Автор: Бубенова Надежда Михайловна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБДОУ "Чистогорский детский сад № 1" комбинированного вида
Населённый пункт: Кемеровская область Новокузнецкий район п. Чистгорский
Наименование материала: Статья из опыта работы
Тема: Портфолио дошкольника как интерактивная форма работы с родителями"
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ «Чистогорский детский сад №1» комбинированного вида
«Портфолио дошкольника как интерактивная
форма работы с родителями»
Составила
Бубенова Н. М.,
воспитатель.
2016 г.
В современном дошкольном образовании необходимы новые подходы к
оценке достижений ребенка, которые базируются на государственном
образовательном стандарте, построенные на концепции компетентности
ребенка в различных видах деятельности, основаны на уровне
продуктивного творчества при определении индивидуального
образовательного маршрута ребенка. Поэтому в нашем детском саду, в
рамках комплексного сопровождения ребёнка и его семьи, используются
разнообразные формы работы с родителями. Одной из них – современной и
эффективной - является портфолио дошкольника.
Трудности в общении с родителями связаны в первую очередь с
недостаточным информированием, в некоторых случаях даже отсутствием
каких-либо представлений у родителей в данном направлении. К тому же,
нужно показать родителям ценность ведения портфолио своего ребёнка с
дошкольного возраста, тем самым, способствуя повышению интереса
фиксировать все успехи малыша. Благодаря портфолио, устанавливается
более тёплая, тесная взаимосвязь, предмет общения между педагогами и
родителями становится более конкретным.
К концу дошкольного детства у детей формируются следующие
компетенции: Отношение к себе:
- ощущение эмоционального комфорта при общении с близкими
родственниками, сверстниками, воспитателем в дошкольном учреждении;
- проявление чувства собственного достоинства (оценка себя «я – хороший»
на основе гордости, стыда);
- интерес к изучению возможностей собственного тела, интерес к тем
природным задаткам, которые проявляются при занятии различными видами
деятельности;
- вера в достижение успехов при познании окружающего мира о
формировании навыков доброжелательного общения с разными людьми;
Отношение к другим: к родителям, воспитателям, сверстникам, а также к
различным видам деятельности:
- переживание радости экспериментирования и открытия нового;
- способность оценивать мастерство другого человека. ДЕТСКИЙ САД
должен обеспечить равные возможности развития каждого ребенка, создать
благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями, развитие
способностей и творческого потенциала каждого ребёнка, как субъекта
отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
В данном вопросе поможет использование современной образовательной
технологии «Портфолио дошкольника», которая является одной из
образовательных технологий, обеспечивающих личностно-ориентированный
подход в образовании.
Поэтому мною был разработан портфолио, начиная с раннего возраста,
который включает в себя все сферы развития ребенка этого возраста,
показывает динамику в развитии его способностей, в соответствии с его
индивидуальными особенностями, помогает оценить его сильные стороны
развития, наметить умения и навыки, требующие развития.
Совместное создание портфолио поможет ребенку освоить такой важный
инструмент самопознания, как «Какой Я?», что позволит маленькому
человеку проще понимать себя и определять свое место в мире. А что может
быть важнее в будущей жизни?
Польза портфолио для педагогов, которым предстоит общаться с ребенком,
неоспорима. Но более всех в этом документе нуждается сам малыш.
Портфолио пополняется лучшими детскими рисунками и фотографиями,
наблюдениями, как ребенок взрослеет, какие слова и понятия осваивает, как
прирастают его навыки и умения.
Так как разговор идет о портфолио ребенка, то не может и речи о скучном
формальном подходе к документу. Летопись роста малыша должна быть
увлекательной и яркой, ведь она создается не для галочки или педагогов,
неординарной книге предстоит стать гордостью ее героя – самого ребенка. И
будет правильно, если собирать эту летопись родители начнут вместе с
ребенком, объяснив малышу, зачем эта книга создается, и что в нее будет
входить. И не стоит думать, что трехлетний малыш не поймет замысла. Уже в
этом возрасте дети неравнодушны к ярким картинкам, а если это будут его
картинки, то интерес долго не ослабеет. А спустя время, немного подросший
человек может поразиться , каким он был еще недавно, и сравнить
сегодняшние и вчерашние умения. Заинтересованные в более близком
общении с ребенком, родители используют для этого процесс сбора
портфолио.
Действительно, это рождает общие интересы, взрослые вокруг малыша
начинают чаще замечать его достижения и акцентировать на них внимание, а
значит, семья проводит больше времени вместе, занимаясь одним важным
делом.
Основная функция портфолио для детского сада – сохранить все самые
позитивные моменты жизни ребенка, повысить его самооценку, направить
его на путь развития своих умений и расширение кругозора. Принимая
участие в создании этого своеобразного документа, ребенок учится создавать
свой имидж, оценивать свои достижения в динамике и не зацикливаться на
неудачах и промахах. А педагогам и родителям немаловажно сохранить
память об этом счастливом периоде формирования личности своего
любимого чада. Ведь он не повторится никогда, а открыв эту папочку, всегда
можно будет снова в него окунуться.