
" средний уровень;
9,09%
Результаты теста на выявление уровня развития порядковой подструктуры за 2008 год
а
б
в
г
Приложение № 5
Тест № 3
Цель: проверить уровень развития проективной подструктуры образ-
ного мышления.
1.
Выявление
умения
устанавливать
ассоциативные
связи
между
аб-
страктным геометрическим образом и конкретным примером.
2.
Выявление умения узнавать геометрическую фигуру (тело), показан-
ную в другом положении.
3.
Выявление умения выделять искомую фигуру из множества других.
4.
Выявление умения правильно изображать геометрические фигуры.
Максимальное количество баллов – 27
№ задания
1
2
3
4
5
6
7
8
Количество баллов
2
3
3
2
2
4
6
5
Оценки:
«5» (1 уровень) – 23-27 баллов
«4» (2 уровень) – 20-22 балла
«3» (3 уровень) – 10-20 баллов
Очень низкий уровень – ниже 10 баллов
1.
Укажи какие предметы могут иметь форму:
– круга ________________
– квадрата или прямоугольника ________________
Варианты: а) лист тетради; б) картина; в) подсолнух; г) груша.
2.
Рассмотри рисунки:
Укажи рисунок, на котором кругов больше. Сколько их?
Укажи рисунок, на котором треугольников больше. Сколько их?
3.
Какая фигура подходит для пустой клетки?
а
б
в
г
д
е
ж
з
и
к
а
б
в
г
д
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
6
4.
Найди многоугольники.
5.
найди среди линий окружность.
6.
Найди на рисунке:
а) треугольник;
б) четырехугольник;
в) пятиугольник.
Укажи их номера.
7.
Сколько треугольников в каждой из фигур?
Расположи рисунки в порядке возрастания количества треугольников.
8.
Даны геометрические фигуры. Сосчитай, сколько здесь фигур разного вида
и общее количество.
Приложение № 6
"; 27,27%
" высокий уровень;
27,27%
"; 45,45%
Результаты теста на выявление уровня развития проективной подструктуры за 2008 год
1
2
3
4
5
6
7
А
В
Приложение № 7
Тест №4
Цель: проверить уровень развития метрической подструктуры образно-
го мышления
1.
Выявление уровня усвоения понятий «миллиметр», «сантиметр»,
«дециметр», «метр», «километр».
2.
Выявление уровня сформированности умений и навыков:
- измерение отрезков;
- сравнения величин.
3.
Выявление умения устанавливать соотношения между единицами
измерения величин.
Максимальное количество баллов – 35
№ задания
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Количество
баллов
2
2
2
1
3
2
7
2
3
3
4
4
Оценки:
«5» (1 уровень) – 32-35 баллов
«4» (2 уровень) – 23-31 балл
«3» (3 уровень) – 14-22 балла
Очень низкий уровень – ниже 14 баллов
1.
Укажите длину полоски:
2.
Укажите лишнее слово.
Сантиметр, дециметр, килограмм, метр, километр.
3.
Длина отрезка 1 см. на прямой отметь отрезок, дина которого на 1 дм
больше.
4.
Начерти отрезок равный данному.
5.
Отметь на прямой отрезок, длина которого равна сумме длин отрезков АВ
и КМ.
А
В
К
М
6.
Вычисли периметр прямоугольника.
7.
Из единиц измерения.
длины: «сантиметр», «дециметр», «метр», «километр».
массы: грамм, килограмм.
времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век.
выбери те, что подходят для измерения:
а) длины пальцев твоей руки;
б) продолжительности уроков в школе;
в) твоего возраста;
г) твоего роста;
д) твоего веса;
е) расстояния между городами;
ж) массы одного яблока
Запиши ответы в таблицу
а
б
в
г
д
е
Ж
8.
Какие из записей обозначают 450 см в других единицах измерения?
1)
4 м 5 дм
2)
45 м
3)
4 м 50 см
4)
4 м 50 дм
5)
45 дм
6)
4 дм 50 см
9.
Отметь на прямой отрезок, дина которого равна длине ломаной линии.
10. Укажи ломаные линии одинаковой длины
5 см
2 см
2
с м
5
с м
11.Вычисли периметр фигуры.
12. Распредели единицы измерения между величинами:
а) длина; б) масса; в) время; г) стоимость.
1 сут.
1 ц
1 год
1 т
1 мм
1 мин.
1 р
1 дм
1 кг
1 век
1 с
1 м
1 см
1 т
1 к
1 ч
а
б
в
Г
Приложение № 8
" высокий уровень;
27,27%
"; 45,45%
" средний уровень;
27,27%
Результаты теста на выявление уровня развития метрической подструктуры за 2008 год
Упражнения на коррекцию и развитие подструктуры
образного мышления
Приложение № 9
1.
Топологическая подструктура
Упр.1. Нарисуй два дома – красный и зеленый так, чтобы красный был выше зе-
леного, а зеленый был дине красного.
Упр.2. На чертеже раскрась зеленым цветом пересечение фигур и обведи крас-
ным их объединение.
Упр.3. Начерти фигуру по описанию: от начальной точки 2 клетки вверх и
вправо по диагонали, 2 клетки вверх, 2 клетки вверх и вправо по диагонали, 2 клетки
вниз и вправо по диагонали, 2 клетки вниз, 2 клетки вниз и вправо по диагонали, 8
клеток влево.
Раздели получившуюся фигуру на 4 равных четырехугольника.
Вырежи получившиеся четырехугольники и сложи из них как можно больше
разных фигур.
Начерти сложенные фигуры и покажи, как ты их сложил.
Упр.4. Раскрась:
- пересечение круга и треугольника;
- пересечение треугольника и круга;
- пересечение шестиугольника и круга;
1
2
3
4
5
6
- фигуру, получившуюся при пересечении шестиугольника, треугольника и круга;
- фигуру, получившуюся при объединении шестиугольника и круга;
- фигуру, получившуюся при объединении шестиугольника, круга и треугольника.
Упр.5.
Упр.6.
Упр.7.
Упр.8.
Упр.9.
Упр.10.
Приложение № 10
2.
Проективная подструктура
Упр.1. Найди ключ от одного и того же замка.
Упр.2. Какое изображение (А, Б или В) получится, если смотреть на конус свер-
ху, сбоку, снизу?
Упр.3. Какое изображение (А, Б или В) получится, если смотреть на цилиндр
сбоку, сверху, снизу?
Упр.4. начато изображение пирамиды и ее развертки. Дострой их.
Упр.5.
Упр.6.
Упр.7.
Упр.8.
Справа на рисунке даны бумажные выкройки (А, Б, В), а
слева склеенные из этих выкроек предметы. Какая
выкройка соответствует каждому из предметов?
Упр.9.
Приложение № 11
3.
Порядковая подструктура
Упр.1. Задание – игра. Играют два ученика (соседи по парте). Каждый из
игроков, внимательно рассмотрев свою таблицу, должен найти закономерность
в расположении фигур, а затем заполнить клетки со знаком вопроса. Выигрыва-
ет тот, кто быстрее справился с задачей.
Упр.2. Задание – игра. Играют два ученика (соседи по парте). Каждый из
игроков, внимательно рассмотрев свою таблицу, должен найти закономерность
в расположении фигур, обращая внимание не только на форму, но и на цвет, а
затем заполнить клетки со знаком вопроса. Выигрывает тот, кто быстрее спра-
вился с задачей.
Упр.3. Дорисуй недостающую фигуру.
Упр.4. На рисунке изображены попугаи, мартышки и удавы. сосчитай их,
считая всех подряд по порядку: первый попугай, первый удав, второй попугай,
первая мартышка, третий попугай и т.д.
Упр.4.
Упр.5.
Упр.6.
Упр.7.
Чем
похожи
эти
фигуры?
На
какие
группы
их
можно
разделить? Как называются фигуры каждой группы?
Пронумеруй чашки в порядке убывания вместимости
Упр.8.
Упр.9.
Упр.10.
Упр.11.
Приложение № 12
4.
Метрическая подструктура
Упр.1. измерь предметы и запиши их дину в тетради.
Упр. 2. Мои размеры. Чтобы вписать ответы, тебе потребуется для изме-
рения линейка и сантиметровая лента.
Упр.3. Выбери, чем бы ты стал измерять:
3)
длину экватора;
4)
дину карандаша;
5)
расстояние от школы до дома;
6)
свой рост;
7)
расстояние от Москвы до южного полюса;
8)
высоту дома;
9)
размер ноги;
10) длину ресниц;
11)
окружность головы;
12) окружность талии.
Упр. 4. Измерь длину сторон каж-
дого
много-
угольника. Определи периметры.
Что общее ты можешь сказать о
сторонах
каждого
многоугольника?
Заштрихуй
лишний
многоугольник.
Начерти
свой
много-
угольник
с
равными сторонами и определи его пе-
риметр.
Упр. 5.
Упр. 6.
Упр. 7.
Упр. 8.
Найди объем фигур, составленных из кубиков, если объем
одного кубика равен 1см
3
Объем каких фигур одинаковый?
Упр. 9.
Упр. 10.
Упр. 11.
Упр. 12.
Приложение № 13
5.
Композиционная подструктура
Упр. 1. Заполни рисунки.
Упр. 2. «Танграм». Отыщи части квадрата на рисунке. Поставь номера фигур.
Упр. 3.
Упр. 4.
Упр. 4.
Собери фигуру по образцу
A
B
K
M
N
E
F
D
Отыщи точки, которые лежат:
- на сторонах параллелограмма _______
- внутри параллелограмма ______
- снаружи параллелограмма _______
Приложение № 14
Тест № 1
1.
Раскрась рисунки так, чтобы:
- сверху был круг, под ним треугольник, а внизу пятиугольник;
- сверху был треугольник, под ним пятиугольник, а внизу круг;
- сверху был треугольник, под ним круг, а внизу треугольник.
2.
Назови предметы, которые находятся:
- в нижнем ряду, в верхнем ряду;
- в правом столбце;
- в одном из средних столбцов;
- в верхнем правом углу.
3.
4.
Рассмотри рисунок и определи количество ромбов, лежащих:
- внутри квадрата ___
- пересекаются с квадратом ___
- лежат вне квадрата ____
Синим цветом закрась место внутри большого треугольника и справа от большого квадрата.
Зеленым цветом закрась место внутри большого квадрата над большим треугольником
Красным цветом закрась место внутри большого треугольника, внутри маленького круга, под маленьким треугольником.
5.
Нарисуй путь мышки. 1 клетка – 1 метр. 2 метра вправо, 3 метра вниз, 4 метра вправо, 4 метра
вверх, 3 метра влево, 1 метр вверх, 8 метров вправо.
6.
№ задания
1
2
3
4
5
6
Количество баллов
2
2
2
2
4
6
Максимальное количество балов – 18
Оценки
«5» (1 уровень) – 16-18 баллов
«4» (2 уровень) – 10-15 баллов
«3» (3 уровень) – 6-9 баллов
Очень низкий уровень – меньше 6 баллов.
Приложение № 15
"; 20,00%
" высокий уровень;
40,00%
"; 40,00%
Результаты промежуточного теста на выявление уровня развития топологической подструктуры за 2010 год
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
1
2
3
4
5
6
7
Варианты ответов:
А) 2
Б) 6
В) 4
1
2
3
4
Ответ: _________________
Приложение № 16
Тест № 2
1.
Рассмотри четырехугольники на рисунке. Укажи (выпиши номера четырехугольников):
- все квадраты ______
- все прямоугольники ______
- все ромбы _____
- все параллелограммы ______
2.
Рассмотри треугольники на рисунке. Укажи (выпиши номера треугольников):
- все прямоугольные _____
- все остроугольные ______
- все тупоугольные _______
3.
Укажи количество углов на рисунке
4.
Соедини точки по порядку . назови получившуюся фигуру.
5.
Найди лишнюю фигуру и заштрихуй ее.
Ответ: ________________
а
б
а) всего_____ треугольников
б) всего_____ треугольников
Ответ: ________________
6.
На каком рисунке заштрихован ромб?
7.
Сосчитай и запиши, сколько всего треугольников.
8.
Назови фигуры, изображенные на рисунке, одним словом и запиши его.
9.
Заштрихуй на рисунке все параллелограммы.
№ задания
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Количество
бал-
лов
2
3
3
2
2
2
4
3
4
Максимальное количество балов – 25
Оценки
«5» (1 уровень) – 25-23 баллов
«4» (2 уровень) – 22-20 баллов
«3» (3 уровень) – 20-10 баллов
Очень низкий уровень – меньше 10 баллов.
Приложение № 17
"; 20,00%
" высокий уровень;
40,00%
"; 40,00%
Результаты промежуточного теста на выявление уровня развития порядковой подструктуры за 2010 год
а)
б)
в)
а)
б)
в)
г)
Приложение 18
Тест № 3
1.
Укажи, какие предметы могут иметь форму:
- ромба _______________________
- квадрата _____________________
- треугольника _________________
Варианты: а) картина; б) печенье; в) косынка; г) тарелка.
2.
Дострой до прямоугольника:
3.
Сколько треугольников в каждой из фигур?
4.
Найди среди фигур параллелограмм.
5.
6.
Рассмотри рисунок. Геометрические фигуры «разрезаны по своей оси симметрии. Дорисуй недоста-
ющие части геометрических фигур.
а)
а)
б)
в)
1
2
3
4
5
6
7
Найди на рисунке:
а) треугольники __________
б) прямоугольники ________
в) квадрат _______________
г) параллелограмм ________
д) шестиугольник __________
7.
Даны геометрические фигуры. Сосчитай, сколько здесь фигур разного вида и их общее ко-
личество.
№ задания
1
2
3
4
5
6
7
Количество
бал-
лов
2
3
4
2
3
5
5
Максимальное количество балов – 24
Оценки
«5» (1 уровень) – 24-22 баллов
«4» (2 уровень) – 21-20 баллов
«3» (3 уровень) – 19-10 баллов
Очень низкий уровень – меньше 10 баллов.
Приложение № 19
"; 20,00%
" высокий уровень;
60,00%
"; 20,00%
Результаты промежуточного теста на выявление уровня развития проективной подструктуры за 2010 год
2
3
1
Приложение № 20
Тест № 4
1.
Единицы измерения площади:
а) см, мм, дм;
б) м, т, ц, кг, г;
в) см
2
, мм
2
, м
2
.
2.
Что больше: площадь квадрата или круга?
а) площадь квадрата больше;
б) площадь круга больше;
в) площади одинаковы.
3.
Площади каких фигур равны?
а) 1, 3
б) 1, 2, 3
в) 1, 2
4.
Найди площадь квадрата со стороной 5 см.
а) 25 см
2
б) 20 см
2
в) 10 см
2
5.
Экран имеет форму прямоугольника со сторонами 4м и 2м. найди площадь экрана.
а) 6 м
2
б) 8 м
2
в) 12 м
2
6.
Найди площади фигур, если площадь одного квадрата равна 1 см
2
.
2
1
3
1)
___________
2)
___________
3)
___________
№ задания
1
2
3
4
5
6
Количество
бал-
лов
2
2
3
4
4
4
Максимальное количество балов – 19
Оценки
«5» (1 уровень) – 19-17 баллов
«4» (2 уровень) – 16-14 баллов
«3» (3 уровень) – 14-7 баллов
Очень низкий уровень – меньше 7 баллов.
Приложение № 21
"; 20,00%
" высокий уровень;
30,00%
"; 40,00%
" средний уровень; 10,00%
Результаты промежуточного теста на выявление уровня развития метрической подструктуры за 2010 год
Приложение № 22
Результаты промежуточного диагностирующего тестирования на выявление
уровня наглядно-образного мышления за 2010 год
топологическая
порядковая
проективная
метрическая
0
1
2
3
4
5
6
7
8
"
"
Приложение № 23
Сравнение результатов входных и промежуточных диагностирующих тестов
т
о
п
о
л
о
г
и
ч
е
с
к
а
я
п
о
р
я
д
к
о
в
а
я
п
р
о
е
к
т
и
в
н
а
я
м
е
т
р
и
ч
е
с
к
а
я
0
1
2
3
4
5
6
7
8
2008 г. (
2010 год (
Приложение № 24
"; 33,33%
" высокий уровень;
55,56%
"; 11,11%
Результаты итогового теста на выявление уровня развития топологической подструктуры за 2012 год
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
А
B
C
K
M
N
D
E
O
Приложение № 25
Тест № 1
1.
Рассмотри и назови номера объемных фигур
Какая фигура расположена справа?
Какая фигура расположена в левом верхнем углу?
Какая фигура расположена под кубом?
Какая фигура расположена над шаром?
Какая фигура расположена между прямоугольником и кубом?
2.
3.
Соедини линию так, чтобы:
- треугольник оказался внутри, а квадрат – вне замкнутой линии (рис. А);
- круг на границе, треугольник – вне замкнутой линии (рис. Б);
- треугольник – внутри замкнутой линии, круг – на границе, квадрат – вне замкнутой линии
(рис. В);
- квадрат – вне замкнутой лини, круг – внутри, треугольник – на границе (рис. Г).
Проведи
прямую
так,
чтобы
точки А и В оказались на этой пря-
мой.
Укажи число точек, лежащих:
- над прямой;
- под прямой?
4.
Рассмотри рисунок и определи количество треугольников, лежащих:
- внутри прямоугольника;
- пересекаются с прямоугольником;
- лежат вне прямоугольника.
5.
Начерти фигуру по описанию.
От заданной точки по клеткам поставь точки по указанному направлению: 3 вправо, 1 вниз, 2
влево, 1 вниз, 2 вправо, 1 вниз, 2 влево, 1 вниз, 2 вправо, 1 вниз, 3 влево, 5 вверх. Соедини точки в
порядке их появления.
6.
Синим цветом закрась место внутри большого треугольника и справа от большого круга.
Зеленым цветом закрась место внутри большого треугольника, малого круга и слева от прямоугольника.
Красным цветом закрась место внутри прямоугольника и под малым кругом.
№ задания
1
2
3
4
5
6
Количество
баллов
2
2
4
3
4
6
Максимальное количество баллов 21
Оценки: «5» (1уровень)- 19-21 балл
«4» (2уровень) – 19-17 баллов
«3» (3уровень) -17-12 баллов
Очень низкий уровень ниже 12 баллов
Приложение № 26
"; 33,33%
" высокий уровень; 44,44%
"; 22,22%
Результаты итогового теста на выявление уровня развития порядковой подструктуры за 2012 год
1
2
3
4
5
6
3
4
5
6
Приложение № 27
Тест № 2
1.
Выбери название для каждой фигуры.
Прямоугольный
параллелепипед
_________,
Куб
_________,
Цилиндр
_____,
Многоугольник
________, Ломаная линия _________.
2.
Сосчитай сколько углов у этих многоугольников. Соедини фигуры с нужными цифрами.
3.
Укажи количество отрезков на рисунке.
Варианты ответов: а) 3; б) 4; в) 6; г) другой ответ _____
4.
Внимательно рассмотри таблицу, найди закономерность в расположении фигур и заполни клетки со
знаком вопроса.
3
1
2
4
5
5.
Найди лишнюю фигуру.
Варианты ответов: а) 1; б) 4; в) 5; г) 2
6.
Назови:
Номера конусов: __________
Номера пирамид:__________
7.
Дорисуй недостающую фигуру.
8.
Подпиши названия и количество элементов куба.
9.
Рассмотри рисунки. Сколько на каждом из них треугольников? Четырехугольников?
Треугольников _________
Треугольников _________
Четырехугольников _____
Четырехугольников _____
10.
Пронумеруй чашки в порядке убывания вместимости.
№ задания
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Количество
баллов
2
2
3
4
3
2
3
4
4
2
Максимальное количество баллов 29
Оценки: «5» (1уровень)- 27-29 баллов
«4» (2уровень) – 26-24 баллов
«3» (3уровень) -24-15 баллов
Очень низкий уровень ниже 15баллов
Приложение № 28
"; 33,33%
" высокий уровень;
66,67%
Результаты итогового теста на выявление уровня развития проективной подструктуры за 2012 год
а) пирамиды
б) прямоугольного параллелепипеда
в) конуса
Сверху ____
Сбоку _____
Снизу_____
Приложение № 29
Тест № 3
1.
Укажите какие предметы могут иметь форму:
- цилиндра __________,
- прямоугольного параллелепипеда _________
Варианты: а) карандаш; б) коробка; в) барабан; г) шкаф.
2.
Начато изображение куба. Дострой его.
3.
Рассмотри чертеж. Разверткой какого геометрического тела может быть эта фигура?
4.
Какое изображение (А, Б или В) получится если на конус смотреть:
Сбоку _____ Сверху ____
Снизу_____
5.
Какое изображение (А, Б или В) получится если на цилиндр смотреть:
6.
Начато изображение пирамиды и ее развертки. Дострой их
7.
Заверши изображение.
цилиндра
его развертки
чертеж трех его видов
8.
Развертка какого прямоугольного параллелепипеда дана на рисунке?
9.
Справа на рисунке даны бумажные выкройки (А, Б, В), а слева – склеенные из этих выкроек пред-
меты. Какая выкройка соответствует каждому из предметов?
10.
Даны геометрические фигуры. Сосчитай сколько здесь фигур разного вида и их общее количество.
№ задания
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Количество
баллов
2
2
2
2
2
2
4
4
4
5
Максимальное количество баллов 29
Оценки: «5» (1уровень)- 27-29 баллов
«4» (2уровень) – 26-24 баллов
«3» (3уровень) -24-15 баллов
Очень низкий уровень ниже 15баллов
Приложение № 30
"; 11,11%
" высокий уровень;
55,56%
"; 33,33%
Результаты итогового теста на выявление уровня развития метрической подструктуры за 2012 год
Приложение № 31
Тест № 4
1.
Единицы измерения объема:
а) м
2
, см
2
, дм
2
; б) м
3
, см
3
, дм
3
; в) м, см, дм
2.
Вычислить объем прямоугольного параллелепипеда.
3.
Что больше объем куба или шара?
4.
Найди объем фигур, составленных из кубиков, если объем одного кубика равен 1см
3
.
5.
Выбери, чем бы ты стал измерять (м
3
, м
2
, км
3
, км
2
, м, см, км, мм)
А) длину экватора;
Б) длину карандаша;
В) высоту дома;
Г) объем бассейна;
Д) площадь комнаты
Запиши ответы в таблицу
А
Б
В
Г
Д
5 дм
3 дм
2 дм
А) объем куба больше
Б) объем шара больше
6.
Найди объем куба с ребром 3 см
А) 9 см
3
Б) 27 см
3
В) 18 см
3
7.
Распредели единицы измерения между величинами: а) длина; б) площадь; в) объем
м
га
мм
дм
2
м
3
мм
3
л
кв.см
км
а
б
в
8.
Объем каких фигур одинаковый?
№ задания
1
2
3
4
5
6
7
8
Количество
баллов
2
3
2
4
3
3
4
5
Максимальное количество баллов 26
Оценки: «5» (1уровень)- 24-26 баллов
«4» (2уровень) – 24-22 баллов
«3» (3уровень) -22-12 баллов
Очень низкий уровень ниже 12 баллов
Приложение № 32
Результаты итогового диагностирующего тестирования на выявление уровня
наглядно-образного мышления за 2012 год
топологическая
порядковая
проективная
метрическая
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
"
"
Приложение 33
Сравнение результатов промежуточных и итоговых диагностирующих тестов
(отношение числа учеников получивших «5» и «4» к общему количеству учеников в классе)
топологическая
порядковая
проективная
метрическая
88,80
77,70
100,00
66,60
45,00
45,00
54,54
27,30
2012 г. (
2010 год (
Пр
иложение № 34
Конспект открытого урока №1
Тема: «Периметр треугольника»
Цели урока:
Повторить название треугольников по видам углов.
Учить находить периметр треугольника.
Развивать внимание, зрительное восприятие, логическое мышление.
Воспитывать интерес к предмету.
Ход урока:
1. Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку.
Зарядка для глаз.
Сегодня на уроке мы продолжим учиться определять виды треугольников по углам и будем
учиться находить периметр треугольника.
Что требуется от Вас, ребята, быть внимательными и активными, проявлять самостоятель -
ность в выполнении заданий, давать правильные математические ответы и рассуждения.
План сегодняшнего урока такой:
1.
Зарядка для глаз.
2.
Минутка чистописания.
3.
Повторение.
4.
Физминутка.
5.
Изучение нового.
6.
Подведение итогов.
7.
Проверка домашнего задания.
2.
Минутка чистописания.
Открыли тетради. В тетрадях карандащом прописали треугольники.
Какие треугольники прописали?
Написали сегодняшнее число: 2 февраля, вторник.
Классная работа. И тему урока: «Периметр треугольника».
3.
Повторение.
а) Устный счет.
К доске идут два ученика, заполнять «магический квадрат»
С остальными играем в игру «математическая рыбалка».
На доске 5 рыбок. Поочередно вызывать детей к доске. Они «ловят» (снимают) рыбку, чита-
ют пример. Все ученики показывают карточку с цифрой учителю. Кто решит пример правильно,
тот поймал рыбку. Кто «наловит» рыбок больше всех, тот «лучший рыболов».
Назовите пример с одинаковыми ответами.
б) Коррекционно-развивающее задание.
«Волшебный мешочек». Узнавание и классификация фигур.
Достаем фигуру и прикрепляем к доске.
- Какая фигура лишняя (круг)?
- Почему?
- Остальные фигуры можно разбить на какие две группы? (Четырехугольники и треугольни-
ки).
Вывод: Какая геометрическая фигура называется треугольником?
Треугольник – это геометрическая фигура, у которой три угла, три вершины и три стороны.
Назовите какие вы знаете треугольник по видам углов? (остроугольный, тупоугольный, пря -
моугольный)
Назовите номер остроугольного, тупоугольного, прямоугольного треугольников?
4.
Физминутка.
Игра «огонь и лед». (релаксация)
5.
Изучение нового материала.
Начертили в тетрадях прямоугольный треугольник, со сторонами 3 см, 4 см. Измерили тре -
тью сторону. (5 см)
Обозначаем стороны латинскими буквами.
Найдем сумму длин сторон треугольника. Сколько сторон в треугольнике? Значит слагае -
мых будет три.
Как называется сумма длин сторон многоугольника? (периметр).
Какой буквой обозначается периметр? (Р).
Р = АВ+ВС+СА
Р = 4 + 3 + 5 = 12 см
В каких единицах измеряется Р?
Назовите единицы длины?
Вывод: Чтобы найти периметр треугольника, нужно сложить длины его сторон.
Попросить повторить двух учеников.
Решаем задачу.
Девочки на трудах шьют косынки. Чтобы края косынки не обсыпались, косынку можно об -
шить косой бейкой. Сколько косой бейки потребуется для того, чтобы обшить косынку с размера-
ми 50 см, 50 см, 70 см.
Какой формы косынка?
Какой это треугольник?
Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи?
Р = 50 см + 50 см +70 см = 170 см
Как можно записать по другому?
Р = 2 * 50 см + 70 см = 170 см
Выразить ответ в метрах. ( 1м 70 см)
Ответ: 1 м 70 см косой бейки потребуется для косынки.
Устные задачи: Чему равен Р следующих треугольников:
6.
Подведение итогов урока.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Как найти периметр?
Подсчитывание жетонов. Выставление оценок.
7.
Проверка домашнего задания.
Домашнее задание было составить фигуру.
Из чего составляли?
Сколько было треугольников? (8)
Какие были треугольники?
Сейчас из Ваших картинок составим одну большую.
Поблагодарить всех за активное участие на уроке.
Приложение № 34
Конспект открытого урока №2
Интегрированный урок швейного дела и математики
Тема урока: Построение чертежа наволочки.
Цели урока:
Учить выполнять построение чертежа наволочки по заданным размерам.
Закрепить умения и навыки выполнять преобразование чисел, получен-
ных при измерении длины.
Задачи:
1.
Дидактическая – научить учащихся правильно снимать мерки с подушки;
изготовлять выкройку наволочки; развивать навыки использования измерительных
инструментов; систематизировать ранее изученные ЗУН сложение и преобразование
чисел, полученных при измерении мерами длины.
2.
Коррекционная - развивать внимание, логическое мышление, мелкую мо-
торику и зрительно- двигательную координацию.
3.
Воспитательная – приучать к точности, воспитывать аккуратность при
выполнении работы, способствовать вниманию положительной учебной мотивации
и умению применять полученные ЗУН в повседневной жизни.
Наглядность:
- Образцы наволочек;
- подушки разных размеров;
- наволочка в натуральную величину;
- образец чертежа выкройки наволочки.
Межпредметные связи:
- математика;
- развитие речи и письмо;
- черчение.
Оборудование и материалы:
- Угольник;
- карандаш;
- сантиметровая лента;
- бумага для построения выкройки;
- ножницы.
Ход урока.
I.
Организационный момент:
- контроль посещаемости;
- проверка готовности к уроку.
Здравствуйте, дети! Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы его будем вести
с Анной Александровной. Кто у нас Анна Александровна? На этом уроке мы
посмотрим, как предмет швейного дела связан с математикой.
1.
Ориентировка во времени:
Установка на урок для активации мыслительной деятельности.
Беседа.
- Какое сегодня число, месяц?
- Какой день недели?
- На каком уроке вы присутствуете?
- Чем вы занимались на прошлом уроке?
Цель урока:
Сегодня на уроке, мы с вами будем учиться строить чертеж наволочки.
Что требуется от вас, девочки: быть внимательными и активными, проявлять
самостоятельность в выполнении заданий, стараться выполнить практическую
работу точно и аккуратно. Сегодня будем работать с ножницами, давайте вспо-
мним и повторим инструкцию по технике безопасности с ножницами.
Оцениваться сегодня на уроке будет практическая работа.
Работаем по следующему плану:
1.
Повторение пройденного материала.
2.
Подготовка к практической работе.
3.
Физ. Минутка.
4.
Выполнение практической работы.
5.
Итог урока.
Повторение пройденного материала. ( вопросно- ответной форме)
А теперь, давайте вспомним, что относится к постельному белью ( 2 наволоч-
ки, пододеяльник, простынь).
Из скольких деталей состоит наволочка?
Какие бывают наволочки по фасону?
Из каких тканей шьют наволочки? Почему? (показать на образцах тканей)
Какой формы бывают наволочки? (форма и размер наволочки зависит от раз-
мера подушки)
Молодцы!
Актуализация опорных знаний и представлений.
Сейчас вам предстоит отгадать кроссворд. Этот кроссворд связан с нашей темой
сегодняшнего урока.
По вертикали спрятано ключевое слово, но прежде чем его узнать, нам нужно отга-
дать кроссворд.
1.Сантиметр-4.Миллиметр - какими единицами измерения мы пользуемся, для из-
мерения длины и ширины наволочки.
7.Длина-2.Ширина - какие меры измерения, мы должны знать для изготовления
чертежа и выкройки наволочки.
3.Выкройка - при помощи чего выполняют раскладку на ткани.
5.Подушка - защитный со всех сторон чехол, набитый перьями, пухом, ватой для
подкладывания под голову.
6.Клапан - для того чтобы наволочка держалась на подушке, делаем что?
Ключевое слово-Наволочка- устаревшее название, предмет постельного белья, че-
хол на подушку.
Слово наволочка есть в нашей теме сегодняшнего урока «Построение чертежа наво-
лочки».
МОЛОДЦЫ! Справились с заданием.
Для того чтобы правильно построить чертеж наволочки на кукольную подушку, мы
обратимся к математике и нам в этом поможет Анна Александровна.
- Наша задача, построить чертеж наволочки для кукольной подушки.
Чтобы хорошо справиться с чертежом, выполним подготовительные упражнения.
1)
Развивающее упражнение- игра «Танграм»
- Какая геометрическая фигура у вас на столах? (квадрат)
- Возьмите линейку, измерьте длину и ширину квадрата.
- Сделайте вывод. (у квадрата длина и ширина равны).
- Возьмите ножницы и разрежьте квадрат по заданным линиям.
- А теперь по образцу на доске составьте фигуру изображенную на рисунке 2 (пря-
моугольник). Какая это фигура?
- Измерьте длину и ширину прямоугольника.
- Сделайте вывод (у прямоугольника длина и ширина не равны).
2)Снятие мерок с подушек.
-Чтобы построить чертеж наволочки , нам необходимо снять мерки с подушки.
-Какие мерки измерения для изготовления чертежа мы знаем? (ДИ, ШИ)
-Какие единицы измерения мы будем использовать при снятии мерок?
-Перед вами три подушки. Покажите, как правильно снимать мерки с подушек. Вы-
звать трех девочек для снятия мерок и определении форм наволочек.
3)Анализ готового чертежа.
-Внимание на доску. Это готовый чертеж наволочки для кукольной подушки, кото-
рый нам предстоит изготовить.
.
30 см
30
см
10 см
-Сколько деталей у наволочки? (1)
-Из скольких частей состоит чертеж? (3) Почему?
-Какие части по форме?
-Как называется третья фигура у наволочки? (клапан)
-Откуда взялось число 70 см? (30+30+10)
После небольшой физ.паузы приступим к выполнению практической работы
3. Физ. Минутка.
А сейчас, мы с вами сходим в магазин за тканью.
- Идёи в магазин - ходьба на месте
- Заглянули в один отдел – не то, в другой - не то, в третий – посуда, в четвертый –
телевизоры – наклоны в стороны, повороты головы
- Не можем найти, что за магазин? – пожали плечами
- Тут ещё шнурок развязался, другой – наклоны
- Наконец- то нашли!
- Подбираем ткань на ощупь – щупаем
- Купили ткань , и пошли домой - ходьба на месте
- Сели.
Молодцы, отдохнули!
4.
Выполнение практической работы.
-На столах у вас лист ватмана, покажите прямой угол.
-Строить будем от вершины прямого угла.
1)От вершины прямого угла по горизонтали , вправо откладываем 30 см;
2)от вершины прямого угла по вертикали, вниз откладываем 30 см;
3)строим прямой угол и откладываем 30 см; соединяем точки – получаем квадрат;
4)пристраиваем второй квадрат:
От верхней правой вершины квадрата откладываем 30 см;
От нижней правой вершины квадрата откладываем 30 см;
Соединяем, проверяем- 30см.
5)От верхней правой вершины второго квадрата откладываем 10 см.
От нижней правой вершины квадрата откладываем 10 см.
30 см
Линия сгиба
Линия сгиба
70
см
Соединяем, проверяем 30 см.
Чертеж наволочки для кукольной подушки готов !
Проверяем чертеж у всех девочек.
- Берем ножницы и вырезаем, помня ТБ .
-Получили выкройку наволочки.
Итог урока.
Оценивание практической работы.
-Что мы делали на уроке?
-Нужна ли нам была математика?
Вывод: сегодняшний урок помог нам установить взаимосвязь между знаниями, по-
лученными на уроках математики, геометрии и швейного дела. Он лишний раз дока-
зывает, что знания полученные по одному предмету, обогащают ,доказывают и
даже необходимы для другого предмета.
Доп. вопросы:
1.
Наволочки , как и пододеяльники, простыни, относят к какому белью? (по-
стельному)
2.
Из какой ткани шьют наволочки ? (ситец, сатин, бязь, льняная ткань)
3.
Почему эти ткани используют при пошиве постельного белья? (хорошо утю-
жатся, впитывают влагу, пропускают воздух, прочные в носке)
4.
Для того чтобы наволочка держалась на подушке, делают что?(клапан, завяз-
ки, застежку на пуговицах)
5.
Почему перед раскроем надо проверить качество ткани?
6.
Для чего перед раскроем ткань проутюживают?
7.
Для чего перед раскроем определяют лицевую сторону ткани и долевую нить?