Автор: Ризванова Мадинат Ширваниевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа 2026 УК 6
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе
Раздел: дошкольное образование
Итоговое занятие по обучению грамоте
в подготовительной группе
Программное содержание:
1.Развивать фонематический слух и внимание;
2.
Развивать умение разгадывать кроссворды, заменяя рисунки словами
3.
Развивать логическое мышление, сообразительность.
4.Закрепить умение определять местоположения звука в слове;
5.Закрепить понятие, что такое предложение;
6.Закрепить знания о различии гласных и согласных звуков;
7.Закрепить понятие у детей давать основные характеристики звуков;
8.упражнять в подборе слов с заданным звуком;
9.Упражнять в звуковом анализе слов;
10.Тренироваться в конструировании букв и чтение слов, состоящих из двух слогов;
11.Составлять предложения с помощью схемы;
12.Воспитывать любовь к родному языку.
Материалы к занятию:
1.Звукозапись «звукового письма», магнитофон.
2.«Волшебный мешочек» с буквами.
3.Плакат со схемами предложений и нарисованным гномом.
4.Посылка.
5. Игрушки: мяч, кубик, машина, кукла, паук.
6.Медальки в форме букв.
7.Сундучок.
8.Карточки: синие, красные, зеленые.
9.«Волшебный карандаш».
Раздаточный материал:
1.
Карточки: синие, зеленые, красные;
2.
Листочки для записи схемы предложения и слов;
3.
Буквы;
4.
Карточки со словами :Ноль, капля.
Воспитатель (к детям): Улыбнитесь друг другу, и подарите гостям свою улыбку.
Дорогие ребята! Сегодня к нам в группу пришла посылка и необычное письмо – звуковое. Давайте послушаем его (звучит запись «письма» от
Королевы Знаний)
«Мои дорогие юные друзья! Я Королева Знаний. Сегодня, я вас приглашаю в гости, в
мою Страну Знаний! Мне так хочется узнать, чему же вы научились на занятиях по
Обучению грамоте. В Стране Знаний вас ожидают интересные задания, которые
вы должны выполнить. Я уверена, что вы справитесь со всеми заданиями,и в конце ,
после выполнения всех заданий , вас ждет награда. Желаю вам удачи!!!»
Воспитатель: Ну, что, ребята, вы готовы отправиться в Страну Знаний? Но прежде, чем мы отправимся в путешествие,
-Давайте вспомним, чем буквы отличаются от звуков?
(буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим)
-Правильно ребята, а из чего состоит наша речь?
(наша речь состоит из слов, слова состоят из звуков)
-Какими бывают звуки? (звуки бывают согласными и гласными)
-Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются голосом).
Назовите гласные звуки (а, о, у, и, ы, э)
-Какими бывают согласные звуки? (согласные звуки бывают твердыми и мягкими)
-Каким цветом обозначается твердый согласный звук? (синим)
-Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зеленым)
-Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (красным).
Воспитатель: ну,
а
теперь
мы
можем
отправляться
в
путь!
У
меня
есть
волшебный
карандаш,
который
поможет
нам
оказаться
в
Стране
Знаний.
Закрываем глазки. Раз-два-три в Страну знаний нас веди!
Воспитатель: Вот мы, кажется, и попали в Страну знаний. Ребята,а что это ? Да
, это посылка от королевы Знаний ! Давайте посмотрим , что в посылке. Смотрите
здесь письмо, а это, кажется и первое задание,
Королева Знаний посылку прислала,
А в ней предметы
Но вы не ждите подсказки:
Названия прдметов на слоги поделите,
И сколько в слове том частей - скорее вы скажите!
(воспитатель достает из посылки и показывает детям: куклу, мяч, кубик, машину)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какие интересные предметы! Сколько слогов в
слове «Кукла»?(2). А как еще мы сможем проверить? (при помощи хлопков). Сколько
в этом слове гласных звуков? (2). Почему? (потому, что, сколько в слове гласных,
столько и слогов).
1.Сколько в слове «мяч» слогов (1), сколько гласных звуков? (тоже 1)
2.Сколько в слове «машина» слогов(3), сколько гласных звуков? (тоже 3)
3.Скажите ребята, а как назвать эти предметы одним словом? (игрушки)
Воспитатель: Правильно,
игрушки. Ребята, вы такие молодцы! А вот и второе
задание. Выполнять его мы будем сидя за столами . Проходите садитесь за столы.
Скажите, а что такое предложение? (это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат
между собой)
У Королевы Знаний
Помощников не счесть
Средь них один чудесный Гномик есть
Он карточку со схемами в подарок вам принес
Вы ж проявите свое умение
Составьте со словами предложения!
Воспитатель: Вот этот Ученый Гном, просит вас составить предложения по
схемам со словом игрушки! (На плакате нарисован Гном со схемами предложений).
1.|_______ ______.
2.|_______ ______ ______.
3.|_______ ______ ______ ______.
Воспитатель: Скажите ребята, что означает каждая полоска в предложении?
(это слово). А что означает первый знак в предложении? (это начало предложения
и оно пишется с большой буквы). Что ставим мы в конце предложения и что это
обозначает? (точку, что предложение окончено). Какие знаки препинания ставятся
еще в конце предложения? (! ?)
(Дети составляют предложения со словом игрушки по схемам.)
Ребята ,вы отлично справились с заданием гнома, я горжусь вами !
Переходим к следующему заданию. Это ,ребята ,загадка.
4 задание:
-Отгадайте загадку
Сели на страничку,
Тридцать три сестрички,
Сели рядом - не молчат,
Нам загадки говорят.
(Азбука)
-Давайте составим это слово из букв и сделаем звуковой анализ слова "азбука»(дети
работают самостоятельно, один ребенок у доски).
5 задание:
-Составьте предложение со словом «алфавит» (дети составляют предложения и
делают графическую запись этого предложения).
6 задание:
Ребята, давайте составим и запишем слово по первым буквам названий предметов.
(ведро, ель, солнце, носки, арбуз). Молодцы, справились, какое слово получилось?
(весна).
Сколько слогов в слове весна? Сколько букв? Сколько звуков? Вы у меня умницы , мне
очень приятно с вами работать!
7 задание:
Переходим к седьмому заданию:
«Веселые вопросы – шутки».
-Что нужно сделать, чтобы капля стала цаплей?
-Можно ли ноль превратить в соль?
Воспитатель: Молодцы, ребята! И с этим заданием мы с вами справились! Давайте
немного отдохнем и опять пойдем путешествовать по Стране Знаний.
Физкультминутка.
Весна
Всё проснулось ото сна, значит, к нам пришла весна. Потягивание
Солнце греет всё теплей, на прогулку все скорей!
Выбрасывание пальцев рук из кулачка с одновременным
разведением рук вверх, в стороны
Справа - первые цветочки появились на лужочке.
Правая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором
Слева - быстрый ручеёк с бугорка к реке потёк.
Левая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором
Мы кораблик смастерили,
Соединить ладони перед грудью
В ручеёк пустить решили.
Удаление сложенных ладоней вперёд от себя
Уплывай, кораблик мой, прямо к речке голубой!
Машем ладонями, прощаясь с корабликом
Вот как весело играть и в весенний день гулять!
Легкие подпрыгивания на месте
Дышит свежестью земля, подышу и с нею я
Вывешиваю на магнитной доске по очереди ребусы, дети составляют
зашифрованные там слова. Каждое составленное слово делится на слоги.
Бабочка
Экран
Гроза
Королева Знаний: Молодцы ,ребята! Вы многому научились! Я оставила вам
подарки , они в сундучке. Но сундучок не простой , а волшебный!
Ребята , нам предстоит последнее ,но очень интересное задание .Это загадка.
Отгадка и поможет нам открыть волшебный сундучок .
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется строй ...
Ответ: Алфавит
-Ребята , сколько букв в алфавите?
-Все ли буквы имеют звуки,?
- какие хитрые буквы есть в алфавите? Назовите ?
- Почему они называются хитрыми?
Правильно, вы умницы!
Ребята ,а сундучок-то открылся, оказывается , ваши знания и есть ключик !
Итог занятия
На сегодняшнем занятии мы много путешествовали. А что же мы интересного
узнали во время путешествия ?( Ответы детей). Ребята ,а что вам больше всего
понравилось?А что для вас оказалось самым трудным?
А мне ребята очень понравилось как вы себя вели во время путешествия , как вы
уверенно отвечали на вопросы и справлялись с заданиями королевы Знаний! Я вами
горжусь!